Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

132

 

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ФАКТОРА НА ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ СЛОВЕСНОГО МАТЕРИАЛА

 

Н.Я. БАТОВА, Е.Д. ХОМСКАЯ

 

Экспериментальные исследования влияния эмоций на запоминание различного материала проводились давно.

Еще исследователями Мельтцер, Кох, Джерсилд, Стагнер, О'Келли и Стекл (см. [16]) было выяснено, что события, оцениваемые испытуемыми как очень приятные или очень неприятные, запоминаются лучше, чем события нейтральные.

В ряде работ исследовалось запоминание слов, вызывающих у испытуемых приятные или неприятные чувства либо безразличные им. При этом определение аффективной тональности слов проводилось различными методами: априорной оценкой психолога [25], оценкой группы независимых судей, не принимавших участия в эксперименте [20], оценкой самих испытуемых [27]. Некоторые психологи

 

133

 

просили испытуемых составить собственный индивидуальный список слов, вызывающих у них приятные или неприятные ассоциации [26], либо выбрать такие слова из заранее составленного экспериментатором списка [19]. Полученные в этих экспериментах результаты свидетельствуют о том, что сразу после заучивания лучше воспроизводятся «эмоциональные» слова без различия в знаке [24], а при отсроченном воспроизведении лучше сохраняются слова, вызывающие приятные ассоциации [19], [27] и др.

Работами Смита, Линча (см. [16]) было показано, что слова, вызывающие кожно-гальваническую реакцию большей амплитуды, как правило, лучше сохраняются в памяти. Шевчук (см. [12]) при изучении непреднамеренного запоминания действий (методом словесного отчета с одновременной записью кожно-гальванической реакции) показал, что лучше запоминается то, что в ходе действия приобретает эмоциональное значение (как положительное, так и отрицательное).

Э. К. Садалла и Лофтнесс [23] давали испытуемым инструкцию сконструировать образы с эмоционально положительным, отрицательным и нейтральным содержанием для использования их в качестве мнемических средств в задаче попарно-ассоциативного научения. Обнаружено, что при воспроизведении слов положительно и отрицательно эмоционально окрашенные образы имеют преимущество перед нейтральными, хотя разницы по знаку не наблюдалось.

Известно, что больные с поражением лобных долей мозга характеризуются нарушениями эмоциональной сферы. Качественное изучение нарушений эмоций у таких людей проводилось давно. Еще во второй половине XIX в. были описаны эмоциональная несдержанность, грубость, капризность, склонность к плоским шуткам у больных с поражением в области лобных долей мозга [21] и др. В дальнейшем сходные явления наблюдали при атрофических процессах, при травматических и опухолевых поражениях, при резекции лобных долей (А. С. Шмарьян [15], Б. В. Зейгарник [7] и др., В. К. Хорошко [14] и др.) описывали снижение у больных критики к своему поведению; заторможенность, апатию, отсутствие интереса при поражении переднелобных отделов мозга. В литературе имеются указания на различный характер эмоционально-личностных нарушений при поражении правой и левой лобных долей. Изменение характера, расторможенность и грубые сдвиги в области аффективных процессов, несдержанность, эротичность, прожорливость, апатичность или эйфория в сочетании с некритичностью описаны у больных с поражением правой лобной доли [3]. Подавленность, вялость, пассивность и «эмоциональный паралич» отмечались при поражении одной левой лобной доли [3], [6].

При проведении электросудорожной терапии методом унилатеральных припадков (угнетении того или иного полушария) Л. Я. Балонов, В. Л. Деглин и Н. Н. Николаенко [2] пришли к выводу, что регуляция эмоциональных состояний связана преимущественно с левым, а эмоциональная экспрессия — с правым полушарием. Н. А. Филлипычева и Г. О. Фалер [17] при изучении особенностей протекания психологических процессов у больных с опухолями медиальных отделов лобных долей обнаружили, что на ранних стадиях развития опухоли правой лобной доли у больных преобладает положительный эмоциональный фон, искажаются знания о «картине заболевания» и появляются специфические нарушения познавательных процессов. На более поздних стадиях при двустороннем поражении лобных долей доминирует эмоциональная аспонтанность, которая сочетается с грубым нарушением самооценки, полным отсутствием осознания «картины болезни». Эти расстройства сочетаются с выраженными нарушениями памяти. С. В. Квасовец изучал эмоции и их нарушения методом регистрации пространственной синхронизации потенциалов мозга и сделал вывод о связи правой лобной доли мозга с регуляцией отрицательного эмоционального состояния, а левой — с оценкой эмоционального состояния [8]. Д. В. Ольшанский [11] и О. В. Виноградова [4] экспериментально показали нарушение самооценки и оценки тяжести своего состояния при поражении лобных долей мозга. Таким образом, согласно клиническим, нейропсихологическим и экспериментальным данным поражения лобных долей мозга сопровождаются отчетливыми нарушениями эмоционально-личностной сферы, имеющими различный характер в зависимости от стороны поражения.

Одним из способов изучения эмоций и их нарушений является исследование влияния эмоционального фактора на эффективность воспроизведения словесного материала. Цель нашего исследования состояла в изучении влияния эмоций на память в норме и у больных с локальными поражениями мозга.

Конкретные задачи исследования были такие:

1) изучение особенностей запоминания и воспроизведения слов, различных по эмоциональному содержанию, у здоровых испытуемых;

2) изучение влияния гомогенной (про- и ретроактивной) интерференции на запоминание и воспроизведение «эмоциональных» и «нейтральных» слов у здоровых испытуемых;

3) изучение тех же закономерностей запоминания и воспроизведения «эмоционального» и «нейтрального» материала у больных двух групп:

а) с поражением лобных долей мозга; б) с внелобным расположением (очага поражения; сопоставление полученных результатов с состоянием эмоциональных и мнестических процессов.

В качестве экспериментального материала были взяты слова, по-разному связанные с эмоциональной сферой: «эмоциональные» и «нейтральные». «Эмоциональные»1 слова были признаны таковыми в ассоциативном эксперименте судьями-экспертами, не участвовавшими в основном эксперименте. «Эмоциональными» считались слова, на которые большинство (в среднем 80 %) испытуемых давали

 

134

 

время словесной ассоциативной реакции больше 3 с. Согласно данным ряда авторов (см. [13]), время ассоциативной реакции, превышающее 3 с [2], [6], рассматривается как показатель наличия аффективного комплекса, связанного с этим словом. «Нейтральными» считались те слова, на которые большинство (в среднем 63 %) испытуемых давали время ассоциативной реакции меньше или равное 3 с.

«Эмоциональные» слова включали: а) слова, связанные с ситуацией болезни будущее, здоровье, болезнь, работа, жизнь, лечение, операция, планы, коллектив, последствия и б) слова, выражающие эмоциональные состояния, — страх, радость, тревога, удивление, страдание, успех. Всего 16 слов. Список «нейтральных» слов включал следующий набор: явление, практика, колонна, страна, образец, договор, форма, продукция, изобретение, точка, автор, почва, степь, отряд, строй, песок, сцена, аппарат, принцип, минерал, граница, крыльцо, раствор, чемодан, зеркало, гостиница, пластинка, провинция, спортсмен, делегация, интервент, коллекция, известняк. Всего 34 слова. Таким образом, общий список состоял из 50 слов.

Эксперимент состоял из двух серий. В первой серии испытуемому предъявлялись две группы по 10 слов, одна из которых включала только «эмоциональные» слова, другая — «нейтральные». Слова (и в первой, и во второй серии) были уравнены по длине и частоте встречаемости в русском языке (см. [18]). Во второй серии испытуемому последовательно, с интервалом приблизительно 30 с, предъявлялись три группы по 10 слов. «Эмоциональные» слова всегда стояли на 6-м и 8-м месте в ряду. Как известно, слова, стоящие на этих местах в ряду, более подвержены действию про- и ретроактивной интерференции (см. [16]). В этой серии исследовалось влияние эмоционального фактора на воспроизведение слов в условиях действия про- и ретроактивного торможения.

 

ПРОЦЕДУРА ЭКСПЕРИМЕНТА

 

Первая серия. Испытуемому давалась инструкция: «Сейчас я прочту вам 10 слов, постарайтесь их запомнить и воспроизвести в любом порядке». Зачитывались «эмоциональные» слова. После того как испытуемый называл запоминавшиеся слова, давались «нейтральные» с той же инструкцией. Серия была направлена на исследование эффективности воспроизведения «эмоциональных» слов по сравнению с «нейтральными». У контрольной группы здоровых испытуемых (30 человек) порядок предъявления слов был обратным.

Вторая серия. Испытуемому последовательно, с интервалом приблизительно в 30 с, предлагалось запомнить и воспроизвести три группы по 10 слов, из которых 2 слова были «эмоциональными» и 8 — «нейтральными». «Эмоциональные» слова всегда стояли на 6-м и 8-м месте в ряду. Серия была направлена на исследование эффективности воспроизведения «эмоциональных» слов в условиях действия про- и ретроактивной интерференции.

В опытах участвовало 70 здоровых испытуемых в первой серии и 30 испытуемых во второй (в возрасте от 20 до 60 лет) со средним и высшим образованием, 87 больных в первой серии и 45 больных во второй — с локальными поражениями головного мозга и общемозговыми заболеваниями. У исследовавшихся 64 больных в первой, соответственно 22 — во второй, сериях патологический очаг располагался в лобных долях мозга, у 23 больных (в обеих сериях) были внелобные и внеполушарные (в области задней черепной ямки) очаги поражения и общемозговые заболевания.

У подавляющего большинства больных [69] локализация патологического очага была уточнена на операции или с помощью компьютерной томографии, у остальных — с помощью диагностических операций: вентрикулографии, ангиографии и пневмографии.

С больными проводилось общее нейропсихологическое исследование, включающее изучение эмоционально-личностной сферы и мнестических процессов.

Состояние эмоциональной сферы оценивалось по следующим симптомам:

а) характеру жалоб больного, его отношению к своему заболеванию, оценки больным тяжести своего состояния;

б) аффективной реакции больного на неудачу в процессе эксперимента; критичности больного к собственным ошибкам, дефектам;

в) общему эмоциональному фону больного (апатичному, благодушному);

г) по характеру выполнения больным какого-либо задания (старается ли выполнить правильно, заинтересован ли в результате его выполнения, активен или пассивен и т. п.).

Память исследовалась следующими методами:

1) методом заучивания 10 изолированных слов;

2) методом непосредственного удержания краткой серии из двух, трех изолированных слов с их воспроизведением в том же порядке. Эти опыты (так же, как и последующие) проводились в условиях непосредственного воспроизведения, воспроизведения после паузы в 1—1,5—2 мин, не заполненной побочной деятельностью, и в условиях тормозящего влияния интерференции. Интерферирующая деятельность была гетерогенной (счет в уме) или гомогенной (вторая группа слов);

3) методом удержания зрительного материала (картинки);

4) методом удержания фраз, рассказов.

 

ОБРАБОТКА ДАННЫХ

 

Результаты первой серии обрабатывались следующим образом: для каждого испытуемого подсчитывалось количество воспроизведенных «эмоциональных» и «нейтральных» слов. Были подсчитаны средние значения воспроизведения и дисперсии по каждой категории слов [1]. Оценивалась статистическая значимость разницы воспроизведения «эмоциональных» и «нейтральных» слов. Подсчитывалось среднее (для всех испытуемых) количество воспроизведенных «эмоциональных» и «нейтральных» слов, стоящих на 1—10-м месте в ряду. На основании этих данных строились графики воспроизведения 10 «эмоциональных» и 10 «нейтральных» слов.

 

135

 

 

Кривые воспроизведения «нейтральных» (непрерывная линия) и «эмоциональных» (пунктир) слов в норме и патологии. Кружками обведены номера «эмоциональных» слоя в общей последовательности запоминаемого материала

 

136

 

Данные второй серии усреднялись (для всех испытуемых), вычислялось количество воспроизведенных слов, стоящих на 1 — 10-м месте в ряду. На основании этих данных так же строились графики.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ

А. Норма

 

Первая серия. В целом у здоровых испытуемых воспроизведение «эмоциональных» слов статистически значимо выше воспроизведения «нейтральных» (критерий Стьюдента, α = 0,1 %) вне зависимости от порядка предъявления типов слов («эмоциональных» и «нейтральных»). Среднее количество воспроизведенных «эмоциональных» слов — 7,1, «нейтральных» — 5,5. Кривая воспроизведения «эмоциональных» слов лежит выше кривой воспроизведения «нейтральных» (рис. А, а). На графике по оси ординат — количество воспроизведенных слов в %, по оси абсцисс — место слова в ряду. На данном графике представлены результаты по всем 70 здоровым испытуемым. Анализ материала показал, что 84 % испытуемых (59 человек) лучше воспроизводили «эмоциональный материал», причем 52 % дали разницу на 2 и больше слов, 32 % — разницу в одно слово. У остальных 13% испытуемых не наблюдалось разницы в воспроизведении «эмоциональных» и «нейтральных» слов, 3 % испытуемых «нейтральные» слова воспроизводили лучше, чем «эмоциональные».

Вторая серия. По результатам второй серии эксперимента была построена кривая воспроизведения (рис. А, б). На графике по оси ординат — среднее количество воспроизведенных слов, по оси абсцисс — номер слова в ряду. Как видно на графике, «эмоциональные» слова, стоящие на 6-м и 8-м местах в ряду, т.е. на местах, наиболее подверженных действию про- и ретроактивной интерференции, воспроизводятся лучше, чем многие другие члены ряда. Так, эффективность воспроизведения «эмоционального» слова, стоящего на 6-м месте, равна эффективности воспроизведения «нейтрального» слова, стоящего на 3-м месте, и выше эффективности воспроизведения «нейтральных» слов, стоящих на 4-м и 5-м местах, а эффективность воспроизведения «эмоционального» слова, стоящего на 8-м месте, равна эффективности воспроизведения «нейтральных» слов, стоящих на 9-м и 10-м местах, и выше эффективности воспроизведения слов, стоящих на 1—7-м месте в ряду. Таким образом, действие эмоционального фактора проявляется и в условиях интерференции.

 

Б. Больные с поражением лобных долей мозга

 

Первая группа. У исследованных больных в целом продуктивность воспроизведения любых слов ниже нормальной. У больных с поражением лобных долей мозга не наблюдалось статистически значимой разницы при воспроизведении «эмоциональных» и «нейтральных» слов (критерий Стьюдента). Среднее количество воспроизведенных «эмоциональных» слов 4,8, «нейтральных» — 4,5. Более подробный анализ результатов экспериментального исследования влияния эмоционального фактора на воспроизведение словесного материала позволил разделить всех больных с поражением лобных долей мозга на две группы. Первая группа больных, наиболее многочисленная, включала 54 человека (84,5 %). У данной группы разница в воспроизведении «эмоциональных» и «нейтральных» слов либо отсутствовала (29 больных), либо была незначительной— в одно слово (у 15. больных), либо даже лучше воспроизводились «нейтральные» слова по сравнению с «эмоциональными» (у 10 больных).

Результаты нейропсихологического исследования больных выявили у них четкие симптомы поражения лобных долей мозга. Изучение эмоционально-личностной сферы больных этой группы показало, что у большинства из них (84 %) наблюдались эмоционально-личностные нарушения в виде повышения или снижения общего фона настроения, неадекватных оценок своего состояния нарушения эмоционально-аффективного отношения к своему заболеванию, отсутствия отрицательной аффективной реакции на неудачу в процессе опыта, равнодушия к результатам исследования, снижения критики к своему состоянию. У некоторых больных (8 %) эмоционально-личностная сфера была почти сохранной. Они были активны, старались правильно выполнять задания, относительно адекватно относились к своему состоянию. Часть больных (5%) характеризовалась грубым изменением эмоционально-личностной сферы. У них была резко снижена критика к своему состоянию. Они считали себя совершенно здоровыми. Жалоб не высказывали. В постели были неопрятны, безразличны к своему состоянию.

По состоянию мнестических процессов больные этой группы распределились следующим образом: 1) мнестические процессы в пределах нормы; нет признаков усиленного действия интерференции (38 % больных); 2) легкие модально-неспецифические нарушения памяти в виде усиленной тормозимости следов интерферирующими воздействиями (50 % больных); 3) выраженные модально-неспецифические нарушения как кратковременной, так и долговременной памяти (12%); нарушено непосредственное запоминание (до 3—4 слов); недоступно удержание порядка; патологически усилено влияние интерференции; семантическая организация материала не улучшает запоминания; недоступно воспроизведение рассказов.

Результаты воспроизведения «эмоциональных» и «нейтральных» слов больными 1-й группы наглядно представлены на рис. Б, а. По оси ординат — количество воспроизведенных слов в %, по оси абсцисс — номер слова в ряду. Видно, что кривые воспроизведения «нейтральных» и «эмоциональных» слов пересекаются и сходны по конфигурации. У 29 больных (54 %) «эмоциональные» и «нейтральные» слова воспроизводились с одинаковой эффективностью (в среднем по 5 слов), 10 больных (19 %) лучше воспроизводили «нейтральные» слова (в среднем продуктивность воспроизведения «нейтральных» — 5,2, «эмоциональных» — 4); 15 больных (27%) «эмоциональные» слова воспроизводили незначительно

 

137

 

значительно (на 1 слово) лучше, чем «нейтральные» (в среднем «эмоциональных» — 5,4, «нейтральных» — 4,4).

В условиях действия про- и ретроактивной интерференции (вторая серия) эффективность воспроизведения «эмоциональных» слов была низкой у всех больных данной группы. Это видно на рис. Б, б. На оси ординат — количество воспроизведенных слов, на оси абсцисс — номер слева в ряду. Эффективность воспроизведения «эмоционального» слова, стоящего на 6-м месте, самая низкая, воспроизведение «эмоционального» слова, стоящего на 8-м месте, ниже воспроизведения слов, стоящих на всех остальных местах в ряду, за исключением единственного «нейтрального» слова, стоящего на 5-м месте.

Вторая группа больных с поражением лобных долей мозга включала 10 человек (15,5%). У данной группы обнаружена более высокая эффективность воспроизведения «эмоциональных» слов по сравнению с «нейтральными», хотя общая продуктивность воспроизведения слов была ниже, чем в норме.

Результаты нейропсихологического обследования этих больных выявили у них лишь отдельные симптомы нарушения лобных отделов мозга. Изучение эмоциональной сферы и памяти у больных этой группы показали, что у половины из них отсутствовали какие-либо симптомы нарушения эмоциональной сферы и памяти, у остальных отмечались легкие эмоциональные расстройства в виде недостаточного осознания своей болезни, отсутствия обобщенного аффекта; у них обнаружены легкие нарушения модально-неспецифической памяти в виде несколько усиленного влияния интерферирующих воздействий.

Воспроизведение «эмоциональных» слов больными этой группы статистически значимо выше воспроизведения «нейтральных» слов (модифицированный критерий Стьюдента, α = 0,1 %). Среднее количество воспроизведенных «эмоциональных» слов равно 6,1, «нейтральных» — 3,8. Результаты представлены на рис. Б, в. Видно, что кривая воспроизведения «эмоциональных» слов лежит выше воспроизведения «нейтральных».

По результатам 2-й серии больные этой группы были неоднородны. У одних (6 человек) в условиях действия про- и ретроактивного торможения сохранилось преимущественное воспроизведение «эмоциональных» слов перед «нейтральными» (рис. Б, г). У остальных (4 человека) в этих условиях эффективность воспроизведения «эмоциональных» слов снижалась (рис. Б, д).

 

В. Контрольная группа больных

 

Контрольная группа больных включала 23 человека с различными внелобными поражениями мозга, как полушарными (13 человек), так и внеполушарными, в области задней черепной ямки (7 человек). У трех больных имелись различные общемозговые заболевания.

Эта группа больных клинически характеризовалась сохранностью эмоционально-личностной сферы. По результатам нейропсихологического исследования вербальная и модально-неспецифическая память была в целом сохранна у всех больных (за исключением одного, у которого наблюдались негрубые неспецифические нарушения памяти).

Подавляющее большинство больных этой группы (91 %) лучше воспроизводили «эмоциональные» слова. Разница статистически значима (критерий Стьюдента, α = 0,1%). Исключение составили двое больных. Один из них лучше воспроизводил «нейтральные» слова, у другого не обнаружилось различия в воспроизведении «эмоциональных» и «нейтральных» слов. Среднее число воспроизведенных «эмоциональных» слов составило 6,0, «нейтральных» — 3,9 (рис. В, а). Кривая воспроизведения «эмоциональных» слов лежит выше кривой воспроизведения «нейтральных». Анализ данных показал, что у подавляющего большинства (76 %) больных обнаружилось различие в воспроизведении «эмоциональных» и «нейтральных» слов на два и больше слов, у некоторых (16%)—на одно слово, и только у 8 % результаты были сходны с таковыми у «лобных» больных.

Исследование воспроизведения в условиях действия про- и ретроактивной интерференции показало, что у всех больных (за исключением первого) воспроизведение «эмоциональных» слов, стоящих на 6-м и 8-м месте в ряду, выше воспроизведения «нейтральных», стоящих на 3, 4, 5-м месте (рис. В, б). При этом воспроизведение «эмоционального» слова, стоящего на 6-м месте, выше воспроизведения «нейтральных» слов, стоящих на 4-м и 5-м месте, а воспроизведение «эмоционального» слова, стоящего на 8-м месте, выше воспроизведения «нейтральных» слов, стоящих на 2, 3, 4, 5-м и 7-м месте в ряду.

 

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

 

Проведенное исследование выявило ряд существенных различий в эффективности воспроизведения «эмоциональных» и «нейтральных» слов у здоровых испытуемых и больных с поражениями лобных долей и внелобными поражениями мозга.

Эффективность воспроизведения, «эмоциональных» слов в целом по группе у здоровых испытуемых была статистически значимо выше воспроизведения «нейтральных» слов, факт преимущественного воспроизведения «эмоциональных» слов перед «нейтральными» согласуется с литературными данными: ряд авторов указывают на лучшее воспроизведение «эмоционального» материала в условиях произвольного запоминания ([20] и др.), лучшие результаты запоминания материала, имеющего эмоциональное значение при непроизвольном запоминании (см. [12]), лучшее запоминание и воспроизведение материала при использовании «эмоциональных» (по сравнению с «нейтральными») мнемических средств (см. [23]). В ряде работ ([22] и др.) подчеркивалась преимущественная устойчивость «эмоциональных» слов к факторам, ухудшающим воспроизведение слов (влияние интерференции, неупорядоченность материала и т.п.). Настоящее исследование также подтвердило преимущественную устойчивость в норме «эмоциональных» слов к тормозящему влиянию про- и ретроактивной интерференции.

 

138

 

О взаимосвязи эмоциональных и познавательных процессов, как известно, писал еще Л.С. Выготский. Выдвигая проблему единства «аффекта и интеллекта», он подчеркивал, что тот, «кто оторвал мышление с самого начала от аффекта, тот навсегда закрыл себе дорогу к объяснению причин самого мышления» [5; 54].

Это положение относительно тесной взаимосвязи аффекта и интеллекта полностью справедливо не только по отношению к мышлению, но и ко всей познавательной сфере в целом, включая и мнестические процессы.

Наличие взаимосвязи эмоциональных и мнестических процессов проявилось в настоящем исследовании — как у здоровых испытуемых, так и у больных с локальными поражениями мозга. Сохранность эмоциональной сферы (или небольшая степень ее нарушения) проявилась в виде лучшего запечатления, воспроизведения и большей устойчивости словесного «эмоционального» материала по сравнению с «нейтральным». Все это позволяет говорить о существовании самостоятельного эмоционального фактора, действие которого по-разному проявилось у разных испытуемых.

Как уже говорилось выше, у здоровых испытуемых влияние эмоционального фактора проявлялось в повышенной эффективности и повышенной устойчивости к интерференции «эмоциональных» слов по сравнению с «нейтральными». Больные контрольной группы с сохранной эмоциональной сферой воспроизводили «эмоциональный» материал еще с большей эффективностью, чем здоровые испытуемые, что можно объяснить большей значимостью для больных «эмоциональных» слов, связанных с ситуацией болезни.

Больные с поражением лобных долей мозга по действию данного фактора разделились на две группы. Первая обнаружила отсутствие влияния эмоционального фактора на воспроизведение слов. Общая клиническая и нейропсихологическая картина заболевания у данных больных характеризовалась выраженными изменениями эмоционально-личностной сферы. У второй группы больных легкие нарушения эмоциональной сферы — по результатам общего клинического и нейропсихологического исследования — сочетались со сравнительно лучшим воспроизведением «эмоционального» материала.

Проявление «эмоционального» фактора при воспроизведении слов у больных позволяет говорить об адекватности методики изучения нарушений эмоциональной сферы через познавательные процессы.

Однако на воспроизведение слов, в том числе и «эмоциональных», оказало определенное влияние и состояние самих мнестических процессов. Этот факт не был предметом специального анализа в данной работе, однако нарушение мнестических процессов проявилось как в общем снижении объема воспроизведения любых слов у всех больных с локальными поражениями мозга, так и в резком снижении воспроизведения «эмоциональных» слов у второй группы больных с поражением лобных долей мозга в условиях действия про- и ретроактивной интерференции на воспроизведение материала. Как известно, отрицательное влияние интерференции на воспроизведение материала является одной из основных закономерностей мнестических нарушений [9], [10]. Как было показано А.Р. Лурия, Н.К. Киященко, введение интерферирующей задачи позволяет выявить у больных с локальными поражениями мозга скрытые в обычных условиях мнестические дефекты. Эксперименты показали, что данная закономерность у больных с локальными поражениями мозга распространяется и на «эмоциональный» материал.

Результаты экспериментов свидетельствуют о том, что эмоциональные нарушения не связаны с состоянием мнестических процессов. Это подтверждается тем, что а) при мнестическом дефекте на более низком уровне эффективности воспроизведения словесного материала преимущественное воспроизведение «эмоциональных» слов сохраняется у контрольной труппы больных; б) у больных с разной степенью выраженности мнестических дефектов (вплоть до грубых мнестических расстройств — 1-я группа) наблюдалась сходная картина отсутствия эффективности влияния эмоционального фактора на воспроизведение «эмоционального» материала и его сохранение в условиях интерференции.

Итак, нарушения эмоционально-личностной сферы — известные в клинике поражения лобных долей мозга — находят свое отражение в мнестических дефектах, что дает возможность более точных количественных оценок этих нарушений.

 

1. Артемьева Е. Ю., Мартыненко Е. М. Вероятностные методы в психологии. — М., 1975. С. 131—135.

2. Балонов Л. Я., Деглин В. Л., Николаенко Н. Н. О роли доминантного и недоминантного полушарий в регуляции эмоциональных состояний. — В кн.: Функциональная асимметрия и адаптация человека. М., 1976. С. 143— 147.

3. Белый Б. И. О некоторых особенностях интеллектуальных нарушений у больных с опухолями лобных долей мозга. — В кн.: Нервно-психические заболевания экзогенно-органической природы. М., 1975. С. 93—104.

4. Виноградова Т. В. Внутренняя картина болезни при локальных поражениях головного мозга (к проблеме самосознания): Канд. дис. — М., 1979.— 169 с.

5. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. — М., 1956. — 54 с.

6. Доброхотова Н. И., Брагина Г. А. Функциональная асимметрия и психопатология очаговых поражений мозга. — М., 1977.

7. Зейгарник Б. В. Нарушение спонтанности при военных травмах лобных долей мозга. — В кн.: Хрестоматия по патопсихологии. М., 1961. С. 81—93. 1

8. Квасовец С. В. Пространственная синхронизация биопотенциалов при эмоциях в норме и у больных с поражением мозга: Канд. дис. — М., 1980.— 175 с.

9. Киященко Н. К. Нарушения памяти при локальных, поражениях мозга. — М., 1973, с. 94—95.

10. Лурия А. Р. Нейропсихология памяти. Ч. 1, 2. — М., 1974. С. 291.

11. Ольшанский Д. В. Нейропсихологический анализ нарушений личности при поражениях

 

139

 

лобных долей мозга: Канд. дис. — М., 1979.— 234 с.

12. Попова Л. Т. Память и ее нарушение при очаговом поражении мозга. — М., 1972. С. 15.

13. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М., 1948. С. 490.

14. Хорошко В. А. Об отношении лобных долей мозга к психологии и психопатологии? — М., 1912. С. 31—33.

15. Шмарьян А. С. Психопатологические синдромы при поражениях височных долей мозга. — М., 1940. С. 76.

16. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. — М., 1973. С. 209—330.

17. Филиппычева Н. А., Фалер Г. О. О функциональном значении медиальных отделов лобных долей мозга человека. — В кн.: Локализация и организация церебральных функций. М., 1978. С. 172—174.

18. Частотный словарь русского языка / Под ред. Л. Н. Засориной. — М., 1977.

19. Bunch M., Wientde К. The relative susceptibility of pleasant, unpleasant and indifferent material to retroactive inhibition. — J. Gen. Psychol. 1933. V. 9. P. 157—178.

20. Chaney R., Laner A. The influence of affective tone on learning and retention. — J. Educ. Psychol. 1929. V. 20. P. 287—290.

21. Harlow G. Recovery from the passage of an iron bar through the head. Boston, 1869.

22. Karp M. S., Dershowitz J. F. Recall of emotional and neutral words as a function of rate and organization of list presentation. — J. Gen. Psychol. 1976, V. 95. N 2, P. 241—249.

23. Sadalla E. K., Loftness S. Emotional images and mediators in one trial paired — associators learning. — J. Exp. Psychol. 1972. V. 95. N 2, P. 295—298.

24. Silverman A., Casan H. Incidental memory for pleasant, unpleasant and indifferent words. — Amer. J. Psychol. 1934. V. 46. P. 315— 320.

25. Tait W. The effect of psychophysical attitudes on memory. — J. Abn. Psychol. 1931. V. 8. P. 10—37.

26. Thompson R. An experimental study of memory as influenced by feeling tone. — J. Exp. Psychol. 1930. V. 13. P. 462—467.

27. White M., Patlife M. The relation of affective tone to the learning and recall of words. — Amer. Psychol. 1934. V. 46. P. 92—98.

 

Поступила в редакцию 30.VI 1983 г.



1 Термин «эмоциональный» был использован как условный для обозначения слов, более тесно, чем другие («нейтральные»), связанных с эмоциональным опытом испытуемого.