Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

179

 

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО ПСИХОЛОГИИ МЫШЛЕНИЯ

 

В.Я. ЛЯУДИС

Москва

 

Тихомиров О.К. Психология мышления. Учебное пособие.— М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 272 с.

 

Создание учебников и учебных пособий в эпоху научно-технического прогресса, когда скорость прироста знаний превышает скорость их осмысления и адекватного методического оформления, становится делом необычайно сложным и рискованным. Не случайно учебники для студентов довольно часто устаревают по содержанию или по форме его представления еще до того, как будут изданы. Далеко не просто преодолеть традиционный взгляд на учебник как на компендиум хорошо устоявшихся истин, что обращает автора к прошлому науки, и выйти к фактам и положениям, отражающим сегодняшнее состояние научных исследований.

Пособие по психологии мышления, написанное О. К. Тихомировым, имеет надежный запас опережения, поскольку его центральная особенность — введение читателя в добываемое знание. Сама проблематика пособия предопределила обращение не только к сегодняшнему дню, но и к будущему психологии мышления Автор задается целью представить в основном то новое, чем обогащалась современная диалектико-материалистическая психология мышления последние 20 лет. Естественно, что при этом автор опирается преимущественно на результаты, полученные в руководимом им исследовательском коллективе Единая исследовательская позиция, определившая идейную цельность книги, сообщила ей и особую дидактическую функцию, пособие не только систематизирует новые знания, но и побуждает к изучению новых проблем, готовит и упреждает развитие исследовательского поиска.

Книга О. К. Тихомирова — это первое в нашей стране пособие по психологии мышления Ее выход прервал надолго затянувшийся перерыв в издании авторских учебников по общей психологии. Психология мышления предстает здесь как особая область знания, определяемая состоянием разработки таких общепсихологических проблем, как проблемы личности и мотивационно-эмоциональной сферы человека, теоретический анализ принципов развития и управления, структура деятельности и общения. Ключом к содержательному раскрытию механизмов мыслительной деятельности служит исследовательский интерес автора к соотношению неосознаваемых и сознательных компонентов в творческом продуктивном мышлении человека как субъекта труда и общения.

Логику построения предмета психологии мышления автор развивает в контексте принципов общепсихологической теории деятельности, единства деятельности и общения. В содержании книги (10 глав) выделены новые аспекты анализа мышления как деятельности и его функции в различных видах человеческой активности.

В главе 1 автор не противопоставляет, а, напротив, синтезирует различные подходы отечественных исследователей к пониманию предмета психологического изучения мышления. Выделив широкоизвестные характеристики мышления как деятельности и процесса (обобщенность и опосредствованность отражения, многообразие уровней обобщения и средств при раскрытии нового, зависимость от активности субъекта мышления), он подчеркивает необходимость дальнейшей конкретизации и развития этих характеристик.

Задачу уточнения психологических представлений о мышлении автор связывает со все более полным выявлением порождаемых в процессе мышления новообразований мыслящей личности — новых смыслов, целей, потребностей.

В главе 2 характеризуется задача как объект мышления, особенности психологического моделирования процесса решения задач в исследовательских целях.

В четырех последующих главах (3—6) подробно, с привлечением большого массива экспериментальных данных, добытых в лаборатории, руководимой автором, рассмотрены механизмы мыслительной деятельности в процессе решения задач. Автор не скупится на изложение и детальный анализ как результатов, так и самих экспериментальных ситуаций и методик исследования, вводя читателя в лабораторию современного изучения мышления.

Детализация методик исследования приобретает в пособии значение особого приема, с помощью которого более выпукло предстают факты и положения развиваемой автором смысловой теории мышления, выявляется типология неосознаваемых компонентов мыслительной деятельности. Это и невербализованные поисково-исследовательские акты, предвосхищения замыслов, познавательные потребности, операциональные смыслы, эмоциональная оперативная память, эмоциональное решение задачи. Дифференцируются также и формы сознательного психического отражения будущего результата, связанные с принятием и достижением цели мыслительной деятельности: «значение» цели и «операциональный» и «личностный» смысл цели,

 

180

 

осознанные мотивы и антимотивы целей, осознание отношений цели к ситуации и т.д. Интересно и полно представлен процесс целеобразования (с. 112—145), изучение которого определило новую область анализа творческого мышления. Выявляется сложная структура и динамика этого процесса, которому автор справедливо отводит роль центрального творческого компонента мыслительной деятельности человека.

С точки зрения анализа социальной природы мышления большой интерес представляет материал главы 6, касающийся управления мыслительной деятельностью. Автор и в этом вопросе проводит идею единства и взаимосвязи неосознаваемых и сознательных форм, демонстрируя принципиально различные уровни управления мышлением в условиях взаимодействия человека с другими людьми, начиная от полностью неосознаваемых форм гипнотического воздействия на личность, затем форм, возникающих в ситуациях общения, совместной деятельности, где соприсутствуют неосознаваемые и сознательные воздействия, и кончая решением задач с помощью программ ЭВМ, в которых должны быть отрефлексированы и учтены как неосознаваемые и осознанные акты мышления, так и все формы управления ими. Анализ механизмов целеобразования и смыслообразования, динамики неосознаваемых и сознательных компонентов мышления более полно и убедительно раскрывает положение о том, что путь управления творческим мышлением связан с воздействием на целостную личность, на ее высшие регуляторы — позиции, установки, мотивы, цели, оценки и самооценки (с. 158).

В трех последующих главах — «Мышление и знание» (7), «Мышление, субъект, самосознание» (8), «Принцип развития в психологии мышления» (9) — автор находит новые основания систематизации хорошо известных фактов и положений, углубляет интерпретацию традиционных проблем общей психологии: речь и мышление, мышление и знание, виды обобщений и значений, мышление, личность, самосознание. В главе, посвященной принципу развития, представлена современная трактовка фило-, социо- и онтогенеза мышления, введены и систематизированы новые данные, рассеянные и разрозненные в работах различных исследователей. Автор подчеркивает здесь роль анализа развития мышления человека на протяжении всего жизненного пути, роль соотнесений процессов исторического и индивидуального развития мышления. Удачным примером такого соотнесения явилась цитируемая им работа М.Г. Ярошевского, посвященная И.М. Сеченову.

Следует отметить, что новые акценты и диалектические взаимосвязи в трактовке упомянутых выше проблем автор смог выделить, опираясь на свою смысловую теорию мышления. Развивая тенденции современной отечественной психологии творческого мышления, он осуществил концептуальное продвижение в области анализа функционального развития мышления, в понимании механизмов его субъективной организации, раскрыл, как сознательные и целенаправленные компоненты мысли человека вырастают из неосознанных, невербализованных предвосхищений будущего. Особенно очевиден потенциал новой концептуальной позиции и ее эвристическая роль при трактовке традиционных проблем. Так, вопрос о внушаемости и критичности, обычно механически противопоставляемых свойствах психики, получает в рамках авторского подхода убедительное решение. Эти свойства рассматриваются не по принципу взаимоисключения, а как компоненты единого контролирующего механизма личности, каждый из которых вносит вклад в процесс целеполагания применительно к разным его этапам. Управляя мерой внушаемости и критичности, субъект может оптимизировать механизм образования целей в ходе мыслительной деятельности (с. 198— 200).

С интересом прочитывается последняя глава учебного пособия — «Теории мышления», где сжато и четко изложено содержание и дан критический анализ классических и современных теорий мышления. Обсуждение теоретических подходов к изучению мышления и методологических установок исследователей позволяет читателю достаточно полно оценить современное состояние психологии мышления и уточнить вклад отечественных психологов и вклад автора (развиваемый им концептуальный подход) в понимание реальности творческого мышления. Завершая, а не предвосхищая основной текст пособия обзором теорий, автор создает для читателя более оправданный методически путь усвоения содержания — от непроизвольного включения читателя в содержательный анализ предмета к теоретико-научному осмышлению оснований проделанного анализа в контексте научных традиций.

Следует отметить, однако, что если структура пособия в целом и ряд основных глав (1, 4, 5, 6, 10) отвечают этому методическому требованию, то вот изложение самой большой по объему главы 3, изобилующей эмпирическими данными, представляет методическую головоломку. Введению большого массива новых фактов и аналитических процедур должна предшествовать, конечно, специальная работа по организации этого материала в системе подлежащего усвоению знания. В большинстве глав пособия ученый не стремится опередить педагога, последние достижения исследований сжаты, обобщены, свободны от ситуативных деталей эксперимента, соотнесены с жизненными наблюдениями автора и с данными других исследователей. Главы, посвященные мышлению и эмоциям, целеполаганию, мышлению и общению, читаются с большим интересом и открывают новые страницы в учебной психологической литературе.

Думается, что пособию О.К. Тихомирова суждено сыграть значительную роль не только в учебных целях, но и в развитии исследовательской мысли психологов и специалистов других областей науки. Для психологов оно интересно как прецедент преодоления функционалистской расчлененности знаний о психике, односторонности интеллектуализма, диалектическим

 

181

 

анализом механизмов мышления в системе многообразных форм творческой активности целостной личности. Значимо оно и тем, что заставляет задуматься над перспективами развития общепсихологического и прикладного знания о мышлении. Проведенная в пособии систематизация методического арсенала экспериментально-психологического изучения мышления остро ставит пока еще не решенную в современной психологии проблему. Суть ее заключается в сохранении непреодоленным противоречия между подлинными возможностями функционального развития механизмов творческого мышления человека и возможностями, определяемыми абстрактными идеализированными ситуациями, в которых оно изучается. Поэтому одной из важнейших проблем дальнейшего исследования творческого мышления выступает сама задача, проблемная ситуация как таковая, культурно-историческая природа проблемной ситуации, в рамках которой возникает, функционально развивается такая деятельность человека, как мышление. В целях преодоления указанного выше противоречия помимо игр и головоломок, как бы удобно ни было их использование при лабораторном изучении мышления, необходимо обогащать лабораторные модели задач за счет исследования и вовлечения в эксперимент реальных, порождаемых человеком и разрешаемых в культуре проблемных ситуаций.

Для специалистов других наук значительным в пособии явится четко обрисованная панорама методов психологического изучения мышления человека, которые не всегда осознаются как средства добывания объективного знания, столь же значимые как методы информационно-кибернетического и физиологического исследования. Пособие будет стимулировать совместную работу психологов и специалистов других дисциплин, кооперирующихся для решения крупномасштабных задач по изучению творческой деятельности человека в условиях использования ЭВМ.

Книга О.К. Тихомирова современна и актуальна не только потому, что в ней представлены новые тенденции и проблемы психологии мышления и общей психологии, и не только потому, что она совмещает пособие как для начинающего психолога, так и для опытного исследователя, но и потому, что она пронизана творческим духом, выводит психологические знания о мышлении за пределы круга лабораторной проблематики и ставит вопросы, решение которых прямо касается жизненно важных и трудных проблем человеческого творческого мышления конца XX столетия.