Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

139

 

ИДЕНТИФИКАЦИЯ УГЛОВЫХ РАЗМЕРОВ ПЛОСКИХ ФИГУР КАК СРЕДСТВО ДИАГНОСТИКИ БОЛЬНЫХ ШИЗОФРЕНИЕЙ

 

Н.Г. ТОТРОВА

 

Нарушения восприятия как способа обработки поступающей информации, наблюдающиеся при различных психических заболеваниях, привлекают внимание как психологов, так и клиницистов. Исследования отдельных нарушений перцептивных процессов дают возможность психологам рельефнее выделить закономерности, имеющие место в норме, клиницистам же они позволяют глубже понять природу различных психопатологических проявлений в рамках отдельных нозологических форм. Особое место среди подобного рода исследований занимает изучение нарушения восприятия у больных шизофренией в связи со своеобразием патологии психической деятельности при этом заболевании.

Имеющиеся в литературе данные о нарушении восприятия, в, том числе и зрительного, у больных шизофренией достаточно разнородны и зачастую трудносопоставимы, что может объясняться, в частности, следующим обстоятельством. Для большинства работ характерно изучение однородных групп больных; сравнение же различных групп больных в рамках одного исследования встречается весьма редко.

В настоящей работе предпринята попытка выявить некоторые нарушения зрительной оценки величины объектов у больных с различными типами течения шизофрении (непрерывно-прогредиентной, приступообразно-прогредиентной и рекуррентной шизофренией) во время приступа и после проведенного лечения, а также проследить зависимость этих нарушений от типа течения болезни и от качества достигнутой терапевтической ремиссии.

Были обследованы 100 больных шизофренией, которые в соответствии с тремя вышеобозначенными типами течения заболевания подразделялись на группы, а в пределах каждой из них распределились в зависимости от качества достигнутой в процессе лечения ремиссии, (подгруппы с ремиссией А—В, С, С2D). Контрольную группу составили 40 здоровых лиц.

Все испытуемые были обследованы дважды: больные — до начала лечения и после лечения (т.е. в состоянии терапевтической ремиссии), здоровые испытуемые — с интервалом между первым и повторным обследованием 1—2 мес, что примерно соответствовало времени, затрачиваемому на лечение больных.

Стимульным материалом служили изображения плоских равносторонних углов. Перед испытуемым ставилась задача идентифицировать размер каждого из поочередно предъявляемых эталонов, величина которых менялась в случайном порядке в интервале от 22° до 40° и от 56° до 74° с шагом до 2˚. Число предъявлений для каждого испытуемого в одном исследовании — 30 основных и 18 дополнительных. Дополнительные предъявления использовались в серии, имевшей целью установить,

 

140

 

следуют ли испытуемые — и в частности больные — задаваемой им инструкции.

Для этого в дополнительной серия вводились инструкции: а) выполнять задание максимально точно; б) выполнять задание максимально быстро. Следование инструкции контролировалось по затрачиваемому времени. Кроме того, проводилась короткая серия с обратной связью, где испытуемые по ходу опыта получали коррекцию своих ответов.

Для определения функциональных возможностей решения предложенной перцептивной задачи каждым испытуемым использовались два показателя: первый — средние значения величин отклонения (∆) от эталона при идентификации угловых, размеров всего предъявляемого диапазона, что позволяет количественно оценить величины различия между объективно заданным эталоном и его сенсорным эквивалентом; второй — среднеквадратическое отклонение (σ) от величины ∆, которое позволяет оценить степень разброса полученных в эксперименте результатов вокруг их среднего значения, т. е. количественно оценить степень устойчивости сенсорного эквивалента заданного эталона у испытуемых. Кроме того, для каждой отдельной группы испытуемых— больных и контрольной группы здоровых лиц вычислялось среднее значение величины ∆ для каждого из эталонов по группе в целом.

Как показывают данные исследования, в эксперименте больные шизофренией следуют предлагаемым инструкциям. Об этом свидетельствует как наблюдаемая реакция больных, так и изменение времени выполнения перцептивной задачи при изменении инструкции. В целом больные затрачивают на выполнение задачи больше времени, чем здоровые, но при этом они, как и здоровые, больше времени затрачивают в тех случаях, когда требуется выполнять задание точнее, и меньше — когда нужно выполнять задание быстрее. Время выполнения задания с обратной связью занимает промежуточное положение. Такое распределение времени наблюдается у всех больных как до лечения, так и после него и не зависит ни от типа течения заболевания, ни от степени выраженности дефицитарной симптоматики.

У здоровых испытуемых значения величины ∆ увеличиваются при выполнении задачи работать быстро: иными словами, в условиях дефицита времени нарушается точность идентификации (вариабельность результатов не обнаруживает какой-либо зависимости от изменения инструкции). У больных же независимо от типа течения болезни (до начала лечения) ни первый, ни второй показатель не обнаруживает зависимости от изменения инструкции. Сходная картина наблюдается и после проведенного лечения у больных непрерывно-прогредиентной шизофренией, а также у больных приступообразно-прогредиентной шизофренией (за исключением одного случая: у больных с плохим качеством ремиссии в обоих указанных группах отмечается тенденция к увеличению σ при решении задачи в условиях обратной связи). Больные рекуррентной шизофренией в состоянии ремиссии по характеру изменения показателей в зависимости от изменения инструкции приближаются к здоровым испытуемым. Дефицит времени приводит к снижению у них точности идентификации (за исключением больных с ремиссией С2D), а вариабельность результатов при изменении инструкции остается на прежнем уровне.

Вместе с тем точность идентификации у больных шизофренией независимо от типа течения заболевания по сравнению со здоровым испытуемыми заметно снижена. Больные допускают значительные ошибки при идентификации как больших (56°—74°), так и малых (22°—40°) углов. В целом по мере увеличения стандарта при стабильном (в течение всего исследования) стимульном интервале величина отклонения от стандарта и у больных, и у здоровых испытуемых нарастает, т.е. наблюдается тенденция следования закону Вебера. Однако у больных в период обострения болезни (до лечения) величина отклонения при идентификации больших угловых размеров незначительно превышает величину отклонения от стандарта при идентификации малых угловых размеров, в то время как у здоровых испытуемых это отличие выражено гораздо отчетливее.

После проведенного лечения у больных шизофренией независимо от типа течения заболевания указанное отличие, наблюдающееся при идентификации больших и малых углов, заметно возрастает. Точность идентификации угловых размеров также возрастает, но все же не достигает уровня точности у здоровых испытуемых.

Кроме того, нарастание величины отклонения от эталона по мере нарастания величины стандарта происходит у больных шизофренией неравномерно, волнообразно, что также в значительной степени отличает их от здоровых испытуемых.

Таким образом, функциональные возможности при решении задачи идентификации величины углов у больных шизофренией по сравнению со здоровыми лицами заметно снижены. Особенно заметны эти нарушения в состоянии обострения заболевания, когда у определенной части больных они имеют настолько выраженный характер, что существенно затрудняют выполнение даже относительно легких перцептивных задач. Помимо увеличения отклонения от эталона (∆), у всех больных шизофренией наблюдается также увеличение разброса (σ) вокруг среднего значения отклонения, что свидетельствует о меньшей отчетливости субъективного эквивалента стандарта в сенсорном представительстве больных.

После проведенного лечения оба показателя у больных улучшаются, хотя в неодинаковой степени в разных группах. Наиболее отчетливое улучшение показателей проявляется у больных рекуррентной шизофренией. Однако и в состоянии терапевтической ремиссии величины отклонения от эталона и разброс вокруг них у больных всегда больше, чем у здоровых испытуемых, что свидетельствует о наличии стойкого снижения функциональных возможностей при решении перцептивных задач.

Как среднее значение величины отклонения от эталона, так и среднее значение разброса вокруг него у больных шизофренией при всех типах течения заболевания ухудшаются по мере ухудшения качества терапевтической ремиссии.

 

141

 

Эта зависимость обнаруживается не столько в состоянии собственно ремиссии, сколько до начала лечения, т. е. еще тогда, когда исход данного обострения заболевания неясен. Это обстоятельство позволяет думать о прогностических возможностях использования перцептивных задач при клиническом обследовании больных шизофренией.

 

Поступила в редакцию 19.VII 1982 г.