Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

148

 

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ

 

Vanek M., Hosek V., Man F. Fermevanl vykeneve motivace. — Praha: Univerzita Karlova, 1982. 218 s.

 

Рецензируемая книга чехословацких психологов М. Ванека, В. Гошека и Ф. Мана посвящена одной из актуальнейших проблем психологии — формированию психологических детерминант деятельности. Главная цель их исследования — теоретическая и экспериментальная разработка проблематики формирования мотивации достижения. Книга состоит из предисловия, двух основных разделов и заключения.

В первом разделе книги — «Теория формирования мотивации достижения» (с. 13—105) — дан всесторонний анализ теории мотивации достижения, концепций тренинга мотивации достижения и теории активного социального учения. В результате проведенного анализа сформулирована оригинальная «синтетическая концепция формирования мотивации достижения». Основу этой концепции составили теоретические представления о функциональной системе деятельности и активном социальном учении» (И. Лингарт, 1972, 1976, 1979). Модель функциональной системы деятельности включает следующие блоки: социальная ситуация, афферентная система, память, мотивация, центральная интеграция, оценочная система, система принятия решений, программа деятельности и результат деятельности. Помимо прямых связей между этими блоками модель содержит множество обратных связей (функций), обеспечивающих когнитивную разработку субъектом информации о социальной ситуации и предметной среде, в которых развертывается деятельность. Особенности этой когнитивной разработки во многом определяют аффективный баланс и характер самоподкреплений в деятельности, а также особенности целевых программ, детерминирующих ее результативность и эффективность. Основными обратными связями в функциональной системе деятельности являются: результативная информация о достижениях в деятельности; когнитивная афферентация, основанная на антиципации предлагаемых достижений в деятельности; мотивационная афферентация, осуществляющаяся благодаря эмоциональному отражению достижений в процессе деятельности.

При разработке своей концепции авторы использовали теоретические представления об общей структуре деятельности (А.Н. Леонтьев, 1972, 1975) и установке как регуляторе и стабилизаторе деятельности (Д.Н. Узнадзе, 1961; А.Г. Асмолов, 1979).

Данные исходные теоретические положения были конкретизированы и дополнены отдельными представлениями и понятиями, разработанными в современных когнитивных мотивационных теориях Дж. Аткинсона, Б. Вейнера, Р. Дечармса, Д. МакКлелланда, Дж. Роттера, X. Хекхаузена. Интересен детальный анализ опыта применения программ мотивационного тренинга в США и ФРГ в теоретическом разделе книги.

Во втором, эмпирическом разделе книги — «Экспериментальная проверка действенности синтетической концепции формирования мотивации достижения» (с. 106—175) — излагаются цели, задачи, гипотезы и организация экспериментального исследования, описываются методы измерения мотивационных переменных и анализируются результаты исследования. В экспериментальной части исследования участвовали 74 студента второго курса педагогического института г. Ческе-Будейовице. Испытуемые были распределены на две равные группы — экспериментальную и контрольную, — изначально уравненные по целому ряду переменных, таких как возраст, образовательный уровень, уровень умственных способностей, основные черты личности и т.д. Программа мотивационного тренинга была распределена на двенадцать 60—90-минутных учебных единиц. Занятия по этой программе продолжались в течение одного семестра. Программа включала изучение основных положений теории мотивации достижения; практические занятия по концептуализации мотивов достижения, престижа, аффилиации; отработку оптимального планирования достижений и реалистического целеобразования; тренировку оптимальной каузальной атрибуции и интерпретации достижений; освоение навыков переноса приобретенных знаний и умений на конкретные жизненные ситуации (прежде всего, в область профессиональной деятельности учителя); различные ролевые игры и групповые дискуссии.

Результаты применения мотивационного тренинга подтвердили большинство рабочих гипотез. Основная гипотеза, согласно которой предполагалось статистически значимое повышение внутренних (мотивационных и когнитивных) и внешних (учебной успеваемости и социальной активности) критериев у испытуемых экспериментальной группы, была полностью подтверждена в отношении внутренних и лишь отчасти в отношении внешних критериев. Тренинг мотивации достижения способствовал формированию у испытуемых экспериментальной группы (по сравнению с испытуемыми контрольной группы) более внутренней локализации контроля как в успешной, так и в неуспешной деятельности, более выраженного стремления к успеху, более выраженной аффилиативной потребности и более высокого уровня мотивации в целом. Показательно, что замеры этих внутренних критериев через один год после окончания тренинга выявили высокую устойчивость мотивационных изменений. В отношении внешних критериев было зафиксировано лишь значимое повышение социальной активности студентов (работа в общественных организациях, участие в различных внеучебных мероприятиях и т.п.). Академическая успеваемость студентов в экспериментальной группе не повысилась. Однако об определенном позитивном эффекте тренинга косвенно свидетельствовало снижение средней успеваемости у студентов контрольной группы.

Представленный в книге теоретический и экспериментальный анализ проблемы формирования мотивации достижения представляет несомненный интерес для специалистов-психологов. Разработанная и апробированная авторами программа мотивационного тренинга делает книгу ценным практическим руководством для психологов и педагогов, занимающихся прикладными исследованиями мотивации учебной и учебно-профессиональной деятельности.

 

А.Б. Орлов

Москва