Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

141

 

ЗА РУБЕЖОМ

 

СЛУЖБА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ В ЧССР

 

Й. КОШЧО

 

Бурное развитие службы ориентации и консультации и возрастающая роль психологии в ней имеют в социалистических странах свои особенности. Необходимы анализ функций психологии в ориентационно-консультационной деятельности, задач психологии в практике построения развитого социализма, уточнение круга профессиональных обязанностей психолога, где бы он ни работал, определение идейных позиций марксистской психологии в отношении к задачам ориентации и консультации людей в капиталистических странах. Этим проблемам посвящен ряд вышедших в ЧССР аналитических, критических и обзорных статей и книг ([1], [2], [4][18] и др.).

 

*

 

Во все времена люди обращались за советами и давали их. Однако в начале XX в. произошло качественное изменение: эти формы социального взаимодействия приобрели новый, организованный научно-прикладной характер. Ориентацию и консультацию (guidance-counselling) проводят специалисты, а сама ориентационно-консультационная служба стала строиться на основе научных знаний.

Сегодня во всех экономически развитых странах ориентационно-консультационная деятельность осуществляется прежде всего как социальная служба, которая занимается некоторым, кругом проблем, возникающих в процессе жизненного пути человека и его трудовой деятельности. Развиваются, испытываются и проверяются разные типы и модели организации специальных ориентационно-консультационных служб, цель которых — помочь людям правильно выбрать профессию и в дальнейшем совершенствоваться в ней, рекомендовать наиболее оптимальные способы обучения и воспитания, давать советы, касающиеся отношений между супругами, родителями и детьми, членами производственных коллективов и т.п. Все эти виды консультационной службы основаны на едином подходе, что отражается в общих целях и формах работы.

 

*

 

Психология уже почти три четверти века считается главным звеном ориентационно-консультационной работы и подготовки соответствующих специалистов [3]. В этой работе применяются данные современной психологической науки по исследованию ощущения, восприятия, памяти, внимания, мышления, эмоций, моторики и т.п., а также тесты, приборные техники и пр. В последнее время все более необходимым становится использование в консультации достижений психологической диагностики, психотерапии, программ оптимизации развития личности и т.п. Различные отдельные направления и концепции в психологии, в рамках которых созданы или создаются новые методы исследования, не соответствуют в полной мере широте актуальных задач и специфике проблем ориентационно-консультационной деятельности [6]; на этой базе нельзя останавливаться.

Ленинский подход к использованию научного и культурного наследия прошлого и диалектическая оценка значения новых, пока незрелых и борющихся за свое существование теорий и методов требуют уточнения функций, которые они выполняют в развитии науки, общества и идеологии. Именно так нужно подходить и к оценке вклада психологии в службу консультации.

Критика пороков и ошибок в применении собственно психологических знаний и методов в ориентационно-консультационной деятельности в других областях общественной практики (воспитание, образование и т.п.) была обусловлена не только внутренними недостатками развития теории и методологии новой психологии [15]. Так называемая психологизация концепции и самой службы консультации обусловливалась неравномерностью развития педагогики, медицины, социологии, экономики и невысоким уровнем практической применимости их вкладов в развитие межотраслевой ориентационно-консультационной деятельности. Таким образом, вклад психологии не был в достаточной мере скорректирован в более широком общественном контексте. Влияние психологии и ее применение в практике оказывались часто проблематичными, диспропорциональными, изолированными и в конце концов обращались против самой психологии. Психология и психологи как бы расплачивались за свое опережение, за большую активность и инициативу.

Преимущественная ориентация психологии и психологов на диагностическую и лечебно-психоаналитическую рабочие модели в консультационной деятельности начиная с 30— 40-х гг. подвергается критике даже на Западе, хотя и с иных позиций [15]. Подчеркивается низкая экономическая эффективность ориентационно-консультационной деятельности, факт, что она служит средством сохранения и укрепления господствующей социальной структуры, что осуществляется она в ориентационно-консультационных пунктах, оторванных от

 

142

 

школы и семьи, структур экономической практики в рамках кратковременных амбулаторных контактов с клиентами, что существенно ограничивает возможности этой деятельности, сужает ее перспективы. Специалисты, работающие в ориентационно-консультационных пунктах, еще недостаточно участвуют в воспитании и развитии личности, в ее подготовке для активной и сознательной жизни в обществе.

В условиях построения социалистического общества цели, концепции, методы буржуазной ориентационно-консультационной деятельности и формы ее организации оказывались не только неэффективными, но и неприемлемыми, являясь препятствием на пути социалистической перестройки общества, процесса его демократизации.

Все это существенно сказалось на уровне применения психологии в службе ориентации и консультации, но не затормозило ее развития, поскольку психология играет здесь незаменимую роль. Однако использование психологии для консультирования еще требует своего научного решения. Эта проблема имеет общественно-философский и идеологический характер, она весьма сложна в методологическом отношении.

 

*

 

После второй мировой войны разные типы ориентационно-консультационных служб заняли в ЧССР постоянное место в структуре общественных институтов. Этот процесс связан с внутренним развитием наук, а также системы и методологии психологической консультации, с наступлением научно-технической революции, с изменениями в производстве, демографическим взрывом, развитием системы народного образования и т.п. Капиталовложения, обеспечивающие развитие ориентационно-консультационной деятельности, быстро растут. Эти изменения происходят в условиях cоревнования двух общественных систем — социализма и капитализма, что отражается на особенностях развития теории, методологии и организации ориентационной и специализированной психологической консультационной деятельности в социалистических и капиталистических странах.

Служба ориентации и консультации развивается как теоретико-прикладная система. В ней участвуют разные специалисты, однако психология и теперь занимает в ее рамках одну из центральных позиций (причем не только в количественном, но и в качественном отношении), благодаря тому, что она осуществляет главные функции и цели ориентационно-консультационной деятельности.

Постепенно создается теоретико-методологическая база использования психологических знаний в рамках службы ориентации и консультации. На ее основе развиваются специфические теории и концепции работы отдельных типов ориентационно-консультационной службы (психологическая служба в школе, служба профориентации, семейные консультации и пр.) [5], [6], [8], [15].

Начиная с 50—60-х гг. радикально меняется понимание предмета, функций и целей консультационной деятельности. В ее задачи все шире начинает входить помощь индивиду, направленная на:

интеграцию его личности и согласование его экономических, социальных и личных интересов;

обеспечение всестороннего развития и самореализации личности, помощь в выборе и изменениях профессии, осуществлении взаимодействия с другими людьми (на производстве, в семье и т. д.);

разрешение острых жизненных проблем;

выработку адекватных форм поведения в разных жизненных ситуациях.

Эти задачи расширяют и углубляют требования к психологии в системе межотраслевой консультационной деятельности, которые постепенно выходят за пределы диагностического и терапевтического (лечебного) подходов. Вклад психологии становится специфическим компонентом комплексных ориентационно-консультационных программ.

Все эти изменения привели к возникновению особой дисциплины — консультационной психологии. Происходит процесс «перехода от профессиональной ориентации к консультационной психологии» [15]. Консультационная психология как прикладная и теоретическая дисциплина объединяет, внутренне дифференцирует и функционально «переосмысливает» знания, методы и формы работы, сложившиеся в рамках отдельных психологических дисциплин. Эти знания, методы и формы отличаются общими признаками, основанными на особенностях предмета и целей консультационной деятельности в общем и ее специальных областей, разных концепций работы с клиентами и пациентами.

Консультационная психология в значительной мере обогащает связи практика — теория — практика. В настоящее время она занимается не столько частными аспектами и характеристиками индивида (его способностями, интересами и т.п.), сколько исходит, из личности как целого, с ее правами и обязанностями (в отличие от других прикладных психологических дисциплин, отвечающих задачам, функциям и целям определенных общественных учреждений: школы, предприятия, армии и пр.). Психолог-консультант в работе с человеком исходит именно из этого аспекта [10], [15].

Таким образом, задачи психологической консультации и ориентации в настоящее время можно охарактеризовать как:

а) специфическую форму помощи консультанта (консультационного психолога) клиентам при решении встающих на их жизненном пути задач;

б) специфическую форму психологического обучения — образования, воспитания, приобретения специфического жизненного опыта и т.п.

в) непосредственную выработку практических инструкций (советов) для особой группы клиентов (например, для нерешительных или не способных к адекватному решению проблем, возникающих в конфликтных и кризисных ситуациях и т.п.); это традиционное направление работы психологической консультации занимает лишь третье место в ряду ее задач.

 

143

 

Консультационная психология как область специального психологического воспитания способствует расширению профессиональной программы, углублению профессиональной подготовки и компетенции, усилению ответственности психолога перед обществом. О большой роли профессиональных психологов в деле воспитания говорит включение их в штат работников специальных воспитательных учреждений.

 

*

 

Развитие психологии в консультационной деятельности и настоящее состояние консультационной психологии в мире в целом и в ЧССР свидетельствует об интеграции специальных служб ориентации и консультации на качественно более высоком уровне. В принципиально различных идейных и общественных условиях этот процесс проходит по-разному. Это отражается, в частности, в особенностях и различиях в организации всей системы ориентационно-консультационной деятельности. В условиях социалистического общества можно уже конкретно подойти к координации и интеграции задач разных типов ориентационных консультационных служб, как это осуществляется, например, в Словацкой Социалистической Республике (более подробно см. [2], [12], [13], [14] и др.). Различия в возможностях ориентационно-консультационной деятельности при социализме и при капитализме особенно наглядно проявляются в том, что именно воспитательная концепция консультационной деятельности, завоевавшая прочные позиции в социалистических странах, начинает шире внедряться и в капиталистических странах. Более полное использование преимуществ этой концепции будет способствовать дальнейшему развитию консультационной психологии при социализме и решению важной задачи — быстрому и интенсивному выдвижению ее на передние позиции в международном масштабе при сопоставлении разных концепций консультационной психологии.

 

1. Boroš J. Základy psychólogie.— Bratislava: SPN, 1982.

2. Daniel J., Pikala I. a kol. Psichologija truda. — M., 1979. S. 156—175.

3. Drevillon J. Závereená reč na V. kongrese IRTAC. — Pariz, 1972.

4. Galajda J. Systémové riešenie poradenskey činnosti v personálnej práci. — In: Aktuálne otázky personálity práce. Bratislava: CSVTS, 1984.

5. Hargašová M. Poradenská psychológia — predmanželské, manželske a rodinné poradenstvo. — Bratislava: UK, 1983.

6. Hlavenka V. Teoreticko-metodologické základy procesu psychologickeho poradenstva. — Bratislava: UK, 1981.

7. Hrabal V. Výchovné-poradenská psychologie jako specializovaný aplikovaný psychologický obor. — In: Psyehológia a patopsychológia diet'at'a. 1982. N 2.

8. Hvozdic J. a kol. Rozvijajúce proradenstvo v osobnostnom vývine žiaka. — Košice, 1982.

9. Kostolanský R. Využitie psychológie у poradenstw pri vol'be povolania. — Bratislawa: Práca, 1972.

10. Koščo J. Psychologické poradenstvo v škiokom a profesionalnom vývine. — Bratislava: SPN, 1971.

11. Koščo J., Hargašova M. a kol. Skolské a profesionalne poradenstvo v podmienkach rozvinutej socialistickej spoločnosti. — Bratislava: SPN, 1976.

12. Koščo J. Kooperation, Koordinierung und Integrierung der Beratungssysteme. — In: Bulletin AIOSP. IX Weltkongress der AIOSP, Konigstein/Taunus, 1979; Nurnberg, 1980.

13. Koščo J. Hlavenka V. The system of guidance and counseling in the Slovak socialist republic nad the conception of psychological diagnosis. — Revue de psychologie appliqué. 1980. V. 3 / Supplement: Newsletter of the international test commission. 1980. V. 13.

14. Koščo J. Východiská, perspektivy a problémy koordinovanej a integrovanej alternativy systému výchovneho poradenstva v SSR. — Jednotná ákola. 1980. V. 6.

15. Koščo J. Teória a prax poradenskej psychológie. — Bratislava: SPN, 1980.

16. Krajňáková E. Vzt'ah psychoterapie a psychologickeho poradenstva. — Ceskoslovenská psychologie. 1983. V. 5.

17. Pardel Т., Sima R. Osobnost' a jej rozvoj v socialistickej spoločnosti. — Bratislava: Pravda — Svoboda, 1983.

18. Taročková T. Model I'udského vyvinu z dialekticko-materialistického hl'adiska. — Psychologia a patopsychológia diet'at'a. 1983. V. 5.

 

Поступила в редакцию 30.III 1982 г.