Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

13

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЕЖИ К ТРУДУ И ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ1

 

П.Р. АТУТОВ, Е.А. КЛИМОВ

 

Делом подготовки подрастающих поколений к трудовому жизненному пути озабочены специалисты многих и разных областей науки, работники школы, производства, систем профессионального образования, здравоохранения, правоохранительных органов и др. Было бы опрометчивым ожидать существенных результатов в данном деле от усилий только на отдельных «фронтах» — в области психологии, или педагогики, или социологии и т.д. В частности, нельзя полагать, что только средствами психологии, педагогики можно произвести существенные изменения в сознании молодежи (например, в отношении к миру рабочих профессий, к перспективе включения в материально-производственный труд), не меняя, скажем, реальных условий труда в материальном производстве, не повышая культуры самого производства.

В то же время следует признать, что успех в решении практических задач в области трудового воспитания, обучения, профориентации и профконсультации молодежи во многом зависит, в частности, от научно-психологического обеспечения этого дела, от уровня разработки соответствующих психологических вопросов, от богатства того фонда реальных психологических знаний, которые характеризуют факты и зависимости сознания подрастающего человека как субъекта трудовой деятельности. В связи с этим далее мы сосредоточимся лишь на психологических аспектах подготовки молодежи к труду, выбору профессии.

Известно, что только лишь за период с 1970 по 1980 г. защищено 15 докторских и 186 кандидатских диссертаций по различным (в частности, и психологическим) вопросам профориентации молодежи. Каждая из этих работ вносит определенный вклад в теоретические основы соответствующей практики. Июньский (1983 г.) Пленум ЦК КПСС подчеркнул всю остроту задач в области трудового воспитания молодежи. В постановлении Пленума и в речи на нем Ю.В. Андропова говорится о необходимости решения этой задачи на основе соединения обучения с производительным трудом. Известно, что эта проблема имеет такие аспекты, как педагогический, психологический, социальный, экономический, физиологический. Между тем все они (в том числе и психологический) недостаточно исследованы. Эффективность трудовой подготовки учащихся на основе рассматриваемого соединения обеспечивается путем комплексного исследования всех указанных аспектов и каждого в отдельности. Ничуть не намереваясь обесценить важность теоретических вкладов в обоснование практики трудового воспитания, обучения, профориентации молодежи, осуществляемых нашими психологами, педагогами, мы считаем необходимым отметить, что существенных сдвигов в практике интересующего нас дела можно ожидать только тогда, когда квалифицированные представители науки будут заниматься не только собственно теоретическим поиском, но и разработками, ибо в практику можно внедрить только разработки — «настольные» документы для практических работников (а не «чистую» теорию, сколь бы совершенной она ни была).

В отношении к такому процессу, каким является формирование человека как субъекта труда, хорошая теория,

 

14

 

по-видимому, не может быть построена на базе привычных для психологов лабораторных экспериментов, поскольку они выявляют для исследователя лишь частности. Такая теория должна быть естественным следствием комплексного исследования, проверки теоретически обоснованных разработок в живой практике трудового воспитания, обучения, профориентации, профконсультации. В связи с этим возникает задача воспитания соответствующего умонастроения у работников психологической науки, аспирантов и студентов-психологов — задача преодоления одностороннего культа теоретического знания, теорий, концепций, доктрин и формирования уважительного отношения к «жанру» разработок, характеризующемуся высшим уровнем практической полезности.

В связи со сказанным мы остановимся прежде всего на характеристике некоторых разработок (имеющихся, проводящихся или возможных), в которых нуждается практика, а затем на некоторых общих теоретических вопросах, решение которых может информационно обслуживать эти разработки.

Несмотря ил важность работы по трудовому воспитанию и профориентации молодежи, уровень ее пока недостаточен. Теоретически давно осознано, что важнейшим и необходимым условием успешной работы по профориентации является наличие научных описаний профессий. Традиционно вопросы профессиоведения как бы закреплены за психологией. Но следует признать, что и по сей день на столе школьника, на столе учителя нет достаточно репрезентативного массива (массива, который достаточно полно отражал бы мир профессионального труда) психологически и педагогически обработанных описаний профессий. Ведь, для того чтобы выбирать, надо знать, из чего можно выбирать (ориентироваться в пространстве выбора). Реальные профессии являются сложными многопризнаковыми и необозримо разнообразными объектами. Ориентироваться в мире профессий можно на основе мысленных моделей, которые могут сложиться, в частности, только в результате глубокого изучения учащимся массива кратких описаний профессий. А его-то как раз и нет ни у ученика, ни у того, кто обязан руководить процессом выбора профессии. Для создания такого массива компактных профессиограмм необходима научная разработка, т. е. систематическая работа по специальному упорядочению уже известной («о рассеянной по разным источникам, большей частью недоступным школьнику, учителю, психологу-практику) информации.

При том, что имеются отдельные издания, специально адресованные молодежи и предназначенные для ее «профессионального просвещения» (например, выпускаемая с участием психологов серия сборников «Человек и профессия», Лениздат, 1975), а также некоторые другие, нет ни одного изданного материала, который давал бы ориентировку в мире профессий в целом (это описания либо только рабочих профессий, и притом далеко не всех, либо описания профессий, данные настолько пространно, что юному читателю практически трудно их прочитать, либо описания таковы, что не порождают в сознании читателя адекватных представлений, не понятны, хотя и технически, грамотны, либо понятны, но не мотивируют, не раскрывают подлинное содержание труда, и т.д.). В связи со сказанным и для ликвидации существующего пробела в этой области науки НИИ трудового обучения и профориентации АПН СССР совместно с факультетом психологии МГУ предприняли совместную разработку достаточно обширного массива кратких профессиограмм-профессиокарт, предназначенных для информационного обеспечения работы по профориентации и профконсультации учащихся на самых первых ее этапах. Работа начата в 1983 г.

Предполагается, что краткие описания профессий, упорядоченные в виде картотеки, могут послужить достаточно адекватным средством формирования у учащихся (а также их родителей, учителей) конкретных первоначальных представлений о профессиях профтехнического, среднего и высшего специального образования, профессиях, осваиваемых непосредственно на производстве. Эти представления необходимы для обеспечения ориентировки в «пространстве выбора» при решении задачи определения первых ступеней

 

15

 

профессионального пути учащихся выпускных и предвыпускных классов единой, трудовой, политехнической школы. Краткие описания профессий можно снабдить указаниями на источники, содержащие более обстоятельные их описания — не только текстовые, но также изобразительные (хотя следует оговориться, что у текста больше преимуществ, чем у изображения, поскольку труд в современных условиях имеет много незримых, в частности интеллектуальных, составляющих). Преимущество кратких описаний профессий для первых этапов профориентационной работы состоит еще и в том, что массив таких описаний относительно легко представить в виде банка данных для ЭВМ и таким образом создать условия для повышения производительности труда профконсультанта-практика, для повышения качества информационно-профессиографического обеспечения работы по профориентации, профконсультации.

Значение таких разработок намного возрастет, если учитывать, что имеющиеся недостатки в трудовом воспитании и профориентации школьников обусловлены, наряду с указанными причинами, и предшествующей ориентацией школы своих питомцев на подготовку к умственному труду, недостаточной связью обучения с производительным трудом. Следствием этого является не только недостаток у выпускников знаний и умений для работы на производстве, но и своеобразный психологический барьер у них и их родителей по отношению к труду в сфере материального производства. Последнее обстоятельство особо важно подчеркнуть, ибо исследования показывают, что 29 % выпускников следуют совету родителей. В преодолении указанного барьера большую роль играет широкое, обстоятельное знакомство учащихся и родителей с миром профессий, особенно сферы материального производства. Основным элементом разрабатываемого массива является описание профессии, умещающееся на одной странице (ротапринтного формата) и называемое для краткости профессиокартой. Все профессиокарты имеют единую структуру: 1. Официальное современное название описываемой профессии. 2. Описание результатов труда и их значения для людей. 3. Описание трудовых действий (включая гностические) и основных личностных качеств, требуемых профессией. 4. Описание предметных и социальных условий труда. 5. Указание на возможные пути обучения, виды учебных заведений. 6. Указание на родственные (по психологическим признакам) профессии. 7. Указание фамилии и инициалов разработчика профессиокарты.

Описание строится в расчете на неподготовленного, не знающего специальной лексики и незаинтересованного читателя, строго соблюдается принцип равного уважения к разным видам труда (не следует обесценивать какие-то другие профессии, противопоставляя их описываемой).

Строить лаконичные описания таких сложных объектов, как профессии, — работа кропотливая, трудоемкая и в известном смысле неблагодарная, поскольку в итоге ученый получает не монографию и даже не статью, а некую нетрадиционную «миниатюру». Приведем пример содержания профессиокарты.

 

Ветеринарный фельдшер

 

Результаты труда. Доброкачественные, незаряженные продукты животного происхождения (мясо, молоко, масло, яйца, жир), а также добротное сырье для промышленности (шерсть, кожа, железо и ткани для лечебных препаратов) — все это результат работы, в частности, и ветеринаров. Непосредственный предмет их заботы — здоровье хозяйственных животных, безупречные (в отношении санитарии, гигиены) условия их содержания, роста, развития.

Трудовые действия. Ветфельдшер проводит прививки, лечит заболевших животных совхозной или колхозной фермы, животноводческого комплекса, а также животных, принадлежащих населению. Проводит мероприятия по предупреждению распространения заболеваний животных, бдительно контролирует качество мяса, молока, проводит тщательный предубойный осмотр животных. Внедряет в практику рекомендации руководящих и научных органов по вопросам содержания, кормления животных, борется за повышение уровня санитарной культуры в животноводческом хозяйстве.

При определении состояния здоровья животных требуется наблюдательность к их поведению, повадкам, пытливость ума. Ветфельдшеру необходимы также твердость и принципиальность, чтобы успешно противостоять попыткам недобросовестных людей «пустить в ход» недоброкачественные продукты животноводства.

Условия труда. Ветфельдшеры работают не только непосредственно в колхозах и совхозах, но и на специальных станциях по борьбе с болезнями животных, на мясокомбинатах, в лабораториях,

 

16

 

на ветеринарных пунктах, на птицефабриках. Работа может выполняться как в специально оборудованном помещении, так и на месте содержания, выгула животных.

Где учиться? Профессию ветеринарного фельдшера можно приобрести в сельскохозяйственных, зооветеринарных техникумах (в Московской области, например, в Волоколамском зооветеринарном техникуме).

Родственные профессии. Ветеринарный врач, зоотехник, зооинженер, мастер-животновод.

 

Н.Г. Костычева, МГУ

 

Если представить себе, что кабинет профориентации (или уголок) в каждой школе оснащен достаточно полным массивом хотя бы таких кратких описаний профессий, как приведенные выше, то очевидно, что речь может идти именно об ориентировке в широком мире профессий, об условиях сознательности выбора профессии и т.д. Но разработка указанного массива наталкивается на препятствие, сводящееся к неразработанности целого ряда проблем психологии трудовой деятельности. Почти нет исследований, посвященных сравнительному анализу профессий с точки зрения их родства по психологическим признакам, нет единой классификации и последовательной интерпретации результатов труда (что является, например, результатом труда продавца, руководителя, воспитателя— не всегда просто сказать), крайне бедны данные о психологических требованиях профессий к человеку, в особенности данные, которые можно представить в какой-то общепонятной измерительной шкале; если количество профессий в народном хозяйстве измеряется пятизначным числом, то количество хотя бы отчасти изученных с психологической точки зрения профессий не более чем трехзначным. Необходимо резкое усиление исследовательской работы в области психологического профессиоведения.

Изучение профессий является одним из необходимых условий трудового и профессионального воспитания. В частности, здесь особое значение приобретает вопрос о специфике ценностных представлений работников разных профессий, о специфических комплексах мотивов, характеризующих представителей разных профессий, разных видов труда. В существующей психологической литературе о профессиях преобладает анализ операциональной стороны соответствующих видов деятельности либо анализ психофизиологических требований труда к человеку и очень мало используются понятия психологии личности, тогда как с точки зрения задач трудового воспитания и воспитания профессионала именно личностный подход в психологическом профессиоведении имеет первостепенное значение.

Большое значение имеет также расширение исследований специфики мыслительных функций в труде представителей массовых рабочих профессий, анализ условий и возможностей насыщения этого труда интеллектуальным содержанием.

Развитие количественных подходов и методов психологической профессиографии, сравнительное изучение психических процессов, состояний, свойств личности (в частности, особенностей самосознания, стилей саморегуляции) представителей разных профессий, изучение профессий в целях их группировки, классификации по психологическим признакам, анализ типов, классов профессий — все это важные составляющие целенаправленных фундаментальных исследований в психологии профессий.

Область теоретического поиска в психологии профессий — уточнение системы понятий, описывающей сущность профессии как сложного многопризнакового объекта, анализ процессов и факторов происхождения, отмирания, дифференциации и интеграции профессий, построение принципов и методов изучения и классифицирования профессий, построение единой классификации профессий.

Возвращаясь к вопросу о психологических разработках, нельзя обойти вопрос о рабочем месте профконсультанта-практика, его организации и оснащении. Необходима типовая разработка, включающая информационное и методическое оснащение рабочего места соответствующего специалиста — некоторый минимум упорядоченных сведений о профессиях, о профессиональных учебных заведениях, некоторый минимум психодиагностических средств, средств хранения и поиска информации. От качества этой разработки в немалой степени зависит, в частности,

 

17

 

и судьба психологической службы, о которой в последние годы все чаще ведется речь.

Требование указанной разработки актуализирует целый ряд других научных задач — профессиографических, психодиагностических, методических (из области методики и организации консультирования учащихся при выборе профессии). А именно нужно остановиться, хотя бы временно, на какой-то определенной группировке профессий, на каких-то определенных психодиагностических методах, применение которых укладывается в то реальное время, которым располагает профконсультант-практик при общении с учащимися. Все это требует принятия важных и ответственных решений, основанных на данных науки, а также интенсификации и расширения поисковых, чисто теоретических работ в области профессиоведения, психодиагностики, психологических основ педагогического воздействия на учащихся в ходе индивидуальной и групповой профконсультации.

Разработки и исследования по психологии профессий имеют важное значение не только для обеспечения работы по профориентации и профконсультации как таковой, но и для соответствующего совершенствования педагогического образования, для подготовки учителя, воспитателя нового типа. Некоторые факты свидетельствуют о том, что будущие учителя — студенты педвузов— и начинающие учителя не только не готовы к решению задач трудового обучения, воспитания, профориентации, но даже и не склонны принимать их как важные. «Я учу ребят физике, чего вы еще от меня хотите?» — примерно так можно охарактеризовать нередко встречающуюся позицию педагога, воспитанного в вузе. Проникновение в высшее педагогическое образование идей политехнизации школьного обучения, идей трудового воспитания, обучения, профориентации будет происходить наиболее успешно при условии разработанности вопросов, в частности, психологического профессиоведения, при условии, если студентам — будущим педагогам — может быть представлена достаточно четкая картина мира профессионального труда, при условии, если психологические дисциплины в педвузе вберут в себя важнейшие достижения научного психологического профессиоведения.

Результаты исследований и разработок по психологическому профессиоведению важны и полезны для построения систем профессионального образования. Образ профессии — одна из важнейших основ, на которой строится процесс подготовки любого специалиста.

Наряду с проблемами профессиоведения большое внимание следует обратить на вопросы изучения функционирования и формирования человека как субъекта трудовой деятельности на разных возрастных этапах его развития.

Следует признать, что практика трудового воспитания и обучения в большей степени обеспечена психологическими исследованиями, чем практика профориентации и профконсультации. Имеется много специальных психологических работ по вопросам формирования навыков, умений, технического мышления, формирования творческого отношения к решению учебных задач в процессе трудового обучения. Имеются разработки соответствующих заданий, «конструкторов» и т.д. Сравнительно мало исследованы психологические условия самостоятельности, саморегуляции учащихся в процессе учебного труда, вопросы самосознания и его динамики в ходе трудового воспитания и обучения, вопросы волевого самоконтроля деятельности.

В связи с задачами трудового воспитания и обучения встает ряд принципиальных вопросов о сущности и психологических признаках трудовой деятельности. Не всякая работа человека (взрослого или подростка) является трудовой деятельностью в том значении слова, которое имеют в виду, когда говорят о труде как о ваятеле личности, когда говорят, что труд создал и создает человека.

С экономической точки зрения труд — это создание потребительных стоимостей, а с психологической точки зрения он характеризуется такими признаками, как сознание социально ценного замысла (принятого от других или самостоятельно построенного), осознание обязательности достижения результата, полезного для людей, сознательное

 

18

 

применение системы средств труда и осознание системы межлюдских производственных отношений («живых» и овеществленных). В связи со сказанным важно судить о наличии собственно трудового обучения и учебного труда не просто по тому, есть ли в данном случае полезная, «товарная» продукция деятельности школьников, но прежде всего по тому, есть ли достаточно полная психологическая структура трудовой деятельности, охарактеризованная выше через перечисление признаков.

Важно учесть и следующее. Взрослые люди производят на своих трудовых постах не только материальные вещи, но и другие ценности, нематериальные. Что делает продавец? Он доводит товары до потребителя. Труд его можно интерпретировать как производство полезных действий по обслуживанию людей. Эту интерпретацию логично распространить и на других работников, занятых в сфере непосредственного материального обслуживания людей. Предметом производства может быть информация. Ее структурируют, преобразуют, проверяют для разных целей. Производством информации заняты люди в области науки, в области информационного обслуживания разных видов, в области искусства. Управление социальными процессами— это тоже, несомненно, труд. И его можно интерпретировать как производство некоторого заданного порядка в социальных процессах. Наиболее массовым и основным является, конечно, производство материальное. Но все же для целей трудового воспитания и обучения очень важно понимать труд широко и видеть его не только в деятельности рабочего в цехе завода, но и в деятельности других трудящихся. В противном случае возникают логические основания для противопоставления труда рабочего другим видам трудовой активности людей как «не-труду». Нам представляется, что дети должны в соответствии с их возрастными возможностями включаться в труд, как минимум, по следующим направлениям: 1. Производство материальных ценностей. 2. Производство информации, выраженной в знаковой форме. 3. Производство информации, выраженной в художественно-образной форме. 4. Производство полезных действий по обслуживанию людей. 5. Производство полезных действий по управлению социальными процессами. В противном случае приобщение к труду перестанет быть приобщением к культуре, понимаемой как совокупность достижений человечества.

Соединение обучения детей с производительным трудом означает, в частности, приведение в соответствие содержания образования с уровнем современной культуры. Когда девочка-восьмиклассница, шефствующая в качестве пионервожатой над учащимися начальной школы, помогает учительнице провести акт прощания первоклашек с букварем или читает им сказку «Конек-горбунок», то она — эта девочка — участвует в труде не в меньшей степени, чем если она поит коров или наматывает ротор электромотора. Ведь деятельность учителя имеет все признаки труда. Если ребята делают выборку сведений об учебных заведениях своего региона и оформляют эту свою работу в виде картотеки для школьного кабинета профориентации, то они производят несомненную ценность. И деятельность этих ребят может быть организована как труд и интерпретироваться она должна как труд.

В связи со сказанным следует заметить, что психологические исследования в контексте вопросов трудового воспитания и обучения посвящены чаще всего видам технического материально-производственного или обслуживающего труда. Более широкое понимание труда позволит, нам думается, получить новые данные и извлечь новые возможности для улучшения дела трудового воспитания и обучения.

Одним из существенных пробелов в проблематике психологических исследований по вопросам трудового воспитания и обучения является то, что слабо изучаются реальные отдаленные последствия трудовой активности детей в учебно-производственных комбинатах, в школьных мастерских, на школьном заводе «Чайка», в различных формах трудовых объединений школьников.

 

19

 

Учитывая, что эффективность трудовой подготовки молодежи во многом определяется выбором ею своей профессиональной деятельности в соответствии со своими способностями, склонностями и с учетом интересов общества, необходимо создать единую государственную службу по профориентации молодежи. В стране накоплен значительный опыт по контролю и руководству профессиональной ориентацией учащихся, созданы предпосылки для ее создания. Она на основе результатов комплексного исследования всех аспектов трудовой подготовки могла бы целенаправленно способствовать пополнению трудовых ресурсов различных отраслей народного хозяйства страны в свете современных требований.

 

Поступила в редакцию 6.Х 1983 г.



1 Статья представляет собой доклад, прочитанный на VI Всесоюзном съезде Общества психологов СССР.