Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

165

 

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

 

О РАБОТЕ VI ВСЕСОЮЗНОГО СЪЕЗДА ОБЩЕСТВА ПСИХОЛОГОВ СССР

 

Е. С. РОМАНОВА

Москва

 

На современном этапе развития социалистического общества все большее значение приобретает применение психологических знаний для решения практических задач. Заметно повысился методологический уровень психологических исследований, разрабатываются новые виды психологических экспериментов, используется современная вычислительная техника. В нашей стране престиж психологической науки неуклонно растет, усиливается общественный интерес к ней. Психология представлена организациями и учреждениями в Академии наук СССР, в АПН СССР, в АН союзных республик, в вузах, пединститутах, в практических, промышленных и других организациях. Существенный вклад в разработку ее важнейших проблем вносят психологи всех союзных республик.

Прошедший в августе 1983 г. VI Всесоюзный съезд психологов критически оценил важнейшие достижения психологической науки в разных ее областях: социальной и инженерной, детской и педагогической, общей и дифференциальной психологии, психофизиологии, психологии труда, управления и др. На съезде психологов были представлены новые направления отечественной психологии: системный анализ оснований психологической науки, ее фундаментальных категорий и методов; психологические проблемы экономики, в том числе управления народным хозяйством; научные основы практической психологии; проблемы психологической службы в разных сферах общественной практики. VI Всесоюзный съезд психологов рассмотрел также наиболее важные моменты деятельности Общества психологов СССР.

За период со времени работы V съезда Общества в нашей стране произошли знаменательные события: XXVI съезд КПСС, празднование 60-летия образования СССР, ноябрьский (1982 г.) и июньский (1983 г.) Пленумы ЦК КПСС, которые определили основные задачи советского народа в дальнейшем развитии нашего общества: развитие социалистической демократии, повышение уровня общественного производства, его эффективности, скорейшее внедрение достижений науки и техники в практику народного хозяйства. XXVI съезд КПСС наметил основные направления социального и экономического развития нашей страны на период 1981—1985 гг. и до 1990 г. Директивы XXVI съезда, решения Пленумов ЦК КПСС и постановления Совета Министров СССР лежат в основе научной и организационной деятельности Общества психологов СССР.

VI Всесоюзный съезд психологов проходил в Москве с 18 по 22 августа 1983 г. под девизом «Решения XXVI съезда КПСС — в жизнь». На съезде обсуждались не только вопросы современного состояния советской психологической науки, но также перспективы ее дальнейшего развития.

Научная программа съезда включала два пленарных заседания, 48 симпозиумов и три «круглых стола». В программе было выделено восемь основных направлений, по которым были объединены симпозиумы:

I. Категории, принципы и методы психологии. Симпозиумы:

1. Философские проблемы психологии.

2. Предмет, категории и методы психологии.

II. Личность в системе общественных отношений. Симпозиумы:

1. Проблемы психологии личности.

2. Мотивы поведения и деятельности.

3. Проблемы формирования потребностей.

4. Дифференциальная психология личности (системные исследования индивидуальности).

5. Психологические вопросы борьбы с отклонениями в развитии личности.

6. Психодиагностика личности.

III. Социально-психологические проблемы в условиях развитого социалистического общества. Симпозиумы:

1. Методологические и теоретические проблемы социальной психологии.

2. Психологические проблемы образа жизни.

3. Малые группы, коллективы и управление ими.

4. Психология межличностного познания.

5. Проблемы психологии общения.

6. Психологические проблемы пропаганды.

IV. Психологические проблемы повышения эффективности и качества труда. Симпозиумы:

1. Психологический анализ деятельности.

2. Психологические аспекты воспитания трудящихся на социалистическом предприятии.

3. Профотбор и профориентация.

4. Психологические проблемы профподготовки.

5. Анализ и проектирование деятельности человека в СЧМ.

6. Психологическая служба на производственном предприятии.

V. Психические процессы. Симпозиумы:

1. Сенсорно-перцептивные процессы.

2. Мышление и творчество.

3. Проблемы психологии внимания.

4. Мнемические процессы.

5. Процессы принятия решений.

6. Эмоции.

 

166

 

7. Воля.

8. Психология речи.

VI. Проблемы психофизиологии. Симпозиумы:

1. Общая психофизиология.

2. Дифференциальная и генетическая психофизиология.

3. Психические состояния.

4. Нейрофизиологические основы психики.

VII. Воспитание, обучение и психическое развитие. Симпозиумы:

1. Психология дошкольника.

2. Психология школьника.

3. Психологические проблемы высшей школы.

4. Учебная деятельность и трудовая подготовка школьников.

5. Психология обучения и профессиональное образование взрослых.

6. Психология воспитания.

VIII. Диагностика нарушений и восстановление психических функций человека. Симпозиумы:

1. Психологические проблемы функциональных нарушений психики.

2. Психологические проблемы органопатологии, нейропсихологии.

3. Дефект и компенсация.

Один из «круглых столов» был посвящен теме «Проблемы психологической службы в СССР»; на двух других проходили встречи специалистов, читателей с редакционными коллегиями журнала «Вопросы психологии» и «Психологического журнала».

На первом пленарном заседании присутствовало около 1,5 тыс. человек. Докладом «Состояние и перспективы развития советской психологической науки в свете решений XXVI съезда КПСС и постановлений ноябрьского (1982 г.) и июньского (1983 г.) Пленумов ЦК КПСС» съезд открыл президент Общества психологов СССР член-корреспондент АН СССР проф. Б.Ф. Ломов. Он подчеркнул, что психология имеет самое прямое отношение к выявлению резервов роста производительности труда, развитию техники, совершенствованию управления народным хозяйством, подготовке кадров, охране здоровья людей, обучению и воспитанию подрастающего поколения, формированию нового человека. Затем с пленарными докладами по наиболее актуальным проблемам советской психологии выступили ведущие психологи нашей страны:

А. А. Бодалев, Е. В. Шорохова. Психологические проблемы формирования нового человека;

A. И. Китов, П. А. Скипетров. Психологические проблемы управления народным хозяйством на современном этапе;

B. П. Зинченко, В. М. Мунипов, В. Ф. Рубахин. Психологические проблемы эффективности и качества труда;

А. М. Матюшкин, Н. В. Кузьмина. Состояние и задачи развития возрастной и педагогической психологии;

П. Р. Атутов, Е. А. Климов. Проблемы психологического обеспечения подготовки молодежи к труду и выбору профессии;

А. А. Крылов, В. Д. Шадриков, В. А. Иванников. Об основах подготовки психологических кадров;

Б. В. Зейгарник, М. М. Кабанов, Ю. Ф. Поляков. Здравоохранение и проблемы психологии;

Ю. М. Забродин, Е. В. Таранов. О развитии психологической службы в СССР.

Журналы «Вопросы психологии» и «Психологический журнал» публикуют статьи, написанные авторами на основе пленарных докладов.

На втором пленарном заседании были обсуждены: отчет Центрального Совета Общества психологов СССР при Президиуме АН СССР за период с 1977 по 1983 г., отчет Центральной ревизионной комиссии. Был утвержден отчет мандатной комиссии, принято решение об изменении Устава Общества. Участники съезда послали приветствие Центральному Комитету КПСС. Съезд принял резолюцию и выбрал руководящие органы Общества психологов СССР.

В дни работы съезда в 1-м гуманитарном корпусе МГУ была открыта выставка книг по психологии, изданных в нашей стране с 1977 по 1983 г.

На VI съезде с решающим правом голоса были избраны 700 делегатов от всех отделений (их 31) Общества психологов СССР; среди делегатов — видные деятели психологической науки, академики, члены-корреспонденты АН СССР, АПН СССР, АН союзных республик: 117 докторов наук, 344 кандидата наук; 91 профессор; 182 доцента; 63 старших научных сотрудника. Наиболее многочисленной была делегация РСФСР — 302 делегата, а в РСФСР — делегация Москвы (135 человек), что составляет 24% всех избранных на съезд делегатов. На втором месте по представительности — делегация Украинского отделения (16,3% делегатов) и на третьем — Казахского отделения (4,8% делегатов).

В данной статье мы остановимся главным образом на тех вопросах, которые касаются проблем обучения, воспитания. В докладе А. М. Матюшкина и Н. В. Кузьминой «Современное состояние и задачи детской, возрастной и педагогической психологии» отмечались достижения детской, возрастной и педагогической психологии на сегодняшний день, перспективы развития науки в связи с задачами XXVI съезда КПСС и июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС. Более подробно обсуждения проблем возрастной и педагогической психологии проходили на симпозиумах, объединенных в направление VII «Воспитание, обучение и психическое развитие». Его программа охватывала основные возрастные этапы развития, начиная с психологии дошкольника, и завершалась психологией обучения взрослых. В выступлениях и дискуссиях подчеркивалось высказанное в трудах известного советского психолога Б.Г. Ананьева положение о том, что при исследовании процесса психического развития детей, применении психологических знаний в практике следует иметь в виду, что психология должна рассматривать не отдельные возрастные периоды, а в целом становление жизненного пути человека от рождения до взрослости.

Анализируя доклады и выступления участников симпозиума «Психология дошкольника» (организаторы Н. Н. Поддьяков, Э. А. Александрян, В. К. Котырло), можно отметить, что

 

167

 

современные исследования характеризуются переходом от анализа отдельных линий психического развития ребенка к изучению целостного процесса психического развития. Такие исследования ведутся по нескольким направлениям: изучение условий и закономерностей формирования познавательных способностей у дошкольников; особенностей развития эмоциональных процессов в дошкольном детстве; общения детей со взрослыми и сверстниками; межличностных взаимоотношений в дошкольных коллективах и их влияния на формирование детской личности и др. Все более широко используется системный подход, позволяющий выявить стержневые линии развития дошкольника. В числе более общих проблем начинают исследоваться проблемы физического, умственного, эстетического, нравственного воспитания ребенка.

Большое внимание в докладах и выступлениях на этом симпозиуме было отведено разработанной А.В. Запорожцем концепции качественно своеобразных ступеней психического развития. А.В. Запорожец указывал на необходимость «амплификации», т. е. обогащения развития на каждой стадии, максимального использования характерных для нее воспитательных возможностей, специфических видов познания и деятельности. Было подчеркнуто, что эта установка определяет научно-практическую деятельность НИИ дошкольного воспитания АПН СССР и ряда других научных коллективов страны, работающих в области раннего и дошкольного детства.

Важное место в выступлениях занимали вопросы, связанные с внедрением психологических знаний в практику. В настоящее время НИИ дошкольного воспитания и НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР подготовлена новая «Программа воспитания в детском саду» (1982) и методические указания к ней. Особое внимание уделяется старшим дошкольникам, их подготовке к школе.

Участники симпозиума отмечали перспективы развития исследований; в частности, много говорилось о необходимости развивать исследования по формированию гармонически развитой личности, углублять комплексные психолого-педагогические исследования потенциальных возможностей дошкольников.

Во всех выступлениях и дискуссиях на симпозиуме «Психология школьника» (организаторы А. К. Маркова, А. А. Степанов, Н. Ф. Талызина) подчеркивалось, что ориентированность партии на решение наукой практических задач требует конкретной перестройки возрастной и. педагогической психологии. Необходимо значительно интенсифицировать и придать практическую направленность психолого-педагогическим исследованиям в связи с предстоящей реформой школы. Следует определить содержание образования в каждом звене системы народного образования (дошкольное воспитание, школа, среднее специальное образование, высшая школа, обучение взрослых), разработать целостную теорию психического развития человека, охватывающую всю его жизнь, разработать эффективные методы обучения и воспитания. В обсуждении проблем психологии школьника особое место занимали вопросы психического развития: возрастных и индивидуальных особенностей развития, источников и движущих сил психического развития, внешних и внутренних факторов в развитии, соотношения природного и приобретенного на различных этапах психического развития человека. Подчеркивалось, что до сих пор не разработаны нормативные шкалы психического развития, которые определяли бы нормы развития психических процессов, общих и специальных способностей. Была отмечена недостаточность изучения проблем формирования личности учащихся, первостепенных как для понимания закономерностей развития человека, так и для практики учебно-воспитательной работы школы.

Особое внимание было обращено на обсуждение методов экспериментального исследования, в частности на необходимость разработки средств измерения, оценки и прогноза различных аспектов психического развития. Отмечая актуальность возрастной психодиагностики обучения и воспитания, участники симпозиума подчеркивали, что диагностическая практика тормозится недостаточной разработкой проблемы способностей, проблемы критериев умственного и личностного развития.

Впервые в практике проведения съездов психологов проходила работа симпозиума «Психологические проблемы высшей школы» (организаторы Я. В. Кузьмина, Л. А. Кандыбович, В. А. Филь). В центре его внимания были проблемы формирования личности специалиста на этапе вузовского обучения и вхождения в самостоятельную профессиональную деятельность. Подчеркнута плодотворность системного подхода к учебно-познавательной деятельности, в рамках и средствами осуществления которой студент формируется как специалист и член будущего производственного коллектива. В этой связи актуальна проблема моделирования в обучении целостного содержания будущей профессиональной деятельности в ее предметном и социальном контекстах.

Одним из основных противоречий на пути достижения целей обучения и воспитания в вузе является противоречие между искомым коллективным результатом, совместной деятельности преподавателей и реальными результатами каждого из них; это противоречие порождает целый ряд социально-психологических проблем.

Особый интерес вызвала проблема вузовского учебника как основного средства обучения, В современных условиях необходимы: создание книги нового типа, ориентированной на самообразование обучающегося с помощью этой книги; обогащение способов представления информации, обеспечивающих возможности смыслового чтения; создание системы учебных книг по каждому предмету, обеспечивающих усвоение и самоконтроль знаний, практических умений и навыков.

Участники симпозиума «Учебная деятельность и трудовая подготовка школьников» (организаторы Я. А. Менчинская, Э. А. Фарапопова, Ф. И. Иващенко) отметили, что успешнее формирование трудовой деятельности возможно при условии организации трудового обучения школьников в соответствии с закономерностями формирования учебной деятельности; необходимо знание особенностей развития технического мышления, условий положительной

 

168

 

мотивации к труду и формирования психологической готовности к труду.

На симпозиуме обсуждались различные вопросы учебной и трудовой подготовки школьников: развитие у школьников технического мышления, умения планировать трудовую деятельность, формирование мотивов овладения профессиями; содержание и уровни профессионального самовоспитания учащихся.

Подчеркивая большую теоретическую и практическую ценность проводимых исследований, выступавшие отмечали необходимость расширять и углублять исследования по психологическим основам трудового обучения и воспитания, подготовку школьников к труду и выбору профессии.

В заключение участники симпозиума внесли ряд предложений: в целях интенсификации и координации исследований создать при Президиуме Центрального Совета Общества психологов СССР, а также в региональных отделениях секцию «Психология трудового обучения и воспитания»; для повышения уровня психолого-педагогической подготовки учителей по труду включить в учебную программу предметы «Педагогическая психология», «Психология труда и профориентация».

На симпозиуме по психологии обучения и профессионального образования взрослых (организаторы Е. А. Климов, В. А. Моляко, Е. И. Степанова) подчеркивалась необходимость комплексного исследования этих проблем, учитывая их педагогический, социальный, экономический, физиологический аспекты. Выступавшие отмечали: хотя теоретически давно осознано, что важнейшим и необходимым условием успешной работы по профориентации является наличие описаний профессий, до сих пор этих разработок нет. В психологической литературе о профессиям проводится анализ операциональной стороны видов деятельности, но мало используются понятия психологии личности, хотя личностный подход в профессиоведении имеет первостепенное значение.

Подчеркивая, что исследования по психологии профессий имеют важное значение для соответствующего совершенствования педагогического образования, для подготовки учителя, участники симпозиума отмечали тот факт, что начинающие учителя не только не готовы к решению задач трудового обучения, но и не считают их важными; необходимо, чтобы психологические дисциплины в педвузе учитывали достижения научного психологического профессиоведения.

Был отмечен ряд недостатков и внесены предложения по дальнейшему совершенствованию психологии обучения и профессионального обучения взрослых; в частности, говорилось о необходимости изучения функционирования и формирования человека как субъекта трудовой деятельности на разных возрастных этапах его развития; речь шла о необходимости организации Государственной службы по профориентации молодежи.

На симпозиуме «Психология воспитания» (организаторы И. В. Дубровина, Г. С. Костюк, Л. И. Новикова) были подняты актуальные проблемы психологии воспитания. Обсуждавшиеся проблемы можно условно разделить на несколько основных направлений. При рассмотрении теоретических проблем психологии воспитания ребенка было подчеркнуто, что их решение возможно только при разработке комплексного подхода к воспитанию; необходимо сформулировать не только психологические закономерности, но и практические рекомендации, в частности по вопросам нравственного воспитания ребенка. Участники симпозиума подчеркивали необходимость пересмотра содержания, направленности и структуры всей программы нравственного воспитания ребенка с точки зрения особенностей перехода нравственных знаний в убеждения, развития эмоциональной сферы, нравственных чувств, возрастных особенностей формирования нравственных убеждений.

Важнейшей проблемой в проведении реформы школы является задача воспитания потребности в труде. Труд рассматривается как важный фактор воспитания определенных качеств личности в общественно полезной трудовой деятельности (трудолюбие, организованность и т. д.). Отмечались особенности формирования личности в системе межличностных отношений, говорилось о роли учителя в формировании личности.

В заключение участники съезда остановились на недостатках в работе психологов: нет комплексных исследований, не изучается проблема воспитания потребности, нет практически работ по вопросам полового воспитания.

Перспективы развития детской, возрастной и педагогической психологии изложены в резолюции VI съезда (см.: Вопросы психологии, 1983, № 6). Подчеркнуто, что особую важность и социальную значимость приобрели связанные с реформой психологические аспекты профессиональной ориентации, трудового и профессионального обучения, системного трудового воспитания, предусматривающего обязательное участие в реальном общественно полезном труде, формирование не только конкретных трудовых навыков и умений, но и таких общих черт личности, как трудолюбие и потребность в труде, ответственность за свою трудовую деятельность.

В целом съезд показал, что советская психологическая наука развивается в направлении как дальнейшей дифференциации, так и интеграции знаний. Выявился возросший интерес к решению крупных практических задач, которые возникают перед психологами на современном этапе развития социалистического общества.