Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

115

 

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

КОЛЕБАТЕЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ФУНКЦИИ ВНИМАНИЯ

У ШКОЛЬНИКОВ КАК ЗАКОНОМЕРНОСТЬ

В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЗГА

 

С.А. НЕТОПИНА

 

Внимание является одной из основных психических функций, на которой базируется обучение и которая отражает функциональное состояние головного мозга. Наши исследования показали, что эта, хотя и нестойкая, функция имеет достаточную стабильность в определенные отрезки времени в динамике изменений для каждого индивида, так что на основании функции внимания мы можем судить о функционировании головного мозга.

В работе исследована функция внимания (устойчивость внимания) с помощью корректурных проб. Дозированное 2-минутное задание анализировалось по скорости и точности выполнения и высчитывался коэффициент К, интегрально включающий эти показатели. Большее значение К свидетельствовало о более высоком уровне внимания.

В эксперименте участвовали одни и те же школьники с I по IV класс, 46 человек. Периоды исследования были выбраны следующие: до начала занятий (8 ч 30 мин), после 1-го урока (9 ч 15 мин), после 3-го урока (11 ч 15 мин), после 4-го урока (12 ч 20 мин). Исследования проводились в течение каждого учебного года, получено 627 замеров индивидуальных показателей внимания.

Если проследить изменение внимания в течение учебного дня (в выбранные периоды исследования), то можно видеть, что оно колеблется. В работах, изучающих умственную работоспособность, там, где используется метод корректурных проб и по скорости и точности выполненного дозированного задания, делается суждение об изменении умственной работоспособности [2], [3]. Факты снижения внимания объясняются утомляющим воздействием учебной нагрузки. Безусловно, утомление отражается на внимании, но объяснять колебания только воздействием внешних условий представляется недостаточно точным. Анализ индивидуальных изменений внимания учащихся в течение учебного дня показал, что, в отличие от некоторого усредненного для группы типа динамики, существуют индивидуальные типы динамик, близкие к групповой и совершенно противоположные ей.

Отмечено, что для одних школьников характерен устойчивый тип динамики изменения внимания, для других же он нехарактерен. Наличие своего устойчивого типа изменения внимания в течение учебного дня позволяет говорить об индивидуальном типе изменений, обусловленных своим биоритмом. Повышение внимания, отражающего функциональное состояние головного мозга, в одни периоды дня и понижение в другие не являются следствием только «врабатывания» или «утомления», как это трактуется некоторыми авторами [1], [3], а представляют собой воздействие прежде всего биологического ритма организма. Вместе с тем биологический ритм под воздействием социальной среды претерпевает изменения. Таким образом, мы имеем биосоциальный ритм функционального изменения, головного мозга.

Если проследить динамику внимания индивидуально, то можно найти случаи совпадающего и противоположного типов изменений. Противоположного в исследуемой группе, как правило, меньше.

В биоритмологии известно более раннее включение организма в повышенную активность и более позднее; в популяризации таких людей называют «жаворонки» и «совы». С этой точки зрения можно объяснить более высокий уровень внимания в ранние периоды исследования у одних школьников и относительно позднее проявление высоких показателей у других. В табл. 1 приведены индивидуальные изменения внимания учащихся (II класс) в течение учебного дня.

Если делать выводы для группы, то по приведенным данным следует сказать, что до начала уроков (8 ч 30 мин) внимание было более низким, чем после 1-го урока (9 ч 15 мин), затем произошло вновь снижение к концу 3-го урока (11 ч 15 мин), к концу 4-го урока (12 ч 20 мин) показатель внимания К повысился. Вместе с тем внутри исследуемой группы наблюдается противоположный характер динамики внимания у школьников, составляющих пусть небольшое число. Для каждого испытуемого можно отметить определенный пик показателя К, около которого происходят изменения К в сторону «больше», «меньше».

Так, для группы наибольший показатель К был после 1-го урока, а наименьшее значение К после 3-го урока, тогда как для А.И. после этого же 3-го урока отмечено наибольшее значение К, а для С.Л. наибольшее значение показателя внимания К получено после 4-го урока.

Отсюда можно думать, что показатель внимания отражает функциональное состояние головного мозга школьника прежде всего как характерный для него биологический ритм, связанный с общим ритмом организма.

Но при этом возникает другой вопрос: почему же для большинства учащихся характерен некий как бы общий тип изменения функционального состояния головного мозга? Объяснить это можно действием адаптационных механизмов высшей нервной деятельности человека, приспосабливающих его к определенному социальному ритму. В нашем случае это учебные занятия.

Таким образом, имея индивидуальную динамику внимания школьника в течение учебного дня, мы должны расценивать ее как индивидуальный биоритм, приспособленный к социальной среде, на нем же отражается утомляющее воздействие определенной нагрузки.

Только при тщательном изучении индивида в ситуациях «день без нагрузки» и «день с повышенной нагрузкой» можно сказать, в каком случае спад внимания является следствием утомления, в каком — показателем биоритма.

 

116

 

Таблица 1

 

Изменения внимания учащихся II класса (по показателю К) в течение учебного дня

 

Учащиеся

Периоды исследования

8 ч 30 мин

9 ч 15 мин

11 ч 15 мин

12 ч 20 мин

А. Андрей

4,1

11,0

3,9

5,3

А. Илья

3,9

8,6

11,6

6,9

В. Оля

7,4

9,4

5,9

6,7

Г. Алеша

9,7

11,7

12,9

11,6

Д. Дима

2,8

1,8

2,2

3,2

Е. Максим

5,6

3,5

2,1

3,2

Ж. Антон

1,7

2,2

2,4

1,5

Ж. Лена

6,5

4,1

3,8

4,3

К. Сережа

6,0

17,7

4,0

7,5

Е. Алеша

5,5

7,3

3,0

2,3

Л. Маша

8,0

17,3

10,1

9,0

М. Сережа

2,0

8,0

2,7

2,2

М. Маша

11,8

14,7

10,7

6,0

С. Лена

7,4

8,6

4,0

19,1

С. Аня

3,5

10,4

13,7

13,5

С. Женя

13,1

5,5

8,8

13,9

Т. Таня

11,8

13,7

5,9

5,5

Ш. Вадим

2,8

7,9

2,9

3,1

Ц. Алан

2,1

4,4

2,0

5,5

М

4,49

6,68

3,80

4,65

σ

2,11

2,58

1,9

2,15

 

Вместе с тем необходимо оговорить и степень снижения (более 10—15 %) от обычного снижения в этот же период исследования. Только в таком случае мы можем с достаточным основанием дифференцировать различные факторы, влияющие на внимание. Анализируя индивидуальные показатели внимания в динамике учебного дня, можно выявить такую особенность изменения внимания, при которой, как правило, нет плавного перехода от большего значения к меньшему или от меньшего к большему, хотя и можно выделить какой-то один пик. Изменения же эти носят характер «маятника»: больше — меньше, меньше — больше. Этот факт заслуживает особого обсуждения, так как такая особенность отражает определенную закономерность в функционировании головного мозга. Можно опять обратиться к табл. 1 и к табл. 2.

 

Таблица 2

 

Индивидуальные показатели внимания в различные дни у школьников I класса

 

Учащиеся

Г. Алеша

Ж. Лена

М. Маша

Дата проведения

20.9

28.1

18.4

20.9

28.1

18.4

20.9

28.1

18.4

До 1-го урока

7,7

5,9

8,0

9,2

8,1

7,5

6,1

4,9

8,9

После 1-го урока

3,6

3,2

4,3

3,8

2,7

3,7

8,0

7,7

9,2

После 3-го урока

7,0

6,6

8,8

9,3

9,4

6,8

8,3

7,3

9,0

После 4-го урока

5,8

6,4

9,0

9,5

7,4

6,6

6,4

6,9

7,7

 

Таблица 3

 

Индивидуальные показатели внимания школьников в IV классе

 

Учащиеся

Г. Алеша

Ж. Лена

М. Маша

Дата проведения

10.9

21.11

10.2

10.9

21.11

10.2

10.9

21.11

10.2

До 1-го урока

10,2

9,3

9,6

3,1

10,7

5,0

19,1

22,0

25,8

После 1-го урока

28,0

14,0

29,4

3,1

5,9

13,9

14,0

24,0

8,2

После 3-го урока

20,9

9,3

12,0

6,9

13,3

9,0

6,4

6,3

14,8

После 4-го урока

7,0

8,1

24,0

6,9

13,2

3,9

4,1

10,4

27,0

 

Из табл. 2 следует, что Алеша Г. и Лена Ж. начинают учебный день с высокими показателями внимания, которое снижается после 1-го урока, у школьницы Маши М. внимание до первого урока ниже, чем после него. Эти данные, во-первых, говорят о разном индивидуальном типе изменения внимания в течение учебного дня, во-вторых, наглядно подтверждается колебательный характер изменения внимания: от большего к меньшему и от меньшего к большему.

В табл. 3 приведены показатели внимания этих учеников в различные дни учебного года уже в IV классе.

Отмеченная особенность колебательного изменения функционального состояния головного мозга не случайна, приведенные данные в табл. 3 свидетельствуют о закономерности в деятельности мозга.

Не специально подобранные примеры, а включенные в таблицы данные являются обычной картиной динамики внимания. Можно рассмотреть любой эксперимент в любой учебный год, и данные эти будут подтверждать все ту же закономерность колебательного изменения функционирования головного мозга. Были проведены и такие эксперименты, когда внимание исследовалось не только в приведенных 4 точках (4 периода исследования), а в большем количестве точек; после каждого урока и до его начала колебания функционального состояния головного мозга представляли также характер «маятника» — больше — меньше, меньше — больше.

Колебательный характер изменения внимания отражает колебательный характер в функционировании мозга. Можно полагать, что функциональная система головного мозга как бы стремится к определенной стабильности,

 

117

 

старается ее достичь и сохранить. Если исходный уровень функционального состояния мозга был низким, по истечении некоторого промежутка времени он повышается, если же был изначально высокий, то, «расходуясь», — уменьшается, и вновь идет повторение. Вместе с тем (и это вполне понятно) при существенных для данного индивида воздействиях внешней среды может быть «смазанный» характер колебательного проявления функционирования головного мозга.

Колебательные изменения функционального состояния головного мозга соотносятся с процессами саморегуляции, присущими любой биологической системе.

Таким образом, проведенная работа наталкивает на выводы, носящие характер, частично гипотетичный.

1. Одномоментный замер внимания представляет собой суммирующий показатель индивидуального биосоциального ритма, измененного утомляющим воздействием нагрузки (в случае, если таковая имелась).

2. Колебания внимания характеризуют колебания функционального состояния головного мозга и представляют собой изменения типа «маятника»: больше — меньше, меньше — больше.

3. Головной мозг как система саморегулирующаяся поддерживает свое функциональное состояние на определенном, характерном для индивида уровне: при снижении стремится к повышению, от повышения идет снижение и вновь повышение.

 

1. Антропова М. В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. — М., 1967. — 215 с.

2. Зинченко В. П., Леонова А. В., Стрелков Ю. К. Психометрика утомления. — М., 1977. — 110 с.

3. Розенблат В. В. Проблема утомления. — М., 1961. — 240 с.

 

Поступила в редакцию 25.VIII 1983 г.