Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

183

 

ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

 

Л.В. ПУТЛЯЕВА

Москва

 

Ильницкая И.А. Проблемные ситуации как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уровне. — Пермь: Пермский гос. пединститут, 1983. — 76 с.

 

Одним из важнейших звеньев реформы общеобразовательной и профессиональной школы является улучшение подготовки будущих учителей к преподавательской деятельности. Процесс современной подготовки молодого поколения к жизни требует от учителя воспитания у учеников таких необходимых качеств, как самостоятельность, творческий подход к делу, активная жизненная позиция, политическая культура, способность к решению нестандартных задач, умение видеть противоречия и решать проблемы. Воспитание таких качеств требует специальных методов обучения, специальной организации учебного материала и профессионального умения владеть этими методами и материалами.

Рецензируемое учебное пособие И. А. Ильницкой направлено на повышение качества подготовки учителя, в частности на освоение теории и методики проблемного обучения, в наибольшей степени обеспечивающего развитие у учеников перечисленных качеств.

Предпосылкой появления этого пособия послужил проведенный автором экспериментальный анализ широты охвата проблемным обучением средних школ. Анкетирование 21 тыс. преподавателей и 1000 студентов старших курсов педагогического института показало, что при общем правильном понимании теории проблемного обучения 80 % опрошенных не умели применить ее на практике. Стало очевидно, что применение проблемного обучения на практике невозможно без специальной теоретической и методической подготовки студентов и учителей. Учебное пособие И. А. Ильницкой помогает осуществить такую подготовку. Следует отметить, что автор использует элементы проблемности в построении учебного пособия, и это очень повышает его методическую ценность.

Спецкурсы по проблемному обучению введены уже в нескольких педагогических вузах. Учебное пособие к спецкурсу — явление пока редкое, тем более учебное пособие, построенное проблемно. К сожалению, пособие охватывает не весь курс целиком, а лишь основное звено проблемного обучения — проблемные ситуации. Однако следует заметить, что при освоении любых методик проблемного обучения создание проблемных ситуаций является наиболее важным и одновременно наиболее трудным делом.

Автор пособия начинает рассмотрение этих сложных вопросов с исторического экскурса, раскрывая цели и задачи разных типов обучения. Такой экскурс дает возможность студентам провести совместно с автором сопоставительный качественный анализ, увидеть вклад каждого типа обучения в педагогическую теорию и практику, показать движение педагогической мысли в общечеловеческом масштабе.

Во второй главе рассматривается влияние исследований психологии мышления на развитие педагогической теории. Этот анализ раскрывает психологическую основу, на которой строится тот или иной педагогический метод воздействия на человека. Особое внимание справедливо уделяется теории мышления С.Л. Рубинштейна, которая положена в основу проблемного обучения. И.А. Ильницкая очень четко выделяет основные положения этой теории, имеющие непосредственное влияние на развитие идей проблемного обучения: взгляд на мышление как продуктивный процесс; положение о детерминированности психического развития («внешние причины действуют через внутренние условия»); обязательность мыслительной активности обучаемого в процессе обучения; открытие решающей роли проблемной ситуации в процессе мышления. Каждое из этих положений автор пособия рассматривает с точки зрения не только психологии, но и педагогической практики. Так, обсуждая положение С.Л. Рубинштейна о том, что мышление является процессом, и при этом процессом продуктивным, И.А. Ильницкая дает сравнительный анализ двух педагогических подходов к обучению — теории прямого управления процессом обучения, регламентирующего деятельность человека в рамках репродуктивной, повторяющей заданные образцы деятельности, и теории проблемного обучения, ставящего обучаемого в позицию размышляющего и действующего человека.

Рассматривая рубинштейновское положение о детерминации психики, автор подробно анализирует категории «внешнего» и «внутреннего» применительно к педагогике. Четкое, доступное студентам изложение сложнейших вопросов теории С.Л. Рубинштейна можно также отнести к заслугам автора.

Центральным звеном пособия является третья глава, в которой И.А. Ильницкая рассматривает проблемную ситуацию, ее психологическую структуру и сущность. Удачно сочетаются примеры из педагогической практики с анализом их психологической сущности. Основываясь на разборе этих примеров, автор переводит студентов на более высокий теоретический уровень, затрагивает философские и психологические аспекты явления противоречия, являющегося ядром диалектики и «двигателем» мышления. Такой подход к обучению студентов, предполагающий и обеспечивающий понимание ими психологической сущности каждого примененного метода, каждого отдельного воспитательного момента, делает студентов профессионально компетентными людьми, способными к педагогическому творчеству.

Две последующие главы углубляют и закрепляют эти качества: в четвертой главе рассматриваются пути создания отдельных проблемных ситуаций; в пятой — их системы. Автор использует

 

184

 

богатый фактический материал и умело вовлекает студентов в свою исследовательскую лабораторию. Этой же цели служат вопросы и задания для самостоятельной работы. Преимущественно проблемный характер носят индивидуальные задания и темы рефератов, которые завершают каждую главу. Подобраны они с большой изобретательностью и целенаправленностью. Например, многие задания требуют анализа психологической структуры конкретной проблемной ситуации, определения ее основного противоречия. Удачными, на наш взгляд, являются задания, связанные с анализом приведенных автором семи определений понятия «проблемная ситуация», данных психологами, и восьми определений этого же понятия, данных дидактами. Задание предусматривает углубленный анализ понятий, сравнение определений между собой, выявление в них общего и различного, сравнение в целом определений психологов и дидактов, а также обязательное выражение собственного мнения студента. Индивидуальные задания и примерные темы рефератов в еще большей степени дают возможность для самостоятельного исследования студентов. Следует, однако, заметить, что ряд наиболее сложных и спорных вопросов и заданий требует совместного обсуждения студентов с преподавателем. Это скорее вопросы к семинарским или практическим занятиям, чем задания только лишь для самостоятельной работы. Возможно, было бы полезно вопросы для семинаров и практических занятий выделить в отдельную рубрику.

В целом учебное пособие удалось. Автор подает большой и сложный материал убедительно, аргументированно, высоко научно и одновременно легко и интересно. Тщательно подобранная библиография в конце каждого раздела дает возможность студентам очень направленно и глубоко изучить затронутые в нем вопросы.

Особую ценность учебному пособию придает позиция автора, стремящегося вывести студентов за рамки только педагогических проблем, показать психологические основы старых и новых методов обучения и научить студентов пользоваться психологическими закономерностями в процессе обучения. Такая глубокая подготовка своим следствием должна иметь широкую ориентацию молодых специалистов в педагогической теории и практике, а также стимулировать молодое поколение учителей к поискам новых, оптимальных методов обучения.