Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

149

 

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

 

ПОЗНАНИЕ ЛЮДЬМИ ДРУГ ДРУГА

 

Н.Н. ОБОЗОВ

Ленинград

 

Бодалев А.А. Личность и общение. Избранные труды. — М.: Педагогика, 1983. — 271 с.

 

Книга А.А. Бодалева является своеобразным итогом проведенных исследований в области личности и общения под углом зрения социальной перцепции. Восприятие и понимание людьми друг друга не может быть изучено без исследования личности в общении и совместной игровой, учебной, трудовой деятельности. Первая работа А.А. Бодалева «Восприятие человека человеком» (1975) дала общее представление об особенностях восприятия людьми друг друга, исследование общих особенностей восприятия в рамках субъект-субъект, а не субъект-объект (как это было в общей психологии прежде), позволило выяснить возрастно-половые, индивидуальные, профессиональные, социально-психологические (статус, роли) специфические феномены, механизмы, закономерности. Следующая книга «Формирование понятия о человеке как личности» (1970) продвинула разработки в области социальной перцепции дальше. Формирование понятий и устойчивых характеристик — следующий шаг в познании людьми друг друга. Это своеобразный, качественно новый уровень познания человека человеком. Помимо собственных теоретических исследований А.А. Бодалев координировал психологические исследования в области общения и познания людьми друг друга.

Первая такая попытка была осуществлена в Ленинграде, когда А.А. Бодалев организовал Всесоюзный симпозиум «Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения и развитие контактов между людьми» (1970). Центральным для этого симпозиума и последующих конференций был вопрос о познавательных процессах в общении человека с человеком. При этом во всех исследованиях учитывались и две другие составляющие: эмоционально-коммуникативная и поведенческая. В рецензируемой работе «Личность и общение» А.А. Бодалев рассмотрел несколько аспектов своих многолетних исследований.

В первой части книги в статье «Психолого-педагогические проблемы формирования личности» А.А. Бодалев формирует вопросы, требующие своего решения в рамках педагогической науки и практики. Вполне обоснованно автор утверждает, что воспитание не может быть эффективным без глубоких и разнообразных исследований феноменологии, механизмов и закономерностей изучения развития человека во всем разнообразии его связей с другими людьми. Характерно и знаменательно, что такая фундаментальная постановка задач опирается на труды и идеи Б.Г. Ананьева и В.Н. Мясищева. Думается, что благодаря синтезированию идей и знаний этих двух крупных ученых А.А. Бодалев смог создать свое оригинальное направление в психологической науке.

Так, если Б.Г. Ананьев делал большой акцент на природных основах формирования личности в общении, то В.Н. Мясищев искал «своеобразный ключ» к решению проблем личности в ее отношениях с другими людьми. Очень важно, что при разработке проблем социальной перперции А.А. Бодалев показал значение природного и социального, врожденного и приобретенного. Это непростая задача, так как возраст, пол, индивидуальное своеобразие человека формируются в реальных отношениях с другими людьми, в условиях определенных общественных норм поведения и ценностей, характерных для тех или иных возрастных, половых, профессиональных групп.

Не случайно при оценке работ А.А. Бодалева и его учеников возникает затруднение в определений сферы психологической науки, к которой можно отнести то или иное исследование, так как общепсихологический, социально-психологический, возрастной, дифференциальный и педагогический планы анализа неотделимы друг от друга. Они же и придают своеобразие разработкам в области личности и общения.

Если в статье «Проблема общения в трудах В.Н. Мясищева» дается общее представление о смысле общения и отношений в жизнедеятельности личности, то в следующей работе «Об одном из направлений изучения личности в общении в настоящее время» раскрывается плодотворность концепции В.Н. Мясищева. Более того, А.А. Бодалев показывает совершенно новые плоскости исследования личности в общении. От анализа психических процессов, состояний и свойств общающихся людей он переходит к обоснованию универсальности проблемы общения в самых различных сферах жизнедеятельности людей, в том числе в игре, учении и труде. Более конкретно — это общение личности в классе, студенческой группе, рабочей бригаде и производственном коллективе, спортивной команде, семье и т.д. Естественно, что решение практических вопросов воспитания, обучения и труда невозможно без изучения личности и профессиональной деятельности, личности и искусства, личности и массовых коммуникаций. Во всех этих связях автор видит прикладной выход психологии. Наконец, в заключении статьи показана связь психологии общения и личности с этнической и исторической психологией. Такая постановка задач выводит психологию на решение ряда общих социологических

 

150

 

проблем: противоречия различных общественных классов, противоречия индивидуалистического и коллективистского мировоззрения, противоречия индивидуального сознания при частной и общественной собственности и т.п.

Особое внимание автор уделяет вопросам сложных взаимопереходов особенностей восприятия, понимания, общения личностей, относящихся к различным поколениям. Передача опыта, стереотипов, идеалов наиболее очевидна при сравнении людей в исторически близкие отрезки времени. Преемственность особенностей понимания и оценки людьми друг друга помогает каждому из последующих поколений увидеть свое место в новых исторических условиях. Таким образом, сравнительно частная психологическая проблема личности и общения становится значимой для развития социологии и педагогики.

В следующих трех статьях рассматриваются вопросы успешности общения и способностей, стиля общения и формирования эмоционального опыта, доверительного общения и формирования свойств личности. Для более глубокого осмысления этих вопросов автор использует не только экспериментально-психологические исследования, но и художественный, публицистический материал, что не только усиливает образность развиваемых идей, но и доказательность теоретических положений.

Зачастую психологи (теоретики и экспериментаторы) предпочитают использовать абстрактные, «рафинированные» конструкции, что уводит их от реальных жизненных проблем. А.А. Бодалев, наоборот, стремится сблизить проблемы, язык и методы обыденной и научной психологии, в чем видится прикладная и даже жизненная перспективность его научных работ.

В статье «Воздействие стиля общения педагога с учащимися на их эмоциональный опыт» наиболее отчетливо показана роль эмоционально-коммуникативного компонента во взаимодействии педагог — учащийся. Автор убедительно доказывает особую значимость стиля педагогического общения в формировании личности учащихся. Подмена педагогического мастерства директивными формами контактов, односторонним процессом воздействия на учащихся разрушает естественный взаимный процесс не только обучения, но и воспитания. Красной нитью через все статьи первой части книги проводится мысль о трехкомпонентности структуры общения: его когнитивной, аффективной и поведенческой составляющих. Следует отметить, что если в ранних работах больший акцент А.А. Бодалевым делается на когнитивных процессах, то сейчас заметно стремление исследователя к интегрированному рассмотрению всех трех компонентов взаимодействия, общения человека с человеком.

Во второй части книги новую редакцию получила область традиционных исследований, автора «Межличностное восприятие и понимание». В этом варианте внимание уделено профессиональным особенностям восприятия и понимания, а также влиянию рода деятельности и положения человека в системе общественных отношений на понимание им других людей. Этим демонстрируется больший удельный вес практического (поведенческого или регулятивного) компонента в структуре межличностного взаимодействия. «Познание и взаимное воздействие людей друг на друга — обязательный элемент любой совместной деятельности…» — подчеркивает автор (с. 89). Представляется интересной мысль А.А. Бодалева об особом значении решения совместных задач в регуляции взаимодействия человека с человеком. Сходство — несходство задач, совпадение — несовпадение способов их решения у участников — важнейший фактор не только особенностей восприятия и понимания, но и эффективности совместной игровой, учебной, трудовой деятельности. В статье «Человек как объект познания» осуществлен синтез многообразных признаков, характеризующих человека: от физического облика и эмоциональных состояний до внешнего «оформления» облика. Разнообразие типичных и нетипичных (индивидуально неповторимых признаков) является предметом психологии познания людьми друг друга. Одной из важнейших задач этой области остается нахождение связей («правильных и неправильных») между внешним и внутренним в поведении, поступках и в деятельности людей. Неадекватное «обнаружение» связей приводит к существенным затруднениям в повседневной жизни и профессиональной деятельности. Адекватность поведения личности в тех или иных жизненных ситуациях связана с ее своеобразным «перцептивным опытом». Это важное положение и доказывает автор своими исследованиями.

Следующая статья «Восприятие человека человеком» посвящена анализу факторов, влияющих на этот процесс,— внешних (объективных) и внутренних (субъективных). Это и физические условия восприятия (расстояние наблюдения, фон наблюдения объекта и т.д.), и субъективные в виде установок, отношений, стереотипов, профессиональных особенностей и т.д. Автор широко использует опыт зарубежных и советских авторов, а также собственные исследования, что позволяет получить «емкий образ» процесса межличностного восприятия.

А.А. Бодалев последовательно раскрыл особенности восприятия и понимания в зависимости от возрастно-половых, индивидуальных и профессиональных особенностей людей. Весь этот материал дает достаточно четкое представление о всей феноменологии, механизмах и закономерностях познания людьми друг друга. Книга не лишена некоторых недостатков.

1) Так, например, А.А. Бодалев показал особенности социальной перцепции в зависимости от пола людей. Но было бы интересно рассмотреть эти особенности в однополом мужском, женском или разнополом общении. Наши исследования, в частности, показали существенные различия адекватности и идентификации при переходах от одного сочетания к другому (см.: Межличностные отношения, 1979).

2) В первом разделе книги А.А. Бодалев подчеркивает значение физических недостатков человека в общении (внешний вид, болезни, травмы и т.д.). Это очень существенный момент в восприятии, понимании и развитии личности. К сожалению, в дальнейшем эта интереснейшая область исследований не получила своего эмпирического и теоретического развития. А ведь она демонстрирует взаимопереходы детерминации природного и социального, врожденного и приобретенного.

3) В книге неоднократно приводятся разнообразные данные, связанные с особенностями отражения людьми друг друга в совместной

 

151

 

игровой, учебной и экспериментально-лабораторной деятельности. Целесообразно объединить эту разрозненную информацию в одной главе. Разработка вопросов восприятия и понимания людьми друг друга в процессе совместной игровой, учебной и особенно трудовой деятельности позволит глубже понять природу деятельностного опосредования общения людей. Больше того, результаты этих исследований прямо ориентированы на практическое использование в средней школе учителями, в высшей школе — преподавателями и кураторами, на производстве — управленческим аппаратом.

В целом рецензируемая книга представляет собой капитальный труд, имеющий большой теоретический и практический интерес.