Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

26

 

О СТРУКТУРЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

М.Р. ЩУКИН

 

Индивидуальный стиль деятельности представляет собой систему индивидуально-своеобразных приемов, обеспечивающих успешное выполнение человеком определенной деятельности [7], [13]. Учет и формирование индивидуального стиля является важной задачей трудового обучения, так как оно теснейшим образом связано с развитием профессиональных способностей и профессиональной пригодности [4], [13]. Связь между индивидуальным стилем и профессиональной пригодностью необходимо учитывать уже при проведении профориентационной работы с молодежью [8]. Проектирование трудового пути учащихся предполагает выявление их индивидуальных особенностей и прогнозирование на этой основе индивидуально-своеобразных способов деятельности в зависимости от требований профессий.

Таким образом, проблемы индивидуального стиля имеют непосредственное отношение к решению важных практических задач. Это говорит об актуальности данных проблем и необходимости их дальнейшей разработки. Особое значение приобретает задача «выявления условий, обеспечивающих управление формированием индивидуального стиля. В контексте этой задачи мы и рассматриваем изучение структуры индивидуального стиля. Знания о его строении и внутренней организации являются существенной предпосылкой для индивидуализации подхода при обучении труду.

Состояние разработки проблемы структуры индивидуального стиля трудовой деятельности коротко можно охарактеризовать следующим образом. С одной стороны, в этой структуре выделены наиболее общие компоненты и связи. С другой — в ряде исследований получены данные, на основе которых можно составить более развернутую и детализированную характеристику структуры индивидуального стиля. В этих условиях возникает необходимость в использовании синтезирующего метода, который позволяет преодолевать границы «аспектного знания» и изучать явление как многогранное образование, выявлять в нем новые стороны и связи [12].

В настоящей статье предпринята попытка систематизировать и обобщить данные исследований (в том числе и исследований автора), имеющих отношение к проблеме структуры индивидуального стиля трудовой деятельности. При решении данной задачи мы исходили из того, что изучение структуры предмета или явления означает рассмотрение его как системы, т. е. предполагает выделение в нем элементов, механизмов их интеграции в целое, связей, зависимостей, иерархических уровней и т.д. [11], [12], [15], [16], [22]. В плане конкретизации поставленной задачи возникает необходимость в формулировке конкретных проблем исследования структуры индивидуального стиля, что требует предварительного анализа психологической литературы, отражающей опыт исследования индивидуального стиля деятельности.

Е.А. Климов [7] в структуре индивидуального стиля выделяет две группы особенностей: первая группа, образующая ядро стиля, включает в себя особенности, которые проявляются непроизвольно или без заметных усилий, базируется на свойствах нервной системы; вторая группа, образующая «пристройку» к ядру, включает в себя особенности, которые вырабатываются в результате сознательных или стихийных поисков. В ядро включаются две категории

 

27

 

особенностей: одни благоприятствуют успеху, другие препятствуют ему. Последние «обрастают» компенсаторными механизмами. В «пристройку» к ядру стиля также входят две категории особенностей: одни связаны с использованием положительных возможностей субъекта, другие имеют компенсаторное значение.

В.С. Мерлин в структуре индивидуального стиля также рассматривает типологически обусловленные приемы деятельности, которые основаны либо преимущественно на применении положительных особенностей реагирования, либо преимущественно на компенсации отрицательных особенностей реагирования [13]. В соответствии с этим в структуре стиля выделяются механизмы адаптации и компенсации. Структура индивидуального стиля характеризуется особенностями соотношения ориентировочной, исполнительной и контрольной деятельности.

В работах Е.А. Климова и В.С. Мерлина также имеются указания на разные уровни индивидуальных различий, влияющих на стиль деятельности. Е. А. Климов утверждает, что не существует индивидуального стиля, однозначно определяемого только природными особенностями человека, и что этот стиль является интегральным эффектом взаимодействия человека с предметной и социальной средой [7]. В.С. Мерлин в качестве одного из условий формирования индивидуального стиля рассматривает положительное отношение к деятельности [18]. Кроме того, в контексте разработки проблем интегральной индивидуальности В.С. Мерлин отмечает, что индивидуальный стиль определяется всеми иерархическими уровнями индивидуальности [16]. В работах по названным проблемам показано, что под влиянием вышележащих иерархических уровней индивидуальности происходят направленные изменения в проявлениях нижележащих уровней [16].

Таким образом, в работах Е.А. Климова и В.С. Мерлина не только выделен ряд существенных компонентов и связей в структуре индивидуального стиля, но и содержится информация, имеющая важное эвристическое значение для дальнейшего изучения этой структуры.

В плане дальнейшей разработки проблемы структуры индивидуального стиля трудовой деятельности возникает необходимость ответить на следующие вопросы. Какие, механизмы, кроме названных механизмов адаптации и компенсации, лежат в основе индивидуального стиля? В каких сторонах деятельности, кроме выполнения исполнительных и ориентировочных (в том числе и контрольных) действий, проявляются индивидуально-своеобразные способы работы? Как связаны приемы работы, относящиеся к разным сторонам деятельности? Каковы психологические механизмы, обеспечивающие взаимодействие свойств различных иерархических уровней (в первую очередь свойств личностного уровня, имеющих социальное происхождение, и свойств нервной системы, имеющих биологическое происхождение)? Как осуществляется стимулирующее и регулирующее влияние личностного уровня на проявления свойств нервной системы в целях достижения высоких результатов деятельности? Попытаемся ответить на эти вопросы.

Наши исследования показывают, что хотя механизмы адаптации и компенсации играют очень важную роль в индивидуальном стиле, они не всегда обеспечивают достижение необходимого результата деятельности. Кроме этих механизмов, существенное значение имеют особые механизмы, обеспечивающие выполнение трудовых действий в оптимальных границах. Необходимость доведения характеристик трудовых действий до таких границ связана с тем, что в ряде случаев некоторые негативные особенности деятельности, обусловленные свойствами нервной системы, невозможно компенсировать другими особенностями, а также с тем, что благоприятные возможности человека не всегда реализуются в трудовой деятельности. Так, обнаружено, что инертность нервной системы может иметь явно нежелательные проявления, выражающиеся в чрезмерной растянутости выполнения как отдельных операций и действий, так и заданий в целом [24], [25]. Отмеченная особенность может закрепиться, стать привычной и в конечном счете отрицательно влиять на уровень производительности труда. Наряду с этим обнаружено, что часть подвижных учащихся и рабочих проявляют торопливость,

 

28

 

что выражается не только в быстром темпе деятельности, но и в недостаточной тщательности выполнения действий и ослабленном контроле. Редкое выполнение контрольных действий в ряде случаев приводит к ухудшению качественных показателей работы. Недостатки в выполнении контрольных действий обнаружены и у инертных лиц. Они проявляются в многократных повторениях отмеченных действий и медленном их выполнении.

Описанные случаи следует характеризовать как нерациональный индивидуальный стиль, или псевдостиль, так как особенности выполнения тех или иных трудовых действий явно выходят за пределы оптимальных границ, что приводит к низким или односторонним результатам (низкая производительность при высоком качестве или наоборот). Следовательно, в ряде случаев псевдостиль может выступать как этап перед формированием рационального стиля. Анализ динамики преодоления негативных проявлений свойств нервной системы показывает, насколько важно формировать автоматизмы, препятствующие этим проявлениям и отвечающие требованиям деятельности [25].

Таким образом, в индивидуальном стиле наряду с механизмами адаптации и компенсации следует выделить механизмы коррекции. Благодаря этим механизмам в одних случаях особенности выполнения трудовых действий ограничиваются, а в других — «подтягиваются» до определенного уровня. Было бы неправильно понимать это как навязывание одинаковых приемов деятельности лицам с противоположными типологическими характеристиками. Речь идет об устранении крайностей и формировании таких способов выполнения трудовых действий, которые находятся в оптимальных границах, т. е. в пределах, обеспечивающих получение нужных результатов как по производительности труда, так и по качеству работы.

Следующий вопрос связан с выделением индивидуально-своеобразных приемов деятельности, характеризующих разные ее стороны.

Во многих исследованиях прежде всего отмечаются типологически обусловленные особенности выполнения исполнительных и ориентировочных действий [1], [2], [3], [5], [6], [7], [10], [19], [20], [23], [24]. Показано, что лица с подвижной и лабильной нервной системой обладают повышенными скоростными возможностями в выполнении различных действий, а лица с инертной нервной системой обладают благоприятными возможностями для выполнения медленных и однообразных действий. Кроме того, у инертных лиц и лиц со слабой нервной системой наблюдается развернутая ориентировочная деятельность. Таким образом, у одних лиц имеются более благоприятные возможности для достижения высокой производительности труда, а у других — для достижения высокого качества. Однако благодаря использованию механизмов компенсации и коррекции обеспечивается достижение высоких результатов по обоим названным показателям деятельности.

Особенности выполнения исполнительных и ориентировочных действий занимают центральное место в системе трудовых приемов, так как они в первую очередь влияют на результаты деятельности. Вместе с тем эти результаты зависят и от особенностей деятельности, относящихся к другим ее сторонам. Было обнаружено, что лица с подвижной и лабильной нервной системой склонны варьировать, разнообразить работу, в то время как представители инертной нервной системы охотно выполняют задания, требующие однообразных многократных действий [2], [7], [20], [24]. В этом проявляется избирательность в отношении различных ситуаций и заданий, базирующаяся на тенденции создавать более удобные, соответствующие своим индивидуальным особенностям, условия деятельности. Например, водители автотранспорта со слабой нервной системой выбирают и создают условия работы с таким расчетом, чтобы предотвратить возникновение трудных ситуаций [3], [10], [19]. В русле реализации этой тенденции следует рассматривать более частые отходы от рабочего места и контакта с товарищами у лиц с подвижной и лабильной нервной системой [2], [20], [23], [24]. Отмеченные особенности соответствуют характерному для этих лиц стремлению разнообразить деятельность. Анализ исследований показывает, что различия в выборе ситуаций и заданий связаны с особенностями выполнения

 

29

 

исполнительных и ориентировочных действий и компенсаторными отношениями между ними.

Следующая сторона деятельности, в которой обнаружены типологически обусловленные различия, связана с организацией рабочего места [2]. Если у инертных наблюдается склонность заранее расположить инструмент и приспособления в определенном и привычном порядке и запастись материалом, то у подвижных в расположении инструмента и обеспечении будущей работы строгой организации не наблюдается. Эти особенности, несомненно, связаны с тенденцией создавать удобные условия деятельности.

Индивидуальное своеобразие проявляется и в тех приемах, которые характеризуют подготовительный этап работы (изучение документации, подготовка станка к работе и т. д.). У инертных наблюдается большая растянутость этого этапа, вследствие чего они, как правило, позднее приступают к непосредственной работе. У подвижных же данный этап более свернут [2]. Эта сторона деятельности также связана с тенденцией создавать более удобные условия. Кроме того, в действиях инертных проявляется их склонность к развернутой ориентировочной деятельности.

Индивидуальные особенности выявлены также в соблюдении предъявляемых к работе требований (в том числе и правил техники безопасности) [2], [3], [5], [23], [24]. Лица с инертной и слабой нервной системой более тщательно и пунктуально выполняют эти требования. У лиц же с подвижной и сильной нервной системой наблюдаются более частые отступления от них. Это, естественно, приводит к более частому возникновению ошибок и брака в работе. Нетрудно заметить, что особенности в соблюдении требований связаны со скоростными возможностями и склонностью к разнообразию деятельности или к однообразным действиям.

Итак, трудовые приемы, относящиеся к разным сторонам деятельности, теснейшим образом взаимосвязаны и взаимообусловлены. При этом механизмы адаптации, компенсации и коррекции характеризуют взаимодействие всей системы приемов. Так, ограниченные скоростные возможности у инертных лиц и затрудненность действий в ситуациях напряжения у лиц со слабой нервной системой компенсируются выбором и созданием соответствующих ситуаций, большей выраженностью подготовительного этапа работы и более строгим соблюдением требований.

При характеристике трудовых приемов мы пользовались данными, свидетельствующими об их существенной зависимости от свойств нервной системы. Вместе с тем ясно, что проявления этих свойств испытывают на себе влияние мотивов и отношений личности. Известно, что сильная мотивация способствует ограничению отрицательных проявлений свойств нервной системы и темперамента [14]. Положительное отношение к деятельности, высокий уровень мотивации способствуют более полному использованию благоприятных, типологически обусловленных возможностей, облегчают компенсацию недостаточно выраженных особенностей и позволяют доводить характеристики трудовых приемов до требуемых оптимальных границ. Типологически обусловленные особенности деятельности, обеспечивающие достижение высокого успеха, активизируют мотивационную сферу и закрепляют положительное отношение к работе. Таким образом, взаимодействие между свойствами личности и свойствами нервной системы имеет непосредственное отношение к управлению формированием индивидуального стиля трудовой деятельности. В связи с этим возникает необходимость в учете психологических механизмов, обеспечивающих такое взаимодействие.

Исследования позволяют утверждать, что одним из таких механизмов является эмоциональный фактор. Этот фактор в индивидуальном стиле выступает в нескольких аспектах. Во-первых, эмоциональное состояние является показателем соответствия выполняемых действий, заданий, а также ситуаций деятельности типологическим особенностям человека. Обнаружено, что у учащихся и рабочих в ситуациях, не соответствующих этим особенностям, возникают негативно окрашенные эмоциональные состояния. И наоборот, такие состояния исчезают, когда условия деятельности соответствуют их особенностям [2], [7]. Во-вторых, в зависимости от свойств нервной системы ситуации напряжения (возникновение неполадок

 

30

 

в работе, контрольная работа и т.д.) по-разному влияют на деятельность [2], [6], [7], [14]. Если у лиц с сильной и подвижной нервной системой в этих ситуациях деятельность улучшается, то у лиц со слабой и инертной системой — ухудшается. В-третьих, индивидуальное своеобразие в эмоциональных реакциях обусловливается устойчивыми эмоциональными качествами, связанными с типом нервной системы и темперамента (тревожность, высокая или низкая эмоциональная возбудимость и т.д.) [18]. Эти качества могут существенно обусловливать особенности трудовых приемов. В частности, повышенная тревожность, характерная для лиц со слабой нервной системой, выступает как фактор, способствующий более развернутому проявлению ориентировочных действий [17], [18].

Однако эмоциональный фактор необходимо рассматривать не только в связи со свойствами нервной системы. Как отмечают Е.А. Климов и Г.Ф. Королькова, аффективный тон тех или иных действий, практические чувства являются весьма чутким индикатором общего соответствия человека типу деятельности [9]. Ясно, что в тех случаях, когда возникает необходимость корректировать негативные проявления свойств нервной системы в соответствии с требованиями деятельности, положительные эмоции будут обусловлены главным образом соответствием выполняемых действий мотивам и целям. Мотивы и отношения личности могут в значительной степени нейтрализовать типологически обусловленные негативные особенности эмоций и тем самым повышать эффективность выполняемых действий.

Другими компонентами индивидуального стиля, играющими связующую роль между личностным и нейродинамическим уровнями индивидуальности, являются самооценки и установки [26]. У лиц с противоположными типологическими особенностями были обнаружены достаточно отчетливые различия в самооценках и установках. Оказалось, что подвижные, как правило, легко относят себя к своей группе, инертные в большинстве случаев относят себя к группе средних, а некоторые — к группе подвижных. Кроме того, подвижные склонны переоценивать свои возможности, а инертные часто недооценивают их.

В оценках различных трудовых действий обнаружилось как достаточное соответствие словесных отчетов особенностям выполняемых действий (скоростные исполнительные возможности), так и несоответствие этих отчетов особенностям деятельности (при оценке контрольных действий и общего темпа деятельности). Зафиксированы случаи неправильных оценок таких особенностей, как торопливость, излишняя медлительность, многократные повторные действия. В ряде случаев самооценки сочетались с соответствующими установками: со склонностью действовать с заблаговременной подготовкой, боязнью действовать быстрее (у инертных), склонностью выполнять действия без достаточного контроля (у подвижных).

Отмеченные особенности в самооценках и установках требуют проведения дифференцированной работы с обучающимися с целью нейтрализации внушенных негативных оценок своих динамических качеств, формирования уверенности в своих возможностях, показа достоинств и недостатков в работе, создания благоприятного эмоционального фона при критическом анализе деятельности, перестройки неправильных установок. Такая работа способствует более глубокому осознанию выполняемой деятельности и созданию установок на овладение рациональными трудовыми приемами, обеспечивает положительную мотивацию в учебно-производственной деятельности. Другими словами, здесь активизируется регулирующее влияние личностного уровня индивидуальности на сферу самооценок и установок, а через них на проявления свойств нервной системы. Следовательно, самооценки и установки не только зависят от свойств личностного и нейродинамического уровней, но и являются каналом, через который осуществляется влияние личностного уровня на проявления свойств нервной системы.

На основании всего сказанного структуру индивидуального стиля трудовой деятельности можно представить следующим образом. Индивидуальный стиль представляет собой систему приемов работы, характеризующих различные стороны деятельности: особенности

 

31

 

выполнения исполнительных и ориентировочных действий, выбора ситуаций и заданий, организации рабочего места, подготовки к работе и соблюдения предъявляемых требований. В качестве определяющего компонента в этой системе выступают особенности выполнения исполнительных и ориентировочных действий. В основе системы трудовых приемов лежат механизмы адаптации, компенсации и коррекции. Своеобразие выполнения трудовых действий, их соотношение и взаимосвязь обусловлены влиянием свойств различных иерархических уровней индивидуальности, прежде всего личностного и нейродинамического уровней. В качестве связующих звеньев между этими уровнями выступают такие компоненты индивидуального стиля, как эмоциональный фактор самооценки и установки. Они позволяют осуществлять, направленное влияние свойств личностного уровня (как вышележащего) на проявления свойств нервной системы (как нижележащего уровня).

Представленная схема показывает, по каким направлениям следует осуществлять индивидуальную работу при обучении труду. Становится ясно, что индивидуализированные рекомендации должны быть направлены, во-первых, на максимальное использование благоприятных типологически обусловленных возможностей, во-вторых, на компенсацию нежелательных проявлений свойств нервной системы и, в-третьих, на коррекцию трудовых действий с целью доведения их характеристик до оптимальных границ. Недостаточное внимание к индивидуальным особенностям выполнения трудовых приемов может привести к появлению псевдостиля, препятствующего успешному выполнению деятельности.

Важной стороной индивидуальной работы с обучающимися является учет особенностей их эмоциональных реакций, самооценок и установок. Эти психологические условия необходимо учитывать, с одной стороны, для обеспечения активной мотивации, а с другой — для реализации положительного отношения к учебе и работе в высокоэффективном выполнении деятельности.

Разумеется, управление формированием индивидуального стиля трудовой деятельности не может быть полностью обеспечено только на основе индивидуальной работы по названным направлениям. Есть ряд других важных условий, имеющих отношение к формированию стиля. Прежде всего важно учитывать индивидуальные различия в овладении трудовыми умениями и навыками. Известно, что скоростные свойства нервной системы (подвижность и лабильность) существенно влияют на динамику овладения профессиональными умениями и навыками [1], [21], [23]. Кроме того, важное значение имеют такие факторы обучения, как обеспечение полной ориентировочной основы действия и организация строгого контроля за ходом усвоения трудовых умений и навыков [7], [23], учет индивидуальных особенностей учащихся при групповой работе [23], психологическое просвещение обучающих и обучающихся [25], [26] и т.д. Однако развернутый анализ условий формирования индивидуального стиля трудовой деятельности выходит за пределы задач данной статьи.

 

1. Акимова М.К. Формирование скоростного двигательного навыка в связи с индивидуальными особенностями по силе и лабильности нервных процессов.— В сб.: Психофизиологические вопросы становления профессионала. М., 1974, с. 76—101.

2. Асфандиярова С.И., Субханкулов М.Г., Щукин М.Р. Некоторые типологически обусловленные особенности учебно-производственной деятельности учащихся-токарей.— В сб.: Типологические исследования по психологии личности и психологии труда. Пермь, 1964, с. 67—79.

3. Гордеева А.К. Психофизиологические особенности водителей автотранспорта, различающихся по показателям безопасности дорожного движения: Автореф. канд. дис.— М., 1979.— 11 с.

4. Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы.— М., 1970.—272 с.

5. Данч И. Проявление у учащихся-токарей индивидуальных особенностей, связанных со свойствами нервной системы, в различных условиях деятельности.— В сб.: Психофизиологические вопросы становления профессионала. М., 1974. С. 157—175.

6. Ильин Е.П. Обеспечение надежности деятельности в связи с учетом типологических особенностей свойств нервной системы.— В сб.: Проблемы инженерной психологии. Ярославль, 1976. С. 113—121.

7. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы.— Казань, 1969. 278 с.

8. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации М., 1983.—96 с.

 

32

 

9. Климов Е.А., Королькова Г.Ф. О некоторых эмоциональных переживаниях как психодиагностических индикаторах в профконсультации.— В кн.: Проблемы интегрального исследования индивидуальности. Пермь, 1978. С. 41 — 55.

10. Клягин В.С. Проявление силы нервной системы в профессиональной, деятельности.— В сб.: Дифференциальная психофизиология и ее генетические аспекты.— Тезисы докладов. (Пермь, 18—20 июня 1975 г.). М., 1975. С. 66— 67.

11. Кузьмин В.П. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода.— Психологический журнал. 1982. Т. 3. № 3. С. 3—14.

12. Кузьмин В.П. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода (окончание).— Психологический журнал. 1982. Т. 3. № 4. С. 3—13.

13. Мерлин В.С. Проблемы экспериментальной психологии личности. (Главы из книги).— В сб.: Проблемы экспериментальной психологии личности. Пермь, 1970. С. 7—212.

14. Мерлин В.С. Лекции по психологии мотивов человека.— Пермь, 1971.— 120 с.

15. Мерлин В.С. Взаимоотношение иерархических уровней в системе взаимосвязей «человек—общество».— Вопросы психологии. 1975. № 5. С. 3—12.

16. Мерлин В.С. Об интегральном исследовании индивидуальности.— В сб.: Проблемы интегрального исследования индивидуальности. Пермь, 1977. С. 7—23.

17. Никифоров Г.С. Самоконтроль как механизм надежности человека-оператора.— Л., 1977.— 112 с.

18. Очерк теории темперамента / Под ред. В.С. Мерлина.— 2-е изд. Пермь, 1973.— 291 с.

19. Стреляу Я., Краевски А. Индивидуальный стиль деятельности и сила нервной системы.— В сб.: Психофизиологические вопросы становления профессионала. М., 1974. С. 176— 186.

20. Сухарева А.И. Об использовании индивидуальных особенностей в процессе формирования индивидуального стиля работы учащихся-токарей.— В сб.: Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. Т. 5. М., 1967. С. 197—213.

21. Трошкин В.А., Молдавская С.И., Кольченко Н.В. Функциональная подвижность нервных процессов и профессиональный отбор.— Киев, 1978.— 225 с.

22. Шадриков В.Д. Психология производственного обучения. (Системный подход).— Ярославль, 1976.— 80 с.

23. Щукин М.Р. Некоторые типологически обусловленные различия в протекании ориентировочной и исполнительной деятельности при усвоении начальных трудовых умений.— Вопросы психологии. 1963. № 6. С. 35—51.

24. Щукин М.Р. Влияние индивидуальных рекомендаций на типологически обусловленные различия в усвоении трудовых умений.— Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1970. № 1. С. 151 —156.

25. Щукин М.Р. Преодоление негативных проявлений свойств нервной системы при формировании индивидуального стиля деятельности.— В сб.: Теоретические основы, прикладное применение и методики дифференциальной психофизиологии. Пермь, 1977. С. 19—36.

26. Щукин М.Р. Учет особенностей самооценок при формировании типологически обусловленного индивидуального стиля трудовой деятельности.— В сб.: Проблемы интегрального исследования индивидуальности. Пермь, 1981. Вып. 3. С. 97—109.

 

Поступила в редакцию 14.III 1984 г.

 

НОВЫЕ КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСТВА «Педагогика»

(август 1984 г.)

 

Журавлев В. И. Взаимосвязь педагогической науки и практики.— 176 с.— 80 к. 6000 экз.

Календарь для родителей. 1985.— 160 с, ил.— 2 р. 300 000 экз.

Ломов Б. Ф. Человек и автоматы.— 128 с, ил.— (Ученые — школьнику).— 35 к. 110 000 экз

Методологические и теоретические проблемы формирования коммунистического мировоззрения школьников/Под ред. Э.И. Моносзона, Р.М. Роговой.— 240 с.— 1 р. 20 к. 19 000 экз.

Новые исследования в психологии. № 2(31)/Сост. М.Э. Боцманова.— 72 с.— 80 к. 2370 экз. Подписное.

Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта. Под ред. Л.П. Носковой.— 144 с.— 50 к. 12 000 экз.

Сазонов Е. Ю. Город мастеров: Из опыта работы Театра юношеского творчества Ленинградского ордена Трудового Красного Знамени Дворца пионеров им. А.А. Жданова.— 128 с.— (Пед. поиск: опыт, проблемы, находки).— 20 к. 23 000 экз.