Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

169

 

КОРОТКО О КНИГАХ

 

ЛИЧНОСТНО-ЦЕНТРИРОВАННАЯ ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ. ОСНОВЫ, ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДЕТСКОЙ ТЕРАПИИ КАРЛА РОДЖЕРСА

 

Coetze H. (Hrsg.) Personenzentrierte Spieltherapie. Grundlagen Erfahrungen und Perspektiven einer Kindertherapie nach Carl Rogers. — Gottingen — Toronte — Zurich: Verlag fur Psychologie Dr С J. Hogrefe, 1981. — 195 S.

 

Рецензируемая монография посвящена одному из направлений современной игровой психотерапии. В настоящее время в игровой психотерапии нет единой концепции и единых установок. Возникнув в русле психоаналитического направления, она очень далеко ушла от психоанализа начала XX столетия, разбившись на множество течений.

Американский детский психолог и психотерапевт Карл Роджерс известен как выдающийся детский психолог нашего времени. Около 40 лет назад он выдвинул принципы лечения, которые в то время считались чуть ли не революционными, а сейчас стали общепризнанными. Вот они: 1) необходимо вчувствоваться в состояние ребенка — партнера по игровой терапии, вникнуть в сущность его заболевания, поставить себя на его место; 2) следует четко отличать сущность психического нарушения у ребенка от того фасада, которым прикрывается это расстройство; иногда заболевание незначительно, но фасад массивен, и наоборот; 3) к любому больному ребенку всегда следует относиться тепло, иначе ни от какой психотерапии пользы не будет; 4) помощь, оказываемая терапевтом, должна носить конструктивный характер, ее цели должны быть понятны участникам лечебной игры.

Лечебная игра, по К. Роджерсу, складывается из трех этапов: 1) этапа недирективной игры, когда ребенок играет во что хочет, а игротерапевт незаметно лишь подталкивает больного к играм, которые будут носить лечебный характер, свойственный второму этапу; 2) этапа лечебных игр, направленного на преодоление внешних проявлений болезни; на этом этапе пациент освобождается от симптомов, явившихся причиной его обращения к игротерапевту; 3) этапа перестройки личности пациента (т. е. уже бывшего пациента). Игровая психотерапия обязательно должна быть личностно-центрированной, иначе болезнь вновь возвратится, если не будут перестроены сама личность и ее отношение к внешнему миру.

К. Роджерс считает, что тактика игротерапевта должна быть следующей на каждом этапе лечения: вначале игротерапевт использует речевые способы общения, затем играет с пациентом (с помощью кукол, пластилина, рисунков и пр.) и, наконец, искусственно (в процессе игры) сталкивает пациента с реальным миром. Столкновение с реальностью показывает, насколько пациент научился адаптироваться к этому миру, насколько он умеет сохранять при этом присутствие духа и внутреннюю стабильность.

В рецензируемой монографии, авторами которой являются западногерманские и американские исследователи, приводится много диаграмм, цифр, графиков; интересны протоколы этапов игр. Однако тот, кто надеется найти в этой книге подробное описание шаблонов лечебных игр, описание игр на все случаи жизни, испытывает разочарование; в рассматриваемой книге подобных шаблонов нет, да и их и не может быть: психотерапия — процесс творческий. Как во всяком искусстве, тут невозможны схемы и догмы.

Издание, в котором четко изложена сущность одного из популярных направлений игровой психотерапии, будет интересно всем, кто занимается детской психологией.

 

М.И. Буянов

Москва