Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

122

 

ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ СИМВОЛИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ МЫШЛЕНИЯ НА ПОКАЗАТЕЛИ МЕЖПОЛУШАРНОЙ АСИММЕТРИИ

 

А.И. ИБАТУЛЛИНА

 

Индивидуальное развитие человеческого организма, особенно на ранних этапах его развития, в значительной мере зависит от условий и факторов внешней среды, изменение которых вызывает адаптивные модификации в деятельности различных органов и систем, включая физиологические системы и механизмы, обеспечивающие высшие психические функции.

Исследование специфики функциональных изменений, наступающих в развитии мозга под влиянием специально организованных и контролируемых воздействий из внешней среды, является чрезвычайно актуальным, поскольку позволяет ближе подойти к пониманию механизмов взаимодействия жесткой, генетически наследуемой, и гибкой, зависящей от приобретенного опыта, программ развития мозга человека.

До сих пор подобные эксперименты проводились на животных, исследовались также лица с различными формами патологии, вызывающими сенсорную депривацию.

В данной работе предпринята попытка изучить влияние развития символической функции мышления у детей в раннем онтогенезе на изменение ряда показателей вызванной активности; Позволяющих проследить совершенствование механизмов деятельности мозга в результате направленного обучения и воспитания.

Исследования функционального неравенства двух полушарий мозга показывают наличие зависимости между степенью выраженности асимметрии функций мозговых полушарий и умственным развитием ребенка.

В частности, было показано [4], что у одаренных детей наблюдается бóльшая амплитуда зрительных вызванных потенциалов в центральной и затылочной областях коры больших полушарий, чем у детей с низким умственным развитием. Л. Роудс с соавторами [14] усредняли ВП затылочных и центральных областей обоих полушарий на 100 вспышек у двух групп детей 10— 11 лет с высоким и низким IQ. Было установлено, что асимметрия в амплитуде компонентов с латентностью 100—250 мс была более выраженной у детей с высоким IQ.

У лиц с врожденной умственной отсталостью латерализация функций выражена слабо или отсутствует вовсе [18]. Межполушарная асимметрия ВП у нормальных детей по сравнению с умственно отсталыми была выражена в лобных отделах больших полушарий в 2,5 раза больше [3].

М. Ричлин с соавторами [15] показал, что амплитуда компонента Р200 у нормальных детей была выше в правом полушарии, а у детей с задержкой развития, напротив, в левом полушарии.

Все эти данные констатируют различия в показателях функциональной асимметрии у детей с разными IQ или у нормальных и ретардированных детей.

Использование функциональной межполушарной

 

123

 

асимметрии в качестве одного из показателей совершенствования механизмов деятельности мозга и формирования его функциональной зрелости в процессе онтогенеза под влиянием обучения было предпринято нами в связи с тем, что к настоящему времени достаточно определенно установлено [7], [9], [16] наличие очень небольшого количества видов ранней латерализации и прямой зависимости между умственным развитием ребенка и формированием функциональной асимметрии [2], [4].

Теория градуального развития латерализации функций, обусловленная взаимодействием между генетической детерминацией степени асимметрии и латеральностью, являющейся результатом средовых влияний, позволяет ожидать наличия большей выраженности показателей функциональной асимметрии у детей со специальной интеллектуальной тренировкой, при условии изначального равенства умственного развития детей контрольной и экспериментальной групп, отобранных также и по признаку правшества.

В данной работе сопоставлялись изменения амплитуды, пиковой латентности и компонентного состава слуховых вызванных потенциалов правого и левого полушарий мозга у детей до и после обучения, направленного на развитие символической функции.

 

МЕТОДИКА

 

У детей в возрасте 2,5 лет регистрировали слуховой вызванный потенциал мозга на стимул силой 65 дБ на частоте 1000 Гц, длительностью 100 мс при длительности фронта нарастания 2,5 мс, интерстимульный интервал — 5—6 мс. Раздражитель подавался моноурально попеременно в правое и левое ухо.

Испытуемый сидел в полузатемненной камере с открытыми глазами в удобном кресле. Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) записывалась монополярно (с референтным правым и левым ушным электродом) по системе 10—20 % с F3, F4, C3, C4, Р3, Р4 областей мозга. Электроды, посеребренные чашечки размером 0,5 см, устанавливались в указанных областях. Запись велась на 8-канальном энцефалографе фирмы «Медикор» (с подачей на магнитограф НО-48) при постоянном времени 0,7 и фильтрах от 0 до 75 Гц.

Испытуемому предъявлялось по 25 сигналов в каждое ухо. Вызванные ответы выборочно суммировались по 16 на ЭВМ «Плюримат-С». Проводился пошаговый амплитудный анализ при шаге 2 мс. Эпоха анализа составляла 500 мс. Звук подавался через наушники ТМГ-4 моноурально в правое и левое ухо с аудиометра AOG-69.

Было обследовано 36 детей третьего года жизни: 20 человек — контрольная группа и 16 человек — экспериментальная, обследование проводилось дважды: до и после развивающего обучения с интервалом в 1,5—2 месяца (срок обучения). Дети были предварительно отобраны по признаку правшества1 и сформированы в сопоставимые группы по уровню умственного развития2.

Обучение проводилось индивидуально, 3 раза в неделю. Длительность занятия составляла в среднем 30 мин.

Обучение3 было направлено на развитие символической функции мышления у детей в процессе игры. Использовалась методика С.Л. Новоселовой, заключающаяся в последовательном абстрагировании деятельности ребенка от конкретного содержания предметов в ситуации игры, т.е. в возрастающей степени символизации игры (игра с реальными предметами — кормление куклы настоящей кашей с игрушечного блюдца игрушечной ложечкой; игра с условными предметами — кормление куклы с игрушечной тарелки, на которой наклеена картинка картошки, игрушечной ложечкой, на которой наклеена такая же картинка; кормление куклы с пустой тарелки пустой ложечкой; игра с заместителями предметов разной степени абстракции — кормление куклы из тарелки и чашки в виде большого и маленького кружков, вырезанных из картона, палочкой-ложкой. Чайник — брусок из конструктора. В дальнейшем постепенное замещение всех предметов кружками, треугольниками, полосками бумаги и т.д.; игра в воображаемой ситуации, указанной экспериментатором, в отсутствие предметов).

 

РЕЗУЛЬТАТЫ

 

Исследование межполушарной функциональной асимметрии слуховых вызванных потенциалов при сопоставлении ВП, зарегистрированных с контралатеральных полушарий у детей экспериментальной группы до обучения, позволило установить отсутствие статистически достоверных различий в реакции полушарий мозга (табл. 1; рис. 1 и 2).

Однако отмечено наличие тенденции к асимметрии по амплитуде компонента N1 в теменной области коры больших полушарий (t=l,5; р <0,2) и по амплитуде и латентности компонента Р2 и в этой же области (t соответственно равно 1,7 и 1,5; р <0,2).

В центральной области коры больших полушарий также наблюдалась тенденция к асимметрии компонента Р2 по латентности (t=l,5; р<0,2).

После обучения наблюдалось увеличение асимметрии СВП по амплитуде компонента N1 в теменной области коры больших полушарий, причем это различие оказалось высокостатистически достоверно (р<0,01; табл. 2).

В этой же области наметилось возникновение тенденции к асимметрии по амплитуде позднего позитивного компонента Р300 (t =l,4; р<0,3).

В областях С3 и С4 наблюдалась асимметрия

 

124

 

Таблица 1

 

ПИКОВАЯ ЛАТЕНТНОСТЬ (В МС) И АМПЛИТУДА (В МКВ) СВП ЛЕВОГО И ПРАВОГО ПОЛУШАРИЯ МОЗГА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ГРУППЫ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ ДО ОБУЧЕНИЯ

 

Области коры

Компоненты СВП

Левое полушарие

Правое полушарие

Достоверность различий

Пиковая латентность

Амплитуда

Пиковая латентность

Амплитуда

Пиковая латентность

Амплитуда

 

 

М±m

М±m

М±m

М±m

t; p

t; p

 

P1

74,9 ±7,4

4,9 ±1,04

75,3 ±8,5

3,7 ±0,43

t = 0,35

t = 1,06

 

 

 

 

 

 

>0,05

>0,05

 

N1

153,2 + 7,6

9,1 ±0,68

159,0 ±11,2

7,8 ±0,93

t = 0,42

t = 0,47

 

 

 

 

 

 

>0,05

>0,05

F3

Р2

234,6 ±11,1

9,5 ±0,61

248,7±12,7

10,5±1,25

t = 0,84

t = 0,72

 

 

 

 

 

 

>0,05

>0,05

F4

N2

287,0+15,6

8,2 ±1,06

303,9±12,3

7,2 ±0,91

t = 0,85

t = 0,72

 

 

 

 

 

 

>0,05

>0,05

 

Р3*

 

 

 

 

 

 

 

P1

69,1 ±4,34

4,5 ±0,27

77,7±10,1

4,7 ±0,92

t = 0,77

t = 0,21

 

 

 

 

 

 

>0,05

>0,05

 

N1

151,1+7,8

9,5 ±0,59

149,2 + 8,4

8,7 ±0,9

t = 0,17

t = 0,46

 

 

 

 

 

 

>0,05

>0,05

C13

Р2

228,6+11,6

12,5 + 0,98

251,2 + 9,2

13,3 ±1,4

t= 1,53**

t = 0,38

 

 

 

 

 

 

>0,05

>0,05

C4

N2

322,6 ±13,4

11,8+1,44

341,7±12,3.

10,8 + 0,96

t = 1,05

t = 0,58

 

 

 

 

 

 

>0,05

>0,05

 

Р3*

 

 

 

 

 

 

 

P1

75,0±10,6

4,6 + 2,3

80,0 + 6,1

6,4 ±2,6

t = 0,41

t = 0,14

 

 

 

 

 

 

>0,05

>0,05

 

N1

160,2 ±8,5

11,7±1,23

152,2±8,8

9,8±0,52

t = 0,65

t = 1,52**

 

 

 

 

 

 

>0,05

<0,02

Р3

Р2

231,6+11,0

9,6±0,50

252,6 ±7,2

12,0 ±0,95

t = 1,59**

t= 1,76**

 

 

 

 

 

 

<0,2

<0,2

Р4

N2

320,9 ±7,7

8,8±1,61

330,3 ±7,1

10,6±0,79

t = 0,90

t = 1,00

 

 

 

 

 

 

>0,05

>0,05

 

Р3*

 

 

 

 

 

 

 

* Компонент Р3 статистически не обрабатывался из-за малого количества случаев.

** Отмечены значения, имеющие тенденцию к достоверности.

 

по амплитуде компонента N1 на статистически значимом уровне (р <0,01).

Необходимо отметить, что у детей экспериментальной группы после обучения в слуховом вызванном потенциале теменной области увеличилась встречаемость компонента Р300 до 40 % по сравнению с 15 %, наблюдавшимися до обучения (см. рис. 1, 2).

Исследование аналогичных показателей функциональной асимметрии СВП детей контрольной группы показало, что у необучавшихся детей также наблюдается тенденция к асимметрии в показателях СВП при сравнении их справа и слева, в частности по компоненту N1 в теменной области коры, где было отмечено преобладание его амплитуды слева на уровне тенденции к достоверности (t=l,7; р<0,2).

Кроме того, наблюдалась более длительная латентность компонентов N2 и Р3 в теменной области коры также на уровне тенденции к достоверности (р<0,1; см, табл. 3, рис. 2).

Сопоставление полученных данных экспериментальной и контрольной групп детей позволило установить, что показатели функциональной асимметрии СВП необучавшихся детей аналогичны величинам, наблюдаемым в экспериментальной группе детей до развивающего обучения, т. е. не имеют статистически достоверных, различий (см. табл. 1, 2, 3, рис. 2).

Стимуляция развития символической функции вызвала существенные изменения в исследуемых показателях, обусловив переход на уровень статистической значимости асимметрии СВП по показателю амплитуды компонента N1 в центральной и теменной областях и возникновение некоторой тенденции к асимметрии по амплитуде компонента Р300 в теменной области. Кроме того, после обучения повысилась встречаемость компонента Р3 в СВП париетальной коры с 15 до 40%.

 

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

 

Основной факт, полученный в данном исследовании, заключается в том, что развитие символической функции мышления у детей третьего года жизни способствовало усилению межполушарной функциональной асимметрии слуховых вызванных потенциалов по амплитуде компонента N1 с преобладанием его в левой париетальной и центральной областях коры больших полушарий до уровня статистической значимости. Каким же образом изменение амплитуды компонента

 

125

 

Рис. 1. Индивидуальный СВП ребенка (А. Э., 28. III I983 г. экспериментальной группы до обучения (А) и после обучения (В) (24. V 1983 г.)

Левое полушарие — сплошная линия.

Правое полушарие — пунктир.

 

Рис. 2. Усредненный по группе СВП, зарегистрированный до обучения (А), после обучения (В) и у детей контрольной группы (С).

Левое полушарие — сплошная линия.

Правое полушарие — пунктир.

 

126

 

Таблица 2

 

ПИКОВАЯ ЛАТЕНТНОСТЬ (В МС) И АМПЛИТУДА (В МКВ) СВП ЛЕВОГО И ПРАВОГО ПОЛУШАРИЙ МОЗГА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ГРУППЫ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ ПОСЛЕ ОБУЧЕНИЯ

 

Области коры

Компоненты СВП

Левое полушарие

Правое полушарие

Достоверность различий

Пиковая латентность

Амплитуда

Пиковая латентность

Амплитуда

Пиковая латентность

Амплитуда

 

 

М±m

М±m

М±m

М±m

t; р

t; р

 

P1

75,4 ±9,1

5,1 ±0,43

80,2+10,8

4,5 ±0,42

t = 1,00

t = 0,34

 

 

 

 

 

 

>0,05

>0,05

 

N1

160,2 ±9,95

11,6 ± 0,75

163,4 ±14,0

10,6 ±1,34

t = 0,65

t = 0,86

 

 

 

 

 

 

>0,05

>0,05

F3

Р2

221,3±10,6

10,2+1,37

236,3 + 22,6

10,7 ±1,86

t = 0,6

t = 0,25

 

 

 

 

 

 

>0,05

>0,05

F4

N2

284,5 ±12,2

11,5±1,5

305,6 + 29,6

10,1 ±1,24

t = 0,66

t = 0,72

 

 

 

 

 

 

>0,05

>0,05

 

Р3*

345

7,2

401,1

4,5

 

P1

75,2 ±9,1

4,8 + 0,42

65,5+10,1

4,1 ±0,3

t = 0,71

t= 1,3

 

 

 

 

 

 

>0,05

>0,05

 

N1

154,5 ±9,0

12,6 + 0,85

153,6 + 8,9

9,1 ±0,72

t = 0,71

t = 3,14**

 

 

 

 

 

 

>0,05

<0,01

C13

Р2

244,6± 13,5

11,7+1,36

228,2+17,1

9,6 ±1,25

t = 0,75

t=0,49

 

 

 

 

 

 

>0,05

>0,05

C4

N2

306,9+11,6

11,8 ±1,23

300,6+15,5

10,8 ±1,7

t = 0,32

t = 0,48

 

 

 

 

 

 

>0,05

>0,05

 

Р3

384,9 ±21,0

6,3 ±1,58

401,3 + 31,3

7,0±1,17

t = 0,44

t = 0,36

 

 

 

 

 

 

>0,05

>0,05

 

P1

78,8+ 10,4

5,1+0,8

69,9+11,4

4,1 ±0,28

t = 0,58

t = 1,1

 

 

 

 

 

 

>0,05

>0,05

 

N1

154,4 + 8,80

15,6 + 0,83

150,3 + 9,6

10,6 ±0,56

t = 0,31

1 = 4,9**

 

 

 

 

 

 

>0,05

<0,01

Р3

Р2

241,0+10,8

9,9+1,31

227,5+12,9

8,9+1,17

t =0,81

1 = 0,57

 

 

 

 

 

 

>0,05

>0,05

Р4

N2

283,1 ±11,7

8,8+1,1

298,7+14,3

9,5 ±1,2

t = 0,85

t = 0,43

 

 

 

 

 

 

>0,05

>0,05

 

Р3*

366,2 ±20,8

8,4+1,1

386,4 + 22,0

11,6±2,1

1 = 0,85

1 = 1,43**

 

 

 

 

 

 

>0,05

>0,05

 

* Данные по компоненту Р3 (в области F3 P4) статистически не обрабатывались из-за малого количества случаев.

** Отмечены значения, имеющие тенденцию к достоверности и статистически достоверные.

 

N1 может быть связано с тренировкой символической функции?

Развитие символической функции в раннем онтогенезе способствует формированию и расширению мотивационно-потребностной сферы ребенка, меняя отношение и усиливая интерес к раздражителям, не несущим конкретного содержания.

В N1, в свою очередь, отражаются такие этапы переработки информации, как анализ значимости стимула.

Нейрофизиологические данные о генезе этого компонента свидетельствуют о том, что N1 слухового вызванного потенциала, имея сложную природу и являясь полигенным, отражает активность слуховой коры и ассоциативных височно-теменной и лобной зон. Степень участия указанных генераторов, по-видимому, зависит от нескольких переменных, таких, как экспериментальные задачи, функциональное состояние, возраст, в том числе индивидуальный опыт.

В данном случае этим опытом является тренировка символической функции мышления, которая усиливает интерес к раздражителю и повышает его субъективную значимость. В связи с этим поступление сигнала с теми же сенсорными характеристиками вызывает после обучения другой, более когнитивный механизм его анализа, осуществляемый за счет активации нейронов задних ассоциативных областей (уже способных функционировать на этом этапе онтогенеза) и обладающий возможностями наряду с функцией выделения признаков сигнала реагировать только на стимулы, приобретающие значимость.

Таким образом, изменение амплитуды компонента N1 отражает совершенствование механизмов когнитивного анализа.

Увеличение асимметрии за счет усиления компонента N1 СВП, в основном в левом полушарии, отмечено в ряде исследований: при дискриминации акустических сигналов [17], прослушивании звуков и отнесении их к определенному типу [10], прослушивании звуков электрического пианино и взрывных согласных, пропущенных через фильтры низких частот с последующей

 

127

 

их идентификацией [8], прослушивании клик-стимулов [5], [6] и др.

При этом основные различия отмечаются в темпо-париентальных областях.

 

Таблица 3

 

ПИКОВАЯ ЛАТЕНТНОСТЬ (В МС) И АМПЛИТУДА (В МКВ) ЛЕВОГО И ПРАВОГО ПОЛУШАРИЯ МОЗГА КОНТРОЛЬНОЙ ГРУППЫ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

 

Области коры

Компоненты СВП

Левое полушарие

Правое полушарие

Достоверность различий

Пиковая латентность

Амплитуда

Пиковая латентность

Амплитуда

Пиковая латентность

Амплитуда

М±m

М±m

М±m

М+m

t; р

t; р

 

P1

65,0 + 5,57

7,37+0,61

75,6+8,0

6,06+0,78

t=l,09

t=0,73

 

 

 

 

 

 

>0,05

>0,05

 

N1

147,9 + 8,92

8,88+1,13

145,7+7,1

9,61 + 1,15

t=0,03

t = 0,45

 

 

 

 

 

 

>0,05

>0,05

F3

Р2

226,5+8,85

9,09+1,10

228,0+8,83

9,87+1,05

t=0,13

t=0,51

 

 

 

 

 

 

>0,05

>0,05

F4

N2

228,0 + 8,96

10,8+1,89

311,6+12,3

10,5+1,56

t=l,58

t=0,12

 

 

 

 

 

 

>0,05

>0,05

 

Р3*

 

 

 

 

 

 

 

P1

73,0+5,27

6,79 + 0,53

71,6+5,93

5,84+0,74

t=l,25

t= 1,04

 

 

 

 

 

 

>0,05

>0,05

 

N1

143,8 + 3,57

10,0+1,08

153,7+6,86

9,94+1,21

t= 1,28

t=0,03

 

 

 

 

 

 

>0,05

>0,05

С3

Р2

237,6+8,64

12,0+1,06

236,8+5,9

10,6+0,81

t=0,07

t=l,05

 

 

 

 

 

 

>0,05

>0,05

С4

N2

322,1+12,0

10,9+0,99

333,0+9,1

10,0+1,43

t=0,72

t=0,52

 

 

 

 

 

 

>0,05

>0,05

 

Р3*

 

 

 

 

 

 

 

P1

74,1+6,27

6,0+2,04

74,5+7,72

5,57+0,68

t=0,25

t=0,39

 

 

 

 

 

 

>0,05

>0,05

 

N1

150,8+8,35

12,4+1,15

153,3+8,02

9,36+1,09

t=0,22

t=l,72*

 

 

 

 

 

 

>0,05

<0,2

Р3

Р2

229,6+9,52

11,4+1,52

256,8+10,9

9,86+0,72

t= 1,88**

t=l,33

 

 

 

 

 

 

<0,1

>0,05

Р4

N2

306,0+13,4

10,2+0,87

331,5± 11,3

8,56±1,19

t= 1,89**

t=1,11

 

 

 

 

 

 

<0,1

>0,05

 

Р3*

 

 

 

 

 

 

* Компонент Р3 статистически не обрабатывался из-за малого количества случаев.

** Отмечены значения, имеющие тенденцию к достоверности.

 

Одним из объяснений преобладания амплитуды N1 слева (по мнению Морелл и Салами, 1971) служит предположение, что N100, представляя собой распространение информации от более глубоких слоев коры до более поверхностных, при большей толщине коры слева, чем справа, в области темпо-париетальных локализаций имеет более высокий левополушарный ответ, который может быть отражением этого более потенциального источника.

По мнению Матсумиа (1972), причина заключается в том, что левое полушарие действует как дискриминатор, или направитель, в переработке слуховых стимулов.

Существует еще одно мнение относительно заинтересованности левого полушария в обработке акустических стимулов. По предположению Дэвис и Вада (1974), левое полушарие обрабатывает стимулы, соотносящиеся с опытом и памятью, а правое — незнакомые и не связанные с прошлым опытом.

Таким образом, мы полагаем, что одним из механизмов, обусловливающих увеличение компонента N1, наступающее в результате стимуляции символической функции мышления, является совершенствование механизмов обработки и когнитивного анализа информации в коре больших полушарий. Преобладание этого компонента слева связано, очевидно, с различными причинами. Возможно, он (N1) отражает включение дискриминатора, или направителя [10], переработки слуховых сигналов, находящегося в левом полушарии, тем более что и тренировка символической функции мышления, после которой произошло отмеченное усиление обсуждаемого компонента, адресовалось преимущественно к левому полушарию.

Наряду с вышесказанным мы полагаем, что существует еще один не менее важный механизм, вызывающий интересующие нас сдвиги амплитуды компонента N1.

Развитие символической функции мышления расширяет круг признаков раздражителя, вызывающих ориентировочную реакцию. В литературе описаны убедительные факты [12] изменения амплитуды N1 при увеличении неспецифической возбудимости, обусловленной ориентировочной реакцией. В итоге включение дополнительного

 

128

 

генератора вносит свой вклад в увеличение отмеченной негативности.

Таким образом, под влиянием индивидуального опыта происходит сдвиг уровня мобилизационной готовности мозга к восприятию информации. Ориентировочная реакция, вовлекая широкий круг структур мозга в перцептивную деятельность, создает условия для облегчения процессов приема, анализа и переработки информации [1], [12].

Кроме увеличения асимметрии по компоненту M1, наблюдавшемуся после обучения, намечается тенденция к усилению асимметрии по компоненту Р3 (в правой париетальной зоне) и увеличение встречаемости последнего в СВП теменных областей.

Компонент Р300 принято относить к позднему когнитивному комплексу [13].

Р300 — не унитарный феномен, он может отражать различные процессы. К настоящему времени описано 4 его разновидности [13]. Понимание природы Р300 в каждом конкретном эксперименте может быть основано на оценке его топографии и латентности. В наших исследованиях Р300 активируется после обучения в основном в париетальной области коры и здесь же наиболее выражен по амплитуде. Это позволяет предположить, что в данном случае он отражает процессы когнитивной оценки стимула, связанные с повышением его субъективной значимости.

Наличие компонента Р300 менее чем у половины обследованных детей даже после обучения и. отсутствие выраженной асимметрии по этому показателю в нашем эксперименте может объясняться как специальными условиями, так и незрелостью механизмов латерализации на данном этапе онтогенеза.

Таким образом, проведенное исследование позволяет заключить, что:

1. После стимуляции развития символической функции мышления в экспериментальной группе детей третьего года жизни наблюдалось усиление межполушарной функциональной асимметрии до уровня статистической значимости (р<0,01) по амплитуде компонента N1 СВП в париетальной и центральной областях коры больших полушарий и наметилась тенденция к асимметрии по амплитуде компонента Р3 (в областях Р3 и Р4).

2. Показатели функциональной асимметрии СВП детей контрольной группы соответствуют показателям детей экспериментальной группы до обучения.

3. В результате тренировки символической функции мышления у детей экспериментальной группы после обучения отмечается совершенствование механизмов обработки и когнитивного анализа поступающей информации и механизмов непроизвольного внимания.

 

1. Бетелева Т. Г., Дубровина Н. В., Фарбер Д. А. Сенсорные механизмы развивающегося мозга.— М., 1977.

2. Ильин Е. П. Парная работа больших полушарий головного мозга в связи с функциональной асимметрией при развитии двигательных качеств.— В кн.: Проблемы восприятия  пространства и времени. Л., 1961. С. 60.

3. Galbraith G. С., Gliddon J. В., Busk J. Visual evoked responses in mentally retarded and nonretarded subjects.— Amer. J. Mental Defic. 1970. V. 75. P. 341—348.

4. Gallaway E. Correlations between averaged evoked potentials and measuring of intelligence (an overview).—Arch. of Gen. Psychiat. 1973. V. 29. P. 553—558.

5. Davis A., Wada J. Hemispheric asymmetry: Frequency analysis of flash and click evoked responses to non—verbal stimuli. — EEG and Clin. Neurophysiol. 1974. V. 37. P. 1—9.

6. Davis A., Wada J. Hemispheric asymmetries in human infants: Spectral analysis of flash and click evoked potentials. — Brain and Language. 1977. V. 4. P. 23—31.

7. Gardiner M., Walter D. Evidence of hemispheric specialization from infant EEG. — In: Harnad S. (ed.). Lateralization in the nervous system. New York — San Francisco — London, 1977. P. 217.

8. Greenberg H. L, Graham J. T. Electro-encephalographic changes during learning of speech and nonspeech stimuli. — J. Verbal Learning & Verbal Behav. 1970. V. 9. P. 274.

9. Levy J. The origins of lateral asymmetry. — In: Harnad S. (ed.). Lateralization in the nervous system. New York — San Francisko — London, 1977. P. 195.

10. Matsumija V., Tagliasco D., Lombroso С. Т. Auditory evoked responses: Meaningfullness of stimuli and interhemispheric asymmetry. — Science. 1972. V. 175. P. 790.

11. Morell J. K., Salamy J. G. Hemispheric asymmetry of electrocortical responses to speech stimuli. — Science. 1971. V. 174. P. 164.

12. Naatanan R. Selective attention and evoked potential in human. A critical review. — Biol. Psychol. 1975. V. 2. P. 237—301.

13. Pritchard W. Psychophysiology of Р300. — Psychol. Bull. 1981. V. 89. N 3. P. 506— 540.

14. Rhodes L., Dustman R., Beck E. The visual evoked response: A comparison of bright and dull children. — EEG and Clin. Neurophysiol. 1969. V. 27. P. 364—372.

15. Richlin M., Weisinger M., Weinstein S. Interhemispheric asymmetries of evoked cortical responses in retarded and normal children. — Cortex. 1971. V. 7. P. 98—109.

16. Turkewitz I. The development of lateral differences in the normal human infant. — In: Harnad S. (ed.). Lateralization in the nervous system. New York — San Francisco — London. 1977. P. 195.

17. Wood C., Goff W., Day R. Auditory evoked potentials during speech perception. — Science. 1971. V. 173. P. 1248—1251.

18. Zangwill O. Cerebral dominance and its relation to psychological function. — Edinburg, I960.

 

Поступила в редакцию 5.IX 1983 г.



1 Отбор осуществлялся по тестам: поза Наполеона, положение большого пальца при сцеплении кистей рук, бросание и ловля предметов одной рукой; по доминантности глаза, по наблюдению за детьми в процессе еды, рисования и других двигательных действий, осуществляемых руками, и опросу родителей о наличии в роду лиц с доминантностью леворукости.

2 Уровень умственного развития определяется при помощи 26 психологических методик, включающих задания на практический интеллект, конструктивную деятельность, общее понимание, речевую память, изобразительную деятельность, речевое развитие, сенсорное развитие, сюжетную игру. Исследование проведено М.М. Тульчинским.

3 Развивающее обучение проводилось ст. лаборантом М.Б. Курбатовой.