Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

119

 

ТЕМАТИЧЕСКИЕ СООБЩЕНИЯ И ПУБЛИКАЦИИ

 

О НАПРАВЛЕНИЯХ И ЗАДАЧАХ НАУЧНОЙ РАЗРАБОТКИ ПРОБЛЕМЫ СПОСОБНОСТЕЙ

 

А. А. БОДАЛЕВ

 

Среди многих проблем в психологической науке одно из важнейших мест всегда занимала проблема способностей. И очевидно, одной из главных причин, постоянно поддерживающих сохранение интереса к этой трудно поддающейся научному освещению проблеме, являлась ее большая практическая значимость. Человечество хотело знать закономерности и механизмы формирования у людей психических свойств, которые представляли Э его глазах ценность, поскольку помогали им добиться высоких результатов в деятельности.

Особенно возросло значение научной разработки этой проблемы для общества, строящего коммунизм. В условиях нашего общества психологическая наука должна развернуть теоретические, экспериментальные и прикладные исследования способностей, и развития и воспитания таким образом, чтобы получаемые результаты в максимальной степени помогали непрерывно совершенствовать всю действующую в нашей стране систему выявления, формирования и актуализации способностей у всех поколений советских людей и особенно у тех, которые вступают в жизнь.

Свой вклад в разработку проблемы способностей должны внести все области психологии — общая, социальная, возрастная, педагогическая, психология труда и все другие.

Необходимо поднять на более высокий теоретический уровень научное освещение проблемы способностей, осуществляемое с позиций общей психологии. В прошлом, в 50—60-е гг. благодаря трудам Б.С. Ананьева [1], [2], [3], A.Г. Ковалева [9] В.Л. Дранкова [6], B.И. Киреенко [8], В.А. Крутецкого [10], Н.С. Лейтеса [12], А.Н. Леонтьева [13], [14], В.Н. Мясищева [9], [15], К.К. Платонова [16], С.Л. Рубинштейна [17], Б.М. Теплова [18], [19], [20] и других советских исследователей был сделан качественно важный шаг в научном понимании всех главных аспектов проблемы способностей. С марксистских позиций, и на теоретическом и на экспериментальном уровнях, этими учеными был определен контекст научного рассмотрения проблемы способностей: обязательное рассмотрение ее в связи с проблемой деятельности, поскольку именно в деятельности человек как ее субъект проявляет свойства психики, называемые способностями, если он с этой деятельностью успешно справляется, и поскольку именно в деятельности у него происходит развитие этих свойств.

В деятельности, как известно, принято выделять объективные и субъективные характеристики. К первым относят предмет деятельности, средства (орудия и знаки) и способы действия с ними (операции), а также продукты этой деятельности и ее производительность, оцениваемую не только количественно, но и качественно. Эти объективные параметры деятельности, отражаясь в сознании человека, становятся элементами его структуры как субъекта деятельности.

Формирующаяся у человека внутренняя структура, в которой обобщаются эффекты его деятельности как субъекта в соединении с жизнедеятельностью его как индивида, составляет потенциал человека — его одаренность, определяющую как его готовность к осуществлению разных видов деятельности, так и возможный уровень их продуктивности.

 

120

 

Исследованиями названных авторов и их учеников было многократно показано, что деятельность, порождающая и реорганизующая потенциалы субъекта, имеет многоуровневый характер. Так, например, Б.Г. Ананьев выделял в ней 4 уровня: 1) целостной деятельности как исторически сложившейся системы программ, операций и средств производства материальных и духовных ценностей общества; 2) отдельного акта деятельности человека — действия, включающего в себя цель, мотивы ее выдвижения и способы достижения; 3) макродвижений, из которых посредством опредмечивания и построения программ строятся действия; 4) микродвижений, из которых строятся макродвижения.

Первые два уровня соответствуют рассмотрению деятельности человека как субъекта, как социального существа, как личности. Два последних уровня соответствуют рассмотрению деятельности человека прежде всего как природного существа, как индивида. На этих последних уровнях анализа деятельности обнаруживается общность всех ее видов, поскольку элементарные психомоторные акты включаются в различные социальные деятельности и характеризуются известным «безразличием» к ее содержанию.

Потенциалы человека как субъекта деятельности, рассматриваемые на уровне индивида и в обобщенном виде, представленные в общей одаренности человека, выражаются в его сенсорных, перцептивных, мнемических, логических, аттенционных, аффективных, моторных функциях, которые можно называть задатками.

Потенциалы человека как субъекта деятельности или его одаренность, рассматриваемые на личностном урювне его существования, выражаются и объективируются в его способностях и таланте, который как высшее проявление общей одаренности человека представляет собой «сплав» специальных способностей и характера, как правило, несущего в себе высокую общественную направленность.

Исходя из всех этих положений советскими исследователями не только было рассмотрено содержание образований в психике человека, обозначаемых как его способности, и прояснено соотношение природных и социальных предпосылок, определяющих их развитие, но и был раскрыт характер взаимосвязи общих и специальных способностей, прослежены зависимости, связывающие основные особенности способностей человека с другими блоками психических свойств, входящих в структуру его личности. Тогда же были начаты весьма конкретные исследования отдельных способностей человека и проведено последовательное изучение своеобразия их психологического содержания и форм выражения с целью выявления наиболее существенных характеристик, относящихся к процессу их формирования.

В настоящее время эти направления разработки проблемы способностей необходимо продолжать, привлекая для этого новые научные факты, полученные психогенетикой, электрофизиологией, нейронной и дифференциальной психофизиологией, психофизикой, нейропсихологией. Интеграция с позиций общей психологии данных, накапливаемых в этих областях знания, поможет глубже осмыслить проблему задатков и одаренности человека, понять своеобразие того природного или, если употребить выражение Б.Г. Ананьева, индивидного базиса, на основе которого общество формирует способности человека. Но не менее актуальна сейчас разработка также в общепсихологическом ключе вопросов, связанных с выявлением у человека общего, особенного и единичного в ансамблях свойств его психики, относимых к его способностям, создание научно обоснованной типологии способностей и надежного инструментария для их диагностики, объективирование главных симптомокомплексов проявлений их сущности с целью последующего прогнозирования тенденций их преимущественного развития. Столь же злободневным в рассматриваемом аспекте является прослеживание зависимости между основными параметрами деятельности человека и актуализирующимися у него в этой деятельности способностями, а также выяснение характера воздействий, которые оказывает избранный человеком образ жизни на формирование его способностей. В связи со сказанным не утратило своего научного значения последовательное выяснение на общепсихологическом уровне логики развития как общих, так и специальных способностей человека как в контексте целостного развития его личности, так и в контексте развития отдельных (познавательной, эмоциональной и волевой) сфер этой личности, всегда опосредствованных в своих конкретных характеристиках непрерывными воздействиями общества, членом которого человек является.

Продолжая эту мысль естественно теперь сформулировать вопросы, относящиеся к проблеме способностей, ответы на которые должна дать социальная психология. Это — выяснение прежде всего характера парциального и глобального влияния микро-, мезо- и макрообщностей во всей сложности их взаимодействия (семьи, группы детского сада, школьного класса, производственной бригады, научной группы и др.), в которые включена личность, на развитие ее способностей. Это, далее,— прослеживание зависимостей, связывающих формирование способностей человека с теми социальными ролями (официальными и неофициальными), которые ему приходится повседневно выполнять в этих общностях. Это, наконец,— изучение действия тех реальных социальных детерминант в виде общественного мнения, групповых оценочных нормативов, форм общественного поощрения, которые, не полностью совпадая в различных общностях, по-разному стимулируют развитие способностей их членов.

Важным направлением социально-психологического исследования способностей в рассматриваемом плане должно явиться и всестороннее изучение психологических механизмов воздействия на личность средств массовой информации, которые задают ей эталоны способностей и делают в ее глазах престижными одни способности и непрестижными другие.

В прямой связи со сказанным требует приложения сил социальных психологов и такой вопрос, также относящийся к проблеме способностей, как прослеживание причино-следственных зависимостей между степенью выраженности в обществе потребностей в способностях определенного типа, наличием условий для их формирования и реальным развитием этих способностей у какой-то части людей — членов этого общества.

 

121

 

Большой спектр проблем, относящихся к психологии способностей, нуждается в целеустремленной разработке и в возрастной психологии. Здесь крайне важно рассматривать весь процесс развития способностей людей, имея в виду изменения, которые в них происходят на протяжении всей жизни человека. Существенно в связи с этим внимательно проанализировать зарождение каждого вида способностей, выделить компоненты, которые взаимодействуя образуют ту или иную способность, определить когда и при каких условиях она достигает кульминации и когда начинается ее регресс. Крайне важно также на протяжении всего жизненного пути человека исследовать явления переноса способностей. По-прежнему остается предельно актуальной задача установления сензитивных периодов, благоприятных для развития различных видов способностей, поиск надежных критериев для оценивания наступления этой сензитивности и не менее надежной диагностики ее характера.

Огромной научной важности задача, стоящая перед возрастной психологией, заключается в прослеживании зависимостей, связывающих развитие способностей человека и развитие всех других сторон его личности — в младенчестве, преддошкольном, дошкольном, младшем школьном, в отрочестве, в пору юности и в зрелом возрасте. При этом последовательному научному анализу надо подвергнуть специфику связей между развитием способностей человека и развитием его убеждений, изменениями в его потребностно мотивационной сфере, в его характере. И конечно, и в этом случае не обойтись без такой интеграции получаемых факторов, которая позволяла бы приблизиться к созданию типологии развития способностей у людей с существенно различающимися жизненными путями.

Большие задачи в освещении проблематики, связанной с феноменологией, закономерностями и механизмами формирования способностей стоят перед психологией труда.

Как мы знаем, способности, проявляющиеся у человека в виде простых и более сложных свойств личности, помогающих ему успешно участвовать в деятельности, в ней и формируются. Виды деятельности, в которые вовлекаются люди и в которых они начинают работать как профессионалы, как мы знаем, грубо могут быть разделены на пять групп. В одних группах главным объектом рассмотрения оказывается природа, в других — техника, в третьих — люди, в четвертых — знаковые системы (цифры, символы, формулы и пр.), в пятых — образы искусства. Чтобы успешно заниматься каждым из этих видов деятельности, помимо общих, у человека должны быть развиты специальные способности, соответствующие требованиям выполняемой деятельности.

Какими же должны быть эти способности у человека, чтобы он мог успешно справляться с деятельностью, входящей в какую-либо группу из вышеперечисленных, какие особенности в его психике должны быть сформированы ранее в других видах деятельности, чтобы он стал осваивать способы новой для себя деятельности? Надо отметить, что пока в активе психологов не так уж много разработок способностей, осуществленных с названных позиций. Это работа Б.М. Теплова [19] о психологии музыкальных способностей, работы Е.И. Игнатьева и В.И. Киреенко [7], [8] о психологии изобразительных способностей, работа В.П. Ягунковой о литературных способностях [23], труд В.А. Крутецкого о психологии математических способностей [10], работа Л.И. Уманского [21] об организаторских способностях, работы Н.Ф. Гоноболина и Н.В. Кузьминой [4], [11] о педагогических способностях, труд А.Ф. Эсаулова [22] о способностях к изобретательской деятельности, исследование М.Г. Давлетшина технических способностей [5] и еще некоторое число таких же работ. Видов же профессиональной деятельности внутри каждой из групп, которые были названы выше, чрезвычайно много. Следовательно, соответственно много еще и нерешенных задач. Что же касается стратегической линии, которой надо держаться при решении этих задач, то она, очевидно, должна состоять не в поисках особенностей частных ансамблей психических свойств, наиболее отвечающих требованиям отдельных чрезвычайно узких, видов профессиональной деятельности, а прежде всего в изучении способностей, необходимых человеку для успешной работы.

Важно преодолеть ту односторонность в освещении проблемы способностей, которая проявлялась лишь в преимущественном изучении свойств психики человека, благоприятствующих его успешной работе в области науки или искусства, и в весьма малом внимании к тем свойствам, которые ему необходимы для успешной работы в промышленности, в сельскохозяйственном производстве, в других сферах нашего народного хозяйства.

Среди других направлений разработки проблемы способностей с позиций психологии труда важное место должно занять прослеживание изменений в способностях человека, наступающих в процессе занятия определенной деятельностью. Способности новичка, только что включившегося в ранее незнакомую ему деятельность, и способности мастера, на оптимальном уровне решающего задачи этой деятельности — это качественно разные уровни проявления одних и тех же способностей. Знать, чем они отличаются друг от друга и достаточно научно строго прояснить психологическую изнанку «технологии» перевода этих способностей на уровень, означающий достижение высшего мастерства в деятельности, это тоже вопросы, на которые со своих позиций должна обязательно дать исчерпывающие ответы психология труда.

Она должна специально поставить и корректно решить проблему наиболее распространенных вариаций в ансамблях психических свойств, выступающих как способности к какой-то деятельности и позволяющих не во всем одинаковым по способностям людям добиваться одинаково высоких результатов в деятельности.

Очень большой для психологии труда проблемой является также выяснение условий труда по способностям, создающего для трудящихся людей зону дальнейшего развития. Очевидно, что таких условий обнаружится много и всеми ими надо научиться управлять.

Другой, хотя теоретически и методически трудно решаемой, но столь же большой задачей для этой области психологии, как и предыдущая, является создание инструментария, который позволял бы научно добротно и надежно выявлять склонности и способности людей,

 

122

 

прогнозировать степень успешности выполнения ими различных видов деятельности. Очевидно также, что в дополнение к этому одновременно должна быть тщательно разработана система оценивания характера изменений в психологическом содержании способностей, их структурировании в условиях их более сильного или более слабого проявления, рассчитанная на выявление и объективное оценивание степени личностного вхождения человека в ту или иную деятельность.

Большое значение в настоящее время имеет активизация работ по проблеме способностей и в области психологии управления. И речь должна идти не только об исследованиях, выявляющих психические особенности, которыми должен обладать человек, более успешно, чем другие, справляющийся при прочих равных условиях с обязанностями руководителя производственного, учебного, спортивного, воинского и иных коллективов.

Речь должна идти о большем — о создании методов выявления в личности таланта к руководству общностями людей, работающих над осуществлением социально значимых целей.

И еще одной немаловажной для нашего общества задачей, которую должна решить психология управления, освещая со своих позиций проблему способностей, является раскрытие ею комплекса объективных и субъективных факторов, актуализация которых необходима, чтобы успешно шло формирование в личности качеств, которые характеризовали бы ее как способного руководителя.

Обширный круг теоретически и практически значимых задач, направленных на освещение проблемы способностей, имеется в настоящее время и у педагогической психологии. Интегрируя научные факты, раскрывающие специфику феноменологии способностей как психических свойств личности, отвечающих требованиям деятельности, к выполнению которой эта личность призвана, и дающих личности возможность успешно с деятельностью справляться, а также последовательно опираясь на знание закономерностей развития способностей, выявленных в общей, социальной, возрастной и других областях психологической науки, педагогическая психология должна разработать научно обоснованную, а значит, в прикладном отношении и предельно эффективную систему направленного формирования способностей человека. Создавая такую систему, педагогическая психология должна стремиться претворить в жизнь положения, которые повысят общую результативность этой системы. Прежде всего должна быть хорошо отработана система формирования общих способностей человека, являющаяся фундаментом воспитания у него специальных способностей. Далее должно быть определено оптимальное соотношение в содержании и форме различных воздействий, с одной стороны, на общие, а с другой — на специальные способности человека, для разных этапов воспитательной работы с человеком, которое давало бы максимальный эффект для развития в его личности всего комплекса способностей.

Способности, рассматриваемые в целом, теснейшим образом сопряжены с развитием других, сторон личности. Поэтому успехи и неудачи в воспитании этих сторон постоянно либо положительно, либо отрицательно сказываются на развитии способностей. И стало быть, научное осмысливание и обоснование в прикладном отношении продуктивного инструментария фронтальной, групповой и индивидуальной воспитательной работы с личностью в целях нужного нашему обществу развития ее способностей — это актуальная для педагогической психологии задача. Чтобы с ней успешно справиться, педагогическая психология не декларативно, а глубоко должна проникнуть во всю сложность процесса формирования и отдельных, парциальных, и более широких объединяющих в себе эти парциальные, и в этом смысле становящихся более общими, способностей человека. В этом проникновении педагогической психологии в закономерности и механизмы перехода навыков и умений человека, образующихся в ходе занятий его той или иной деятельностью, в его обобщенные умения, в общую умелость, за которой всегда стоят перестройка в аттенционной, сенсорной, перцептивной, мнемической, логической функциях психики человека, появление новообразований в его эмоционально-мотивационной сфере, в его моторике, выражающие существо процесса формирования способностей, не малую помощь могут оказать выполненные в отечественной психологии в разное время работы П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной о направленном формировании психических функций, работы В.В. Давыдова, А.К. Марковой, Д.Б. Эльконина о психологических механизмах формирования учебной деятельности школьника, работы Б.Г. Ананьева о формировании обобщенных умений и механизмах формирования так называемых межпредметных связей и целый ряд других исследований. Словом, если еще больше конкретизировать только что выраженную мысль, то важной задачей при освещении психологии способностей с позиций педагогической психологии является целеустремленное психологическое обоснование методов развития до высокого уровня как общих, так и специальных способностей человека с учетом вида деятельности, к выполнению которой он привлекается, с учетом его возраста, пола, накопленного им в прошлом трудового опыта и пр. Участвуя в научном обосновании и в доводке до практического применения указанных методов, педагогическая психология вместе с тем должна проявлять постоянную заботу и о создании педагогического инструментария, который при активном его использовании окружением человека, формирующим его способности, развивал бы одновременно у последнего стойкую потребность эти способности совершенствовать.

Наконец, педагогическая, психология самым активным образом должна помочь дошкольной, школьной и производственной педагогике в создании надежной по результатам системы работы с людьми (учащимися, молодыми рабочими и др.), которая обеспечивала бы возникновение, а затем и поддержание у них высокого интереса к деятельности, выполнять которую они должны, поскольку интерес, заставляя человека без остатка отдаваться деятельности (игровой, учебной, производственной, общественной) оказывается необходимым условием ускоренного формирования у человека способностей.

Столь же злободневно решение педагогической психологией и такой также непосредственно

 

123

 

относящейся к проблеме способностей задачи, как разработка одновременно с созданием инструментария, нацеленного на развитие общих и специальных способностей, путей формирования в личности характерологического ядра, которое всеми своими главными составляющими — общим отношением человека к труду, к другим людям, к самому себе — также постоянно обеспечивало бы актуализацию способностей на самом оптимальном уровне их проявления.

Немаловажным условием, которое также должны иметь в виду педагогические психологи, продумывая все факторы, от которых зависит развитие способностей человека и постоянство их проявления, является высокая общая работоспособность человека в течение длительного времени. Н.С Лейтес ранее убедительнейшим образом показал, что склонность Человека к труду является фактором его одаренности. Очевидно в связи с этим педагогическая психология, с одной стороны, должна научно объективировать, субординировать по степени их значимости те детерминанты, которые определяют высокую работоспособность человека и его постоянное стремление трудиться, а затем научиться актуализировать эти детерминанты так, чтобы создавать у человека работоспособность нужного для развития способностей уровня.

Кроме того, совместно с педагогикой должен быть разработан комплекс вопросов, относящихся к формированию так называемых учебных способностей школьника и среди них прежде всего вопрос психологического обоснования процесса обучения в школе, который наряду с достижением других целей, развивал бы у школьников не только потребность, но и обязательно способность учиться успешно и был бы рассчитан на развитие такой способности не только у сильных, но и у так называемых средних и слабых учащихся.

Эти условия необходимо учитывать и при создании многоцелевого методического руководства развитием способностей студентов, специалистов высшей квалификации.

В связи со сказанным перед педагогической психологией как никогда остро стоит проблема создания эффективной системы формирования педагогических способностей у преподавателей, подготавливаемых для работы как в средней, так и в высшей школе.

Многие вопросы, относящиеся к области развития и формирования способностей, остро стоят и перед психологией индивидуальных различий. Природные предпосылки формирования способностей у людей никогда не бывают одинаковыми. Несмотря на сходство для многих людей общих условий социальной макросреды, которая их окружает с момента рождения, социальные микроусловия, в которые каждый из них оказывается включенным, всегда несут черты неповторимости, и это всегда сказывается на том, какой реальный след в личности человека оставляют конкретные воздействия общей для него с другими людьми макросреды. Поэтому формирующиеся у двух людей способности, даже если они с одинаковым для обоих старанием будут выполнять одну и ту же деятельность, никогда не будут совершенно одинаковыми.

Для психологии индивидуальных различий важно, применяя самые разнообразные методы, и прежде всего лонгитюдный, прослеживать и сопоставлять друг с другом конкретные истории развития способностей у разных людей.

Ясно, что одних монографических описаний проявлений способностей у обследуемых людей и одних фиксируемых изменений, которые в них наступают, для целей научного анализа недостаточно. Обязательно в ходе этой работы потребуются сопоставление истории развития способностей разных людей и объективирование причин, которые будут определять общее, особенное и единичное в этих способностях. Затем потребуется реальная помощь в создании особо тонких диагностических средств, которые позволяли бы находить ответ на труднейший для психологии вопрос: к чему, к какой деятельности, к какому виду занятий данный человек имеет наибольшую склонность и наибольшие способности. Кроме того, и это тоже должно быть ясно, психология индивидуальных различий должна помочь педагогике обосновать стратегию и тактику работы по руководству развитием способностей человека таким образом, чтобы не утрачивалась их неповторимость и чтобы, сохраняя всю социальную ценность этой неповторимости, вести их развитие до возможно более высокого уровня.

Своеобразный и вместе с тем очень интересный круг задач, нацеленных на углубление и расширение имеющегося в психологии понимания феноменологии, закономерностей и механизмов развития и формирования способностей, открывается и перед исторической психологией.

С изменениями в обществе, которые захватывают производство и отношения между людьми, изменяются требования к способностям человека. Причем это происходит таким образом, что старые, успевшие стать традиционными виды деятельности людей в ходе развития общества просто отмирают, другие приобретают новые черты, появляются и ранее не бывшие виды деятельности, которые предъявляют свои требования к психике человека. И у человека, включающегося в их выполнение, постепенно происходит перестройка в его способностях.

Сравнительное изучение реальных констелляций психических образований разного уровня, которые актуализируются у человека как его способности при осуществлении одной и той же по конечным целям деятельности, но выполняемой в разное историческое время и поэтому более или менее сильно меняющей свое содержание и способы выполнения, — это, на наш взгляд, одна из задач исторической психологии, когда она в своем ракурсе осмысливает проблему способностей.

Другой ее задачей очевидно является раскрытие характера изменений в требованиях к способностям человека, проистекающих из изменений в деятельности, к которой привлекается человек, в свою очередь являющихся следствием действия социально-исторических причин — научно-технического прогресса, новых общественных отношений и других.

Следующей задачей исторической психологии при освещении проблемы способностей следует признать изучение ею тех способностей, формирования

 

124

 

и проявления которых требуют от человека вновь возникшие виды деятельности. И в этом случае названное осмысливание невозможно без осуществления связи проводимого психологического анализа с конкретным социально-историческим контекстом. Прогнозирование характера изменений в способностях человека это тоже задача исторической психологии при разработке ею проблемы способностей.

Свой полезный вклад в развитие закономерностей, и механизмов актуализации и функционирования способностей может и должна внести также патопсихология. Располагая богатым клиническим материалом, она в состоянии вскрыть, иерархизировать и представить в строгой системе особенности затруднений в формировании способностей человека, являющихся следствием выпадения каких-то конкретных психических образований в его индивидной и личностной структуре, а также прогнозировать возможные уровни развития способностей и, опираясь на знание механизма компенсации, своевременно и социально целесообразно направлять и корректировать это развитие.

Важный и многоаспектный перечень задач со своих, позиций должна проработать и довести их решение до уровня рекомендаций педагогической практике и специальная психология, которая, имея дело с детьми с временными задержками психического развития должна создать инструментарий воспитания их способностей, рассчитанный на максимально возможное преодоление у них этого отставания.

Таким образом, из всего сказанного следует, что для более быстрого накопления теоретических обобщений по проблеме способностей, расширения экспериментальной основы, позволяющей научно строго раскрывать закономерности и механизмы проявления, развития и формирования способностей, и для более мобильного использования нарабатываемых научных результатов при решении практических задач необходимо многоаспектное и многоуровневое освещение этой проблемы с позиций всех основных психологических дисциплин. Необходимо также и соотнесение данных, получаемых при изучении способностей в рамках одной психологической дисциплины, с научными фактами исследований способностей, осуществляемых в других областях психологической науки.

Такая стратегия исследований способностей позволит всесторонне осмыслить их как сложнейшее многокомпонентное психологическое образование, глубоко понять многопрофильный характер связей его с деятельностью человека, со всем его личностным строем. Кроме того, эта стратегия даст возможность выйти за пределы изучения способностей лишь как монообъекта или только рассмотрения их в их взаимозависимостях с деятельностью и особенностями изучаемой личности, позволит научно анализировать н оценивать их как элемент широкой полисистемы, прослеживать их развитие в контексте действия на них многих природных и общественных факторов, составляющих эту систему, и в конечном итоге откроет путь к созданию капитального научно фондированного руководства процессом воспитания способностей каждого человека до возможно высокого уровня.

 

1. Ананьев Б. Г. Очерки психологии. — Л., 1945.

2. Ананьев Б. Г. О соотношении способностей и одаренности. — В сб.: Проблемы способностей. М., 1962.

3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания.— Л., 1968.

4. Гоноболин Ф. Н. Психологический анализ педагогических способностей.— В сб.: Проблемы способностей. М., 1962.

5. Давлетшин М. Г. Психология технических способностей школьников: Докт. дис. — Ташкент, 1971.

6. Дранков В. Л. О природе таланта. — М., 1971.

7. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. — М., 1961.

8. Киреенко В. И. Психология способностей к изобразительной деятельности. — М., 1959.

9. Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека. Т. 2. Способности.— Л., I960.

10. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. — М., 1968.

11. Кузьмина Н. В. Формирование педагогических способностей. — Л., 1959.

12. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. — М., 1971.

13. Леонтьев А. Н. О формировании способностей. Тезисы докладов на I съезде Общества психологов, вып. 3. — М., 1959.

14. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975.

15. Мясищев В. Н. О связи склонностей и способностей. — В сб.; Склонности и способности. Л., 1962.

16. Платонов К. К. Проблемы способностей.— М., 1972.

17. Рубинштейн С. Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории. — Вопросы психологии, 1960, № 3.

18. Теплов Б. М. Способности и одаренность. Уч. зап. Ин-та психологии, II. — М., 1941.

19. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. — М., 1947.

20. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. — М., 1961.

21. Уманский Л. И. Организаторские способности и их развитие. Ученые записки Курского педагогического института. Вып. 21, 1967.

22. Эсаулов А. Ф. Генезис творчества и закономерности его развития. — Вопросы психологии, 1983, № 2, с. 90—95.

23. Ягункова В. П. О некоторых факторах формирования литературных способностей у школьников. Материалы IV Всесоюзного съезда Общества психологов.— Тбилиси, 1971.

 

Поступила в редакцию 21.II 1983 г.