Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

169

 

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА, РЕФЛЕКСИИ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ

 

И.Н. СЕМЕНОВ, С.Ю. СТЕПАНОВ

 

16—17 апреля 1984 г. в рамках научно-практической конференции «Методология и организация проектирования», проводившейся Союзом архитекторов и ЦНИИ проектом Госстроя СССР совместно с всесоюзной секцией «Психология творчества» (председатель — Я.А. Пономарев, заместители — В.А. Моляко и И.Н. Семенов, ученый секретарь — С.Ю. Степанов) и советом молодых ученых Общества психологов СССР, состоялись 4 заседания «круглого стола» «Рефлексия и творчество» (руководители — Э.П. Григорьев, Я.А. Пономарев, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов). Представленные психологами на конференцию тезисы и доклады группируются вокруг трех тем.

При обсуждении первой темы — «Проблемы архитектурного, художественного и технического творчества» — выделились 4 группы проблем.

Психологические вопросы проектировочного и архитектурного творчества. Я.А. Пономарев дал развернутый анализ методологических проблем психологии творчества и связи ее с практикой проектирования. В докладе Л.Л. Гуровой акцентировались особенности архитектурного творчества по сравнению с научным. Психологические принципы организации проектного творчества в системе архитектурного образования сформулировал Н.Н. Нечаев. Значение непроизвольного внимания в архитектурном творчестве раскрыл И.А. Евин.

Исследования роли восприятия в художественном творчестве. В.С. Мухина проанализировала соотношение и развитие знакового и натурального планов зрительного восприятия, а Т.М. Перцева — его функции в творчестве художников. Л.И. Ивахненко (Киев) рассмотрела особенности развития образа проектировочного объекта при использовании графических средств. Влияние психологии зрителя на развитие театрального творчества охарактеризовала А.К. Крупник, а литературного — В.И. Батов.

Психологические аспекты конструкторской деятельности и технического творчества. В.А. Моляко (Киев) описал циклы творческого процесса у конструкторов. О.Б. Бондалетова, В.М. Капустян и Б.Г. Кухаренко рассмотрели работу с вариантами как подход к систематике технического творчества. Психологические особенности целей технического конструирования выделила В.В. Рыбалка (Киев). Р.А. Пономарева (Киев) определила условия творческого мышления в решении конструктивно-технических задач. А.А. Пузырей предложил трактовать психотехническое действие как единицу анализа в психологии творчества. В.Р. Райшите выявила условия творческого диалога дизайнера и потребителя. С.В. Табачникова рассмотрела исследовательский и проектировочный аспекты творчества. О достижениях стратегиального подхода к анализу решения практических задач по разработке программ для ЭВМ рассказала В.М. Бондаровская (Киев).

Проблемы обучения проектированию и техническому творчеству. А.Н. Орехов проанализировал специфику обучения научно-техническому творчеству. А.В. Советов (Вильнюс) и И.Н. Семенов рассмотрели особенности формирования методов решения конструкторских задач на основе категориально-нормативного и структурно-функционального анализа. На применении структур обучающего диалога «человек — ЭВМ» в совместном решении прикладных задач остановился А.Е. Стрижак.

Вторая тема — «Интеллектуальные, личностные и коммуникативные аспекты творчества» — включала 3 группы вопросов.

Проблемы изучения активности личности в творческом процессе. Д.Б. Богоявленская охарактеризовала достижения психологии активности в изучении видов творчества. Характеристику некоторых личностных механизмов процесса творения дал Д.В. Ольшанский. Н.И. Непомнящая рассмотрела механизмы развития и формы активности творческой личности. Л.Б. Ермолаева-Томина проанализировала развитие творческих способностей в практике управления. В.Ф. Моргун (Полтава), А.Г. Палихов, Н.С. Пряжников остановились на вопросе о динамике познавательной активности при различных типах ориентировки в решении задач. В.М. Юдин выделил специфику становления образа мира у творческой личности.

Вопросы изучения механизмов творческого мышления. В.А. Мазилов (Ярославль) рассмотрел обусловленность творческого процесса

 

170

 

структурами индивидуального опыта. В.М. Аврукин (Ташкент) описал типы различных феноменов творческого мышления. Специфику реализации норм в адаптивной и творческой деятельности проанализировал Г.А. Балл (Киев). Нормативные характеристики решения творческих задач раскрыли Л.И. Найденова (Харьков), Е.Р. Новикова и С.Ю. Степанов. О специфике решения практических задач доложила Д.Н. Завалишина. М.Л. Смульсон (Киев) охарактеризовала механизмы формирования творческого замысла. К.А. Нургалиев (Алма-Ата) рассказал об этнопсихологических особенностях понимания проблемных ситуаций. Психолингвистический анализ смысловой структуры текста провела Т.В. Ахутина.

Проблемы коммуникации в контексте обучения коллективному творчеству. И.Г. Алексеев охарактеризовал роль игровых методов в обучении творчеству. Н.Б. Сазонтьева объяснила специфику регуляции коллективного решения задач. В.А. Моляко и Н.И. Литвинова (Киев) проанализировали психологические закономерности коллективного творчества. Е.Д. Маргулис (Киев) описал формирование творческих аспектов мышления в групповой деятельности. В.П. Горяинов и Г.Н. Королева рассмотрели способы управления коллективным решением задач. На методических проблемах формирования творческих коллективов остановился А.Ф. Лихин.

Обсуждение третьей темы — «Проблемы психологии рефлексии» — велось вокруг 3 групп вопросов.

Методологические проблемы психологии рефлексии. И.Н. Семенов и С.Ю. Степанов провели анализ психологических подходов к изучению и обучению рефлексии и выделили интеллектуальный, личностный, коммуникативный и кооперативный ее типы. Специфику психологического понимания рефлексии рассмотрела Н.И. Гуткина. На особенностях социально-психологического изучения рефлексии остановился К.Е. Данилин. В.Е. Лепский охарактеризовал методологически проблемы «рефлексивного управления» процессами принятия решения. Л.Ф. Трудолюбов описал рефлексивные методы восстановления целостности АСУ.

Проблемы изучения развития рефлексии. Е.И. Машбиц (Киев) рассмотрел рефлексивные механизмы в учебной деятельности. А.З. Зак охарактеризовал развитие рефлексии как необходимое условие формирования теоретического мышления у школьников. На развитии рефлексии как фактора продуктивного понимания остановились Е.В. Бодрова и Д.В. Семенов. Г.А. Лактионов (Харьков) проанализировал соотношение рефлексии и памяти в обучении. В.С. Мухина и Н.И. Алексеева рассмотрели вопрос об онтогенезе личностной рефлексии, а П. Тульвисте (Тарту) об этногенезисе рефлексии как осознания.

Вопросы исследования рефлексивных механизмов дискурсивного мышления. С.Ю. Степанов и И.Н. Семенов рассмотрели организующие функции рефлексии в культивировании творчества и описали систему структурных, функциональных и динамических показателей дискурсивного мышления. Е.Р. Новикова проанализировала специфику развития интеллектуальной и личностной рефлексии у подростков при индивидуальном решении задач. Рефлексивный аспект дискурсивного решения задач в диалоге описала И.В. Палагина (г. Фрунзе). М.И. Найденов (Донецк) охарактеризовал особенности рефлексии при тройном поиске решения. М.В. Крохмаль (Ташкент) рассмотрела некоторые феномены рефлексии в процессе мышления. Взаимосвязь процессов осознания слова и решения вербальных задач, требующих рефлексии, охарактеризовала Т.Н. Тульвисте (Тарту).

На специальном заседании обсуждались книга Я. А. Пономарева «Методологическое введение в психологию» и подготовленная Московской секцией «Психология творчества» совместно с ИПАН СССР коллективная монография «Исследование проблем психологии творчества», опубликованные в 1983 г. издательством «Наука»».

В ходе обсуждения выступили В.М. Аврукин, Д.Б. Богоявленская, В.М. Бондаровская, Г.А. Голицын, В.П. Горяинов, А.Н. Орехов, B.М. Петров, А.А. Пузырей, И.Н. Семенов, C.Ю. Степанов, В.М. Юдин. Выступавшие единодушно отметили, что представленные в обеих монографиях направления исследования методологических, теоретических, экспериментальных и прикладных проблем психологии творчества составляют существенный вклад как в психологическую науку, так и в разработку средств ее внедрения в практику. Были высказаны пожелания дальнейшего углубления этих концепций как перспективных направлений советской психологии, конструктивно реализующих комплексный, системный, информационный, нормативный и другие подходы к изучению таких особых предметов, как психическое взаимодействие, активность, рефлексия в контексте проблематики общения и творчества.