156
КОРОТКО О КНИГАХ
ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ. КНИГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ
Mann I. Lernprobleme: Ein Buch für Eltern und Lehrer.—München, Wien, Baltimore: Urban & Schwarzenberg, 1979.— 160 S.
Автор этой небольшой книги Ирис Манн — психолог по образованию. Долгое время она работала преподавателем в начальных классах средней школы, занимаясь параллельно вопросами педагогики и психологии специальной школы. За последние годы ею опубликовано несколько книг1, в той или иной мере касающихся методов обучения, основанных на принципе деятельности (Prinzipien des handelnden Unterrichts). За основу этих методов автор берет идеи и разработки советских психологов А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, А.Р. Лурия, В.В. Давыдова и других. Деятельностный метод в обучении характеризуется прежде всего двумя особенностями: а) широкое использование представлений о шкале поэтапного формирования и, соответственно, введение этапа выполнения нового действия в материальной или материализованной форме в методику обучения; б) некоторый анализ структуры деятельности, подлежащей усвоению, и ее фиксация на специальных учебных карточках, что делается в книге для всех описываемых видов учебных заданий, от решения текстовых задач по арифметике до обучения чтению и работы над ошибками в диктанте.
В общих чертах деятельностный метод обучения, используемый автором, наиболее близок к методике планомерного формирования умственных
157
действий и понятий П.Я. Гальперина, хотя и не повторяет его во всех деталях.
Построенная как популярный психолого-педагогический курс для родителей и учителей, книга состоит из пяти разделов. В первом автор, мотивируя необходимость для родителей знать действительные причины тех или иных «школьных неудач» своих детей, отталкивается от социального значения совершенствования обучения и критики биологизаторских объяснений неудач в обучении. Наиболее остро последствия традиционного пассивного подхода в обучении сказываются в обучении чтению, письму, счету, грамотности, диалектическому мышлению и т.п. Конкретные пути преодоления трудностей в этих областях описываются в следующем разделе книги.
Сюда включен специальный параграф об особенностях диагностики уровня развития учащихся с использованием представлений П.Я. Гальперина о шкале поэтапного формирования. Автор пишет: «Ни один из существующих тестов не объясняет, почему один ребенок учится в школе хорошо, а другой терпит неудачу... Поэтому мы разрабатываем диагностику, которая, с одной стороны, может определить, на какой ступени обучения находится ребенок, а с другой, где застопорился у него процесс усвоения... чтобы поднять ребенка на более высокую ступень обучения» (с. 69).
Следующий раздел посвящен описанию возможных путей преодоления нарушений поведения (депрессия, гиперактивность, склонность к лжи, разрушительство и пр.), два последних раздела — перечислению принципов деятельностного обучения и обсуждению роли родителей в связи с изменениями в обучении детей в ФРГ. Автор приводит примеры писем, полученных от родителей, с оценками действенности разработанных ею методов обучения.
Книга, несомненно интересная, вызывает, однако, замечания. Некоторую ограниченность ей придает ориентация автора на работы А.Н. Леонтьева и П.Я. Гальперина 50— 60-х гг. или на их пересказ немецкими авторами (И. Ломпшер, Т. Куссман и др.). Более серьезное замечание касается определенного формализма в применении методики планомерного формирования. При всей изобретательности автора в организации материализованных форм действия и в конструировании и использовании учебных (ориентировочных) карточек, сколь-нибудь глубокого анализа предметного содержания соответствующих учебных областей за этим не видится.
Книга предназначена для родителей и учителей; вероятно, этим объясняется наличие указанных недостатков. В соответствии со своим предназначением книга написана занимательно, живо, иллюстрирована рисунками и фотографиями. Она является доказательством ориентации определенной части западногерманских психологов и педагогов на прогрессивную материалистическую, в частности советскую, психологическую науку.
А.Г. Лидерс
Москва