Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

158

 

КОРОТКО О КНИГАХ

 

РОЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА И ТЕХНИКИ В ПСИХОАНАЛИЗЕ

 

Ehebald U., Eickoft F.-W. (Hrsg.). Humanität und Technik in der Psychoanalyse.—Bern—Stuttgart— Wien: Verlag Hans Huber, 1981.—246 S.

 

Рассматриваемый сборник посвящен 75-летнему юбилею Герхарда Шейнерта (Н. Scheinert), одного из наиболее известных западноевропейских психоаналитиков. В 1950 г. он организовал в ФРГ Объединение немецких психоаналитиков и в 1956—1964 гг. был его председателем.

Книга состоит из 9 статей разных авторов, представляющих различные подходы к классическому психоанализу. Среди авторов наиболее известны Х.-Е. Рихтер, И. Кремериус, П. Ларин.

Первая статья (X. Томэ) посвящена активности аналитика в психоаналитическом процессе. Автор начинает с рассмотрения нынешнего состояния психоанализа, которое А. Фрейд характеризовала как одновременно революционно-анархическое и ригидно-консервативное. Причины «революционного анархизма» Томэ видит в стремительности развития психоанализа от первых работ З. Фрейда до рождения новых областей — этнопсихоанализа и социо-психоанализа, а ригидно-консервативное положение связывает с трудностью внесения каких-либо изменений в саму психоаналитическую практику, а также в практику подготовки специалистов-психоаналитиков. Анализируя психоанализ в историческом аспекте, Томэ отмечает, что требование активности психоаналитика исходило еще от З. Фрейда. Сам автор возводит принцип активности во главу угла психоанализа. В соответствии с этим принципом психоаналитику необходимо четко представлять себе цели и задачи психоаналитического процесса, заранее планировать и моделировать этот процесс. При этом Томэ призывает отличать активность психоаналитика от подавления воли больного и подчинения его воле аналитика, которое он называет манипуляциями. Автор отмечает, что опасность такого подавления увеличивается при применении гипноза, неправильном использовании перенесения (особого отношения пациента к психоаналитику), нечеткой постановке психоаналитических целей и задач.

Интересна статья Дж. Клаубера о соотношении действительного и иллюзорного в психоанализе. Под иллюзорным автор понимает те мысли и чувства, которые возникают у пациентов в процессе психоанализа и не имеют отношения к реальной жизни, отражая лишь сам этот процесс. Основным проявлением иллюзорного в психоаналитическом процессе автор считает феномен перенесения, который К. Юнг назвал альфой и омегой психоанализа. Клаубер пишет, что психоанализ нацелен на осознание пациентом своих бессознательных стремлений. Но непосредственное достижение этой «правды» невозможно, поэтому у больного намеренно вызываются иллюзорные переживания (например, перенесение), которые впоследствии устраняются в ходе психоаналитической терапии. Для чего психоанализу необходимы иллюзии? Они нужны, отвечает автор, для реконструкции прошлого и для переноса этого прошлого в настоящее. Реконструкция прошлого, которую Клаубер считает наиболее важным моментом в психоаналитической технике, — основной идейный принцип психоанализа, основанный на выявлении конфликтов прошлого с помощью актуальных симптомов.

И. Кремериус в своей статье рассматривает технику классического психоанализа в представлении как пациентов З. Фрейда, так и его учеников. Он отмечает идентичность этого представления, связанную с тем, что все желающие профессионально заниматься психоанализом должны подвергнуться ему сами. Это важно, по мнению Кремериуса, для психоаналитика-профессионала, так как в роли пациента он может взглянуть на психоаналитический процесс глазами анализируемого.

Х.-Е. Рихтер, известный работами по семейной терапии и коррекции поведения подростков, пишет о необходимости развития у пациента чувства ответственности перед ближними как одной из важных задач психоанализа. Он дает примеры того, как отсутствие ответственности перед людьми приводит к кризисам на всех уровнях, начиная от внутри- и межличностных и кончая социальными и политическими. Однако ответственность перед ближними должна воспитываться в конкретных взаимоотношениях, прежде всего в семье, которую Рихтер рассматривает как основную единицу социопсихоанализа. Это означает, что семья в целом, а не каждый ее член в отдельности должна рассматриваться в качестве объекта психотерапевтического воздействия. Однако попытка Рихтера создать «социопсихо-аналитический подход» не представляется очень убедительной прежде всего потому, что психоанализ создавался как система индивидуальной психотерапии и в его компетенцию не входит то, о чем пишет Рихтер.

В рецензируемой книге есть также ряд других статей, посвященных специальным вопросам: завершению психоаналитического процесса, сбору данных о пациенте, использованию перенесения.

Хотелось бы заметить, что основным недостатком работы «Роль человеческого фактора и техники в психоанализе» является отсутствие идейной цельности. В статьях речь идет о различных проблемах, не связанных между собой. Вместе с тем книга читается с интересом, хотя и написана сложным языком; она может быть полезна тем, кто занимается проблемами социальной и медицинской психологии за рубежом, а также историей психологии.

 

Слуцкий В.М.

Москва