Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

168

 

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

 

К 60-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Л.И. АНЦЫФЕРОВОЙ

 

В сентябре 1984 г. исполнилось 60 лет со дня рождения известного советского психолога, одного из ведущих специалистов в области методологии, теории и истории психологической науки, в частности, в области психологии мышления и личности, заведующего сектором психологии личности Института психологии АН СССР, заместителя главного редактора «Психологического журнала» доктора психологических наук Людмилы Ивановны Анцыферовой.

Л.И. Анцыферова принадлежит к числу учеников и последователей видного советского психолога и философа С.Л. Рубинштейна. В 1948 г. по окончании философского факультета МГУ она поступила в аспирантуру на кафедру психологии МГУ, где под руководством С.Л. Рубинштейна написала и защитила в 1952 г. кандидатскую диссертацию на тему «Учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности и проблема мышления». С 1953 по 1956 г. работала младшим научным сотрудником в Институте психологии АПН РСФСР. В 1956 г. С.Л. Рубинштейн пригласил ее на работу во вновь организованный им сектор психологии Института философии АН СССР, где она работала сначала младшим, а потом старшим научным сотрудником в области экспериментальной и теоретической психологии мышления, а также методологии и истории психологии. В 1972 г. в составе этого сектора Л.И. Анцыферова была переведена в организованный в 1971 г. Институт психологии АН СССР, где она с 1974 г. по февраль 1984 г. заведовала сектором философских проблем психологии, а теперь руководит сектором психологии личности. В 1974 г. она защитила докторскую диссертацию по общей психологии на тему «Материалистическая мысль в психологии капиталистических стран XX в.».

Л.И. Анцыферова — автор 80 печатных работ, в том числе 3 монографий: «О закономерностях элементарной познавательной деятельности» (М., 1961), «Развитие и современное состояние зарубежной психологии» (М., 1974, в соавторстве с М.Г. Ярошевским), «Материалистические идеи в зарубежной психологии» (М., 1974). Последняя монография удостоена медали ВДНХ. Труды Л.И. Анцыферовой широко известны в нашей стране и за рубежом. По-прежнему очень актуальны и интересны, в частности, ее статьи по экспериментальной и теоретической психологии мышления, опубликованные в сборниках: «Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения» (под ред. С.Л. Рубинштейна. М., 1960), «Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах» (под ред. Е.В. Шороховой. М., 1966). Под руководством Л.И. Анцыферовой и при ее авторском участии создан ряд крупных коллективных трудов, пользующихся заслуженной известностью: «Психология формирования и развития личности» (М., 1981), «Принцип развития в психологии» (М., 1978), «История и психология» (М., 1971, в соавторстве с Б.Ф. Поршневым). Многие ее работы опубликованы также в переводе на иностранные языки — английский, немецкий, испанский, болгарский и др.

Научное творчество Л.И. Анцыферовой отличают глубокое владение диалектико-материалистической методологией психологии, огромная эрудиция в области общей психологии, теории и истории психологической науки, творческий подход к решению актуальных проблем психологии, большая философская культура. Основные направления и результаты ее научно-исследовательской работы обобщенно выражаются в следующем: 1) на большом фактическом материале разработана теория мышления как отражательной аналитико-синтетической деятельности; 2) применительно к современному уровню психологической науки получил углубленную разработку методологический принцип развития, который в единстве с новейшим системным подходом позволил выявить единые закономерности развития психики в филогенезе, общественно-историческом процессе, в онтогенезе и в отношении отдельных психических процессов; 3) на основе соединения системно-генетического подхода с принципом единства сознания и деятельности получили разработку фундаментальные проблемы психологии формирования и развития личности — ее мотивационно-потребностной сферы, самосознания, становления мировоззрения и нравственной регуляции поведения. В итоге разработана системно-динамическая концепция личности на основе идеи о преобразовании генетически последовательных форм деятельности человека в различные по степени напряженности способы функционирования уже сложившейся личности. Эта идея представляет собой решение на уровне частнонаучной, психологической дисциплины малоразработанного философского вопроса о взаимосвязи процесса становления с результатами данного процесса. В плане раскрытия условий всесторонне и гармонически развитой личности предложено решение проблемы непрерывного образования как непреходящего по своей значимости фактора полноценного функционирования зрелой личности. С позиций марксистской

 

169

 

концепции личности проведен систематический критический анализ основных теорий личности, распространенных в психологической науке на Западе; 4) фундаментальную разработку получили принципы анализа современной зарубежной психологии, развитие которой исследуется через движение ее основных, прежде всего методологических проблем и вопросов: о природе психики и сознания, о движущих силах психического развития, о связи сознания и поведения, об общественной обусловленности и историчности сознания и личности. Впервые в психологической науке в монографическом плане проведено исследование разных форм материализма в зарубежной психологии. Реализован принцип определения методологических основ анализируемых концепций — через выявление того, в какой системе существенных объективных связей выступают и рассматриваются психические явления.

Л.И. Анцыферова находится в самом расцвете творческих сил. У нее много замыслов и идей. Пожелаем ей новых значительных достижений в науке, хорошего здоровья, больших радостей.