Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

164

 

ИЗ ИСТОРИИ РУССКОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

 

А.Н. ЖДАН

Москва

 

Будилова Е.А. Социально-психологические проблемы в русской науке. — М.: Наука, 1983.— 231 с.

 

По собственному определению Е.А. Будиловой, задачей ее новой работы было «выделить социально-психологические проблемы не только внутри отраслей психологии... но и в других науках, обращающихся к социальной психологии» (с. 6) в конце XIX — начале XX в.: юридической, военной, медицинской, в этнографии, социологии. Подчеркивается связь социально-психологических проблем с идейной борьбой и практикой революционного движения.

В 1-й главе, посвященной общей характеристике отечественной психологии периода ее самоопределения, прослеживается постепенное становление социально-психологической тематики — от первых описаний социально-психологических явлений до определения предмета, методов и задач социальной психологии. Особенное внимание уделяется анализу научных взглядов, а также социальному и политическому значению материалистической психологии И.М. Сеченова. Большое место занимает новый материал о психологических воззрениях М.М. Троицкого (60—80-е гг. XIX в.). В дополнение к прежним исследованиям его общепсихологических взглядов автор выделяет в его трудах вопросы об отношении личности и общества, о роли общения, об объединениях людей в общественные группы и др. Постановка этих вопросов М.М. Троицким — одно из первых в русской психологии обращений к проблемам социальной психологии и социальной обусловленности психики. В главе подробно рассматриваются психологические и социально-психологические взгляды В.М. Бехтерева, начавшего теоретические и экспериментальные исследования в области собственна социальной отечественной психологии. Прослеживается развитие социально-психологических идей В.М. Бехтерева в трудах А.Ф. Лазурского, М.Я. Басова и в исследованиях, проводимых в созданном В.М. Бехтеревым Психоневрологическом институте.

Социально-психологическим проблемам в юридической психологии посвящена 2-я глава. Показано, как в судебной практике накапливался материал о коллективной деятельности суда присяжных, о социально-психологических особенностях личности преступника и преступном мире как особой социальной общности. Приводятся материалы о жизни тюремных, ссыльных и бродяжнических общин, дается социально-психологическая характеристика разных групп заключенных, находившихся в общих камерах, и узников, содержавшихся в одиночках, описываются специфические формы деятельности и общения в условиях тюремной жизни. Делается вывод о том, что потребность в общении является самой насущной потребностью человека.

В юридической и военной психологии периода первой русской революции термином «массовые преступления» обозначались социально-психологические проблемы революционных выступлений народных масс и воинских частей. Описывалось изменение поведения индивида в таких ситуациях, появление у него сознания силы, чувства солидарности, стремления присоединиться к массам, подчиниться им. Решение этих и других социально-психологических вопросов было нацелено на управление народными массами, выработку новых правовых норм по укреплению господствовавшего в то время государственного порядка. Анализируется выдвинутое в рамках психологической школы права (Л.И. Петражицкий) представление о мотивах человеческих поступков, о нравственных и правовых нормах и регуляции этими нормами действий человека, о нравственном сознании и правосознании. Дается критическая характеристика взглядов сторонника Петражицкого М.А. Рейснера, положившего начало разработке социально-психологических проблем в советской психологии на марксистской основе.

В 3-й главе рассматриваются социально-психологические проблемы в военной психологии: руководство войсками и роль полководца на, войне; психологическая характеристика воинского коллектива — армии, в том числе в условиях боя; социально-психологические качества воина и влияние на него массы (в условиях совместных действий); влияние войны на мобилизацию всех духовных сил человека, особенно воли, и психологическая характеристика бойца во время боевых действий; действия бойца в больших и малых группах и в одиночку; паника, чувства, настроение массы и др. Хотя материал этой главы связан с характеристикой социально-психологических аспектов очень специфической группы — армии, он имеет и более общее значение. В частности, вывод о том, что одним из средств управления группой в армии является строй, указывает на роль внешней организации в управлении людьми. Общепсихологическое значение имеет положение о том, что справиться с чувством страха в бою помогает не старание стать сильным, а реальное действие (здесь — наступление).

Социально-психологические исследования в области этнической психологии начались в России в середине XIX в. Посвященная им 4-я глава представляет особый интерес как по содержанию анализируемых источников, так и особенно потому, что здесь приводятся новые историко-психологические данные, уточняющие некоторые аспекты в наших знаниях мирового историко-психологического процесса. Как показывают материалы, идеи создания психологии народов были впервые сформулированы

 

165

 

русскими учеными К.М. Бэром, Н.И. Надеждиным, К.Д. Кавелиным еще в 40—50-х гг. XIX в., т.е. на десятилетие раньше, чем в зарубежной науке. До опубликования этих материалов в историко-психологической литературе рождение идеи психологии народов связывалось с именами немецких авторов: М. Лацаруса, Г. Штейнталя, В. Вундта. Важны также приведенные в этой главе данные, свидетельствующие об интересе русских ученых к работам этих зарубежных авторов. В. Вундт и Г. Спенсер — по данным Г.И. Челпанова, приведенным в книге, — сожалели о невозможности (из-за незнания русского языка) использовать материалы русских ученых. Это новые данные о связях русской и зарубежной науки в постановке вопросов этнической психологии. В главе критически анализируются исследования А.А. Потебни и его последователя Д.Н. Овсянико-Куликовского по психологии народа и национальности. Подробно излагаются взгляды Г. Шпета в области этнической психологии.

Возникновение и пути разрешения социальных и социально-психологических проблем в исследованиях по психиатрии прослеживаются в 5-й главе. Описываются представления о социальных причинах душевных болезней, о принципах содержания в больнице и дома душевнобольных, о формах общения больных со здоровыми, о явлениях внушаемости и гиперэмотивности, вопросы организации жизни больных в семье или в специальных колониях, проблемы социальной адаптации, поведения в общественных группах. Приведенный материал содержит подходы передовой русской науки к решению проблемы детерминизма психики и к пониманию социальной обусловленности человеческой психики. В главе много новых данных об истории психиатрии в России, о деятельности и психологических взглядах ее выдающихся основоположников — И.М. Балинского, С.С. Корсакова, В.X. Кандинского, П.Б. Ганнушкина, А.А. Токарского.

В книге Е.А. Будиловой впервые анализируются психологические проблемы в деятельности русской православной церкви. Обсуждаются вопросы о социально-психологических механизмах формирования религиозного мировоззрения, об искусстве воздействия на массу верующих в разных группах населения, о религиозных установках, о психологии верующего человека и веры. Материал этой главы дает почву для раздумий о специфике социальной психологии, занимающей пограничное положение между психологией и социологией. Отчетливо выступает необходимость для понимания механизмов воздействия религии на человека учитывать данные ее социологического анализа. Например, религиозная установка верующего, которая в религиозных учениях выдается за изначально свойственную человеческой душе, должна быть понята как результат социальных условий ее формирования, в числе которых невежество, традиции в воспитании, положение церкви в государстве и т.п.

Новый материал о развитии социально-психологических проблем в русской социологии (7-я глава) существенно дополняет картину соотношения этих областей знания в процессе их исторического развития, поскольку в отечественных исследованиях по социальной психологии в основном рассматривается ее отношение к западной социологии. Анализируются социально-психологические проблемы в рамках психологического направления в русской социологии (П.П. Лавров, Н.И. Кареев, Н.К. Михайловский), а также социально-психологические взгляды Е.В. Де Роберти, легальных марксистов. Очень кратко излагается марксистский подход к анализу социально-психологических явлений в трудах В.И. Ленина и Г.В. Плеханова.

Книга Е.А. Будиловой — ценный труд по истории отечественной психологии. Здесь впервые описан и проанализирован огромный новый историко-психологический материал, почерпнутый из самых разнообразных, в основном труднодоступных, источников. Показано, как с необходимостью в различных областях психологии накапливались факты и возникали проблемы социально-психологического характера. Представленные тогда лишь описательно, они могут быть по-настоящему освоены лишь теперь, с позиций современного состояния психологии. Книга побуждает к размышлениям о путях и детерминантах развития науки, о рождении новых наук.

Как во всякой большой работе, в книге Е.А. Будиловой есть спорные положения. Так, было бы неверно психологизацию общественных явлений в русской социологии, истории, юриспруденции объяснять, как это делает автор, результатом развития психологии и ее влияния на умы ученых. Психологизация, как и другие формы идеализма в области общественных, явлений, имеет своей причиной отсутствие научного материалистического подхода к их пониманию. Было бы полезно — и в целях унификации тоже — в именном указателе дать информацию о принадлежности авторов к той или иной области науки: социолог, юрист и т. п., — как это сделано по отношению к авторам духовного звания.

Книга Е.А. Будиловой остро напоминает нам, как еще недостаточно освоена нами отечественная история нашей науки, обращение к которой дает нам почувствовать самобытность русской науки и оценить по достоинству ее вклад в мировую психологическую науку.