Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

121

 

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

 

ЗНАЧЕНИЕ П.П. БЛОНСКОГО В ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ

 

А.А. НИКОЛЬСКАЯ

 

В истекшем году исполнилось 100 лет со дня рождения П.П. Блонского. В настоящее время роль П.П. Блонского как выдающегося ученого, оставившего заметный след в развитии психологии и педагогики, является признанной. О нем написано немало специальных статей и исследований. Его имя прочно вошло в историю советской педагогики и психологии. В воспоминаниях [6], говоря о своих юношеских мечтах о будущем, П.П. Блонский отмечал, что он «мечтал сделать что-нибудь значительное. Это вовсе не было честолюбием. Я не мечтал ни о славе, ни о почестях. Это совершенно отсутствовало. Я мечтал «недаром прожить» [6; 26]. Мечта П.П. Блонского воплотилась в жизнь. Сделанный им вклад в науку вошел в золотой фонд психолого-педагогической мысли. Его научно-организационная деятельность — в Государственном ученом совете (ГУС) Наркомпроса, в Академии социального воспитания и др., его учебники составили целый этап в развитии советской системы народного образования, в подготовке кадров для науки и практики, они широко применялись и применяются в повседневной учебной работе.

Человек разносторонних дарований и интересов, огромной эрудиции и культуры, П.П. Блонский живо чувствовал дух эпохи, новые, прогрессивные тенденции развития, откликался на самые существенные и насущные проблемы научной и общественной жизни, решал их глубоко и основательно. Для него было характерно стремление и умение связывать кардинальные теоретические проблемы с практически важными вопросами.

В этой статье нет возможности рассмотреть все стороны творчества П.П. Блонского. Укажем лишь на некоторые из них, подчеркнув то, что служит решению важнейших проблем сегодняшнего дня.

Совершенствование системы воспитания и обучения подрастающих поколений занимает в настоящее время не только тех, кто профессионально связан с педагогической деятельностью. Оно является всенародной заботой, насущно необходимо для всей жизни нашего общества и государства. Проблемы теоретического обоснования оптимальной организации процесса воспитания и обучения, разработки содержания образования, путей практического осуществления основных принципов руководства развитием детей стоят сейчас в центре внимания. Эти проблемы всегда глубоко интересовали П.П. Блонского, и в этой области им создано то, что имеет непреходящую ценность.

В подходе к решению задачи совершенствования воспитания и обучения нашел яркое воплощение синтез педагогических и психологических интересов и взглядов П.П. Блонского. Он наглядно показал необходимость неразрывной связи психологии и педагогики в действительно плодотворном решении задач воспитания подрастающих поколений, дал образцы использования психологических положений и фактов в педагогическом процессе, доказывающие, что только глубокое познание закономерностей возрастного развития, изучение характерных черт и индивидуальных особенностей ребенка того или иного возраста может обеспечить создание научной основы правильной организации педагогических воздействий на него.

Характеризуя истоки своих научных взглядов на вопросы воспитания и развития, П.П. Блонский указывал на идеи великих педагогов — «реформаторов воспитания» [6; 106]. Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой — вот те имена, на авторитет которых он опирался с самого начала своей педагогической и научной деятельности. Что же прежде всего привлекало П.П. Блонского в их творчестве, каковы те идеи, которые он наиболее ценил и развивал? Ему глубоко импонировали гуманизм и демократизм взглядов этих выдающихся деятелей культуры и науки, их стремления сделать знания доступными народу, попытки научно обосновать педагогику, найти пути познания законов духовной жизни человека и на этой основе строить систему воспитания и обучения. Горячий отклик у П.П. Блонского нашло положение о необходимости уважать личность ребенка, считаться с его интересами, всемерно развивать в ходе воспитания и обучения самостоятельность мышления и активность личности ребенка, пробуждать у него стремление к самовоспитанию и самосовершенствованию. Классики педагогики обосновывали необходимость серьезного трудового воспитания всего подрастающего поколения. Эти мысли представлялись П.П. Блонскому краеугольным камнем педагогической науки. Идеи гуманизма, демократизма, уважения к личности ребенка, всестороннего познания и развития ребенка, трудовой политехнической школы красной нитью проходят через все творчество П.П. Блонского. На этих идеях основана советская система воспитания и обучения в целом, они служат исходными принципами современного подхода к решению воспитательных задач. И немалая заслуга в этом принадлежит П.П. Блонскому.

Во главу угла всей воспитательной системы П.П. Блонский поставил задачу формирования всесторонне развитой личности, основанного на ее всестороннем изучении. «Именно личность ребенка,—

 

122

 

писал он,— во всем ее своеобразии — основа правильного воспитания. Ведь пробуждать и развивать извнутри эту личность может лишь тот, кто знает сущность этой личности и законы развития ее» [1; 4].

Рассматривая задачу формирования всесторонне развитой личности как основную цель всей организации воспитания, П.П. Блонский при ее реализации последовательно проводил два основных принципа: принцип гуманизма и принцип развития. Он решительно выступил против воспитания, основанного на насилии, подавлении ребенка, на наказаниях. В конечном счете, доказывал он, такое воспитание всегда является малоплодотворным. Только знание особенностей личности ребенка — основа правильного воспитания. Если воспитатель хочет добиться подлинного достижения целей воспитания, он должен обратиться к собственным силам воспитываемой личности, опереться на пробуждение и развитие внутренних духовных сил ребенка. «Самое действенное и плодотворное воспитание такое, которое обращается к собственным силам воспитываемой личности, действует на последнюю не посредством внешнего воздействия, но, так сказать, извнутри» [1; 4]. Он был убежден, что только на основе познания природы ребенка и учете его потребностей и интересов можно добиться у него нужных качеств, т.е. добиться желаемых целей воспитания.

Яркое воплощение в творчестве П.П. Блонского нашел принцип развития, составляющий одно из ведущих положений современной психологической науки. Анализируя процесс формирования личности, П.П. Блонский подчеркивал, что «личность есть то, что не дается, но образовывается» [1; 14]. Ребенку в процессе развития, отмечал он, приходится преодолеть огромный путь от родившегося «кусочка мяса» до современного цивилизованного человека. Воспитатель должен рассматривать личность ребенка не как сложившуюся, а как складывающуюся, формирующуюся. «Большая ошибка,— писал П.П. Блонский,— описывать личность, как нечто неподвижное и сразу данное. Личность есть динамическое понятие» [1; 14]. Она «приобретается человеком, как конечный результат его внутреннего организовывания» [1; 14]. Формирование личности, настойчиво подчеркивал П.П. Блонский, процесс сложный, напряженный и не всегда безболезненный. Поэтому воспитатель должен быть очень внимателен и чуток к этому процессу, тактично и ненавязчиво помогать развитию личности. Настаивая на этом положении, П.П. Блонский вместе с тем предостерегал от того, чтобы внимание к личности ребенка не превращалось в культ детской личности. Оно должно представлять собой «внимание к процессу формирования в ребенке личности, внимание к тем динамическим законам, которые управляют складыванием и организовыванием здоровой и уравновешенной личности будущего культурного человека» [1; 15]. Процесс формирования личности, как и вообще весь процесс воспитания, П.П. Блонский трактовал как непрерывно продолжающийся активный процесс, в котором активны обе стороны — и воспитатель, и воспитуемый. Он горячо выступал против понимания воспитанника только как объекта воспитания, пассивного продукта воспитательных воздействий. В этой связи он дал обоснованную критику педагогических теорий, базирующихся на понимании воспитанника как пассивного существа, обосновал необходимость рассматривать человека, и в частности ребенка, как активное существо, а отнюдь не пассивный результат внешних воздействий. При этом, подчеркивал он, важнейшую сторону активности человека составляет активность социальная. Начинаясь в раннем детстве, под влиянием внешних воздействий процесс воспитания продолжается, по существу, всю жизнь человека и должен превратиться в конечном счете в процесс самовоспитания, в процесс сознательного построения человеком своей личности. С помощью внешних воздействий надо пробудить внутренние силы и стремление к самосовершенствованию. «Воспитанник должен быть не только объектом воспитания, но и субъектом его; в воспитании надо опираться на самодеятельность воспитанника» [6; 158].

Организуя процесс воспитания, отмечал П.П. Блонский, надо стремиться сделать его «возможно последовательней и непрерывней», обеспечивать преемственную связь поколений. Задача воспитания, по мнению П.П. Блонского, применима не только к подрастающим поколениям, но и к взрослому населению (с учетом, конечно, специфических форм воспитательного воздействия). Задачи воспитания, считал он, надо рассматривать не только как педагогические, но и как социальные; социальная политика должна смыкаться с социальной педагогикой.

Придавая огромное значение воспитанию и отмечая его большие возможности, П.П. Блонский в то же время подчеркивал, что эти возможности не безграничны и воспитание с необходимостью должно опираться на познание объективно существующих закономерностей развития человека, в особенности детского развития. «Воспитание,— писал он,— играет огромную роль, влияя на темпы и полноту развития, но оно не превращает это развитие в нечто весьма капризно и весьма произвольно изменяющееся. При любом воспитании ребенок — сперва грудной младенец, потом малютка и т.д., и подростком бывает раньше, чем станет юношей. Мы видим, что развитие ребенка происходит строго последовательно, и надо знать этот ход детского развития, чтобы лучше уметь воспитывать детей» [4; 15]. Такая постановка вопроса нацеливает на серьезное научное исследование различных аспектов возрастного развития, изучение факторов и условий, его определяющих, помогает избежать необдуманного прожектерства в постановке и решении проблем воспитания и развития.

В подходе к исследованию закономерностей детского развития П.П. Блонский продолжал традицию КД. Ушинского, понимавшего ребенка как единое психобиологическое существо, изучая которое необходимо рассматривать в единстве его духовную и физическую сторону, учитывать взаимовлияние психического и физического развития. Только всестороннее знание ребенка, считал П.П. Блонский, основанное на комплексном изучении различных сторон и уровней психической и физической деятельности человеческого

 

123

 

организма, может дать воспитателю возможность организовать жизнь воспитанника, обеспечивающую его всестороннее развитие.

Идея целостного подхода к человеку как единому психобиологическому существу нашла воплощение в концепции П.П. Блонского о сущности и происхождении психической жизни, в основу которой он положил три главные идеи: развития; потребностей и интересов как двигателей развития психической жизни; зависимости реакции субъекта на внешние воздействия от силы или слабости природной нервно-психической организации.

Реализуя идею развития, П.П. Блонский представил становление и совершенствование психики как ряд последовательных эволюционных этапов от примитивных форм психического отражения (сон) до высших его форм, выражающихся в разумном человеческом поведении, основанном на логическом мышлении и социальной активности. При этом в процессе эволюции человеческой психики высшие формы не уничтожают низшие, а преобразуют их деятельность, «напластовываются» на них. Поэтому человеческая психика есть синтез психических проявлений разных уровней, в котором, не зная низших форм, нельзя по-настоящему понять и высшие. Сформулированный П.П. Блонским тезис — «наше поведение понятно только как история поведения» [3; 139] — стал для своего времени крылатым выражением в психологии и сохраняет свое значение до сих пор.

Исходя из такого «синтетического» представления о характере психической жизни, П.П. Блонский на основе огромного фактического материала, взятого из различных областей знания, и тонких психологических наблюдений повседневной жизни человека дал представление о различных уровнях психической деятельности, проявляющихся в различных формах поведения. При этом он сделал попытку проследить связь психологических черт с неврологическими, а психоневрологическое развитие связать с морфологическим и биохимическим.

Задача всестороннего комплексного исследования человека как целого во всем разнообразии проявлений его жизни и деятельности остро стоит в наше время, ибо только ее решение открывает пути научно обоснованного, действенного руководства развитием человека на различных этапах его жизненного пути. Работа, проделанная П.П. Блонским в этом направлении, заслуживает внимательного изучения и анализа.

Важное значение для понимания психической жизни и человеческого поведения имеет развиваемое П.П. Блонским положение о потребностях и интересах как двигателе психического развития. «...Удовлетворение потребностей,— отмечал он,— укрепляя жизнь, создает предпосылки для новой неудовлетворенности, для возникновения, на почве удовлетворения первичных потребностей, новых потребностей. Этим объясняется постоянный рост потребностей, наша «вечная неудовлетворенность», которая, понимаемая как развитие потребностей, есть не что иное, как дальнейшее развитие жизни» [3; 59]. Под этим углом зрения П.П. Блонский дал анализ особенностей психической деятельности разных уровней (сна, примитивного бодрствования, эмоционально-инстинктивной и интеллектуальной жизни), показав их зависимость в конечном счете от жизненных интересов человека.

Большое научное и педагогическое значение в этом плане имеют взгляды П.П. Блонского на сущность психологии желания и пути воспитания желаний и потребностей ребенка. Прослеживая генезис желания, он показал взаимосвязи, непосредственные «стыки» между волевой и интеллектуальной сферами психической деятельности. Используя материалы наблюдения над грудным ребенком, он наглядно продемонстрировал, что желание рождается из противоречия между потребностями и возможностями их удовлетворения. «...Желание,— указывал он,— возникает из противоречия между нашими стремлениями и нашими силами. В том случае, когда мы не имеем возможности удовлетворить наши потребности, наши стремления переходят в желания» [5; 116]. Если человек в силах овладеть предметом своего стремления (сам или с помощью других), то он это делает и тем самым удовлетворяет свою потребность. Если это ему не удается, то либо человек истощается в своих бессильных стремлениях и умирает сама потребность (а иногда и сам человек вместе с ней), либо стремление переходит в мысль о предмете. Такая мысль и есть желание. Но это — мысль особого рода. Она максимально близка к действию, это — страстная, движущая мысль, всегда эмоционально окрашенная, сопряженная с переживанием надежды и сомнения. Интеллектуальный характер желания определяется еще и тем, что человек при этом напряженно думает не только о средствах и способах его удовлетворения, но и о мотивировке, с помощью которой он может вызвать сочувствие и поддержку других людей. Таким образом, желание в трактовке П.П. Блонского предстает как сложное психическое образование, связанное с деятельностью разных психических сфер. При этом он справедливо подчеркивал, что при изучении желаний надо иметь в виду в конечном счете человека как целое, изучать не желание, а желающего человека. «Нужно,— писал он,— более глубоко и полно взять человека, как общественного человека. В конце концов мы должны прийти к пониманию психологии желающего человека, рассматриваемого как живущего в определенных общественных отношениях» [5; 132].

Исследование П.П. Блонским психологии желания стоит в ряду немногочисленных серьезных работ в этой области. Несмотря на важность этой проблематики, она остается очень мало исследованной. «Желания в психологии, — остроумно замечал П.П. Блонский,— занимают настолько же малое место, насколько большое место занимают они в жизни человека» [5; 112]. Значимость исследования этого вопроса для понимания реально живущего и действующего человека очевидна, и мысли П.П. Блонского в этой области должны получить развитие.

Изучая психологию желания, П.П. Блонский не ограничился теоретической стороной вопроса. Большое практическое значение имеют его выводы и рекомендации по воспитанию и регулированию потребностей и желаний, вытекающие из анализа психологического механизма желаний. Одну из

 

124

 

основных задач воспитания, считал он, должен составлять сознательный контроль за количеством и качеством потребностей и желаний ребенка. Поскольку в онтогенезе желание всегда вначале выражается в форме просьбы или требования, обращенного к другим людям, от взрослого зависит удовлетворить или не удовлетворить это желание и тем самым способствовать росту новых желаний и потребностей или тормозить их. В этом взрослому важно соблюдать меру и такт. Нельзя допускать некритическое отношение к детским желаниям, идти на поводу у ребенка.

Принципом регулирования количества потребностей, по мнению П.П. Блонского, должно быть соответствие между потребностями ребенка и его силами, умением самому удовлетворить их. Если правильное соотношение между силами и потребностями ребенка будет нарушено, взрослый неминуемо превратиться из опекуна ребенка в его слугу. Нерациональный рост потребностей пагубно сказывается на формировании личности в целом, влечет за собой развитие отрицательных черт характера (неоправданная требовательность, попрошайничество и т.п.). Однако, подчеркивал он, дело не только и не столько в количестве, но прежде всего в качестве потребностей и желаний, в их характере, их содержании, в том, на что они направлены. Богатство культурных и социально полезных потребностей (в труде, образовании и т.п.) обогащает личность, и их развитие следует поощрять и стимулировать. Таким образом, вопрос о воспитании детских потребностей и желаний П.П. Блонский связывал с общими задачами формирования личности, прежде всего ее нравственной стороны, с развитием нравственных представлений и понятий, с содержанием системы нравственных ценностей.

Поставленная П.П. Блонским проблема воспитания потребностей и желаний злободневна в наше время. Его представления о психологическом механизме формирования желаний и путях их сознательного регулирования могут с успехом быть использованы при решении современных задач воспитания.

Сохраняют свою актуальность и значимость и многие другие положения П.П. Блонского, относящиеся к различным аспектам формирования всесторонне развитой личности. Говоря о необходимости гармонического сочетания различных воздействий, обеспечивающих полноценное умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие подрастающих поколений, П.П. Блонский особо подчеркивал значение трудового воспитания и политехнического образования для всестороннего развития детей. Он явился пионером советской науки в этом вопросе и сформулировал в этой области основополагающие принципы.

Разработку основ трудовой школы П.П. Блонский связал с социальным прогрессом общества, показал необходимость политехнического, а не односторонне технического характера образования, его неразрывную связь с широким общим образованием, отражающим уровень современной науки и культуры. Содержание обучения в политехнической школе он мыслил как синтез гуманитарного и естественнонаучного образования, направленного в конечном счете на формирование четкого философского мировоззрения. Включая в содержание образования разные стороны научного знания, обеспечивающие полноценное интеллектуальное, нравственное и эстетическое развитие, П.П. Блонский подчеркивал, что образование только тогда достигает своей цели, когда оно будет базироваться на закономерностях возрастного развития, согласовываться с возрастными и индивидуальными возможностями воспитанников. Столь же важное значение он придавал педагогической осмысленности труда. Подлинная задача школы, считал П.П. Блонский, состоит в том, чтобы школа была детским трудовым сообществом, развивала у ребенка организаторские и творческие способности. Конечно, в ходе трудового обучения дети должны овладеть техникой трудовых действий, но главное в другом — в умении вообще организовывать свой труд. Трудовую школу П.П. Блонский рассматривал и как средство социального воспитания, формирования коллективистических отношений. В целом правильно организованная политехническая школа является лучшим средством всестороннего развития, так как «индустриально-трудовая школа, сочетающая знание с действием и образование с умением, является одновременно и школой воли, и школой интеллекта, воспитывая характер и образовывая мышление на одном и том же материале и в одном и том же процессе» [2; 105].

Уделяя огромное внимание вопросам воспитания всесторонне развитой и граждански зрелой личности, П.П. Блонский столь же серьезно занимался вопросами содержания образования и способов обучения, ибо без этого, по существу, недостижима цель воспитания. «Меня,— указывал он в воспоминаниях,— проблема образования интересовала не менее, чем воспитания, а может быть больше... Я всегда хотел видеть детей народа очень много знающими. «Пичканье знаниями» я осуждал не за стремление дать знания, а задавание знаний в неудобоваримой форме неподготовленному для их усвоения уму» [6; 169]. Всестороннее развитие с необходимостью предполагает и широкую, разностороннюю образованность.

Уже в начале 20-х гг. П.П. Блонский четко представлял значение и перспективы научно-технического прогресса. «Наш век,— утверждал он,— век техники» [6; 153]. Поэтому «...техника должна стать центральным предметом действительно современной школы» [6; 154]. «Культура будущего,— считал он,— индустриально-коллективистическая культура, и только то образование, которое приобщается к этой культуре, есть подлинное образование» [2; 164].

В педагогике XIX — начала XX в. шла острая борьба между сторонниками гуманитарного и естественнонаучного образования. Каждое из этих направлений содержало рациональное зерно. И подлинным решением вопроса о характере образования, отвечающего потребностям общественного развития, как справедливо подметил П.П. Блонский, является не выбор между тем или другим, а их соединение. «В понятие всестороннего образования входит как знание природы, так и знание человеческой жизни» [2; 104]. Весь вопрос заключается в том, что нужно сделать, чтобы это соединение было не механическим,

 

125

 

а органическим. В качестве такого объединяющего начала П.П. Блонский указал труд, так как «труд как раз и является взаимоотношением между человеком и природой. Трудовая школа поэтому есть единственная школа, дающая органический синтез гуманитарного и естественнонаучного образования» [2; 104]. При этом, отмечал он, образовательным потребностям современного общества отвечает не всякий труд, а труд индустриальный, который органически требует соединения теоретического знания с умением, науки с техникой. Поэтому нужный синтез знания и действия дает только индустриально-техническая школа.

В соответствии с таким пониманием задач и характера школы П.П. Блонский намечал и содержание даваемого ею образования. Вокруг техники как центрального предмета он концентрировал, с одной стороны, науки о природе, а с другой — общественные науки. При этом он остро поставил вопрос о содержании преподаваемых предметов, о принципах их изучения. П.П. Блонский указал на необходимость коренного пересмотра содержания изучаемых дисциплин, ликвидации архаизмов. «В школе,— настаивал он,— должна изучаться современная наука в самой тесной связи с жизнью и практической деятельностью. Технике нельзя научиться только из книг; она усваивается на практике, но, конечно, в связи с наукой» [6; 154]. Второй важный момент, на который обращал внимание П.П. Блонский, состоит в том, что программы по отдельным учебным предметам должны быть четко согласованы  друг с другом и в идеале составлять органическое единство, поскольку целью школьного образования является «не агломерат отдельных наук, но синтетическое научное образование» [2; 137].

Понимая общую задачу образования как приобщение к культуре, П.П. Блонский отвел значительное место в содержании образования эстетическому воспитанию. Необходимым составным элементом образования он считал развитие правильного эстетического вкуса, эстетических чувств, вообще понимания подлинной красоты окружающего мира. «По-моему, школа без техники — архаизм, а не современная школа. Но если школа без техники — вовсе не школа, то школа без искусства — уродливая школа» [6; 161]. Школа обязана дать учащимся общую ориентировку в живописи, музыке, поэзии, а главное — всемерно побуждать к эстетическому творчеству.

Естественное место в содержании образования нашло у П.П. Блонского и физическое воспитание, которое кроме развития здоровья, грации, мужественности должно также развивать ловкость движений, необходимую для экономии и гигиены движений во время работы.

Намечая такое содержание образования, П.П. Блонский отчетливо понимал все трудности его реального воплощения, того, как это осуществить на практике, какие способы его достижения применить. И единственно правильный принципиальный путь для решения этой сложной задачи он видел в пробуждении внутренних творческих сил воспитанника, основанном на всестороннем изучении возрастного развития, на познании психологии развивающегося человека. «Образование,— подчеркивал П.П. Блонский,— есть процесс, требующий активного отношения к нему, и лучше всего говорить не “получать”, но “строить”, “делать” свое образование. Индустриально-трудовая школа дает образование посредством развития в своих учениках культурно-творческих сил» [2; 164].

Такая постановка вопроса определяла ведущую роль психологии в решении педагогических задач, намечала насущные проблемы для исследования. Изучению закономерностей возрастного развития, экспериментальному исследованию особенностей функционирования различных сторон детской психики (мышления, памяти и др.) П.П. Блонский посвятил многие годы. Результаты его трудов вошли в фундамент современных представлений о ребенке.

 

*

 

Деятельность П.П. Блонского как в области психологии, так и в области педагогики была очень широка, касалась как самых сложных теоретических проблем, так и самых насущных потребностей практики. И во все он вкладывал не только свой незаурядный талант и огромную эрудицию, но и горячее сердце, страстно боролся с невежеством, рутиной, бюрократизмом. Даже незначительная часть его творческого наследия, рассмотренная в данной статье, позволяет судить об огромном масштабе его личности и деятельности.

 

1. Блонский П.П. Личность ребенка и воспитание. — Психология и дети. 1917. № 1. С. 4—15.

2. Блонский П.П. Трудовая школа. — М., 1919. — В кн : Блонский П.П. Избр. пед. и психол. соч.  Т. 1. М., 1979. С. 86—164.

3. Блонский П.П. Психологические очерки. М., 1927. — 171 с.

4. Блонский П.П. (совм. с П. Алексеевой и А. Сергеевой). Рост детских представлений о машине и фабрике. — На путях к новой школе. 1932. № 7. С. 13—20.

5. Блонский П.П. Психология желания. — Вопр. психол. 1965.  № 5. С. 112—137.

6. Блонский П.П. Мои воспоминания. М., 1971. — 174 с.

 

Поступила в редакцию 3.VII 1984 г.