Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

132

 

СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЕТНОГО ЭКИПАЖА

 

А.Ф. ПЧЕЛИНОВ

 

Совместная деятельность членов экипажей самолетов происходит в специфичных (жестких) условиях и основана на: четком разделении функций между членами экипажа; устойчивости существующих взаимосвязей в экипаже; четком согласовании последовательных и параллельных деятельностей каждого; согласовании темпа и ритма деятельности; организации процесса общения в экипаже.

Управление этой деятельностью осуществляется с помощью документации, призванной обеспечить безопасность полетов. Количество документации непрерывно возрастает, вызывая резкое повышение психического напряжения в деятельности членов экипажей самолетов.

Чтобы снизить перенапряженность, мы предлагаем некую общую программу действий членов экипажа, включающую как соблюдение выше перечисленных условий совместной деятельности, так и учет рекомендаций, содержащихся в поступающей документации. Эта программа должна отражать также существующие в экипаже взаимосвязи (характер общения и т.д.).

Предлагаемая программа имеет следующее графическое выражение.

На листе бумаги наносится система параллельных горизонтальных линий, называемая летной строкой. На каждую горизонтальную линию «летной строки» записывается планируемая деятельность только одного члена экипажа. В зависимости от специальности члена экипажа эти записи располагаются в следующем порядке. На первой верхней горизонтальной линии записывается деятельность пилота, активно управляющего самолетом (рисунок). На второй сверху горизонтальной линии записывается деятельность пилота, заключающаяся в контроле за выполнением полета в соответствии с заданной программой и в выполнении дополнительных функций по работе с оборудованием в кабине, обеспечивающим полет. На третьей горизонтальной линии записывается деятельность штурмана, на четвертой бортинженера, на пятой бортрадиста. Отсутствие в составе экипажа того или иного специалиста исключает из «летной строки» горизонтальную линию, на которой записывается его деятельность. Таким образом количество горизонтальных линий в «летной строке» всегда соответствует числу членов экипажа самолета, чем обеспечивается запись летной деятельности экипажа любого самолета в любом составе.

Над «летной строкой» для обозначения целей экипажа, возникающих в процессе выполнения программы полета, наносится дополнительная пунктирная горизонтальная линия, называемая линией ситуаций.

Под «летной строкой» для различных указаний, обращающих внимание членов экипажа на те или иные (в соответствующий момент полета) ограничения, запрещения, особенности действий и т.д., наносится штриховая горизонтальная линия, называемая линией предупреждения.

Длины дополнительных горизонтальных линий равны длине текста, расположенного на них.

Горизонтальные линии «летной строки» и дополнительные горизонтальные линии расположены друг от друга на равном расстоянии (см. рисунок, S1 = S2 = S3 = S4 = S5 = S6) и соединяются вертикальной чертой в начале в конце «летной строки», в местах начала ситуаций.

Для показа характера общения в экипаже могут быть применены в процессе описания текста условные индексы:

 

133

 

 

134

 

(1)—пилота, управляющего самолетом активно;

(2) — пилота, контролирующего выполнение полета;

(3 — штурмана;

(4) — бортинженера;

(5) — бортрадиста;

(6) — диспетчера, управляющего воздушным движением;

(!) — индекс команды или информация всем членам экипажа;

()—индекс, указывающий на взятие управления самолетом пилотом, контролировавшим полет;

(↓)—индекс, указывающий на переключение пилота, управлявшего самолетом активно, в работу по контролю за выполнением полета.

Правила записи текста на «летной строке» и применения условных индексов. Запись планируемой деятельности членов экипажа осуществляется с использованием грамматики языка, на котором она выполняется, и с помощью принятых условных индексов. Главной горизонтальной линией «летной строки» является первая верхняя линия, и в соответствии с записями на ней производятся записи на остальных линиях. Записи о деятельности каждого члена экипажа находятся друг под другом, если эта деятельность должна совершаться одновременно, и записи сдвигаются относительно друг друга по горизонтали, если деятельность членов экипажа последовательна. Запись о деятельности члена экипажа, начинающего выполнение операции, находится левее записи о деятельности члена экипажа, продолжающего выполнение операции. Индексы (1), (2), (3), (4), (5), (6) ставятся в конце команд и сообщений членов экипажа и означают, что данная команда или информация относится к члену экипажа, чей индекс установлен в конце обращения. Индекс (!) означает команду или информацию всем членам экипажа одновременно.

Индекс () на второй горизонтальной линии и индекс (↓) на первой горизонтальной линии означают передачу активного управления самолетом пилотами друг другу и подразумевают, что пилот, подключившийся к активному управлению самолетом, руководствуется с этого момента описанием деятельности, выполненным на первой горизонтальной линии «летной строки», и его индексом стал индекс (1), а пилот, отключившийся от активного управления самолетом, руководствуется с этого момента описанием деятельности, выполненным на второй горизонтальной линии «летной строки», и его индексом стал индекс (2).

 

«Летная строка» с дополнительными линиями

 

 

При этом проверяющий пилот или старший специалист, включенный в состав экипажа, занимая рабочее место члена экипажа в кабине, руководствуется в своей деятельности программой, предназначенной для специалиста, место которого он занимает, что необходимо для сохранения взаимосвязей установленных в экипаже.

Использование предлагаемой программы деятельности членов экипажа самолета обеспечивает:

комплексное отображение деятельности членов экипажа самолета;

отображение характера взаимодействия и общения в экипаже;

выполнение нормирования затрат рабочего времени для каждого члена экипажа;

выявление работ, выполняемых членами экипажа, не свойственных их специальности и отвлекающих от выполнения основных обязанностей в полёте;

повышение безопасности полетов за счет оптимизации деятельности членов экипажа самолета.

 

Поступила в редакцию 11.IV 1983 г.