Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

132

 

СОДЕРЖАНИЕ ТРУДА И ПОДГОТОВКА РАБОЧИХ КАДРОВ

 

С. Я. БАТЫШЕВ

 

Содержание труда рабочих на производстве представляет собой динамичную, постоянно развивающуюся систему трудовых функций, необходимых для выполнения определенного вида работ. Оно изменяется и развивается под воздействием совокупности ряда производственных факторов (типы производств, организация производства, организация труда), и среди них ведущее место занимает материально-вещественный фактор, включающий в себя средства труда и предмет труда.

Для того чтобы наметить пути подготовки рабочих широкого профиля и рабочих высокой квалификации, необходимо не только выявить тенденции научно-технического прогресса, его характерные особенности, но и проследить, какое влияние он оказывает на содержание труда и формирование новой профессионально-квалификационной структуры рабочих. Такой подход необходим для планомерного обеспечения народного хозяйства квалифицированными рабочими, для планирования рациональных масштабов подготовки рабочих квалифицированного труда по отдельным профессиям в соответствии с потребностью в них материального производства.

 

133

 

Известно, что в материальном производстве человек выполняет по крайней мере четыре основные функции: 1) использует свои мускулы в качестве двигательной силы для приведения в движение орудий и предметов труда; 2) управляет орудиями труда и воздействует на предмет труда; 3) налаживает, настраивает и ремонтирует орудия труда; 4) проектирует и организует процесс материального производства.

В содержании труда современного рабочего еще значителен удельный вес первых двух функций, но все заметнее становится удельный вес третьей и четвертой функций, что обусловлено повышением доли творчества в труде, повышением его содержательности.

Изменение роли квалифицированного труда можно проследить на примере важнейших отраслей промышленности, и прежде всего машиностроения, которому принадлежит ведущее место в осуществлении комплексной механизации и автоматизации всего социалистического производства. Как и в других отраслях народного хозяйства, в машиностроении быстрыми темпами растет доля профессий высококвалифицированного труда и, соответственно, численность рабочих этих профессий. Например, из 470 профессий станкостроительной и инструментальной отрасли машиностроения 333 относятся к профессиям квалифицированного труда, 11 — высококвалифицированного, 114 — малоквалифицированного и 12 — неквалифицированного. В 1980 г. удельный вес рабочих, имеющих профессии высококвалифицированного и квалифицированного труда, достиг в этих подотраслях 87%, а число этих профессий составило 77,3% (в 1975 г. — соответственно 81,4 и 73,1%).

В электротехнической промышленности в связи с внедрением автоматических и полуавтоматических линий и другого сложного оборудования более высокими темпами увеличивается численность рабочих высокой квалификации, занятых преимущественно наладкой и наблюдением за работой технологического оборудования. По расчетам, их доля возрастет с 1,2 в 1975 г. до 3,5% в 1990 г. Опережающими темпами будет расти численность рабочих таких профессий, как машинисты, штамповщики, термисты, механообработчики, слесари-сборщики электротехнических изделий. Доля занятых механизированным трудом увеличится за этот же период с 45 до 61,5%. В свою очередь будет сокращаться доля рабочих, выполняющих работы вручную не при машинах и механизмах (с 38% в 1975 г. до 19,6% в 1990 г.).

Внедрение автоматизированного оборудования существенно отразилось на функциях рабочих — токарей, фрезеровщиков, шлифовщиков, сверловщиков, которые теперь в большей мере осуществляют функции наблюдения за технологическим процессом. Теперь от рабочих, обслуживающих станки-автоматы, требуются разносторонние знания в области механики и кинематики, гидравлики, электроники, автоматики.

Рассмотрим изменение содержания труда в машиностроении и металлообработке на примере такой традиционной профессии, как слесарь-ремонтник. Эта профессия широко распространена не только в промышленности, но и в сельском хозяйстве и других отраслях народного хозяйства.

В 30-х гг. слесарь-ремонтник обслуживал 9— 10 типоразмеров станков, а в настоящее время 25—30 типоразмеров, используя при этом более 100 марок металла и неметаллических материалов, свыше 50 инструментов и приспособлений, в том числе инструменты высокой сложности и точности. В процессе работы ему приходится проверять от 8 до 20 параметров, добиваясь заданных классов точности и чистоты поверхности. Поэтому слесарь-ремонтник должен знать: последовательность разборки и сборки станка и его узлов; требования, предъявляемые к деталям, узлам и станку в целом; причины и степень износа деталей; методы и способы восстановления деталей, способы регулировки и настройки станков на выполнение определенных технологических операции; технологические процессы обработки деталей на ремонтируемых станках; конструкцию станков, их назначение и принцип работы; кинематику, гидравлику станков, электротехнику. Кроме того, слесарь-ремонтник должен иметь навыки выполнения сварочных работ, гальванопокрытий, термообработки, котельных работ и ряда других. В связи с широким применением в современном сложном оборудовании гидроприводов и пневмоприводов в работе слесарей-ремонтников значительно увеличился удельный вес операций по наладке сложных автоматических средств гидравлики и пневматики.

При испытании отремонтированного оборудования слесарь-ремонтник должен проверить работу различных узлов и механизмов, точность их взаимодействия, а также отрегулировать различные блокировочные, охлаждающие и транспортирующие устройства. Он должен хорошо знать средства автоматики, так как наибольшую сложность при ремонте представляют автоматические линии, которые состоят из различных моделей универсальных, специальных и агрегатных станков, связанных между собой транспортными и другими механизмами (поворотными столами, контрольными приспособлениями и т. д.). Слесарю-ремонтнику необходимо знать устройство всех станков и механизмов, входящих в линию, четко представлять их взаимодействие и работу различных блокировок при осуществлении автоматического цикла.

Хронометражные наблюдения показывают, что в среднем около 28% рабочего времени слесаря-ремонтника приходится на выполнение умственного труда.

С расширением масштабов автоматизации численность рабочих-слесарей увеличивается. Например, в приборостроении их численность составляет 40% общей численности рабочих. К 1990 г. рабочие слесарно-сборочных и монтажно-наладочных групп профессий будут занимать доминирующее положение в приборостроении.

В машиностроении комплексная механизация и автоматизация производственных процессов коренным образом изменяет содержание труда рабочих подавляющего числа профессий. Этот процесс хорошо виден на примере изменения содержания труда токаря — наиболее распространенной рабочей профессии.

В 30-х гг. токарь III разряда должен был уметь выполнять простейшие работы под руководством

 

134

 

мастера, управлять станком определенного типа и конструкции, а также знать правила применения режущих и измерительных инструментов.

В 40-х гг. токарь должен был знать назначение основных узлов станка, места возможных поломок при перегрузках, назначение простых режущих и измерительных инструментов и приспособлений, охлаждающих и смазывающих жидкостей, маркировку ходовых материалов, а также виды брака. В 60-х гг. требования к токарю усложнились. Токарю необходимо было знать устройство однотипных станков, наиболее распространенных универсальных приспособлений и их применение; назначение и правила применения нормального и специального режущего инструмента; правила заточки и установки резцов и сверл; назначение и условия применения контрольно-измерительных инструментов средней сложности и точности; основные сведения о допусках, классах точности и чистоты обработки.

В 1969 г. токарь уже должен был знать устройство, правила наладки и проверки на точность универсальных токарных станков; правила управления крупными станками, которые обслуживаются совместно с токарем более высокой квалификации; устройство и правила применения специальных приспособлений; устройство и правила применения контрольно-измерительных инструментов и приспособлений высокой сложности; геометрию и правила заточки режущего инструмента, изготовленного из инструментальных сталей или оснащенного пластинками из твердых сплавов или минералокерамики; знать допуски и посадки, классы точности и чистоты обработки; основные свойства обрабатываемых материалов.

В 80-х гг. содержание труда токаря III разряда еще более изменилось: основными в его работе становятся регулировочно-наладочные и контрольные функции. От токаря уже требуется знание механики, электротехники, электроники, систем автоматизации.

Если при машинно-ручном труде токарь затрачивает в среднем 59,4% рабочего времени на выполнение ручных работ и 7,4% — на выборочный контроль качества обрабатываемых изделий, то, при машинно-автоматическом труде затраты времени на выборочный контроль качества и наблюдение за работой машин по отношению к общим затратам времени составляют уже 62%. Включение и выключение оборудования при машинно-автоматическом труде занимает 28% времени, затрачиваемого на те же операции при машинно-ручном труде. При машинно-ручном труде трудовые функции станочников максимально ограничены и сводятся главным образом к установке, закреплению, снятию и межоперационной транспортировке обрабатываемых деталей. Все другие работы, связанные с техническим обслуживанием оборудования и технологической оснастки, закреплены за наладчиками, слесарями-ремонтниками, смазчиками и т. д. Это приводит, с одной стороны, к тому, что значительную часть рабочего времени станочник ожидает этих рабочих для выполнения ими соответствующих работ, а с другой стороны — к неоправданному увеличению численности последних.

В результате в машиностроении на каждых 7—8 станочников-операционников приходится один наладчик. Потери рабочего времени станочника только из-за ожидания наладчика составляют более 20%, а на отдельных участках они в 2—3 раза больше времени, затрачиваемого на наладку.

В недалеком прошлом в одном из цехов Московского станкостроительного завода «Красный пролетарий» 30% времени простоев станочников были связаны с неисправностью оборудования, которую станочники не могли ликвидировать самостоятельно, а свыше 10%—с текущим ремонтом оборудования. Это приводило к тому, что один станочник постоянно нуждался в работе 4—5 высококвалифицированных рабочих (мастера, механика, слесаря, наладчика) и во время их работы простаивал.

При машинно-автоматизированном труде в затратах рабочего времени преобладает машинное время, появляется возможность расширения функций станочника, и, в частности, он теперь может выполнять функции по наладке станков, контрольные операции и мелкий текущий ремонт. В механическом цехе завода «Красный пролетарий» на поточной линии по обработке шестерен, укомплектованной универсальным оборудованием, работало 11 металлообрабатывающих станков. Их обслуживало 17 рабочих ведущих профессий — токари и зуборезчики III разряда. После внедрения нового оборудования и изменения технологического процесса поточная линия стала автоматической с переналаживаемым технологическим процессом. Теперь ее обслуживают 9 наладчиков VVI разрядов. На этом же заводе в сборочном цехе обработка плоскостей деталей станка 1К62 до внедрения нового оборудования производилась 16 рабочими. После внедрения на поточной линии нового оборудования количество их уменьшилось до 10. В автоматизированном производстве удельный вес станочников и подсобных рабочих сокращается. При этом ведущую роль в производстве играют рабочие профессии высококвалифицированного труда, от которых зависит функционирование сложной и высокопроизводительной техники.

Современные машины совершенствуются по линии упрощения их регулирования, так как эта функция переходит от рабочего к машине, но одновременно увеличивается время на установку и снятие детали. Труд рабочего-станочника упрощается: станочник-универсал стал сначала станочником-операционником, потом — оператором станка-автомата, а в автоматизированном производстве — оператором пульта управления. Значительно усложнились функции наладчиков, электромонтеров, ремонтных рабочих. В современных металлорежущих станках, машинах, технологических установках широко применяется автоматизированный электропривод, представляющий собой сложные цепи электрических соединений, блокировок и сигнализаций. Для их обслуживания электромонтеру необходимо знать не только электрические схемы и иметь навыки регулирования механизмов данного технологического потока (механических датчиков, гидравлических устройств, транспортных систем и др.). Применение электронно-ионного управления электроприводом, нашедшее широкое распространение в ряде технологических процессов, потребовало от электромонтеров

 

135

 

знаний в области промышленной электроники. Глубокие теоретические и специальные знания стали основой квалификации современного электромонтера.

В настоящее время профессиональная группа «наладчики» объединяет 14 профессий: наладчик кузнечно-прессового оборудования, наладчик токарных автоматов и полуавтоматов, наладчик шлифовальных станков, наладчик автоматических линий и станков и др.

У рабочих-наладчиков этой группы выявлено более 70 умений электротехнического содержания, 123 — механотехнического содержания и 32 автоматико-технического. В результате дальнейших расчетов были определены коэффициенты подготовленности по этим умениям. Так, коэффициент электротехнической подготовленности наладчика составил 15,5%, коэффициент механотехнической подготовленности — 14,2%, а коэффициент автоматико-технической подготовленности — 21,3%. Выявленные группы умений должны стать структурными компонентами инварианта их технико-технологической деятельности.

Следовательно, в содержание подготовки наладчиков должны быть внесены соответствующие изменения. Аналогичный подход к определению содержания подготовки рабочих должен быть обеспечен и ко всем другим профессиям.

Особенно усложнились функции наладчика автоматической линии. Он должен уметь читать сложные чертежи, графики, кинематические схемы, выполнять эскизы, составлять технологические карты и пользоваться ими. Поэтому в его подготовке более широко должны быть представлены элементы инженерно-технических знаний для проведения расчетов с применением математики, физики, электротехники, пневматики, гидравлики, связанных с осуществлением наладочных, расчетных и контрольных функций. Это позволяет ему выбирать рациональные способы для достижения наилучших результатов в работе и предупреждать неполадки. Такой рабочий способен визуально полностью охватить оборудование автоматической линии, наблюдать за работой узлов и механизмов на значительном расстоянии, безошибочно определять изменения, происходящие в предметах труда, проникать в сущность технологических процессов, принимать соответствующие решения, доводить технологический процесс до заданных параметров, анализировать результаты своего труда и качество изготовленной продукции. Наладчик автоматической линии способен перерабатывать большое количество информации, поступающей от многочисленных приборов, осуществлять необходимый контроль за ними и свободно ими управлять. Трудовые навыки его настолько многообразны, что это дает ему возможность включаться в случае необходимости в любое звено производственного процесса на автоматической линии. При этом от него требуется не только виртуозное выполнение ручных приемов, но и глубокие технические и специальные знания.

Большие изменения происходят в профессионально-квалифицированной структуре кадров в сельском хозяйстве. Примером может служить эволюция в трудовых функциях механизаторов.

Профессия тракториста появилась в стране в конце 20-х гг. Тогда их насчитывалось немногим более 600 человек.

Вместе с трактористом-рулевым появилась профессия ремонтного рабочего. В этот период в сельском хозяйстве только начинался процесс механизации, техника была несложной и обязанности трактористов сводились главным образом к работе на тракторе и проведению технического ухода за ним. С увеличением тяговой мощности трактора и ширины захвата прицепных машин возникла потребность в прицепщиках. В 30—40-х, начале 50-х гг. на базе этой профессии появились профессии комбайнера прицепного комбайна, сеяльщика, машиниста свеклоуборочного, картофелеуборочного и силосоуборочного комбайнов. С появлением тракторов на гусеничном ходу наряду с профессией тракториста колесных тракторов появилась профессия тракториста гусеничных тракторов. Одновременно в промышленности для работы на тракторах-тягачах возникла специальность тракториста-водителя. С увеличением количества тракторов в сельском хозяйстве возникла необходимость в специализации ремонтных рабочих, поэтому появились такие профессии, как слесари по ремонту ходовой части трактора, по ремонту электрооборудования, по ремонту системы питания и по ремонту гидравлической системы.

В 50-х гг., в связи с появлением тракторов, оборудованных навесной системой, профессиональные функции прицепщика перешли к трактористу. В результате сформировалась качественно новая профессия — тракторист-машинист, которая в настоящее время в сельском хозяйстве является преобладающей. В этот же период в связи с реорганизацией МТС функции рабочих профессии тракториста-машиниста ходовой части расширились за счет включения в них функций слесаря по ремонту. Одновременно профессия тракториста колесных тракторов объединилась с профессией тракториста гусеничных тракторов. По мере развития тракторостроения и увеличения числа различных типов сельхозмашин некоторые функции полеводов, садоводов и овощеводов перешли к трактористу-машинисту. В ближайшие 10—15 лет в связи с применением тракторов новых типов (СШ-45, СШ-65, СШ-75) и дальнейшим разделением труда появятся новые специальности: тракторист-машинист-полевод, тракторист-машинист-овощевод, тракторист-машинист-садовод.

Если в первые годы появления профессии тракториста основными элементами в структуре его рабочего времени были полевые и стационарные работы, то последние 10—20 лет тракторист-машинист стал выполнять большой объем полевых (31%), ремонтных (26%) и погрузочно-разгрузочных работ (15%).

Создание нового, более мощного трактора К-701, имеющего на 20—40% более высокую производительность, чем предшествующая модель — трактор К.-700, потребует новых изменений в наименованиях и содержании профессий механизаторов. При быстром переналаживании сменного оборудования трактор К-701, имеющий 30 наименований сменного оборудования, может выполнять работу бульдозера, скрепера, погрузчика, снегоочистителя и др. Вполне понятно, что содержание труда рабочего, обслуживающего такую сложную машину и прицепные орудия, значительно отличается от

 

136

 

содержания труда традиционной профессии тракториста. Это уже не просто тракторист, а тракторист-машинист широкого профиля, механизатор сельскохозяйственного производства, владеющий многими смежными профессиями, основами агротехники и экономики сельского хозяйства, выполняющий весь комплекс сельскохозяйственных работ — от подготовки почвы, посева до уборки. Зимой они ремонтируют тракторы и другие машины, выполняют различные транспортные работы. Таким образом, технический прогресс в сельском хозяйстве, механизация технологических процессов и прогрессивные формы организации производства внесли существенные изменения в содержание труда механизаторов и позволили значительно повысить их занятость в течение года. Сформировалась новая профессия — механизатор широкого профиля. Отлично владея новой техникой, имея широкий круг профессиональных навыков, умений и специальную сельскохозяйственную подготовку, он выполняет различные виды работ на полях и фермах с помощью комплексов машин, владеет ремонтным и станочным оборудованием.

С внедрением механизации на животноводческих фермах возникает потребность в различных механизаторских профессиях и в этой отрасли производства, изменяется содержание труда работников, занятых в ней. На фермах появляются поточные линии конвейерного доения коров и обработки молока, внедряются автоматизированные методы приготовления и раздачи кормов, гидравлические системы уборки навоза и другие автоматические линии, обеспечивающие непрерывность производственных процессов и, соответственно, изменяющие трудовые функции работающих.

В современном животноводстве можно выделить две группы профессий. Первая — операторы животноводческих комплексов — объединяет рабочих, обеспечивающих технологические процессы откорма и содержания различных групп животных, а также получение продукции животноводства. Это рабочие следующих профессий: мастера животноводства по крупному рогатому скоту, свиноводству, овцеводству, птицеводству и др.; мастера машинного доения, операторы молочного (мясного) животноводства, занятые на выращивании и откорме крупного рогатого скота, операторы по приготовлению и раздаче кормов и др. Вторая группа — механизаторы животноводческих ферм и комплексов — объединяет рабочих, занятых выполнением монтажа, ремонтом и пусконаладкой оборудования, его эксплуатацией, т. е. умеющих налаживать оборудование, задавать работу машинам, контролировать их и наблюдать за происходящими процессами. Это рабочие высокой квалификации, механизаторы животноводческих ферм (с умением выполнять работы электромонтера по ремонту электрооборудования), слесари-ремонтники (по монтажу, эксплуатации и ремонту оборудования животноводческих ферм с умением выполнять работы электромонтера), слесари-ремонтники, занятые на ремонте и наладке животноводческих комплексов, и др. Например, основными трудовыми функциями механизаторов животноводческих ферм являются: выполнение операции по подготовке приборов и оборудования к работе; проверка работы отдельных механизмов; выполнение технологических регулировок; выполнение операций технического обслуживания; установка цикла режима и работы; приведение всех систем управления и контроля в рабочее положение и др.; наблюдение за системами управления и контроля при работе и во время кратковременных перерывов; использование средств пуска, управления и остановки техники; выполнение операций по монтажу, пусконаладке и ремонту машин и оборудования; соблюдение правил техники безопасности; определение технического состояния оборудования по показаниям приборов; устранение неисправностей в процессе работы; осмотр техники по окончании работы, очистка ее от пыли и грязи и устранение неисправностей; проверка качества получаемой продукции.

Наряду с появлением новой профессии — мастер машинного доения — появился новый профиль современного работника животноводства — животновод-механизатор животноводческих ферм, обладающий не только специальными знаниями и навыками по профессии механизатора, но и общими знаниями, необходимыми для работников животноводства, т. е. знающий правила содержания, кормления и ухода за животными, умеющий работать на комплексе машин по заготовке кормов и эксплуатировать оборудование ферм, а также знающий основы зоотехники. Как правило, животновод-механизатор в течение года полностью занят работой по специальности.

С развитием комплексной механизации возникают новые профессии и в птицеводстве. Если ранее птичница, работая вручную, обслуживала в год 2—3 тыс. кур-несушек, то теперь оператор птицефабрик и птицеферм с помощью механизмов может обслуживать 12 тыс. кур-несушек и более. Оператор птицефабрик и птицеферм — это уже рабочий высокой квалификации. Он должен знать анатомию и физиологию сельскохозяйственных птиц; технологию выращивания и содержания различных видов птиц на промышленной основе; кормовые рационы, способы их приготовления и порядок скармливания; нормированное кормление; микроклимат и его значение для физиологии развития и продуктивности птицы; основы гигиены и ветеринарии; устройство и эксплуатацию технологического оборудования птицефабрик и птицеферм; назначение и принцип действия контрольно-измерительных приборов в инкубатории и электрооборудование инкубатория. Особенно высокие требования предъявляются к умениям оператора. Он должен уметь эксплуатировать оборудование и средства механизации и автоматизации птицефабрик и птицеферм при кормлении, поении птицы, уходе за ней и сборе яиц; следить за показаниями контрольно-измерительных приборов и регулировать воздухообмен, температуру и влажность воздуха в помещении для птицы; использовать ультрафиолетовые устройства для облучения птицы, правила техники безопасности и др.

С повышением технической вооруженности сельскохозяйственного труда и ростом квалификации кадров произошли серьезные изменения в разделении труда. Изучение опыта организации труда и производства в передовых механизированных бригадах и звеньях показывает, что только на основании глубокого анализа практики можно установить профиль работников ведущих профессий сельского хозяйства и определить

 

137

 

необходимый уровень их знаний, навыков и умений, в соответствии с требованиями развивающегося производства. Так, анализ трудовых операций, выполняемых механизатором животноводческих ферм с квалификацией электромонтера, проведенный ВНИИ профтехобразования, выявил, что в своей работе первый широко совмещает функции слесаря холодильно-компрессорных установок и электромонтера кормоцеха. Это требует внесения соответствующих изменений в содержание подготовки рабочих по рассматриваемой профессии.

Наряду с расширением существующей подготовки трактористов-машинистов широкого профиля, механизаторов животноводческих ферм, механизаторов мелиоративных и ирригационных работ, электриков, слесарей по ремонту сельскохозяйственной техники, шоферов возникает необходимость подготовки рабочих новых профессий. Такой новой профессией в сельском хозяйстве является мастер-наладчик сельскохозяйственной техники. Эти рабочие участвуют в подготовительных работах, производят монтаж и наладку оборудования, регулировку вспомогательных и исполнительных механизмов, настройку приборов, осуществляют техническое обслуживание машин, контроль за непрерывными технологическими процессами. Они могут работать во всех основных отраслях животноводства — скотоводстве, свиноводстве, овцеводстве и птицеводстве. Тенденция такова: формирование рабочего нового типа в сельском хозяйстве происходит по пути овладения несколькими смежными и родственными профессиями, создающими потенциальную возможность для перемены труда, выполнения ряда схожих по содержанию производственных процессов.

Анализ содержания труда рабочих показывает, что во всех отраслях промышленности все более сокращается удельный вес затрат физического труда. С передачей исполнительских функций машине рабочий большую часть своего рабочего времени занят управлением машин и их обслуживанием, наладкой и ремонтом. Это требует от рабочего сознательного использования широкого круга знаний, что влечет за собой внесение существенных изменений в содержание обучения по профессиям.

В промышленности к 1990 г. ожидается дальнейшее значительное сокращение численности рабочих, занятых тяжелым ручным трудом: вальцовщиков и их подручных, выполняющих работу вручную, горнорабочих очистного забоя, жестянщиков, кузнецов ручной ковки и их подручных (молотобойцев), проходчиков, стерженщиков ручной формовки, формовщиков ручной формовки, термистов, штукатуров и т. д. На смену старым профессиям приходят новые профессии: атомно-водородные и агрегатные сварщики, плазморезчики, термисты на установках ТВЧ, программисты, операторы счетно-аналитических установок, наладчики автоматических линий и станков с числовым управлением, аппаратчики на плазменных установках, машинисты-наладчики технологического оборудования, производства радиодеталей, контролеры сборки электрических машин, аппаратчики электрохимического производства, операторы высокочастотных установок, операторы электроакустических измерений и многие другие. Каждая из этих профессий содержательнее, интереснее тех, на смену которым она пришла.

Анализ профессионально квалификационной структуры рабочих показывает, что в настоящее время широкое распространение получают профессии, типичные для многих отраслей производства — так называемые сквозные профессии. Уже сейчас доля таких рабочих составляет в среднем 60%, а в отдельных отраслях промышленности (машиностроение и металлообработка, черная и цветная металлургия и др.) — 80—90% общей численности рабочих.

Таковы тенденции, характерные для всех отраслей народного хозяйства.

По данным ЦСУ СССР на 15 ноября 1968 г., в промышленности использовались на рабочих местах 20,6% техников, а в некоторых отраслях промышленности (черная металлургия) — до 40%. В среднем на промышленных предприятиях на рабочих местах используется 2— 3% инженеров и 20% техников. За восьмую пятилетку число техников, используемых на рабочих местах, увеличилось с 307 до 613 тыс., т. е. в 2 раза. Значительное увеличение техников произошло в девятой и в десятой пятилетках. В настоящее время на промышленных предприятиях страны в среднем каждый четвертый техник работает рабочим, а в некоторых отраслях еще больше (например, в легкой промышленности — 30%, химической — 33%, черной металлургии — 38%). Причем использование техников на рабочих местах носит не временный, а устойчивый характер.

В недалеком прошлом лучшими качествами рабочих считались сильная спина, крепкие ноги и руки, владение киркой, лопатой или мотыгой. Изменение отраслевой и профессионально-квалификационной структуры рабочих происходило в основном лишь со сменой поколений рабочих. Теперь эти изменения происходят в таких масштабах и такими темпами, что требуют приспособления к ним не только нового поколения, но уже работающих. В условиях быстрого «морального» старения знаний и навыков рабочему необходимо периодически повышать квалификацию. Новая техника требует для своего обслуживания, с одной стороны, более глубоких знаний, а с другой — меньшего числа рабочих. Это меньшее число рабочих вынуждено осваивать новые виды труда, совершенствовать свое мастерство; высвобождающиеся же рабочие должны пройти переквалификацию для обслуживания новых рабочих мест. Понятие «приобрел профессию на всю жизнь» потеряло свое прежнее значение. Периодическое, через 4—5 лет, обучение рабочих становится законом производства. В результате на протяжении своей трудовой деятельности человек должен обновлять знания, т. е. повышать квалификацию, не менее 7—8 раз, что в общем-то совпадает с темпами технического прогресса.

Высокий уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки рабочих становится обязательным условием успешного труда.

В этих условиях одной из важных задач является разработка «модели рабочего будущего» с учетом требований социального и научно-технического прогресса. Разработка такой модели позволит пересмотреть всю систему подготовки и повышения квалификации рабочего в соответствии с его ведущей ролью в коммунистическом строительстве.

 

Поступила в редакцию 8.IX 1983 г.