Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

107

 

НАУЧНЫЙ АРХИВ

 

К 90-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ

 

О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ К ТРУДУ1

 

А.А. СМИРНОВ

 

1

 

<...> Правильное решение задачи психологической подготовки учащихся, нашей молодежи к труду, естественно, предполагает уяснение всего богатства ее содержания, необходимо вытекающего из самой сущности труда и его особого положения в обществе, строящем коммунизм. Труд, создавший человека, всегда был, есть и будет основой не только материального благополучия людей, но и богатейшим источником их духовного роста, их всестороннего развития.

Что же должно входить в это широкое — соответствующее общим задачам коммунистического воспитания нового человека — понимание психологической подготовки к труду?

Основное, что характеризует эту подготовку в нашем обществе и что определяет собой все ее звенья и стороны, — это воспитание коммунистического отношения к труду, формирование такого отношения к нему, к его различным видам, к создаваемым в труде ценностям, таких мотивов труда и такого стиля работы, которые присущи лучшим, передовым людям нашей эпохи — активным строителям коммунистического общества и подчинены высоким задачам строительства коммунизма в нашей стране. А это значит, что формирование психологической подготовки к труду неразрывно связано с формированием всего морального облика каждого члена нашего общества, с формированием у него коммунистических черт личности. Психологическая подготовка к труду в нашей стране должна быть целиком подчинена задачам коммунистического воспитания человека — воспитания стойкого борца за коммунизм.

Каковы основные звенья подготовки к труду в таком ее понимании?

Коммунистическое отношение к труду предполагает прежде всего ясное сознание общественного значения труда, его роли в жизни человеческого общества и каждого человека в отдельности, четкое понимание места труда и требований к нему в борьбе за победу коммунизма, знание того, как должен трудиться советский человек, широкую осведомленность о трудовых подвигах советских людей, о героике даже будничного труда в нашей стране. Отсюда первая и ответственнейшая задача советской школы — вооружить всеми этими знаниями учащихся, довести их до четкого понимания общественной необходимости и важнейшего общественного значения труда в нашей стране, неразрывно связанного с формированием ясного коммунистического мировоззрения.

Однако знание и понимание роли труда, какой бы высокой степени они ни достигали, сами по себе еще не составляют действительного отношения к труду, как оно выявляется в живой трудовой практике человека. Они — только его существенная предпосылка и сами по себе достаточным образом его еще не характеризуют. Чтобы быть действенным, воплотиться в реальном поведении человека, всякое знание должно стать глубоким и страстным убеждением, уверенностью в необходимости

 

108

 

всемерно бороться за реализацию усвоенных положений в жизни. Совершенно ясно, что формирование этого убеждения — значительно более сложная задача, чем одно только сообщение знаний относительно роли труда, — задача при этом не только образовательная, а прежде всего — воспитательная. Несомненно то важное место, которое она должна занимать во всей работе школы.

При всем своем значении решение и этой задачи само по себе не исчерпывает формирования действительного, выявляемого в жизни, в трудовой практике человека отношения к труду. Подлинное отношение к труду характеризуется не только убежденностью, хотя бы самой искренней, в необходимости труда, но и устойчивым желанием трудиться, удовлетворением от труда, радостью труда, умением и привычкой работать, потребностью трудиться, любовью к труду. Действительным выражением отношения к труду является фактическое трудовое поведение и вместе с тем — и это обязательно — вся гамма переживаний, которые труд вызывает у каждого, для кого он подлинно есть дело жизни. Без этого даже самое добросовестное исполнение трудовых обязанностей может оказаться формальным и не быть выражением действительного трудолюбия. Формирование всех этих переживаний как ярко выраженной трудовой направленности личности в их неразрывном единстве с самим поведением в труде — задача исключительной важности и большого искусства, настойчиво решаемая нашей школой.

<...> Как наличие знаний и понимание роли труда, даже убеждённость в необходимости трудиться, не характеризуют еще сами по себе фактического отношения к труду, так и наличие трудолюбия, привычки трудиться не обеспечивает еще понимания общественной, нравственной стороны труда, его могущественной роли в борьбе за лучшее будущее человечества <...>.

 

2

 

Ставя своей целью формирование у молодежи реальной потребности в труде, привычки работать, следует иметь в виду, что достичь этого у одного и того же лица по отношению ко всем видам труда, конечно, невозможно и вместе с тем вряд ли необходимо. Пробудить у одного и того же человека любовь ко всякому виду труда — невыполнимая задача. Нельзя добиться равно положительного отношения всех людей ко всем видам труда. <…> Но вместе с тем этот факт требует серьезного внимания к ряду других обстоятельств, тесно с ним связанных.

Сюда относится прежде всего необходимость воспитать у каждого человека уважение ко всякому общественно полезному труду. Нельзя любить каждый вид труда и желать заниматься им. Но недопустимо и обратное: неуважение к тем или иным, имеющим общественное значение видам труда, в том числе к тем из них, которые в силу исторически сложившихся условий оказались менее квалифицированными, менее богаты интеллектуальным содержанием. Неуважение, пренебрежительное, высокомерное отношение к физическому труду, недооценка его — одно из таких совершенно недопустимых явлений; к сожалению, оно наблюдается иногда и по настоящее время как пережиток того уродливого разделения труда, которое господствовало в классовом обществе, — разделения его между массой, занятой простым физическим трудом, и немногими привилегированными, захватившими в этом обществе командное положение. Борьба с какими бы то ни было отголосками этого отжившего свой век явления — важная задача школы, важное звено психологической подготовки к труду, особенно в современном производстве, где физический труд все более наполняется духовным содержанием, где граница между ним и умственным трудом все заметнее стирается, где труд рабочего все настоятельнее требует знания основ наук, высокой общеобразовательной и общетехнической подготовки.

 

<...>

 

Воспитание уважения к любому труду, имеющему общественное значение, должно вести и к весьма важному для психологической подготовки к труду следствию: избирательное отношение к различным видам трудовой деятельности

 

109

 

должно сочетаться с сознательной и добровольной готовностью выполнить в случае необходимости любой труд, поступиться ради неотложных общественных нужд своими, личными интересами.

Исключительно важное значение имеет поэтому формирование мотивов труда. Несомненно, что интересы и склонности к тем или иным видам деятельности играют весьма действенную роль, имеют большую побудительную силу, особенно тогда, когда достигают высокого уровня, становятся «влюбленностью» человека в свое дело. Формирование трудовых интересов и склонностей должно быть поэтому предметом большой заботы школы в психологической подготовке учащихся к труду. Надо помочь оканчивающим школу овладеть этими мощными источниками энергии. Это позволит им преодолевать впоследствии многие трудности в работе и, может быть, стать энтузиастами труда, глубоко преданными своему любимому делу.

Однако общеизвестно, что далеко не всегда каждый может выполнять лишь то, что соответствует его интересам и склонностям. В основе труда лежит объективная необходимость его выполнения как выражение обязательности удовлетворения им той или иной общественной потребности. Труд — священная обязанность каждого человека. Не узколичное желание и интерес каждого отдельного работника, а общественная нужда и общественная польза — вот что первоначально побуждает трудиться. И человек должен уметь работать, руководствуясь сознанием именно этой общественной необходимости труда, сознанием своего долга, своей моральной ответственности перед обществом. Вооружить подрастающее поколение этим стимулом труда, оружием, которое должно действовать во всех случаях, и прежде всего тогда, когда отсутствуют другие источники энергии — непосредственные интересы и влечения, это исключительно важная, требующая категорического выполнения, обязанность школы.

Решая эту задачу, нельзя, однако, превращать труд в тяжелое бремя, вызывающее отвращение к себе и всяческое противодействие. Сознание необходимости труда и умение работать в силу этого сознания не исключают добровольного согласия на труд и положительного отношения к необходимости выполнить то или иное трудовое задание. Но для этого требуется определенное общественное развитие человека, при котором он добровольно берется за выполнение этого задания, не переживая его как извне идущее принуждение, а чувствуя себя свободным в своем выборе. И в этом случае свобода есть, следовательно, действительно познанная необходимость, признанная в своем значении и прежде всего — в своем общественном значении. Необходимость труда, будучи стимулом его, не устраняет при определенных условиях его добровольности, а, наоборот, обусловливает и подчеркивает ее. Совершенно очевидно, что формирование готовности участвовать в случае необходимости в любом труде неразрывно связано с общим моральным воспитанием личности, с воспитанием у молодежи коммунистической морали.

Избирательное отношение к различным видам труда, наблюдаемое обычно у каждого человека, требует, наконец, внимательного отношения к себе, и, с другой стороны, оно должно быть достаточно обоснованным. Это достигается широким знанием различных видов профессиональной деятельности, тех требований, которые предъявляются ими человеку, и осведомленностью каждого, выбирающего тот или иной трудовой путь в своих собственных качествах, — и прежде всего в своих личных склонностях и способностях. Помощь, которая может быть оказана молодежи в этом направлении, — широкая профессиональная ориентация и консультация — должна занимать видное место в психологической подготовке к труду. Определенность и относительная устойчивость профессиональных интересов каждого стоящего перед выбором профессии, соответствие его интересов способностям и умениям, которые у него уже имеются, знание того, что ему еще надо развить у себя, твердое намерение добиться развития требуемых качеств — все это необходимые компоненты психологической готовности к труду. И здесь опять-таки широкое поле деятельности для школы, для каждого учителя, для каждого

 

110

 

воспитателя молодежи в нашей стране. Школа должна знакомить учащихся с содержанием и условиями различных видов труда в нашей стране, с подготовкой, которая требуется для овладения той или иной профессией, с качествами личности, необходимыми для того, чтобы успешно заниматься данным видом деятельности, с требованиями к организму, к здоровью работника, с тем, какими путями и средствами можно развить у себя нужные качества и способности. Следует создать соответствующую литературу в помощь учителю и учащимся, широко использовать возможности ориентировки школьников в различных профессиях как во время всего обучения в школе, так и особенно во время производственного обучения, при проведении производственных экскурсий, во внеклассной кружковой работе, путем организации встреч и бесед с представителями различных профессий. Нужно всемерно помочь школьникам определить свое призвание, свой трудовой жизненный путь. Надо помочь каждому школьнику попробовать свои силы в различных видах деятельности, практически выявить свое отношение к ним, определить свои склонности и интересы. Школа должна и сама целенаправленно формировать профессиональные интересы учащихся и те способности, которые нужны им для того, чтобы в дальнейшем с успехом заниматься интересующим их делом. Организация работы в этих направлениях — одна из важнейших задач школы, для которой не может быть безразличной профессиональная судьба тех, кого она выпускает в жизнь. Совершенно ясна неразрывная связь этой задачи и с более широкой задачей, стоящей перед школой, перед воспитанием подрастающих поколений в обществе, строящем коммунизм, — с задачей всестороннего развития личности, всех ее сил и способностей, всех сторон психической, духовной жизни нового человека.

Весьма важную роль в формировании профессиональных интересов учащихся, равно как и во всей работе по психологической подготовке молодежи к труду, играет, естественно, наряду со школой, и семья, в которой воспитывается ребенок, подросток, юноша или девушка. Являясь в нашей стране мощным положительным фактором воспитания подрастающих поколений, в отдельных случаях семья может и отрицательно влиять на выбор профессии молодежью. <...> Совершенно ясна та большая задача, которая ложится в этих случаях на школу. <....>

 

3

 

Психологическая подготовка к труду, понимаемая как формирование коммунистического отношения к нему включает в себя воспитание готовности не просто работать, а работать определенным образом, выявляя те качества личности и особенности самого труда, которые характерны именно для нового, передового человека.

Сюда относится прежде всего установка на высокую продуктивность труда, на его большую производительность, высокое качество создаваемой продукции, на тщательность работы, причем эта установка должна вытекать не из жестких требований, идущих извне и представляющих внешнюю по отношению к работнику принудительную силу, а из его внутренних побуждений. Она должна вызываться сознанием необходимости трудиться наилучшим образом, большой внутренней добросовестностью работника, требовательностью к своему труду, Пониманием общественного значения высокой производительности и высокого качества труда, умением самокритично отнестись к себе, к выполняемой работе.

Высокая производительность и высокое качество продукции требуют культуры труда, организованности в работе, умения четко планировать ее, строго придерживаться намеченного плана, соблюдать определенный темп и ритм работы, тщательно контролировать себя в труде.

С этим связана необходимость и таких качеств, как настойчивость, упорство в работе, умение преодолевать трудности, высокая дисциплина труда. Общеизвестно, что любой труд, как бы интересен и привлекателен он ни был в целом, всегда включает в себя много такого, что вызывает неприятные переживания, подчас страдания, утомляет, нередко требует больших волевых усилий, длительного волевого и физического напряжения. Труд не игра, не

 

111

 

забава, не развлечение. Он всегда в той или иной мере труден, и особенно значительные трудности приходится преодолевать работнику в начальном периоде овладения тем или иным трудом, новой трудовой операцией. То же самое бывает и в случаях необходимости Длительное время заниматься однообразной, монотонной работой, которая сама по себе лишена сколько-либо значительного интеллектуального содержания. Радость труда нередко возникает лишь тогда, когда работа закончена. До того, как она выполнена, работнику чаще всего приходится преодолевать много препятствий, и удовлетворение, которое он переживает, заканчивая свой труд, достигается нередко за счет большого волевого напряжения во время выполнения работы. Поэтому вне развития и проявления волевых черт личности, обусловливающих выносливость в работе, практическая реализация даже самого, казалось бы, положительного отношения к труду бывает невозможна.

Коммунистическое отношение к труду предполагает, далее, широкое проявление инициативы и творчества в труде, что, в свою очередь, требует нередко напряженной мыслительной работы, творческого воображения и значительного круга знаний как общеобразовательного, так и специального, в частности технического или технологического, порядка. <...> Умение работать творчески, с инициативой, с постоянной установкой на усовершенствование работы, приобретая необходимые для этого знания, систематически расширяя свой технический, профессиональный кругозор, сочетая любой вид труда с той или иной интеллектуальной деятельностью, — все это необходимые компоненты психологической подготовки к труду молодежи, которая будет призвана работать на самом новейшем производстве, все более и более оснащаемом современной техникой. Это творческое отношение к труду важно как в интересах производства, поскольку оно — необходимое условие массового изобретательства и рационализаторства, так и в интересах самого работника. Только проявление инициативы и творчества дает максимальное удовлетворение от труда, позволяет осознать свои силы, внести разнообразие в трудовые действия, преодолеть трудности монотонной работы, удовлетворить свою пытливость, почувствовать радость труда.

Исключительно важное место в психологической подготовке к труду занимает формирование умения работать в коллективе, для коллектива, в интересах коллектива. Сколь бы ни был трудолюбив человек, какого бы высокого качества ни была его продукция, как бы ни проявлял он творчество и инициативу, настойчивость и упорство в работе, его психологическая подготовка к труду будет совершенно недостаточной и, даже более того, совершенно неправильной, если источником всех этих качеств будут лишь личные интересы человека. Коммунистическое отношение к труду совершенно обязательно включает в себя умение жить трудовыми интересами коллектива, принимать коллективные цели труда, бороться за их достижение, радоваться трудовым успехам коллектива, печалиться его неудачами. Оно предполагает бескорыстную товарищескую помощь в труде, умение поступаться своими личными интересами ради общих задач коллектива, бережно относиться к общественному имуществу (материалам и орудиям труда), дорожить честью коллектива, выполнять все его требования. Каждый работник должен чувствовать свою ответственность перед всем коллективом, дорожить его мнением, его советами и указаниями. Формирование всех этих многообразных взаимоотношений членов трудового коллектива, формирование у них подлинно коллективистического сознания, коллективистических чувств, воли и поведения — необходимое звено психологической готовности к труду каждого, кто должен вступить в ряды строителей коммунизма. Достичь всего этого можно, только включая каждого (работника, школьника) в общий труд, воздействуя на него через посредство коллектива. Только в условиях борьбы всех за общее дело трудолюбие формируется как подлинно моральное качество. Только в этих условиях создаются благоприятные возможности воспитания коммунистического отношения к труду. Участие в коллективном труде не уменьшает, а усиливает индивидуальную ответственность

 

112

 

каждого за свою работу, развивает чувство взаимной ответственности, повышает требовательность работника к себе, формирует организационные навыки и умения.

Коллектив вместе с тем и источник широкой стимуляции к труду. В коллективе гораздо успешнее, чем при работе в одиночку, может быть преодолено отрицательное действие неинтересной и трудной работы. Многое из того, что в одиночку выполняется с большой неохотой, в коллективе приобретает иной смысл, вызывает иное отношение к себе.

Само собой разумеется, что, говоря о развитии коллективизма в труде, необходимо иметь в виду как более узкий трудовой коллектив, в котором непосредственно осуществляется труд того или иного человека (например, коллектив данного класса школы), так и более широкое общественное целое, частью которого является этот узкий коллектив или для которого он трудится (например, коллектив школы или завода, для которого выполняется работа).

Мало того, чем шире и значительнее общественное целое, в интересах которого выполняется данная трудовая деятельность, тем более важными выступают задачи этой деятельности и тем успешнее поэтому может быть воспитательное воздействие труда.

Весьма положительное влияние на труд коллектива школьников, на формирование у них ценных трудовых качеств оказывает участие взрослых в их работе. Не менее важно и обратное — участие школьников в производственных коллективах взрослых. Совместный труд тех и других — существенный фактор формирования психологической готовности учащихся школы к труду. Личный пример взрослых — опытных, дисциплинированных тружеников — их ответственное отношение к своему труду, активная борьба за достижения коллектива, помощь, которую они оказывают школьникам,— все это в большой мере способствует формированию тех качеств, которые необходимо входят в содержание психологической готовности к труду.

 

4

 

Уже краткая характеристика того, что представляет собой психологическая подготовка к труду, показывает, насколько сложно и многогранно содержание этой подготовки. Психологическая готовность к труду — это не отдельное качество человека, не отдельная черта личности. Это сочетание многих и очень различных взаимосвязанных черт. Формирование психологической готовности к труду является поэтому сложным и длительным процессом, требующим значительных усилий, немалого искусства и многообразия путей воспитательного воздействия.

Существенную роль при этом играет ясность цели труда. Труд должен быть полон смысла, и прежде всего общественного смысла. Каким бы простым и незначительным по своему содержанию он ни был, он должен быть направлен на решение серьезных задач, должен представлять собой определенный вклад в осуществление более значащих целей.

 

<...>

 

Совершенно необходимо четкое усмотрение полезности результата труда, «наглядное» выражение того, что достигнуто в итоге трудовой деятельности. Очень важно, чтобы каждый понимал свое личное место в общем труде, видел результаты своей работы и их использование. Большую роль играет общественная оценка достигнутых результатов, их общественное одобрение. Все это требует завершенности трудовой деятельности, достижения намеченных целей, выполнения поставленных заданий. Только при этих условиях может быть достигнуто и удовлетворение от труда. И наоборот, возможность незавершения начатого приучает к безответственному выполнению трудового задания, не вырабатывает упорства, настойчивости, организованности в труде.

Существенным стимулом в труде является сознание своего продвижения в нем, овладения новыми трудовыми умениями и навыками, осознание своих интеллектуальных возможностей, зарождение веры в свои силы и способности. Хорошо известно, как «окрыляет»

 

113

 

успех в любом виде деятельности. В исключительной мере это относится к труду как к деятельности, требующей напряженных усилий и нередко преодоления существенных трудностей.

Большое значение для психологической подготовки к труду имеет правильная организация труда, от которой в немалой мере зависит формирование ряда положительных качеств личности. Важную роль в воспитании таких качеств, как организованность и тщательность работы, настойчивость в труде, умение планировать работу и выполнять намеченное, играют систематический учет труда, контроль над выполненной работой, своевременная ее оценка, нормирование работы, правильный временной режим работы, отсутствие простоев и т.д. Очень важно разнообразие трудовых операций, а там, где это неосуществимо, — разнообразие трудовых заданий. Это дает человеку возможность пробовать свои силы в разных видах деятельности, приобретать более широкий диапазон умений и навыков, расширять свой производственный кругозор и в большой мере повышает интерес к работе.

Весьма видное место в арсенале средств психологической подготовки к труду занимает воздействие, оказываемое на сознание учащихся и их трудовое поведение живым, впечатляющим словом и яркими образами, насыщенными значительным идейным содержанием, знакомящими с лучшими образцами труда.

Широко должно быть использовано мудрое, отнюдь не назидательное, не менторское и формальное, а подлинно воспитывающее слово учителя, воспитателя, раскрывающее все нравственное значение и величие труда.

Огромная роль принадлежит художественной литературе, в яркой, образной форме рисующей трудовые дела советских людей, романтику труда, вызывающей глубокое уважение к людям труда, пробуждающей мечты о трудовых подвигах, знакомящей с героикой труда. Таким же должно быть и действие кинофильмов, направленных на достижение тех же целей.

Исключительно велико значение наблюдений самих учащихся за работой лучших тружеников производства, беседы с ними, встречи с участниками бригад коммунистического труда.

Было бы неверно думать, что использование этих путей, направленных на то, чтобы воздействовать прежде всего на сознание учащихся, должно предварять собой организацию практического трудового опыта школьников, формирование их трудового поведения. Нельзя устанавливать какую-то последовательность в применении многообразных средств психологической подготовки учащихся к труду. Все эти средства должны подкреплять друг друга, и каждое из них обретает свою полную силу лишь в сочетании с другими. Поэтому, чем теснее их взаимосвязь, тем значительнее и богаче их общий воспитательный эффект.

 

5

 

Из всего сказанного следует, что подготовка к труду должна занимать совершенно особое место в воспитательной работе с молодежью. Ведь и сам труд играет особенную роль в жизни человека; ему принадлежит центральное место среди всех других видов деятельности людей. Подготовка к нему должна поэтому охватывать собой всю жизнь воспитанника, все ее стороны. Она не сводится к отдельным, периодически (хотя бы и очень часто) осуществляемым мероприятиям, а должна пронизывать собой организацию всей его жизни и всю атмосферу, в которой он живет и развивается. Учебный — главным образом умственный — труд в школе, физический труд в мастерских и на производстве, работа в лабораториях, бытовой хозяйственный труд в школе и дома, общественно полезный труд в разных его формах и видах, многие виды внеклассной и внешкольной работы, самые разнообразные формы общения людей — все это может и должно служить задачам психологической подготовки молодежи к труду, воспитанию у нее тех многих качеств личности, которые совершенно необходимы для полноценного участия в трудовой деятельности строителей коммунистического общества.

Ясно, что многогранность психологической готовности к труду, многообразие путей ее формирования влекут за собой существенные индивидуальные различия в том, как складываются

 

114

 

ее различные стороны у того или иного воспитанника в зависимости от особенностей его личности. Несомненны также большие возрастные различия, наблюдаемые в этих случаях и выступающие тем более ярко, что самый процесс подготовки к труду есть длительный процесс, захватывающий не один возрастной период и поэтому неизбежно характеризующийся многими возрастными особенностями.

Исключительное значение психологической подготовки к труду в общей системе коммунистического воспитания, сложность и многогранность содержания этой подготовки, тех задач, которые она призвана осуществить, средств, при помощи которых она должна быть достигнута, — все это требует разностороннего научного изучения проблемы, исследования многочисленных психологических и педагогических вопросов, которые ею охватываются. Вычленить эти вопросы, четко формулировать их, разработать методику их изучения, развернуть углубленные исследования этих вопросов, теоретически осмыслить полученные результаты, широко внедрять итоги изучения в педагогическую практику — таково исключительно важное поле деятельности советской педагогической и психологической науки, один из важнейших участков совместной работы педагога-теоретика, психолога и учителя-воспитателя, тесного единения и содружества науки и практики.



1 5 ноября 1984 г. А.А. Смирнову, основавшему и долгие годы возглавлявшему журнал «Вопросы психологии», исполнилось бы 90 лет. Эта статья Анатолия Александровича впервые была опубликована в журнале «Вопросы психологии» № 1 за 1961 г. Редакция обращает внимание читателей на ее актуальность в настоящее время в связи с решением проблем, поставленных реформой школы. Текст статьи свидетельствует о целесообразности применения ранее накопленных советской психологической наукой материалов для решения современных проблем обучения и воспитания. Статья перепечатывается с сокращениями, отмеченными по тексту знаком <...>.