Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

95

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

 

В.А. ПЯТИН

 

Реформа общеобразовательной и профессиональной школы предусматривает совершенствование подготовки, повышение квалификации педагогических кадров. Современная теоретическая и практическая педагогика много внимания уделяет вопросам формирования профессиональных качеств у студентов педагогических учебных заведений. В профессиограммах, технологических картах специалистов рассматриваются основные компоненты профессии учителя, определяется структура его практической деятельности. Особенность существующих профессиограмм — повелительная форма их предписаний: «учитель должен владеть», «должен знать», «должен уметь». Вероятно, такая форма имеет свое обоснование, но постоянное употребление ее создает негативный фон для формирования у студентов педагогических знаний, умений, навыков. Преподаватели часто недооценивают пример своей педагогической деятельности, своей личности для молодых людей, которым предстоит овладеть профессиональным мастерством учителя.

Претворяя в жизнь Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы, необходимо активно искать пути и средства совершенствования подготовки учительских кадров, как за счет создания новых форм и методов преподавания, так и за счет использования резервов организации вузовской работы в целом.

Остановимся более подробно на понятии «профессиональная подготовка учителя». Бесспорно, широкий и глубокий профессионализм — неотъемлемая черта личности учителя. В настоящее время содержание понятия «профессиональная подготовка» изменилось.

Конкретные задачи школы, определенные постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР, вызывают необходимость качественной перестройки работы учителя. От него требуется не только уметь организовать учебную деятельность учащихся, но и использовать ее для воспитания граждан социалистического общества, активных строителей коммунизма.

В связи с этим от высшей школы требуется разработка таких форм и методов обучения и воспитания студентов, которые могли бы помочь будущему учителю быстро включиться в свою профессиональную деятельность.

У нас сложилась определенная система подготовки студентов к работе в школе. Основу этой системы составляет цикл психолого-педагогических дисциплин. Наряду с этим большое значение имеют общественно-политические и специальные дисциплины, однако профессионализация этих дисциплин представляет определенную трудность. Преподаватель должен решить две задачи: изложить студентам научное содержание курса и раскрыть особенности своей методической работы. Но некоторые ученые педагогических институтов не имеют специальной педагогической подготовки и поэтому затрудняются в решении методических задач. Это сказывается на подготовке будущих педагогов-профессионалов в целом, так как известно, что воспитывает человека вся окружающая действительность, и к учителям учителей предъявляются повышенные требования. В педагогическом вузе студенту мало просто узнать что-то на лекции, важно понять ее психолого-педагогические основы, ее технологию, методы ее проведения и особенности построения. Опосредствованно на воспитание будущего учителя влияют и качество организуемых

 

96

 

в институте занятий, и отношение преподавателей к дисциплине студентов, и формы проведения практической работы. Последние могут носить репродуктивный и творческий характер. Вероятно, не следует противопоставлять эти два вида учебной деятельности. В каждом случае следует выбирать рациональное решение. Однако организационно-педагогическая деятельность, раскрывающая сущность методики работы, как правило, дает наибольший результат.

Приведем пример из практики работы кафедры ботаники Астраханского педагогического института по курсу генетики. Особенность этого курса такова, что приходится проводить много практических работ с препаратами, пользуясь микроскопом. Казалось бы, все хорошо: каждый студент имеет микроскоп, препараты и работает самостоятельно. Но те, кому приходилось организовывать их деятельность, знают, как трудно бывает добиться правильного восприятия и понимания содержания наблюдаемых объектов.

Несколько лет назад в лаборатории генетики были установлены телемикроскопы. Совершенно изменилась методика работы. Студент, рассмотрев препарат при помощи микроскопа, помещает его под телемикроскоп и на мониторе видит изображение препарата на большом экране. Такая методика позволяет глубже изучать научную дисциплину, повышает активность студентов, степень контроля за их работой.

Одновременно с этим произошло изменение и в психологии людей: студенты, осмыслив преимущество этого метода изучения материала, с большим интересом стали относиться к генетике, с желанием экспериментировали и творчески подходили к оценке результатов опытов. Они дискутировали по разным вопросам данной науки, активно работали над курсовыми темами. Новые возможности для преподавания предмета заставили и преподавателей искать средства совершенствования своей деятельности.

Связь прямых и опосредствованных факторов формирования профессиональных черт личности будущих учителей проявляется и в других ситуациях учебно-воспитательного процесса. Например, согласно учебному плану, студенты всех факультетов должны пройти практику в загородных пионерских лагерях. Этой работе предшествует теоретическая подготовка. На практическую же подготовку к ней в учебных планах времени не предусмотрено. Поэтому в институте разработали систему «инструктивных пионерских сборов», в которой основным методом обучения студентов стали деловые игры под общим названием «Смена в пионерском лагере». Задачей игр является отработка у студентов практических навыков решения педагогических задач в конкретных ситуациях работы в пионерском лагере. В течение трех-четырех дней создается обстановка, приближенная к обстановке пионерского лагеря; разыгрываются ситуации сбора, дежурства, военно-спортивной игры, линейки, отрядной работы, похода, соревнования. Одновременно с разработкой вариантов поведения пионервожатого в данных ситуациях выявляются характерные личностные особенности студентов, которые важно учесть в процессе формирования стиля педагогической деятельности, организации взаимоотношений с ребятами.

Профессионализация предполагает необходимость решения еще одной трудной задачи, связанной с недостаточной подготовкой молодых учителей к воспитательной работе с учащимися. В большинстве случаев речь идет о неумении организовывать эту работу в классе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Наиболее целесообразным является путь создания методик формирования профессионально-организационных навыков у студентов каждого курса. Сущность этого подхода в том, что проведение всех воспитательных мероприятий в институте должно одновременно преследовать две цели: служить формированию личности студента и обучать его методам, приемам организации аналогичной работы с учащимися. В Астраханском педагогическом институте разработана система таких воспитательных мероприятий: праздничные демонстрации, политические информации, лекции на предприятиях, работа в стройотряде, художественная самодеятельность и др. С одной стороны,

 

97

 

они прямо способствуют идейно-политическому, трудовому и нравственному воспитанию студентов, с другой — являются средством профессиональной подготовки их.

Проверенный способ повышения эффективности названных мероприятий — это привлечение студентов к работе не только в качестве исполнителей, но и в качестве соруководителей, помощников преподавателей. При этом им предлагается делать методическое описание проводимой работы с точным указанием шагов исполнения, даже в простых случаях, например в работе по благоустройству территории института.

Определенную сложность при организации профессиональной подготовки студентов представляет различный уровень их общественной активности. К середине срока обучения в результате воздействия всего учебно-воспитательного процесса и под влиянием комсомольской работы общественная активность студентов возрастает, стабилизируясь на IV курсе. На выпускном курсе она заметно падает. В это время часто происходят изменения в личной жизни студентов, перед ними возникают проблемы будущей деятельности. С учетом этого в институте разрабатывается определенная тактика организации воспитательной работы. Суть ее в этом, что студенты младших курсов рассматриваются в основном как непосредственные исполнители программы воспитательных мероприятий. По мере приближения к выпускным курсам их деятельность функционально меняется, они становятся организаторами и руководителями этих мероприятий. Благодаря такой тактике открываются практические возможности формирования профессиональных навыков будущего учителя.

Так, старшекурсники, руководя студенческими отрядами в период третьего трудового семестра, фактически не только решают организационные задачи практики, но и развивают свои профессиональные качества, учатся управлять коллективом.

Широкая профессионализация всего учебно-воспитательного процесса, когда каждое дело, каждое мероприятие в конечном итоге работает на профессиональную подготовку будущего учителя, позволила изменить период педагогического воздействия на студентов. Если раньше этот период ограничивался временем пребывания их в институте, то сейчас он включает 2—3 года до института (обучение на ФБУ) и 2—3 года после его окончания (работа со стажерами). Изменилась и психологическая установка преподавателей в отношении примера своей профессиональной деятельности для будущих учителей и своего личного вклада в воспитание каждого студента.

Так, они стали больше уделять внимание отбору желающих получить педагогическую профессию, тщательно следить за процессом адаптации первокурсников к новым условиям обучения. Первым шагом в этой работе стало всестороннее изучение личности студентов с последующим составлением программы их воспитания. Для выяснения готовности и умения студентов работать по специальным предметам факультета разработаны надежные тесты в виде задач и диктантов. На основе анализа выполненных работ устанавливается уровень навыков, умений работать с первоисточниками, степень готовности к самостоятельной работе. Затем студенты группируются в соответствии с этим, и им предлагаются программы индивидуальной и групповой работы в I семестре. Облегчить адаптацию к новым требованиям помогают и такие мероприятия, как знакомство с институтской библиотекой, запись в нее, медицинский осмотр и проверка физической подготовки на специальной кафедре, а также комсомольский учет, выборы в руководящие органы комсомола, вступление в профсоюз и выборы в профбюро групп и курсов.

Практически первокурсники сразу же после зачисления в институт включаются в различного рода учебные и общественные работы. Перечень работ и порядок их выполнения изложены в специальном указателе, который выдается каждому студенту. В этом листке значатся время, место работы и фамилии преподавателей, ответственных за ее проведение.

Большее число учебных служб, отделов, все факультеты и кафедры, работающие с первым курсом, еще до 1 сентября получают информацию об

 

98

 

особенностях нового пополнения. Проводится ее сравнение с аналогичной информацией предыдущих лет. Практика показывает, что такое всестороннее изучение первокурсников создает достаточно четкую картину, позволяет каждому подразделению разработать свою программу деятельности и в то же время учесть общую направленность работы с ними. Подготовка к началу учебного года имеет очень важное психолого-педагогическое значение. Она прямо и косвенно влияет на профессионально-психологическую установку всех участников учебно-воспитательного процесса, особенно первокурсников, способствуя формированию личности студента-педагога.

Что касается преподавателей, то особенность их деятельности в том, что она — в центре учебно-воспитательной системы.

Преподаватель сам ее организует, управляет своими действиями. Своим отношением к профессии он влияет на психологию воспитанников; своей профессионализацией доказывает необходимость связи теории и практики в подготовке учителей. Новый уровень учебно-воспитательной работы, предъявляемый реформой школы, требует от преподавателей института глубокого знания школьного дела, новых организационных форм работы со студентами.

 

Поступила в редакцию 7.II 1984 г.