Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

137

 

СТРУКТУРА И ФОРМА ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СПОРТЕ

 

В.А. ТОЛОЧЕК

 

В ряде исследований [1], [2], [5], [6], [8], проводившихся на материале ситуативных видов спорта — бокса, фехтования, спортивной борьбы, показано, что и в деятельности с постоянно изменяющимися, условиями у спортсменов формируется индивидуальный стиль. В спортивных единоборствах важнейшее значение приобретает тактика ведения поединка как новая качественная характеристика индивидуального стиля спортсмена. Более того, сами исследователи отождествляют стили деятельности с тактикой, выделяя «атакующий», «контратакующий», «оборонительный», «комбинированный» стили [1], [2], [5], [6]. Однако характеристика и классификация индивидуальных стилей через тактику являются неудовлетворительными.

Во-первых, они не отражают специфической особенности спортивных единоборств — возможности и правомерности изменения спортсменом тактики в зависимости от складывающейся ситуации поединка, индивидуальных особенностей противника и его спортивного мастерства, собственной готовности к соревнованию, наличия травм и т.д. Во-вторых, выбор вида тактики не является произвольным актом, детерминированным исключительно индивидуальными особенностями спортсмена. Прежде всего выбираются только эффективные виды для данной квалификационной ступени. Если, например, у юношей-разрядников и кандидатов в мастера спорта по дзюдо достаточно эффективно «работает» контратакующая тактика, но дзюдоисты старших разрядов (члены сборной команды СССР) предпочитают атакующую тактику как наиболее эффективную либо комбинационную (равное предпочтение атакующей и контратакующей тактики). В-третьих, в спортивных единоборствах тактика является характерной особенностью стиля деятельности спортсмена. И если у начинающих и малоквалифицированных спортсменов характеристика стиля через тактику правомерна, то на высших ступенях спортивного мастерства тактика характеризуется гибкостью и не связана жестко со стилем деятельности. По мнению ведущих тренеров и высококвалифицированных спортсменов, у борцов-дзюдоистов на уровне квалификации мастера спорта — мастера спорта международного класса формируется способность свободно и адекватно тактической ситуации использовать разные виды тактики (атакующую, контратакующую, оборонительную). Таким образом, тактика из необходимой и жесткой организации деятельности, диктуемой совокупностью внутренних и внешних условий, на высших ступенях спортивного мастерства становится уже и определенным средством деятельности, которое благодаря профессиональному мастерству может выбираться произвольно и применяться адекватно условиям.

Так как тактика ведения схватки и реализуется через совокупность компонентов индивидуального стиля борца, можно сделать вывод, что в деятельности с вариативными условиями индивидуальный стиль есть вариативно изменчивая система. Вывод об изменчивости индивидуального стиля не противоречит основным положениям теории индивидуального стиля деятельности (Е.А. Климов), а следует из них: если индивидуальный стиль всегда есть интегральный фактор взаимодействия индивидуальных особенностей личности и условий деятельности [10] и если условия деятельности характеризуются вариативной изменчивостью [9], то индивидуальный стиль должен обладать способностью к вариативным реорганизациям.

Противоречие вывода о стиле как изменчивой системе и определении стиля как устойчивой системы [10; 49] снимается предположением, что в деятельности с вариативными условиями кроме вариативно изменчивой части стиля должна быть и устойчивая часть, определяющая и характеризующая индивидуальный стиль. Можно предположить также, что две части стиля в деятельности с вариативными условиями имеют разное функциональное назначение: функция устойчивой части — сохранение адекватного способа уравновешивания с требованиями деятельности в любых условиях; функция вариативно изменчивой части — адекватные ситуативные реорганизации индивидуального стиля соответственно изменяющимся условиям деятельности.

Поставив задачу изучения вариативных реорганизаций индивидуального стиля, введем понятия, отражающие особенности стиля в различных условиях деятельности. Под структурой индивидуального стиля будем понимать совокупность устойчивых особенностей деятельности, инвариантную часть стиля (в спортивной борьбе это могут быть стойки, дистанции, технико-тактические действия и пр.). Понятием «форма» обозначим всю совокупность особенностей стиля в конкретных условиях деятельности, часть из которых может изменяться или замещаться другими при изменении условий деятельности. В стиле можно выделить еще третью часть, которая проявляется в нехарактерных условиях деятельности; однако в рассматриваемых нами условиях деятельности она оставалась скрытой (так как не все особенности индивидуального стиля актуализируются в наблюдаемых условиях деятельности, часть их просто не проявляется

 

138

 

и потому не констатируется исследователем).

Таким образом, в данной работе будут обсуждаться две части индивидуального стиля деятельности — структура и форма. Назначение этих рабочих понятий — отразить суть изучаемых явлений, показать имеющие место различия; они не претендуют на исчерпывающую полноту, завершенность. Конкретная характеристика этих понятий дана в философии. Под структурой понимается устойчивость, инвариантность; внутренняя организация, совокупность не всех, а лишь некоторых связей, отношений, элементов, определяющих качество данной организации, системы [16]. Под формой понимают внутреннюю и внешнюю организацию, совокупность всех отношений и элементов содержания [12] (forma в переводе с латинского — внешность, наружный вид, образ [3]). Таким образом, содержание рабочих понятий исследования соответствует значению аналогичных философских категорий.

Вопрос о структуре и форме индивидуального стиля деятельности в предшествующих исследованиях не рассматривался. Вероятно, это объясняется тем, что в видах деятельности, которые изучались Е.А. Климовым с сотрудниками [10], [20], [21], [22] и В.С. Мерлиным с сотрудниками [4], [11], структура и форма совпадают. (Методология изучения проблемы разрабатывалась главным образом в этих исследованиях.) Различие структуры и формы стиля отчетливо проявляется лишь в деятельности с вариативными условиями, или в деятельности III типа, если применительно к задачам изучения условно классифицировать виды деятельности по двум основаниям: а) степень регламентированности; б) степень управления деятельностью со стороны субъекта.

К I типу следует отнести полностью регламентированные и управляемые субъектом виды деятельности, сводящиеся к реализации известной и освоенной программы. Из изучаемых видов это работа токаря, в спорте — гребля, акробатика. Деятельность II типа регламентирована в большей части своих параметров, субъект деятельности активно определяет характер ее течения, может предупреждать и управлять вероятностью появления отдельных событий. Так, например, в деятельности ткачихи [10] заранее известно, что нити на станках рвутся, известны некоторые причины и факторы, предшествующие обрыву; в деятельности наладчика [11] также известны основные причины и некоторые факторы, предшествующие поломке станков. В этих видах деятельности практически нет обстоятельств, которые вынуждали бы человека в процессе работы кардинально перестраиваться, реорганизовывать свою деятельность, постоянно приспосабливать выработанный стиль к новым условиям. Спортивную борьбу можно отнести к III типу: течение деятельности и конкретные ситуации здесь задаются двумя субъектами, имеющими взаимоисключающие задачи; в каждой схватке борец встречается с новым соперником. В деятельности III типа будет как минимум несколько типовых вариантов условий, которые предполагают несколько вариантов адекватного поведения и способность выработанного стиля к вариативным реорганизациям. Поэтому в деятельности с вариативными условиями в индивидуальном стиле должны быть устойчивая и изменчивая части.

 

Задачи и методы исследования

 

Задачей исследования было выделить в обусловленном лабильностью и силой нервной системы по возбуждению стиле деятельности с вариативными условиями (спортивной борьбе) устойчивые и изменчивые особенности. По-видимому, компонентами, образующими структуру индивидуального стиля, могут быть различные его особенности (интеллектуальные и практические действия, ориентировочные и исполнительские и др.); в нашем исследовании единицами анализа были способы решения тактических задач.

Объектом исследования были дзюдоисты высших разрядов — мастера спорта, мастера спорта международного класса, заслуженные мастера спорта (43 человека). Особенности деятельности изучались методами интервью, анкетирования, наблюдения соревновательной деятельности. Методами анкетирования и интервью некоторые особенности деятельности изучались также у борцов Краснодара и Волгограда — кандидатов и мастеров спорта (32 человека) и юношей-разрядников (43 человека).

На основании типологической диагностики было выделено три группы борцов: лица, имеющие наиболее высокие показатели силы нервной системы по возбуждению, получили диагноз «сильные» (10 борцов высших разрядов, в группе кандидатов и мастеров спорта— 9 человек, в группе юношей—14 человек); лица, имеющие наиболее низкие показатели силы нервной системы по возбуждению, получили диагноз «слабые» (10 сильнейших борцов, 10 кандидатов и мастеров спорта, 19 юношей-разрядников); остальные борцы получили диагноз «средние». Для типологической диагностики использовались методики «наклон кривой» [15], ХНК-2 [14], теппинг-тест [7]. Результаты, полученные при помощи разных методик, достоверно коррелируют между собой (0,05>р>0,001). Лабильность, оценивавшаяся по методике КЧМ [14], в нашем исследовании слабо коррелирует с показателями деятельности борцов, поэтому в статье будут обсуждаться лишь особенности стиля, обусловленные силой нервной системы по возбуждению.

 

Результаты и обсуждение

 

Изучение особенностей решения тактических задач при использовании борцами атакующей, контратакующей и оборонительной тактики, в нейтральной ситуации схватки, после выигрыша и после проигрыша технического действия, анализ проигранных и выигранных схваток дают основание для выделения двух принципиально различных индивидуальных стилей деятельности с вариативными условиями. В каждой выделенной группе стиль деятельности имеет некоторые свои особенности, однако в целом различаются два разных стиля. Первый стиль — гибкий, изменчивый, способный к тактическим реорганизациям. Этот стиль деятельности можно назвать основным,

 

139

 

он формируется по логике деятельности. Второй стиль — консервативный, инвариантный; этот стиль можно обозначить как компенсаторный. Компенсаторным является стиль «слабых», для «сильных» и «средних» характерен основной стиль. Вероятно, компенсаторный стиль формируется лишь при наличии значительных типологических или других ограничений к овладению основным стилем. Итак, первая особенность стиля — его отношение к логике деятельности.

 

Число предпочтений разных способов решения тактической задачи (защиты) при использовании разных видов тактики борцами, различающимися по силе процесса возбуждения

 

Способы решения задачи

«Сильные»

«Слабые»

Виды тактики

Виды тактики

атакующая

контр-

атакующая

оборони-

тельная

атакующая

контр-

атакующая

оборони-

тельная

Реальные атаки

7

1

8

2

2

Ложные атаки

4

2

2

4

5

4

Передвижения

3

5

1

8

6

4

Σ

14

8

3

20

13

10

Изменения захватов

2

5

5

2

3

5

Изменения стойки

2

1

2

1

1

1

Сковывающие захваты

5

6

3

3

1

1

Блокирующие захваты

3

3

5

3

3

3

Σ

12

15

15

9

8

10

 

Второй стиль состоит в том, что типологические особенности в деятельности проявляются не всегда, а лишь в определенных условиях, в зависимости от избранного вида тактики. При использовании атакующей тактики значимых различий между группами нет, в решении тактических задач у всех борцов преобладают способы, связанные с высокой внешней активностью (первая группа способов — реальные и ложные атаки, передвижения; см. табл.). Принципиальные различия в стиле «сильных» и «слабых» проявляются при использовании контратакующей и оборонительной тактики. Если у «слабых» сохраняется значительная доля способов, связанных с высокой внешней активностью и подвижностью, то у «сильных» и «средних» преобладают способы второй группы (сковывающие и блокирующие захваты, изменения захватов и стойки). У «сильных», например, отношение способов первой группы к способам второй группы в обороне составляет 3 : 15. Другой важнейшей особенностью стиля у борцов высших разрядов является то, что «слабые» при использовании любых видов тактики сохраняют высокую подвижность и внешнюю активность; стиль борцов других типологических групп характеризуется тактическими реорганизациями. Аналогичная особенность стиля выявлена и в группе кандидатов и мастеров спорта [19].

Третьей характеристикой стиля деятельности с вариативными условиями в нашем исследовании являются его устойчивые компоненты: у борцов с большой и средней силой нервной системы по возбуждению устойчивыми компонентами являются способы решения тактических задач, связанные с подавлением активности противника (сковывания) и низкой внешней активностью (блокирующие захваты, изменения захвата и стойки); у «слабых» устойчивыми являются способы, связанные с высокой внешней активностью (передвижения, реальные и ложные атаки).

Наблюдение соревновательной деятельности (было зафиксировано 220 схваток) и стенографирование используемых борцами способов подтверждают результаты анкетирования. Наблюдение не позволяет достоверно определить используемую борцом тактику, поэтому соревновательная деятельность наблюдалась в трех объективно оцениваемых тактических ситуациях: в нейтральной ситуации схватки, после выигрыша и после проигрыша технического действия. (Опрос высококвалифицированных борцов показал, что основной причиной изменения тактики ведения схватки и моментом перехода является объективный фактор — выигрыш и проигрыш технического действия.)

Стиль борьбы «сильных» характеризуется разнообразием используемых способов, у «слабых» основу стиля составляют три способа: передвижения, изменения захватов, блокирующие захваты. В нейтральной ситуации и в ситуации выигрыша эти способы достоверно коррелируют между собой как по частоте использования, так и в долях относительно других способов и отрицательно коррелируют с силой нервных процессов (реальные и ложные атаки регистрировались в контексте других способов). Доля этих трех способов у «слабых» в различных тактических ситуациях составляет 66,3—78,0 %; у «сильных» доля передвижений, изменений захватов и блокирующих захватов изменяется от 40,3 до 56,0%. В различных тактических ситуациях у «сильных» изменяется частота и доля используемых способов, у «слабых» эти изменения выражены меньше. У «сильных» доля активных способов (передвижения и прямые атаки) изменяется в различных тактических ситуациях от 24,9 до 45,5 %, а доля пассивных способов изменяется от 41,1 до 47,0 %. У «слабых» доля «активных» способов в различных условиях схватки составляет 41,2—42,6 %, доля пассивных способов— 42,3—47,4%. Результаты анкетирования и наблюдения подтверждают наше предположение о том, что совокупность особенностей стиля (форма) зависит от условий деятельности и что эти особенности (форма) изменяются при изменении условий. Эта зависимость хорошо выражена в стиле «сильных» и «средних», в меньшей степени «слабых».

Общей характеристикой стиля «слабых» является постоянная высокая (выше среднего) активность и подвижность. Этот стиль обеспечивается соответствующими способами решения тактических задач, которые, очевидно, и являются структурными компонентами стиля «слабых»: ведущая группа способов, связанная с высокой внешней активностью и подвижностью (передвижения, в меньшей степени

 

140

 

реальные и ложные атаки), дополняется группой пассивных способов (изменения захватов, блокирующие захваты); вероятно, структурными компонентами для «слабых» являются также средний темп и средняя дистанция. Как показали результаты наблюдения и анкетирования, «слабые» в схватке предпочитают средний темп и среднюю дистанцию и редко их изменяют.

Для стиля деятельности «сильных» характерна ситуативная изменчивость; «сильные» действуют по логике деятельности, снижая активность к концу схватки и в случае выигрыша. К опорным способам, которые выступают как структурные компоненты стиля «сильных» и «средних», относятся способы: 1) подавления активности противника (сковывание, срыв захвата); 2) характеризующиеся низкой внешней активностью (изменения захвата и стойки, блокирующие захваты); 3) ситуативно используемые, характеризующиеся высокой активностью (реальные и ложные атаки, передвижения).

Таким образом, структуру стиля «сильных» (ту его часть, на основе которой происходят различные реорганизации стиля) составляют компоненты, снижающие активность и подвижность системы «борец — противник», у «слабых» структуру стиля составляют компоненты, увеличивающие и поддерживающие подвижность этой системы. Очевидно, можно считать, что структура стиля — это отдельная часть индивидуального стиля деятельности, определенная его подсистема. Способы решения тактических задач, выделенные как структурные у «сильных» и у «слабых», достоверно коррелируют не только с силой нервной системы, но и между собой как в долях, так и по частоте использования.

Обнаружена связь эффективности соревновательной деятельности дзюдоистов высших разрядов с наличием устойчивого сочетания структурных компонентов стиля. Нарушение типологически адекватной структуры наблюдалось только в ситуации проигрыша технического действия. Так, например, передвижения в нейтральной ситуации и после проигрыша технического действия у «сильных» составляют соответственно 16,4 и 16,2 % от общего числа используемых способов, а после проигрыша технических действий — 29,5 %; у «слабых», напротив, после проигрыша технического действия доля передвижений уменьшается: 28—30 % против 39,0 и 35,9 % в нейтральной ситуации и в ситуации выигрыша технического действия; частота использования передвижений в нейтральной ситуации и после выигранного действия достоверно отрицательно коррелирует с силой возбуждения на уровне 0,01—0,001, после проигранного действия «сильные» используют передвижения достоверно чаще «слабых» (р<0,05). В отношении других способов в обеих группах наблюдаются аналогичные изменения: уменьшается доля типологически характерных способов и увеличивается доля нехарактерных способов. Вероятно, закономерные отношения между различными компонентами индивидуального стиля являются одним из условий эффективной деятельности. После проигранного действия у борцов эти отношения разрушаются: в нейтральной ситуации обнаружено 20 достоверных интеркорреляций способов по долям, после выигранного действия — девять, после проигранного действия — одна достоверная связь. Характерно, что после проигрыша технического действия эффективность деятельности дзюдоистов была чрезвычайно низкой: резко уменьшается число эффективно завершившихся атак (в 32 зарегистрированных схватках из 48 не было ни одного оцененного действия), победа в схватке после проигранного технического действия — явление еще более редкое (4 случая из 48).

Проведенное исследование показало правомерность выделения в стиле борцов его инвариантной части (структуры) и изменчивой совокупности особенностей стиля деятельности (формы). Вытекающее из теоретического анализа представление о двух частях стиля деятельности — структуре и форме — подтверждено практически. Изменение особенности предпочтения способов решения тактических задач при использовании разных видов тактики, изменение операционного состава в разных ситуациях схватки (в нейтральной, после выигрыша и после проигрыша технического действия), изменение параметров деятельности в выигранных и проигранных схватках доказывает вариативную изменчивость совокупности характеристик стиля борцов, названную формой. В то же время при вариативности формы стиля сохраняется устойчивая совокупность взаимосвязанных элементов, названная структурой (нарушение взаимосвязи этих компонентов резко снижает эффективность деятельности).

Подвижность формы стиля, отсутствие достоверных различий в предпочтении атакующей тактики у борцов трех квалификационных групп, а также неоднократно высказываемые Е.П. Ильиным с сотрудниками [8] замечания об универсализме стиля деятельности высококвалифицированных спортсменов подтверждают неправомерность отождествления понятий «стиль» и «тактика». Тактика, по-видимому, выступает лишь как форма стиля и потому может быть изменчивой. Более информативной характеристикой типологического стиля является его структура, обусловленная субъективно удобными условиями деятельности и обусловливающая тип стиля деятельности (основной или компенсаторный). Предпочтение субъективно удобных условий деятельности отражается в предпочтении противника. Достоверно не различаясь в предпочтении атакующей тактики, борцы всех квалификационных групп достоверно различаются в предпочтении противника: «сильные» предпочитают противника, обороняющегося и малоподвижного, «слабые» — атакующего и высокоподвижного.

 

*

 

В спортивных единоборствах понятия «стиль» и «тактика» не тождественны. В деятельности с вариативными условиями индивидуальный стиль изменчив, и актуальной задачей может быть изучение вариативных реорганизаций стиля деятельности. Одним из методических подходов к решению этой задачи может быть выделение в индивидуальном стиле его инвариантной части (структуры). Подтверждение исходных посылок проведенного исследования дает основание поставить вопрос более широко —

 

141

 

о том, какие вообще компоненты стиля деятельности (в спортивных единоборствах — стойки, дистанции, технико-тактические действия и пр.) могут быть устойчивыми, иными словами, какие компоненты могут являться основой для различных реорганизаций стиля и почему, в чем состоит их структурная роль.

 

1. Белоусов С. Н. Индивидуальная манера боя и пути ее формирования у боксеров: Автореф. канд. дис. — Л., 1976. — 16 с.

2. Битехтина Л. Д. Исследование зависимости поведения в экстремальных ситуациях от некоторых свойств личности: Автореф. канд. дис. —М., 1977. — 22 с.

3. Боровиковский Я. М., Болдырев А. В. Учебник латинского языка для гуманитарных факультетов университетов. — М., 1975. — 479 с.

4. Вяткина З. Н. Индивидуальный стиль деятельности учителя физического воспитания на уроке и его формирование у студентов: Автореф. канд. дис. — М., 1977. — 19 с.

5. Дмитриев А. В. Факторы, определяющие индивидуальную манеру в боксе: Автореф. канд. дис. — М., 1980. — 22 с.

6. Илларионов Г. Г. Изучение особенностей проявления предпочитаемого типологически обусловленного стиля спортивной деятельности: Автореф. канд. дис. — Л., 198.— 15 с.

7. Ильин Е. П. Сила нервной системы и методика ее исследования. — В кн.: Психофизиологические основы физического воспитания и спорта. Л., 1972. С. 5—12.

8. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология, ее место и роль в изучении личности спортсменов. — В сб.: Спортивная и возрастная психофизиология. Л., 1974. С. 5—24.

9. Келлер В. С. Деятельность спортсменов в вариативный конфликтных ситуациях. — Киев, 1977. —182 с.

10. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. — Казань, 1969. — 278 с.

11. Копытова Л. А. Индивидуальные особенности трудовой деятельности наладчиков в спокойных ситуациях и при простоях станков в зависимости от силы нервной системы относительно возбуждения: Автореф. канд. дис. — М., 1964. — 21 с.

12. Кураев В. Форма.— В кн.: Философская энциклопедия. Т. 5. М., 1970. С. 382.

13. Мерлин В. С., Маствилискер Э. И. Некоторые методики исследования силы возбудительного процесса. — Вопросы психологии. 1971. № 6. С. 151—155.

14. Методы и портативная аппаратура для исследований индивидуально-психологических различий человека / Под ред. Н.М. Пейсахова и др. Казань, 1976. — 237 с.

15. Небылицын В. Д. и др. Сравнительное изучение кратких методик определения свойств нервной системы у человека. — В сб.: Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. Т. 4. М., 1965. С. 60—83.

16. Овчинников Н. Ф. Структура. — В кн.: Философская энциклопедия. Т. 5. М., 1970. С. 140—141.

17. Петрова Н. И. Некоторые особенности трудовой деятельности учителя на уроке: Автореф. канд. дис.— Л., 1970. — 20 с.

18. Сиротин О. А. Индивидуально-типологические особенности нервной системы борцов. — В сб.: Спортивная борьба. М., 1971. С. 101— 106.

19. Толочек В. А., Дахновский В. С. Влияние тактической ситуации схватки на стиль борьбы дзюдоистов. — В сб.: Спортивная борьба. М., 1983. С. 74—76.

20. Шадрин В. М. Психологические основы формирования двигательного навыка. — Казань, 1978.— 176 с.

21. Щукин М. Р. Особенности усвоения начальных трудовых умений в зависимости от типологических свойств нервной системы (в условиях эмпирически полной ориентировки в задании): Автореф. канд. дис. — М., 1966. — 15 с.

22. Якубчик Б. И. Некоторые индивидуальные различия в деятельности спортсмена-акробата и учет их в процессе учебно-тренировочных занятий: Автореф. канд. дис. — Л., 1965. — 19 с.

 

Поступила в редакцию 19.Х 1983 г.