Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

67

 

ПРЕПОДАВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ В ВУЗЕ

 

СТРУКТУРА СПЕЦКУРСА ПСИХОЛОГИИ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

 

В.И. БАРАБАШ

 

Среди задач, решаемых психологической наукой, особое место принадлежит изучению трудовой деятельности человека. Развитие техники во многом предопределяет создание материально-технической базы коммунизма. Осуществляемая в нашей стране комплексная механизация и автоматизация производства коренным образом преобразует труд.

Управление сложными системами требует специальной подготовки кадров, усложняются функции управления, контроля и прогнозирования деятельности людей на производстве, все это повышает значение психологии в организации труда.

В речи на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Ю.В. Андропов подчеркнул решающее значение единой научно-технической политики: «Нас ждет огромная работа по созданию машин, механизмов и технологий как сегодняшнего, так и завтрашнего дня. Предстоит осуществить автоматизацию производства, обеспечить... внедрение гибкой технологии, позволяющей быстро и эффективно перестраивать производство на изготовление новой продукции... Все это приведет к подлинной революции в нашем народном хозяйстве» [1; 10].

В сложный комплекс проблем, возникающих в связи с преобразованием промышленного производства, входят и психологические проблемы, связанные с обеспечением безопасности труда. Специальные исследования в нашей стране и за рубежом показали, что от 60 до 90 % травм в промышленности и на транспорте происходит в связи с запоздалыми или ошибочными действиями человека [8], [9], [12].

Проведенное в 1976—1979 гг. в Ленинградском политехническом институте им. М.И. Калинина изучение причин аварий в энергосистемах позволило установить, что от 7 до 36 % их в месяц происходило по вине обслуживающего персонала. Психологический фактор, хотя и частично, прослеживался в 73 % названных случаев [6].

В указанном институте большое значение придается разработке и внедрению в практику методов психологического обеспечения безопасности труда. С этой целью с 1980 г. введен в программу повышения квалификации преподавателей охраны труда курс психологии безопасности труда, состоящий из 24 лекционных часов и заключительного семинарского занятия. Создание этого курса осуществлено в нашей стране впервые. В литературе нет сведений об аналогичном курсе в технических вузах других стран.

Названный курс представляет собой раздел психологии труда, изучающий психическую деятельность человека в условиях производства в плане обеспечения ее стабильности и надежности функционирования. На основе этого в лекционном курсе вопросы динамики работоспособности человека в течение дня в условиях различных ритмов труда, специфики трудовых процессов при их автоматизации и механизации излагаются с учетом не только обеспечения безопасности труда, но и профессионального долголетия человека.

Содержание вопросов, относящихся к проблемам безопасности труда, может меняться в зависимости от задач курса и профессиональной направленности обучающихся. Структура курса психологии безопасности труда для специалистов технического вуза схематично изображена на с. 68.

Основная цель данного курса — познакомить инженеров-организаторов производства с принципами выработки у своих подчиненных установки на соблюдение требований техники безопасности труда. Эти требования диктуются производственными условиями и особыми психическими состояниями человека, ведущими к аварийности и травматизму.

Центральные темы курса: психологические аспекты аварийности, травматизма и профессиональной заболеваемости — 4 ч; режимы (ритмы) труда и работоспособность человека —4 ч; психическая надежность оператора (производственные и особые психические состояния)— 8 ч; алкоголь и травматизм — 2 ч; профотбор как форма профилактики аварийности и травматизма — 4 ч; психологические основы руководства коллективом в экстремальных условиях (например, при пожаре) — 2 ч.

Характеризуя задачу предмета, мы приводим известное определение И. Балинта, М. Мурани: «Психология безопасности труда — это применение психологических знаний в области охраны труда» [2; 10] —и раскрываем возможности психологии для создания научной системы профилактики производственного травматизма. Проблема снижения его в наши дни весьма актуальна. Известно, например, что, по неполным данным, в США от несчастных случаев ежедневно погибает 55 человек и 8,5 тыс. становятся инвалидами [9; 4].

Рассматривая причины роста травматизма в связи с человеческим фактором, отмечаем, что развитие техники опережает организационно-психологические

 

68

 

мероприятия по защите человека от ее опасных и вредных воздействий. Распространение технических средств в промышленности и сельском хозяйстве и отсутствие необходимой информации о мерах предосторожности при работе с ними, а также недостаток соответствующего воспитания порождает, особенно у молодежи, недооценку технических факторов травматизма. В связи с этим остро встают задачи обобщения опыта организации службы безопасности труда на производстве, совершенствования структуры комплекса «человек — машина», специального обучения и воспитания работающих и на этой основе создания эффективных методов и форм управления безопасностью производственных систем.

 

 

69

 

Проведение в жизнь единой научно-технической политики связано с централизацией управления производством, а следовательно, с возрастанием цены ошибки оператора (экономического ущерба при аварии) и, соответственно, требований к обеспечению безопасности труда. Вот почему в число центральных тем нашего курса входит проблема психической надежности оператора. Известно, что ошибочные или несвоевременные действия оператора в связи с изменившимся психическим состоянием могут вести к авариям, травматизму и гибели людей на производстве.

Проблема психической надежности оператора логически увязывается с другими темами курса (методика воспитания производственной осторожности, ритмы и работоспособность, профессиональный отбор специалистов и др.). При этом методологически правильно подчеркнуть роль личности, ее социальной направленности, степень профессиональной обученности, ее индивидуальные и типологические особенности для решения проблем безопасности труда, а затем подробно рассмотреть психические процессы, свойства и состояния человека.

Изложение проблемы психических состояний мы ограничиваем освещением производственных психических состояний (психического напряжения и утомления) и их влияния на эффективность труда.

Для понимания связи аварийности и травматизма на производстве с проблемой психической надежности оператора детально анализируются запредельные формы психического напряжения (тормозная, возбудимая) [4] и тяжелые формы утомления. При этом излагаются психологические критерии запредельности (чрезмерности) данного напряжения; особо подчеркивается индивидуальность его проявления (запредельность сказывается в снижении индивидуальных свойств психической работоспособности). Для производственной практики, раннего выявления лиц, склонных к запредельным формам психического напряжения большое значение имеет ознакомление слушателей с внешними признаками таких состояний.

Тормозной (торпидный) тип характеризуется скованностью и замедленностью движений. Оператор не способен с прежней ловкостью производить профессиональные действия. Снижается скорость ответных реакций и принятия решения. Замедляется мышление, ухудшается память, появляются рассеянность и другие признаки, не свойственные данному человеку в нормальном состоянии.

Возбудимый (эректильный) тип характеризуется гиперактивностью, многословием, дрожанием рук и голоса. Операторы совершают многочисленные, не диктуемые конкретной обстановкой действия. Они излишне часто проверяют показания приборов, поправляют одежду и т.п. В общении с окружающими проявляют раздражительность, вспыльчивость, не свойственную им резкость, грубость, обидчивость.

Оба типа запредельного психического напряжения сопровождаются вегетативно-сосудистыми реакциями (бледность лица, капли пота, учащение пульса и др.), что также является показателем чрезмерного волнения (напряженности). Психологические и психофизиологические критерии таких форм психического напряжения иллюстрируются примерами из производственной практики, показывающими связь изменения психического состояния оператора с авариями и травматизмом. В частности, развивающиеся в ненормативных и кризисных ситуациях торпидные состояния не позволяют оператору своевременно принять решение и быстро выполнить действие. Возбудимые запредельные формы психических состояний снижают психическую работоспособность человека, и он допускает больше ошибочных действий, что также ведет к аварийности и травматизму [5].

Опираясь на статистические данные о причинах производственного травматизма, мы раскрываем необходимость решения организационных (медико-психологических) вопросов, направленных на ограничение допуска к ответственным (опасным) участкам работ лиц, склонных к особым психическим состояниям.

Группа этих состояний выделена на основе требований обеспечения высокой профессиональной (психической) надежности оператора и безопасности труда. В нее включены пароксизмальные (приступы нарушения сознания) расстройства, психогенные изменения настроения и аффекты, состояния, связанные с приемом лекарственных психически активных средств, алкогольные опьянения, алкогольные и другие астении [6]. В частности, к группе пароксизмальных состояний отнесены расстройства стойкого (органического) и функционального характера, проявляющиеся в кратковременной — от нескольких секунд до нескольких минут — утрате сознания. Пароксизмальные расстройства могут быть следствием отдаленных проявлений травм головного мозга, эпилепсии, сосудистых заболеваний, а также развиваться под влиянием утомления, воздействия однообразных раздражителей и монотонной обстановки. Широко известные примеры «засыпания» водителей автомашин, машинистов электропоездов при ритмичных раздражителях убедительно показывают важность этой проблемы для безопасности труда.

Давая краткую характеристику особых психических состояний, основное внимание мы уделяем проблемам профилактики, профессионального отбора, раннего выявления лиц, впадающих в такие состояния, и отстранения их от выполнения ответственных видов работ. Особую роль в росте производственного травматизма играет алкоголь, поэтому в нашем курсе рассматриваются методы организации комплексных мероприятий по профилактике алкоголизма и контролю за психическим состоянием операторов, приступающих к дежурству.

Как показывают наши исследования, большое значение для обеспечения психической надежности оператора, правильного распределения трудовых ресурсов, борьбы с текучестью кадров имеет профессиональный отбор. Формы и этапы профессионального отбора: медицинский, медико-психологический, психологический (психофизиологический) — излагаются в комплексе ранних мероприятий по профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости [7]. Профессиональный отбор оценивается как исключительно

 

70

 

важное организационно-психологическое мероприятие и для общества, и для каждой отдельной личности; отмечается еще недостаточное совершенство его форм, необходимость уточнения критериев отбора и важность обобщения опыта, подготовки квалифицированных кадров.

Наряду с профессиональным отбором (подбором) для современных производств приобретает значение и организация контроля за психическим состоянием (здоровьем) специалистов в целях раннего предупреждения заболеваемости и связанными с ней травматизмом и аварийностью. При рассмотрении форм контроля со стороны администрации и методики специальных обследований лиц, выполняющих ответственные виды работ (автоводители, бурильщики нефтяных буровых установок, операторы систем управления и т.п.), подчеркивается актуальность разработки и создания целевых технических средств (приборов), обеспечивающих оценку работоспособности специалиста в процессе деятельности и позволяющих прогнозировать надежность оператора.

В лекциях также освещаются психологические аспекты пропаганды и агитации по технике безопасности. При этом рассматриваются методические принципы выработки установки на соблюдение требований техники безопасности, связь производственного обучения с воспитанием профессиональной осторожности [11].

Учитывая ограниченные по плану часы для изложения всех вопросов психологии безопасности труда, мы используем проблемные лекции. Под проблемными лекциями мы понимаем особую методику чтения лекции, когда ставится актуальная, не полностью разрешенная задача (например, профотбор и безопасность труда) и показываются основные пути ее решения.

Преподаватели охраны труда, обучающиеся на факультете повышения квалификации преподавателей, знакомятся с опытом чтения проблемных лекций по данному курсу. Наряду с лекциями им рекомендуется список литературы для самостоятельного изучения различных аспектов психологии труда. На заключительное семинарское занятие выносятся вопросы, наиболее значимые для практической деятельности инженера. Составляется план проведения семинара. В порядке дискуссии обучающиеся обмениваются опытом решения проблем психологии безопасности в различных отраслях промышленности. Руководитель семинара имеет возможность поставить для обсуждения наиболее типичные (поучительные) случаи аварий и производственных травм по вине человека. Преподавателям, заинтересовавшимся вопросами психологии, предлагаются темы для детального освещения в подготовляемых ими выпускных (контрольных) работах.

Темы по психологическим вопросам организации безопасности труда в машиностроении, на автоматизированных и роботизированных производствах широко рекомендуются для исследования студентам-дипломникам ЛПИ им. М.И. Калинина. В помощь им в институте подготовлено и издано методическое пособие по психологии и эргономике.

Изложение проблем психологии безопасности труда базируется и логически увязывается с изучением студентами спецтехнологий, форм управления и организации труда, вопросов психологии труда, педагогики, основ эргономики на предыдущих курсах. Важным направлением совершенствования преподавания психологии безопасности труда является упрочение межпредметных связей.

Даже краткое рассмотрение содержания и методики преподавания курса позволяет сделать вывод об исключительно важных аспектах организации труда, сохранения здоровья и жизни трудящихся, рассматриваемых в нем. Положительный опыт преподавания психологии безопасности труда на курсах повышения квалификации преподавателей охраны труда позволяет сделать и другой вывод: чтение этого курса необходимо рекомендовать для всех потоков преподавателей технических вузов, повышающих свою квалификацию. Возникает также необходимость ознакомления с основами психологии безопасности труда студентов технических вузов, а для ряда специалистов, которым предстоит заниматься вопросами организации производства, изложение этих вопросов должно быть расширенным и целенаправленным. Введение курса психологии безопасности труда в технических вузах не только повысит уровень практической подготовки специалистов, но и позволит ассимилировать опыт исследований в этой области и развивать исключительно важный раздел психологии труда.

 

1. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14—15 июня 1983 г. — М., 1983, 80 с.

2. Балинт И., Мурани М. Психология безопасности труда. — М., 1968, 264 с.

3. Барабаш В.И. Психологические аспекты травматизма в строительстве. — В сб.: Совершенствование охраны труда и противопожарных мероприятий в строительном производстве. Л., 1981, 92 с.

4. Барабаш В.И. К вопросу о запредельных формах психического напряжения. — Вопросы психологии, 1968, № 6, с. 122—126.

5. Барабаш В.И., Шевяков Л.С. Психологические аспекты производственного травматизма. — Техника безопасности в промышленности, 1981, № 4, с. 53—58.

6. Барабаш В.И. Психические состояния и аварийность. — В сб.: Пути повышения безопасности дорожного движения. Л., 1981, 78 с.

7. Барабаш В.И. Профессиональный отбор в структуре ранних мероприятий по профилактике травматизма и профессиональных заболеваний. — Гигиена труда и профессиональные заболевания, 1981, № 10, с. 43—46.

8. Даниель Ж., Пикала И. и др. Психология труда / Под ред. К.К. Платонова. — М., 1979, 215 с.

9. Котик М.А. Психология и безопасность.— Таллин, 1981, 408 с.

10. Платонов К.К. Вопросы психологии труда. — М., 1970, 264 с.

11. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. — М., 1966, 450 с.

12. Тезисы докладов республиканской научной конференции «Психологические вопросы безопасной деятельности».— Таллин, 1981, 183 с.

 

Поступила в редакцию 3.VIII 1983 г.