Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

104

 

ОБ УЧЕТЕ ВОЗРАСТНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

 

П.Н. ЧЕРНОВ

 

Известно, что без знания психики ребенка учитель не может судить об эффективности применяемых им приемов и методов работы. Учитель постоянно сталкивается с особенностями детской психики, его успехи и промахи связаны с тем, насколько умело направляет он активность своих учеников. Только знание закономерностей психической деятельности детей может обеспечить учителю успех в учебно-воспитательном процессе. Психологами доказано, что нельзя считать врожденными черты характера и такие свойства личности, как способности, талант, что ведущая и решающая роль в формировании психических качеств человека принадлежит осмысленной и целенаправленной деятельности. Пренебрежение этой истиной приводит к непростительным ошибкам, ничем не обоснованным характеристикам: «Этот ученик ни к чему не способен». Такие заблуждения мешают учителю найти правильный подход к педагогически запущенным ученикам. Нередко учителя ошибочно относят слабых в учебе детей к разряду умственно отсталых. Между тем, как показывают наблюдения, дети с задержками в умственном развитии при индивидуальном подходе к ним могут вполне успешно учиться.

Валерий А. пришел в I класс из неблагополучной семьи. Посещал он школу систематически, но не разговаривал ни с товарищами, ни с учительницей. Учительница была опытная, работала с ним индивидуально и во время перемен, и на уроках, и после уроков. К концу учебного года учительница с большим трудом научила его читать. По ее настоянию мальчик не был направлен в спецшколу, хотя и в дальнейшем учение давалось ему очень тяжело. Благодаря труду и энергии учителей он все же успешно переходил из класса в класс и окончил среднюю школу.

В работе с такими детьми особое внимание следует уделять развитию речевых навыков, поскольку только те учащиеся, у которых развита речь, могут отвечать на вопросы учителя, рассказывать о своих занятиях и играх, передавать содержание прочитанных книг и просмотренных кинофильмов, что в свою очередь ведет к интенсивному развитию памяти и мышления.

Как вызвать у детей интерес к предмету? Это очень важно, так как интересный материал усваивается почти без усилий и хорошо запоминается, а скучный — с трудом и быстро забывается. Но в то же время занимательность не уступка ленивому ученику. Следует стимулировать стремление школьника как можно больше узнать об изучаемом предмете, удовлетворять его духовные запросы, поощрять стремление к достижению поставленной цели.

Говорят, что все нельзя сделать интересным. В каком-то отношении это верно, но, с другой стороны, при умелом обучении многое само по себе станет интересным. Так, ученик, увлеченный решением трудной задачи, наметив план ее решения, с большим интересом будет производить скучные на первый взгляд и громоздкие математические преобразования и вычисления, чтобы убедиться в правильности выбранного им пути решения. Содержательное, интересное объяснение учителя способствует усвоению учащимися нового материала. Готовясь к уроку, учитель должен подумать над тем, как объяснить материал, как сделать объяснение доступным, как пробудить интерес к уроку, какой объем материала

 

105

 

может осилить его ученик. Учитель никогда не должен забывать о том, какие дети в классе, как мыслит каждый его ученик, что будет ему легко, что трудно. Если ребенку трудно дается учеба, то в первую очередь учителю следует выявить причину его отставания. Многолетние наблюдения показывают, что обычно плохо усваивают предмет дети с недостатками произвольного внимания. Даже сидя смирно за партой, они отвлекаются в мыслях. В работе по формированию произвольного внимания, например, хорошо помогают в средних классах устные упражнения по математике, а в старших — математические диктанты, небольшие викторины, рассказы из истории математики, связанные с темой урока. В то же время необходимо помнить, что постоянные нотации на уроке в адрес невнимательных учащихся отвлекают остальных детей, а сами невнимательные ученики быстро привыкают к замечаниям учителя и перестают на них реагировать.

Конечно, учитель не может на уроках всех обучать индивидуально, это невозможно, и в этом нет необходимости. Однако очень важно выяснить, кто как мыслит, как воспринимает материал, как возбудить его мыслительную деятельность. Ведь не все слабые в учебе дети имеют дефекты мышления, причина неуспеваемости может заключаться совсем в другом.

Подход к слабоуспевающему ученику должен быть особенный. Часто слабоуспевающие дети просто не уверены в правоте своих выводов и решений, а без уверенности в себе невозможно преодолевать трудности в учебе. Поэтому очень важно воспитать уверенность в своих действиях, внушить ученику, что он может это сделать, что у него есть терпение посидеть и преодолеть трудности, встречающиеся при решении той или иной задачи. Слабому ученику вначале можно задавать легкие, посильные ему задания, которые он мог бы выполнить сам, без посторонней помощи. При этом у него возникает уверенность в своей силе, а затем постепенно вопросы следует усложнять. Детям более интересен труд, творческого характера. Самостоятельно преодолевая трудности, ученик получает удовлетворение и наслаждение.

Часто бывает, что ученик хорошо учится в начальных классах, а в VVI классах перестает заниматься. Нужны разнообразные приемы и методы обучения, учитывающие специфику возраста, чтобы вызвать интерес к учебе. Так, в подростковом возрасте ученики очень чувствительны к сопоставлению своих возможностей с возможностями других детей. Они любят пробовать свою силу, и это можно использовать, проводя соревнования на быстроту решения заданий по группам или вариантам.

В старших (IXX) классах отношение к учебе у учащихся меняется. Старшеклассников отличает стремление разобраться во всем самостоятельно. У большинства есть желание учиться, однако одной из главных трудностей при этом является неумение правильно распределять время и организовать свой труд. В этом учащимся большую помощь могут оказать внеклассные занятия на тему «Учись учиться».

У большинства старшеклассников появляется желание быть организатором, им хочется самим руководить, и поэтому очень желательно использовать их в роли воспитателей младших классов, в общественной, комсомольской работе, в работе ученических организаций. Организация шефской помощи младшим школьникам со стороны старшеклассников помогает им самим развиваться, более основательно готовиться к занятиям. Подготовка учащихся к общественно полезному труду, сознательному выбору профессии — одна из главных задач общеобразовательной школы. Основным условием формирования у молодежи высоких нравственных качеств, готовности активно участвовать в производительном труде является совместная, систематическая и целенаправленная деятельность школы, производственных коллективов, семьи и общественности. Именно такого принципа придерживаются коллектив нашей школы, правление и партком шефствующего колхоза «Прогресс». Школа и колхоз заинтересованы в том, чтобы учащиеся вступили в самостоятельную жизнь всесторонне развитыми, политически зрелыми людьми, с высокими нравственными качествами, необходимыми

 

106

 

трудовыми умениями и навыками. Школьники активно включаются в производительный труд, работают на полях колхоза в составе ученической производственной бригады.

Работая в колхозе вместе со своими наставниками, учащиеся учатся уважать труд, людей труда и гордятся тем, что они участвуют в создании материальных ценностей.

Мы понимаем, что не все еще в нашей работе решается так, как надо, имеются трудности и нерешенные проблемы. Сегодня усилия педагогического коллектива школы направлены на успешное выполнение задач по обучению и коммунистическому воспитанию подрастающего поколения, по подготовке нашей молодежи к жизни и труду.

 

Поступила в редакцию 15.XI 1983 г.