Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

171

 

 

Советская психологическая наука понесла невосполнимую утрату. 6 июля 1984 г. после тяжелой продолжительной болезни ушла из жизни Наталья Александровна Менчинская, выдающийся ученый, основатель советской психологии обучения, член-корреспондент АПН СССР, профессор, доктор психологических наук. Наталья Александровна родилась 15 января 1905 г. в семье земского врача в Ялте. После окончания Крымского педагогического института она поступила в аспирантуру Института научной педагогики при втором МГУ, где под руководством Л.С. Выготского ею была выполнена кандидатская диссертация по проблеме развития арифметических операций у школьников. С 1932 г. научный путь Натальи Александровны неразрывно связан с Институтом психологии: младший научный сотрудник, старший научный сотрудник, ученый секретарь института, в течение десяти лет заместитель директора. И все это время — неизменный заведующий лабораторией психологии обучения и умственного развития. В 1952 г. за фундаментальный труд «Психология обучения арифметике» ей была присуждена ученая степень доктора психологических наук. Будучи выдающимся организатором науки, Н.А. Менчинская создала в психологии подлинно научную школу. Многие сотрудники возглавляемой ею лаборатории стали докторами психологических наук, 42 аспиранта выполнили под ее руководством кандидатские диссертации, большинство из них возглавляют кафедры психологии в разных педагогических институтах нашей страны.

Научную программу, которую Наталья Александровна реализовывала совместно со своими сотрудниками и учениками, характеризует тесная связь разрабатываемых научных проблем с практикой работы школы. Ею выявлены основные закономерности процесса усвоения знаний, исследованы и психологически обоснованы наиболее эффективные приемы работы над учебным материалом. Большинство исследований выполнялись совместно с дидактами и методистами, внедрялись в программы, учебные пособия, учебники. Целостный подход к изучению личности советского школьника дал возможность Наталье Александровне и ее сотрудникам успешно разработать проблему предупреждения и преодоления неуспеваемости в школе. Вышедшая под ее редакцией книга «Психологические проблемы неуспеваемости школьников» была удостоена первой премии АПН СССР. Такой же премией была отмечена опубликованная ею в соавторстве с М.И. Моро книга «Вопросы методики и психологии обучения арифметике в начальных классах». Высокую оценку и всеобщее признание получил ее обобщающий труд «Психология усвоения знаний в школе», выполненный совместно с Д.Н. Богоявленским. Из многочисленных работ, опубликованных Натальей Александровной Менчинской, следует отметить ее уникальный труд «Развитие психики ребенка (дневник матери)».

Одна из самых острых проблем современности — проблема формирования мировоззрения — также входит в состав теоретических и экспериментальных исследований Н.А. Менчинской и ее сотрудников. Сборник «Психологические проблемы формирования научного мировоззрения школьников» под редакцией Натальи Александровны и ряд других ее работ известны широкому кругу психологов.

Труды Натальи Александровны Менчинской переведены во многих странах мира. В течение ряда лет Н.А. Менчинская как член административного совета ЮНЕСКО института по просвещению в Гамбурге (ФРГ) с большой компетентностью и достоинством отстаивала принципиальные позиции советского государства по вопросам просвещения, науки, культуры, обучения.

Свою исследовательскую работу Наталья Александровна совмещала с огромной научно-организационной и общественной работой. Она являлась непременным членом многочисленных специализированных ученых советов. На протяжении многих лет была председателем Московского отделения общества психологов,

 

172

 

неоднократно избиралась делегатом многих съездов психологов СССР, была участником международных психологических конгрессов, конференций, руководителем тем по международному сотрудничеству с психологами многих стран. Она была председателем секции начальных классов УМСа, членом бюро отделения психологии АПН СССР. Наталья Александровна много лет была членом редколлегий журналов «Вопросы психологии» и «Советская педагогика».

Н.А. Менчинская награждена двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак почета», медалью им. Крупской, многими другими медалями и значком «Отличник просвещения».

В личности Натальи Александровны сконцентрировались высокая компетентность тонкого исследователя, удивительно гуманное отношение ко всем, кто обращался к ней за советом и помощью — от сельского учителя до академика.

Ее одаренную поэтическую натуру отличал широкий круг интересов не только к специальным научным проблемам, но и к художественной литературе, музыке, живописи.

Печальными словами некролога трудно охарактеризовать деятельность крупного ученого, тем более невозможно рассказать о прекрасном человеке, который оставил в сердцах знавших его людей добрую светлую память и незаживающую боль утраты.