Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

77

 

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

 

ПИШУТ УЧИТЕЛЯ

 

ВОСПИТАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ

К БУДУЩЕЙ РАБОТЕ У СТУДЕНТОВ ПЕДУЧИЛИЩА

 

П.Е. ЕМЕЛЬЯНОВ

 

Большой опыт подготовки учителей начальных классов, старших пионервожатых, воспитателей дошкольных учреждений и других специалистов у коллектива Оршанского педагогического училища (Марийская АССР). С первых дней существования училища в нем работает творческое объединение имени марийского писателя-классика, одного из основоположников марийской советской литературы Я. П. Майорова-Шкетана. Учащиеся школьного отделения — активные члены этого объединения. Так, первокурсники занимаются в фольклорно-этнографическом кружке, второкурсники — в кружке шкетановедения, учащиеся III курса — в лингвистическом кружке, а студенты выпускного, IV кypca —в краеведческом кружке «Марий эл» («Марийский край»). Помимо этого, для одаренных учащихся организованы творческий и драматический кружки. Первокурсникам дается задание написать небольшое стихотворение или рассказ на свободную тему. Так выявляются творчески одаренные учащиеся. На первом же занятии члены этих кружков знакомятся с требованиями к творчеству: постоянное пополнение знаний, самообразование, развитие памяти, воображения, наблюдательности, любознательности, критического восприятия окружающего, энтузиазм, настойчивость, интеллектуальная собранность. Они понимают, что способность к продуктивной деятельности определяется не только особенностями мышления, но и увлеченностью, терпением, настойчивостью, трудолюбием.

Вся работа в объединении носит краеведческий характер. Здесь органически сочетается трудовое, эстетическое и патриотическое воспитание учащихся. Хотя поэтом, писателем станет далеко не каждый кружковец, но творить, работать с увлечением, став педагогом, сможет каждый из них.

Член творческого кружка в то же время и активный корреспондент. Свои стихотворения, рассказы и статьи он печатает в стенной газете, на страницах рукописного журнала, в республиканских и районных газетах и журналах. На занятиях кружка эти произведения анализируются. Не менее интересна для кружковцев учеба в школе юнкоров при редакции районной газеты. Будущие учителя занимаются и переводом с одного языка на другой. В качестве материала для этого используются не только художественные, но и общественно-политические тексты. При этом материал на русском языке сравнивается по точности выражения мысли с текстом на марийском языке. Польза такой работы очевидна, так как выпускники педагогического училища в основном работают с детьми мари.

Творческой деятельности способствуют встречи с писателями и журналистами. Частые гости в училище — артисты Марийского государственного драматического театра им. Шкетана. Проведение читательских конференций по новым произведениям марийских авторов — одна из форм приобщения к творчеству, так как при обсуждении произведений первостепенное значение отводится мастерству писателя.

В училище работает драматический кружок, цель его — дать понятие о сценическом мастерстве и научить своих питомцев руководить таким же кружком в школе. Занятия по теории

 

78

 

театрального искусства, работа над этюдами, сценические упражнения дают практические результаты. Сначала самодеятельные артисты выступают перед коллективом училища, затем в населенных пунктах. Некоторые кружковцы готовят детские спектакли с учениками базовой школы педучилища.

Если творческий и драматический кружки организованы для одаренных учащихся, то фольклорно-этнографический, шкетановедения, лингвистический и краеведческий существуют для всех учащихся школьного отделения. Деятельность учащихся здесь также носит творческий характер.

Учащиеся I курса — фольклористы — изучают устное народное творчество и этнографию марийского народа, сопоставляют и сравнивают их с устным народным творчеством и этнографией великого русского и других народов СССР. После ознакомления с произведениями фольклора кружковцы узнают о его исследователях. С этой целью организуются встречи с учеными-фольклористами. Анализ работ по устному народному творчеству и произведений фольклора в учебниках для IIII классов, составление аннотаций для художественных произведений с точки зрения фольклорного и этнографического разнообразия—все это побуждает учащихся в свободное время (зимние каникулы) заниматься сбором фактического материала в родной деревне, а затем в училище оформлять фольклорно-этнографические рукописные журналы или альбомы «Родник талантов». В летние каникулы учащиеся-фольклористы организуют с учениками IIIVII классов в родной или соседней деревне сбор сказок, легенд, преданий, народных песен, загадок, пословиц, считалок. Летом же проводятся экспедиции в поисках произведений фольклора и материалов по этнографии. Практикуются в работе кружка и подготовка иллюстраций к произведениям устного народного творчества, придумывание инсценировок по народным сказкам. На занятиях фольклористов и этнографов предусмотрены и беседы по истории оседлых народов Среднего Поволжья: русских, татар, чувашей, удмуртов, башкир, мордвы и мари. С такими беседами выступают учащиеся IV курса. При этом они используют наглядные пособия и технические средства обучения.

Раз в четыре года в педагогическом училище организуется большой фольклорно-этнографический вечер. Обычно он начинается с рассказа легенд и преданий марийского народа. Затем демонстрируются этнографические особенности каждого района республики. Организаторы танцевальных номеров и обрядовых представлений, исполнители, постановщики, музыканты и художники — сами учащиеся. На таких вечерах зрители убеждаются в том, что народное искусство живо, оно не забыто. Юные фольклористы раз в три года проводят вечер сказок для учеников IIII классов; в форме экскурсий знакомят их с революционными, боевыми и трудовыми традициями своего края, его знатными людьми; руководят краеведческими кружками для учащихся IVVIII классов.

Земля марийская, как и вся наша многонациональная Родина, имеет славную историю, богата талантами. Они встретятся везде, где будут работать наши питомцы. Вооружить их навыками исследования, привить страсть к поиску, краеведению — такова основная цель кружка шкетановедения, в частности творческого объединения в целом.

Члены этого кружка ведут исследование деятельности Я. Шкетана. Экскурсии по шкетановским местам — одна из основных форм в работе этого кружка. Но прежде чем начать поездки, учащиеся педучилища изучают биографию писателя, узнают о трудной, но интересной жизни этого человека, его личностных особенностях.

Каждая поездка по местам, связанным с именем Я. Шкетана, встречи с родственниками и знакомыми писателя — новые источники для будущей работы в творческом объединении.

Воспитанники училища готовятся руководить кружками выразительного чтения в начальных классах. С этой целью они самостоятельно подбирают необходимые произведения детских авторов. При кружке шкетановедения работает лекторская группа. Ее члены на русском и марийском языках выступают

 

79

 

в трудовых, коллективах, учебных заведениях. Один раз в четыре года юные шкетановеды проводят литературный вечер для учащихся педучилища, на него приглашают родителей, а для учеников IIII классов базовой школы раз в три года они проводят «праздник книги».

Учащиеся III курса работают в лингвистическом кружке. Будущий учитель должен знать в совершенстве свой родной язык, изучать его историю, ценить его своеобразие, сопоставляя с великим русским языком и с языками других народов, сравнивая с родственными языками: финским, венгерским, эстонским, мордовским, удмуртским, коми. На теоретических занятиях лингвистического кружка будущие учителя знакомятся с учеными-мариеведами коренной и другой национальностей, с их основными трудами.

Учащиеся Оршанского педагогического училища — выпускники школ всех районов республики, а также Башкирии, Татарии и Удмуртии, Кировской, Свердловской и Горьковской областей, поэтому, естественно, в их устной речи имеются элементы многих языков и наречий. К тому же педучилище окружает марийское население, которое разговаривает на йошкар-олинском говоре лугового наречия. Будущим учителям трудно проходить педпрактику по родному языку, отсюда первостепенной задачей лингвистического кружка является борьба с диалектными ошибками в речи учащихся и местных учителей. В результате соответствующей работы дети меньше ошибаются, активно исправляют свои ошибки и ошибки своих товарищей.

Члены лингвистического кружка учатся руководить кружком родного языка в IIII классах марийской общеобразовательной школы. Большое место на занятиях кружка с детьми отводится занимательному материалу. Кружковцы сами изготовляют чайнворды, кроссворды, криптограммы, анаграммы, логогрифы, ребусы и другие грамматические игры для начальных классов. В педагогическом училище периодически проводится вечер марийского языка, а для учащихся IIII классов базовой школы кружковцы систематически организуют праздник родного языка. Наиболее подготовленные члены лингвистического кружка активно помогают проводить олимпиады по марийскому языку для учащихся старших классов.

Учащиеся IV курса — члены краеведческого кружка. Они изучают историю марийского края, выезжают в отдаленные районы, собирают местный материал, знакомятся с этногенезом родного народа. Их силами раз в четыре года в училище организуется неделя по марийскому краеведению. В заключительный день недели проводится большой краеведческий вечер с приглашением родителей и других гостей. На этом вечере, как правило, широко отражены коллективные представления по районам республики.

Но самое главное на выпускном курсе — завершение студенческой научной работы, начатой на I, II и III курсах: одни пишут работы по фольклору и этнографии, другие — по языку и литературе, методике преподавания родного языка в IIII классах, по истории края, педагогике и т.п. Члены краеведческого кружка активно участвуют в традиционной научно-практической конференции творческого объединения. Проведение конференции — это своеобразный итог всему проделанному в рамках творческого объединения, отчет о том, как будущий педагог усвоил родной язык, родную общую литературу, детскую литературу, а также методику преподавания родного языка в IIII классах.

Школьное марийское отделение выпустило около 600 учителей и старших пионервожатых, многие из них трудятся в школах и детских садах. Большинство выпускников, бывших членов творческого объединения, сейчас уже имеют высшее образование, разные профессии. Многие стали партийными, профсоюзными, комсомольскими работниками, офицерами Советской Армии. Но всех их объединяет стремление как можно больше принести пользы обществу своим личным творческим трудовым вкладом в общее дела.