Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

118

 

ДИАЛОГОВАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ

И ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

 

А.П. КУЛАИЧЕВ, Д.М. РАМЕНДИК, М.В. СЛАВУЦКАЯ

 

При проведении самых разнообразных психологических экспериментов используется зрительное предъявление информации и регистрация реакций испытуемого на эту информацию. Независимо от характера эксперимента при его подготовке и планировании встают однотипные технические задачи:

1. С минимальной затратой времени и сил изготовить большее количество удобочитаемых и отвечающих эстетическим требованиям изображений текстов или наглядных объектов.

2. Выбрать такой способ предъявления этих изображений, при котором они находятся в зоне наилучшего видения и, кроме того, имеется возможность регистрировать с необходимой точностью моменты начала и окончания предъявления.

3. Предоставить испытуемому простое и удобное средство для осуществления ответного действия, предусмотренного инструкцией.

4. Обеспечить, с одной стороны, длительное хранение материалов, с другой — иметь возможность вносить в них коррективы.

5. Найти достаточно точный и нетрудоемкий способ регистрации реакций испытуемого.

В настоящее время изображения, как правило, пишутся и рисуются на бумаге и предъявляются на карточках или снимаются на фотопленку и затем проецируются на экраны с помощью проекторов или тахистоскопов. Используются также люминесцентные индикаторы. Во всех случаях процесс подготовки материалов весьма трудоемок, и для внесения корректив нужно выполнить почти всю работу заново.

Существенно облегчить подготовку и проведение экспериментов позволяет, система ЭКСПО, реализованная на ЭВМ БЭСМ-6 и использующая дисплеи сети коллективного пользования ЭВМ МГУ. С помощью дисплея и его стандартной клавиатуры экспериментатор может проводить всю подготовку, а также сам эксперимент. Предусмотрено также автоматическое печатание протокола. Рассмотрим подробнее возможности системы ЭКСПО.

Эксперимент. Испытуемый располагается перед дисплеем и клавиатурой. Как только экспериментатор включает систему ЭКСПО в режим эксперимента, на экране появляется предусмотренное заранее изображение (текст инструкции, наглядные или словесные условия задачи и т.п.). В системе ЭКСПО изображение называется «текст карты». Испытуемый может отреагировать нажатием одной или нескольких клавиш клавиатуры, т.е., согласно полученной ранее инструкции, он может ответить одной цифрой, буквой, словом или даже тем, что произведет некоторые изменения в исходном изображении.

Затем на экране появляется следующее изображение (в системе ЭКСПО — «текст следующей карты»). Его зависимость от предыдущего изображения и от реакции испытуемого, а также то, сохранится ли предыдущее изображение на экране или исчезнет, задается экспериментатором заранее. После реакции испытуемого на второе изображение оно сменяется третьим и т.д.

Параллельно на стандартном печатающем устройстве ведется протокол, в котором указывается предъявленное изображение (печатается номер, присвоенный ему в процессе подготовки), фиксируются полностью все действия испытуемого, т.е. все клавиши, нажатые им на клавиатуре, а также указывается время, прошедшее от начала развертки изображения до ответа.

Необходимо особо обратить внимание на то, что эксперимент проходит автоматически, без непосредственного участия экспериментатора, который получает возможность заниматься другими делами: наблюдением, регистрацией психофизиологических функций и т.д.

Подготовка к эксперименту производится экспериментатором в системе ЭКСПО с помощью специального режима, который реализовался как диалог человека и ЭВМ. В этом режиме экспериментатор мог формировать на экране дисплея с помощью его клавиатуры так называемые рабочие карты. Каждая карта включала в себя:

1. Порядковый номер.

2. Текст — изображение для предъявления испытуемому.

3. Ключ — сочетание букв, цифр или знаков, при наборе которых на клавиатуре на экране появляется текст данной карты. Обычно ключом данной карты является ответ, который дает испытуемый при предъявлении текста предыдущей карты.

4. Признак. Этот раздел карты никогда не появляется на экране во время эксперимента. С его помощью можно управлять экраном, т.е. задавать следующие взаимосвязи между картами:

 

119

 

а) при появлении на экране текста очередной карты предыдущие могут быть стерты с экрана, сохранены полностью или частично; б) между картами могут устанавливаться логические связи типа И, ИЛИ, НЕ, т.е. появление данной карты на экране может быть обусловлено наличием или отсутствием на нем каких-либо карт. Признак состоит из номеров карт и логических связок. Например, если признак карты № 10 имеет вид: «* 3 + + (4&6)—5», это значит, что для появления на экране текста карты № 10 нужно, чтобы был набран ключ и, кроме того, на экране имелся текст карты № 3 или карт № 4 и 6 вместе, но, не было карты № 5. Кроме того, знак * означает, что предыдущие карты сохраняются на экране.

Работа в режиме подготовки к эксперименту в системе ЭКСПО не требует никаких специальных навыков, кроме знакомства с клавиатурой, аналогичной клавиатуре пишущей машинки, и запоминания нескольких несложных директив для связи с ЭВМ.

Сформировав нужное количество карт, экспериментатор может записать их в архив системы ЭКСПО, где карты будут храниться на магнитном носителе практически неограниченное время. При необходимости любая карта может быть снова вызвана на экран, в любой ее раздел могут быть внесены изменения, и затем она снова может быть записана в измененном виде.

Рассмотрим простой пример. В данном случае система ЭКСПО используется для предъявления несложной задачи-головоломки (в скобках — примечания авторов).

Карта № 0 (текст этой карты появляется на экране сразу при включении режима эксперимента).

Ключ (пустой).

Признак (пустой).

Текст: СЕЙЧАС НА ЭКРАНЕ ПОЯВИТСЯ ТЕКСТ ЗАДАЧИ И НЕСКОЛЬКО ВОЗМОЖНЫХ ОТВЕТОВ. НАЖМИТЕ НОМЕР ТОГО ОТВЕТА, КОТОРЫЙ ПОКАЖЕТСЯ ПРАВИЛЬНЫМ. ГОТОВ? ДА, НЕТ.

Карта № 1

Ключ: НЕТ.

Признак: * 0+5+6+7 (* означает; что текст предыдущей карты останется на экране, при отсутствии этого знака он исчезнет).

Текст: ЕСЛИ ЧТО-ТО НЕПОНЯТНО — ОБРАТИСЬ К ЭСПЕРИМЕНТАТОРУ. КОГДА БУДЕШЬ ГОТОВ, НАБЕРИ ДА (этот текст появится на экране, если в ответ на тексты карт № 0, 5, 6 или 7 испытуемый наберет на клавиатуре НЕТ).

Карта № 2

Ключ: ДА.

Признак: 0+1+8 (+ знак логической функции ИЛИ, т.е. текст появится на экране при наличии на нем одной из указанных карт. Причем текст этой карты пропадет с экрана).

Текст: В КОМНАТЕ 4 УГЛА, В КАЖДОМ УГЛУ СИДИТ КОШКА. НАПРОТИВ КАЖДОЙ КОШКИ —3 КОШКИ, НА ХВОСТЕ КАЖДОЙ КОШКИ — 1 КОШКА. СКОЛЬКО ВСЕГО КОШЕК В КОМНАТЕ?

ОТВЕТЫ:

1. 22

2. 18

3. ГОРАЗДО МЕНЬШЕ

4. ГОРАЗДО БОЛЬШЕ

Карта № 3

Ключ: 3

Признак: * 2+8

Текст: УТОЧНИТЕ ОТВЕТ:

1. 8

2. 7

3. 4

Карта № 4

Ключ: 3

Признак: 3+8

Текст: МОЛОДЕЦ

(Следует обратить внимание на то, что карты № 3 и 4 имеют одинаковые ключи: 3, но разные признаки. Благодаря этому испытуемый может совершать одно и то же действие — набирать цифру 3 в ответ на разные вопросы и получать соответственно разные ответы — тексты.)

Карта № 5

Ключ: 1

Признак: *2 + 8

Текст: СЧИТАЕШЬ ТЫ ВЕРНО, НО ПЛОХО ПРОЧЕЛ ЗАДАЧУ. ПОСТАРАЙСЯ ПРЕДСТАВИТЬ СЕБЕ КОМНАТУ И КОШЕК. ПОМОЧЬ? ДА, НЕТ

Карта № 6

Ключ: 2

Признак: 2+8

Текст: ТЫ ПРОЧЕЛ ЗАДАЧУ НЕВНИМАТЕЛЬНО. ПРОЧТИ ЕЩЕ РАЗ И ПРЕДСТАВЬ СЕБЕ КОМНАТУ И КОШЕК. ПОМОЧЬ? ДА, НЕТ

Карта № 7

Ключ: 4

Признак: * 2

Текст: ТЫ СОВСЕМ НЕ ПОНЯЛ ЗАДАЧУ. ПРОЧТИ ЕЕ ЕЩЕ РАЗ И ПОСТАРАЙСЯ ПРЕДСТАВИТЬ СЕБЕ КОМНАТУ И КОШЕК. ПОМОЧЬ? ДА, НЕТ

Карта № 8

Ключ: ДА

Признак: 5+6+7

Текст: ВОТ ПЛАН КОМНАТЫ. КОШКИ ОБОЗНАЧЕНЫ К

 

 

ПОДУМАЙ, СКОЛЬКО КОШЕК УВИДИТ КАЖДАЯ, ЕСЛИ ПОСМОТРИТ ВПЕРЕД И НАЗАД? ПОВТОРИТЬ ТЕКСТ ЗАДАЧИ? ДА ИЛИ СРАЗУ ВЫБЕРЕШЬ ОТВЕТ:

1. 22

2. 18

3. ГОРАЗДО МЕНЬШЕ

4. ГОРАЗДО БОЛЬШЕ

Система ЭКСПО создает условия для проведения самых разнообразных психологических экспериментов при относительно небольших затратах времени на техническую подготовку каждого из них. Сошлемся для примера на три наши работы.

Эксперимент 1 имел инженерно-психологический

 

120

 

характер: требовалось сравнить между собой несколько вариантов компоновки и членения мнемосхемы. Все фрагменты мнемосхемы, рассматриваемые в эксперименте, были введены в архив системы ЭКСПО в качестве текстов карт с определенными ключами для вызова. Словарь этих вызовов предоставлялся испытуемому. В одной серии опытов испытуемые имели возможность выбирать для решения задачи любой вариант членения мнемосхемы, в других сериях — пользовались только одним каким-либо вариантом. Соответственно их словарь содержал все возможные вызовы или только часть. Полученный протокол позволял судить о предпочтении того или иного варианта мнемосхемы, а также о скорости и правильности работы с каждым из вариантов.

Эксперимент 2 был посвящен исследованию решения сложных логических задач («соритов Л. Кэррола»). Решение этих задач представляет значительную трудность и включает несколько этапов. Тексты карт содержали в этом случае различные подсказки, промежуточные этапы решения и т.п. Доступ к этим подсказкам осуществлялся через ключи, а логическая структура решения обеспечивалась признаками карт. В этом эксперименте были выявлены предпочтительные виды помощи ЭВМ, некоторые особенности поведения людей, связанные с их личностными и профессиональными характеристиками, и т. п.

Во всех описанных экспериментах присутствовала карта с пустым ключом, признаком и текстом «Ошибка!». Она выдавалась в случае набора непредусмотренного ключа или при нарушении логической структуры действий и служила своеобразным эмоциональным стимулом.

Кроме того, система ЭКСПО позволила исследовать не только содержательную сторону действий и скорость их выполнения, но и степень утомления. Для этого были сформированы карты, текст которых содержал случайную последовательность из 100 букв русского алфавита и инструкции: «Сосчитай все буквы «В» или «Сосчитай все буквы «В», следующие за «С» и т. п. Таким образом, могла осуществляться диагностика зрительной и умственной работоспособности по модификации корректурной пробы. Такие пробы предъявлялись несколько раз в ходе каждого эксперимента для выявления динамики утомления [1].

Однако имеется существенное ограничение для применения системы ЭКСПО. Для развертки изображения на экране и срабатывания клавиш требуется некоторое время, зависящее от типа и особенностей дисплея и ЭВМ, но в любом случае не менее 0,5—1 с. Поэтому с помощью системы ЭКСПО нельзя проводить эксперименты, в которых требуются более быстрые реакции.

В заключение напомним, что ЭКСПО является диалоговой системой, так как подготовка материала к эксперименту происходит в режиме «вопрос—ответ». При желании экспериментатора так же может быть построен и эксперимент. Для работы с системой ЭКСПО не требуется никаких особых специальных знаний и навыков.

Необходимо отметить, что к настоящему времени диалоговые системы для различных типов ЭВМ получили значительное распространение в связи с развитием периферии ввода — вывода ЭВМ. В основном они ориентированы на профессиональных программистов и предназначены для облегчения общих работ по программированию, связанных с подготовкой, хранением и счетом программ, а также для задач информационного поиска, калькуляционных расчетов и т.п. В этом плане авторам неизвестны системы, аналогичные рассматриваемой.

Одной из особенностей рассмотренного класса систем является необходимость работы системы в реальном времени, когда существенное значение имеет быстродействие, чтобы накладные расходы ЭВМ на прием — поиск — выдачу сообщений были незаметны для испытуемого и не влияли на его состояние. Это определило необходимость реализации ЭКСПО на высокопроизводительной ЭВМ БЭСМ-6 с быстродействием 1 млн. операций в 1 с. Кроме того, были приложены специальные программные усилия для повышения быстродействия системы, связанные с рациональной организацией пространства информации и процедур поиска. В связи с этим накладные расходы на работу ЭКСПО не превышают, как правило, 0,5 % от реального времени эксперимента. Программная часть ЭКСПО написана в языке ЯРД [2], имеющем развитые средства работы с символьной информацией и структурами данных.

При менее жестких требованиях к быстродействию представляется возможной реализация концепций, положенных в основу системы ЭКСПО на мини-ЭВМ индивидуального пользования, таких, как Электроника-60, СМ-3, СМ-4 и другие, оснащаемых в настоящее время развитой стандартной периферией.

 

1. Славуцкая М. В., Рамендик Д. М. Функциональные показатели состояния человека и его работоспособности в монотонных условиях. — Биологические науки. 1983. № 11. С. 45—50.

2. Кулаичев А. П. Инструкция по программированию моделей принятия решений на языке ЯРД. — ГФАП, № П003741. — М., 1979.

 

Поступила в редакцию 27.V 1982 г.