Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

146

 

КОРОТКО О КНИГАХ

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЮМОРА

 

McGhee Р. Е., Goldstein J. H. (eds). Handbook of Humor Research. V. 1, 2. — New York, Berlin, Heidelberg, Tokyo: Springer-Verlag, 1983.— VII +251 p., VII +215 p.

 

Изучение юмора недостаточно представлено в советской и зарубежной психологии. Большинство работ по этой теме связано, как правило, с областями непсихологическими: литературой, искусством и, в меньшей мере, социологией. Данный сборник помогает восполнить имеющийся дефицит литературы по психологическому изучению юмора. Редакторы и составители сборника П. Мак-Ги и Дж. Голдстейн представляют в двух томах сборника теоретические, методологические и эмпирические подходы к нему. Исследования юмора представлены в рамках психологии, социологии, лингвистики и антропологии.

В предисловии к сборнику авторы рассматривают различные, в том числе психологические, проблемы, возникающие при изучении юмора, и в первую очередь трудность определения самого предмета изучения. Исследователям так и не удалось прийти к общему мнению по поводу того, какое определение юмора считать наиболее приемлемым. К методологическим проблемам относятся, в частности, вопросы измерения степени предпочтения (отвержения) юмора.

Попытки разрешить данные затруднения вызывали к жизни новые, а это привело к тому, что многие ученые были вынуждены оставить данную область исследования. Однако вышедшая в середине 70-х гг. «Психология юмора» П. Мак-Ги и Дж. Голдстейна вызвала большой интерес к изучению юмора и, как следствие этого, появление значительного количества работ, посвященных данной проблеме, которые и нашли свое отражение в рассматриваемом сборнике. Многие исследования затрагивают прикладные аспекты изучения юмора (они рассматриваются во втором томе сборника).

В первом томе представлены исследования некоторых теоретических и методологических проблем изучения юмора, а также дискуссии по ряду терминологических вопросов. Составители стремились представить различные области исследования пропорционально их вкладу в изучение юмора. Первый том содержит по одной главе социологического, антропологического и лингвистического направлений, остальные главы посвящены проблемам и перспективам психологического исследования.

Общие вопросы психологического исследования юмора сформулированы в первой главе (автор М. Л. Франс). Она затрагивает одну из ключевых проблем — использование улыбки и смеха в качестве индекса степени понимания юмора. Автор рассматривает попытки различных исследователей описать улыбку и смех. Большое внимание уделяется системе Экмана, отражающей движение частей лица в наиболее объективных терминах.

Во второй главе (автор П. Мак-Ги) приводятся психофизиологические исследования юмора. Автор рассматривает точку зрения Берлайна, который считает, что механизм напряжения — расслабления играет определяющую роль в получении удовольствия от юмора. Однако полученные факты заставляют усомниться в действительном существовании линейной или U(∩)-образной зависимости между напряжением и юмором. Как отмечает автор, несмотря на то, что степень понимания юмора оказывается связана с изменением напряжения, причинные зависимости между изменением напряжения, смехом и пониманием юмора остаются неясными.

Рассматривается также роль полушарий мозга в понимании юмора: основное значение в понимании и оценке юмора принадлежит правому полушарию. Наблюдение пациентов с поврежденным правым полушарием (особенно с повреждением фронтальных его областей) позволяет выявить затруднения, возникающие в понимании юмора этими пациентами. Третья глава (автор Дж. Сальс) посвящена когнитивным аспектам юмора. Приводится анализ когнитивных процессов, которые способствуют пониманию и оценке юмора. Особое внимание уделяется модели «установления несоответствия», которая преимущественно направлена на объяснение вербального юмора и карикатур. В главе дается краткая характеристика ранних когнитивных подходов, а также анализируются и более поздние попытки объяснить роль когнитивных процессов в понимании юмора, в частности теория установления несоответствия, согласно которой юмор возникает в результате встречи с несоответствием, что заставляет человека искать возможные способы разрешения этого несоответствия; результатом этого разрешения и является смех.

Обсуждается также ряд практических исследований, подтверждающих участие когнитивных процессов в понимании юмора. Рассматривается предположение о том, что для понимания юмора большое значение имеет степень сложности словесного материала, описывающего юмористическую ситуацию: наибольшее понимание достигается при средней степени трудности, наименьшее — при низкой и высокой. Однако данная модель, как отмечает автор, не является исчерпывающей, она не может объяснить все многообразие аспектов юмора.

Четвертая глава данного тома посвящена лингвистическим исследованиям юмора (авторы В. Дж. Пепицелло и Р. Вейсберг). Авторы анализируют ряд работ, в которых основное внимание уделяется структурным лингвистическим аспектам юмора, а также обсуждают возможность использования фонологических, морфологических и синтаксических категорий для получения несоответствия и двусмысленностей, разрешение которых и вызывает смех.

В пятой главе (автор Д. Зильман) дается обзор теорий и исследований, изучающих непонимание юмора. Обсуждаются условия, в которых непонимание юмора вызывает реакцию смеха у зрителей. Большое внимание уделено современному развитию теорий, изучающих непонимание юмора.

Следующая глава (автор П. Мак-Ги) посвящена изучению стадий развития чувства юмора в жизни человека. Автор указывает на то, что изучение развития понимания юмора, как правило, ограничивалось рамками младшего школьного возраста. Что же касается подросткового,

 

147

 

зрелого и пожилого возраста, то им в этом отношении не было уделено должного внимания. Только несколько работ, посвященных изучению биографий знаменитых людей, включали в себя небольшие отрывки, касающиеся данного вопроса. Несмотря на наличие исследований, в которых использовались в качестве испытуемых студенты колледжей и люди среднего возраста, их авторы не рассматривали изменения понимания юмора с возрастом. То же можно сказать и о многих работах, выполненных на детях. Однако, как отмечает автор, все эти работы могут служить исходной точкой для исследования возрастных особенностей в понимании юмора. Автор рассматривает ряд работ, в которых исследователи, предполагая, что некоторые аспекты юмора являются относительно стабильными, а другие могут изменяться как функция возраста, проанализировали связанные с возрастом изменения в понимании юмора. Рассматриваются номотетический, дифференциальный и идиографический подходы к изучению возрастных изменений в понимании юмора.

В седьмой главе ее автор А. Дж. Чепмен обсуждает многочисленные функции юмора и смеха в условиях социального взаимодействия и делает ряд выводов о значимости социальной ситуации для возникновения юмора и смеха, для психологической теории юмора в целом. Приводятся факты, свидетельствующие о значительном влиянии юмора и смеха на групповое сплочение.

Следующая глава посвящена социологическому подходу к изучению юмора. Автор этой главы — Г. А. Файн — отмечает, что юмор возникает в общении как минимум двух людей и что шутка лишь тогда становится шуткой, когда на нее отреагировали. В главе указаны пути использования юмора как регулятора социального поведения.

Задача девятой главы (автор М. Л. Апт) — представить природу и рамки антропологического исследования юмора и подчеркнуть ряд проблем, возникающих в данном исследовании. Автор указывает на важность анализа этнографических фактов для разрешения этих проблем.

В заключительной, десятой главе (автор Г. Р. Поллио) предпринимается попытка объяснить юмор в рамках теории поля. Автор предполагает, что юмор — явление, прежде всего зависящее от межличностных условий, представленных в особых ситуациях. В рамках теории поля юмор и смех изображаются как воплощение определенных событий, подчеркивается важность юмора и смеха с точки зрения общения. Рассматриваются связи теорий поля с теориями эмоций Джеймса—Ланге и теорией «разрешения несоответствия».

Второй том данного сборника содержит описания прикладных исследований юмора. Эти исследования проводятся также в рамках различных наук: психологии, социологии, неврологии. Обсуждаются литературные аспекты рассмотрения юмора, исследования юмора для целей средств массовой информации.

Дж. Гудмен — один из тех, кто проводит тренинг чувства юмора. Он считает, что юмор — важная форма социальной коммуникации. Автор обучает технике юмора руководителей, учителей, медицинских работников и служащих учреждений. В своей статье он описывает полученные факты, останавливается на возникающих проблемах.

Вторая глава представляет размышления профессионального комика о юморе (автор С.М. Хандельман). Автор третьей главы — М. Чарни — пытается дать объяснение комическим способностям. С этой целью он исследует характеристики различных комических фигур в пьесах, фильмах, шутках.

Авторов четвертой главы (С. и Р. Фишер) интересуют следующие вопросы: чем характеризуются комические личности? Какие черты их объединяют?

Проблемы использования юмора в психотерапии представлены в пятой главе (автор В.А. Саламех), где описываются посвященные этому исследования. Подчеркивается важность использования юмора для установления контакта между терапевтом и пациентом. Использование юмора в медицине является предметом жарких споров как в популярной, так и в научной литературе. Невролог М. Духоуни (гл. 6) рассматривает в своей статье имеющуюся литературу с точки зрения перспектив для неврологии.

Глава седьмая (автор В. Робинсон) также обсуждает возможности использования юмора в медицине и терапии, анализируя при этом различные функции, которые может выполнять юмор.

Комизм — постоянный спутник популярной культуры и средств массовой информации. Л.Е. Минтс в восьмой главе обсуждает формы юмора в американской массовой культуре, распространение и историю возникновения имеющихся форм юмора.

В девятой главе (авторы Д. Браун и Дж. Бриант) описываются практические исследования эффекта использования юмора средствами массовой информации. Большое внимание уделено использованию юмора на телевидении, особенно в обучающих программах.

Проблемы использования юмора в образовании обсуждают Д. Зильман и Дж. Бриант в заключительной главе. Они представляют результаты исследования зависимости между юмором и обучением, запоминанием, влияние юмора на появления заинтересованности у учащихся. Авторы описывают предпринятые за последние годы попытки улучшить запоминание и усилить внимание путем введения в учебники юмористических рисунков и иллюстраций. Такие попытки не дали всецело положительных результатов, но показали возможность использования юмора как способа представления информации при запоминании (изучении) сложного материала.

Следует, однако, сделать ряд критических замечаний относительно книги. Несмотря на большой объем рецензируемой работы, в целом она носит эмпирический характер и не содержит фундаментальных предпосылок для психологического исследования юмора как личностного качества человека. Не лишена книга и некоторой рекламности. Отдельные разделы содержат общую ошибку, заключающуюся в абсолютизации роли юмора в различных ситуациях. Следует также отметить отсутствие некоторой доли юмора при изложении ряда вопросов, что в книге, посвященной психологическому изучению юмора, было бы уместно.

 

Н.Ф. Кузнецова

Москва