Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

5

 

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВНЕДРЕНИЯ

РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРАКТИКУ

 

(К введению в действие «Положения о внедрении и использовании в педагогической практике результатов научных исследований»)

 

С.О. МЕЛИК-НУБАРОВ

 

Внедрение достижений науки в практику — одна из кардинальных проблем всякого современного цивилизованного общества, тем более общества развитого социализма. В эпоху научно-технической революции от внедрения научных достижений во многом зависит эффективность развития народного хозяйства социалистического общества, его экономика и культура. Не случайно вопрос о внедрении в жизнь достижений науки затрагивается во многих основополагающих документах Коммунистической партии и Советского государства. В Программе КПСС говорится: «Применение науки становится решающим фактором могучего роста производительных сил общества. Развитие науки и внедрение ее достижений в народное хозяйство будет и в дальнейшем предметом особой заботы партии» (Программа Коммунистической партии Советского Союза. М., 1974, с. 125—126).

Работа в области внедрения стала конституционным требованием. В Конституции СССР говорится (статья 26): «В соответствии с потребностями общества государство обеспечивает планомерное развитие науки и подготовку научных кадров, организует внедрение результатов научных исследований в народное хозяйство и другие сферы жизни».

О том, с какой настойчивостью и последовательностью партия отстаивает важное значение работ по внедрению достижений науки, красноречиво свидетельствуют материалы двух последних партийных съездов. В Отчетном докладе ЦК КПСС XXV съезду партии говорилось: «Практическое внедрение новых научных идей — это сегодня не менее важная задача, чем их разработка» (Материалы XXV съезда КПСС. М., 1976, с. 48).

Не менее определенно о внедрении было сказано и в Отчетном докладе XXVI съезду КПСС: «Решающий, наиболее острый участок сегодня — внедрение научных открытий и изобретений» (Материалы XXVI съезда КПСС. М., 1981, с. 43).

В многочисленных документах партии и Советского правительства неоднократно подчеркивалась роль внедрения в повышении эффективности производства, а само внедрение рассматривалось как важный показатель эффективности науки, ее полезности, нужности.

Это целиком и полностью относится и к психолого-педагогическим наукам.

Ученые-педагоги и психологи часто подвергаются критике за то, что они еще мало дают практике — школе и учителю. Этот упрек во многом справедлив. Как известно, в нашей стране трудится огромная армия педагогов и психологов (речь идет лишь о той части психологов, деятельность которых связана с вопросами обучения и воспитания подрастающего поколения), насчитывающая свыше 23 тыс. человек: 1700 ученых работает в системе АПН СССР, 1300— в научно-исследовательских институтах педагогики союзных республик, более 20 тыс. — на психолого-педагогических кафедрах вузов. От этой громадной армии ученых педагогическая практика могла бы ожидать намного больше того, что она получает. Достаточно сказать, что в начале текущего года все педагогические НИИ и педагогические вузы страны представили по результатам

 

6

 

прошлого года к внедрению и использованию в Совет по координации педагогических исследований 167 работ, из которых после экспертных оценок было принято всего 22. Многие опубликованные работы не отличаются высоким качеством.

Возникает и другой вопрос: а насколько полно и эффективно применяется в практике работы школы и других учреждений просвещения, пусть даже то немногое, но ценное, полезное (а отрицать наличия таких работ нельзя), что дают педагогика и психология практике?

Проведенные Министерством просвещения СССР проверки положения дел в ряде территорий страны показали, что отсутствие единой системы внедрения отрицательно сказывается и на информированности учителей и других практических работников просвещения о достижениях психолого-педагогических наук, и на пропаганде лучшей литературы по педагогике и психологии, и на организации методической помощи учителям в применении рекомендаций педагогов и психологов. Необходимо существенно улучшить всю работу в области внедрения. В этих целях в начале 1981 г. коллегией Министерства просвещения СССР были одобрены методические рекомендации «О работе по внедрению и использованию в педагогической практике результатов научно-педагогических исследований». Одновременно был утвержден перечень работ, явившихся результатом научных исследований, проведенных в годы десятой пятилетки (1976—1980) и рекомендованных к внедрению или использованию в практике работы школ, педагогических вузов, дошкольных и внешкольных детских учреждений. Последующие два года явились временем проверки системы внедрения и использования, предусмотренной рекомендациями, ее «доводки». В результате был разработан проект «Положение о внедрении и использовании в педагогической практике результатов научных исследований», согласованный с министерствами просвещения всех союзных республик и рядом других организаций. В июле текущего года «Положение» было одобрено коллегией Министерства просвещения СССР, а 4 августа того же года введено повсеместно в действие инструктивным письмом № 59-М. Тем самым завершился важный этап по созданию в стране единой, обязательной системы внедрения в педагогическую практику всех учреждений системы просвещения результатов психолого-педагогических исследований.

Следует учесть, что разработка «Положения» проходила в атмосфере острых дискуссий по различным проблемам внедрения. Научные исследования в этой области, проводимые многими учеными, приводили порой к различному пониманию природы внедрения, к различным концепциям, к терминологическим спорам и т.д. В этой атмосфере Министерству просвещения СССР надо было выработать свою точку зрения, определить свою концепцию внедрения и на ее основе создать такой программный документ, как «Положение о внедрении». Эта работа была проведена в основном в 70-е гг., к концу которых определилась довольно четкая позиция Министерства просвещения СССР по вопросу внедрения.

В основу этой концепции было положено утверждение К.Н. Волкова, Я.С. Турбовского и некоторых других исследователей о том, что внедрение является нормативным актом органов народного образования, обязывающим школы и другие учреждения просвещения применять в своей работе результаты того или иного научного исследования. Эта точка зрения противостояла распространенному мнению, что внедрением в области педагогики и психологии можно считать даже публикацию результата научного исследования, оформленного в лучшем случае в виде прикладной работы или разработки. Точка зрения на внедрение как на нормативный акт, нашедшая свое выражение уже в рекомендациях 1981 г., окончательно оформилась в «Положении о внедрении и использовании», где сказано: «Под внедрением понимается система мер, обеспечивающих обязательное применение школами и другими учреждениями просвещения результатов научных исследований». Итак, внедрение понимается как «обязательное применение» и как «система мер».

 

7

 

Вместе с тем нельзя не учитывать той очевидной истины, что далеко не всё даже из того ценного, что наработано психолого-педагогической наукой, может быть принято практикой как нечто строго обязательное. Для некоторых работ еще не созданы достаточные условия для введения их в школы в обязательном порядке: они могут найти применение только там, где такие условия созданы. Другие работы в силу своего характера не требуют обязательного и повсеместного применения (например, ряд учебных фильмов, диапозитивов и других средств обучения). Их едва ли стоит внедрять, т.е. делать их обязательными, но нельзя и отбрасывать, ибо они могут принести немалую пользу практике. Так возник термин «использование». В «Положении» этот термин раскрывается следующим образом: «Под использованием понимается применение по инициативе учителей, воспитателей, методистов, организаторов и других работников народного образования в своей работе того или иного достижения педагогической науки». Термин «использование» близок «косвенному» (К.Н. Волков), «инициативному» (В.Е. Гмурман), «избирательному» (В.М. Полонский) внедрению. Отказ от предлагаемой рядом исследователей классификации внедрения как «прямого и косвенного», «директивного и инициативного», «обязательного и избирательного» и т.д. был продиктован, во-первых, опасением (вовсе не безосновательным) внести путаницу в понимание термина «внедрение», а во-вторых, отчасти и тем, что термин «внедрение», по нашему мнению, в области просвещения должен применяться крайне осторожно, с учетом специфики учебно-воспитательного процесса.

Опираясь на исследования В.Е. Гмурмана, Ю.К. Бабанского, П.И. Карташова, О.А. Нильсона, М.И. Скаткина, В.И. Чепелева, Т.И. Шамовой и других ученых, авторы «Положения» рассматривают процесс внедрения и использования как процесс организованный, сознательный, социально направленный, управляемый, целостный.

В.Е. Гмурман выделяет три условия, от которых зависит успех внедрения: степень ценности того, что внедряется, насколько продуман и рационально организован процесс внедрения и, наконец, какова готовность учителя, воспитателя и т.д. к применению того, что подлежит внедрению (см. Гмурман В.Е. Внедрение научно-педагогических рекомендаций — условие и средство укрепления теории и практики. — В кн.: Внедрение достижений педагогики в практику школы. М., 1981, с. 12). «Положение о внедрении и использовании», по существу, предусматривает работу, направленную на выполнение этих условий.

«Положение», прежде всего, предусматривает работу по отбору и экспертной оценке результатов научных исследований, претендующих быть внедренными или использованными в практике. Устанавливается, в частности, порядок, при котором научно-исследовательские организации представляют ежегодно в Совет по координации педагогических исследований в СССР заявки на внедрение и использование результатов научных исследований. «Положением» предусмотрены также основные этапы рассмотрения этих заявок в Совете по координации, в Президиуме АПН СССР, в управлениях и отделах Министерства просвещения СССР и, наконец, на коллегии этого же министерства, которая и выносит окончательное решение о том, какие работы подлежат внедрению, а какие — рекомендуются к использованию.

В процессе создания документа возникло несколько спорных проблем, требовавших своего решения. Во-первых, споры вызвал вопрос о том, как работы могут представляться к внедрению. В частности, возникли различные точки зрения на возможность представлять к внедрению или использованию монографии, диссертации и вообще теоретические фундаментальные исследования. Ряд ученых полагал, что раз фундаментальное, теоретическое исследование может оказать влияние (пусть опосредствованное) на учителя, то идеи такой работы могут быть внедрены. Можно согласиться с мнением о возможности влияния монографий или диссертаций на педагогическую практику. Важно понять другое: не всякое воздействие педагогической

 

8

 

науки на педагогическую практику является внедрением или использованием (с учетом трактовки этих терминов в «Положении»). Поэтому в «Положении» говорится, что к внедрению и использованию рекомендуются результаты научных исследований, в том числе диссертационных, представленных в виде программ, учебников, учебных или методических пособий, методических рекомендаций и разработок, дидактических материалов, средств обучения и воспитания. Иначе говоря, для того чтобы психолого-педагогическая идея, выраженная в фундаментальной работе, была внедрена в педагогическую практику или рекомендована к использованию, необходимо «трансформировать» данную работу в форму, наиболее удобную для внедрения или использования, а именно такой формой является программа, учебник, пособие и т.д.

Другим спорным вопросом на первой стадии внедрения явился вопрос о том, в каком виде можно принимать работы для внедрения или использования — в уже опубликованном или в рукописи. Из «Положения» следует, что принимаются к внедрению, как правило, опубликованные работы. Это требование связано с тем, что к внедрению или использованию могут представляться только работы, прошедшие широкую экспериментальную и опытную проверку. А пройти такую проверку без публикации научная работа, как правило, не в состоянии. Другой вопрос, что некоторые работы, изданные малыми тиражами, после принятия решения об их внедрении могут потребовать дополнительного тиражирования или даже переиздания.

Важнейшей проблемой на стадии отбора полученных заявок является организация экспертной оценки работ, претендующих быть внедренными или использованными. Экспертиза ведется как Советом по координации педагогических исследований, так и отделениями АПН СССР; она может проводиться и подразделениями Министерства просвещения СССР. К сожалению, вплоть до настоящего времени нельзя считать завершенными исследования, связанные с выработкой критериев готовности научных работ в области педагогики и психологии к внедрению или использованию в педагогической практике. Определенная работа в этом направлении ведется Институтом общей педагогики АПН СССР (В.М. Полонский). Разработаны предложения к определению основных требований к фундаментальным, прикладным исследованиям и разработкам. Сделана попытка дать характеристику этих требований (новизны, актуальности, масштабности и др.) при помощи ранжирования. Некоторый опыт в области научной экспертизы представляемых к внедрению и использованию работ за последние три года накоплен Советом по координации педагогических исследований. Проблемы взаимоотношения педагогической науки и педагогической практики поставлены в исследованиях М.Н. Скаткина, М.И. Кондакова, Ю.К. Бабанского, Я.С. Турбовского, В.В. Краевского и других. Ряд интересных наблюдений в области выявления готовности научной работы к внедрению содержится в книге М.И. Махмутова и З.Е. Михайловой «От идей до внедрения» (Казань, 1977). Но предстоит еще большая работа по определению степени готовности результата научного исследования быть внедренным или использованным в педагогической практике, по прогнозированию того, какой эффект может получить школа от внедрения данной работы.

Итак, первая стадия работы заканчивается принятием коллегией Министерства просвещения СССР перечня работ, рекомендуемых к внедрению или использованию. Очень важно, с одной стороны, что на коллегии все работы, рекомендуемые и к внедрению, и к использованию, рассматриваются вместе, одновременно, что дает возможность прогнозировать эффективность, которую можно получить от внедрения или использования, четко представить, какие аспекты учебно-воспитательного процесса будут охвачены результатами новых научных исследований, а какие нет. С другой стороны, многоэтапность рассмотрения заявок, их научной экспертизы (Совет по координации — Президиум АПН СССР — управления и отделы Минпроса СССР — коллегия) дает возможность полагать, что отбор будет достаточно тщательным.

 

9

 

После принятия коллегией соответствующего решения по каждой работе, вошедшей в перечень, составляется план внедрения или план использования. План внедрения предусматривает конкретные меры по обеспечению школ (или других учреждений просвещения) внедряемой работой, а также меры по ее широкой пропаганде, оказанию методической помощи учителям в ее применении, участию в этой работе (в случае надобности) авторов данного исследования или других ученых, необходимость внесения соответствующих изменений в учебные планы, программы и другую учебно-методическую документацию школ, а при надобности и внесение соответствующих коррективов в подготовку и переподготовку учителей и т.д. Аналогичная работа предусматривается и планом использования.

Крайне ответственным является второй этап работы — на уровне министерства просвещения республики, областного (краевого), городского и районного отделов народного образования, которые, согласно «Положению», «осуществляют меры по внедрению и использованию рекомендованных работ с учетом местных условий». Имеется в виду, во-первых, доведение всех вошедших в перечень результатов научных исследований до каждой школы (внешкольного детского учреждения, детского сада, педвуза и т.д.), до каждого учителя (воспитателя и др.); во-вторых, организация широкой пропаганды на местах рекомендуемых материалов (конечно, с учетом их пропаганды через центральные средства массовой информации); в-третьих, методическая работа с учителями и другими практическими работниками; в-четвертых, выявление и распространение передового опыта в области внедрения и использования; в-пятых, изучение предложений учителей и других работников просвещения по совершенствованию как самого процесса внедрения, так и внедряемых и используемых работ и, наконец, в шестых, определение эффективности применения на практике рекомендованных результатов научных исследований. Уже этот простой перечень того, что должно быть сделано на втором этапе, говорит о больших и трудных задачах, которые в процессе внедрения следует решить органам народного образования. Важнейшим звеном здесь являются институты усовершенствования учителей и другие методические службы, на которые падает львиная доля этой работы. Речь идет, прежде всего, об организации занятий с учителями и руководителями школ в институтах усовершенствования учителей и на факультетах повышения квалификации директоров школ при университетах и пединститутах, о широком использовании курсовой переподготовки, очно-заочного обучения и других форм повышения квалификации, о включении в программы ИУУ работ, подлежащих внедрению и рекомендуемых к использованию. «Положением» предусматривается, что «ход работы по внедрению и использованию достижений педагогической науки освещается в годовых отчетах республиканских (центральных), краевых, областных, городских институтов усовершенствования учителей». Это должно обеспечить обратную связь с вышестоящими инстанциями в процессе внедрения и использования.

Следует признать, что этот очень важный этап в процессе внедрения и использования еще слабо исследован и освещен в научной литературе. К сожалению, попытки руководства Совета по координации наладить в текущей пятилетке исследования проблемы внедрения на областном уровне не дали пока положительного результата.

Наконец, о третьем, завершающем этапе работы по внедрению и использованию. К.Н. Волков, говоря о многоступенчатости процесса внедрения, который начинается в научно-исследовательском учреждении, проходит через органы народного образования различных уровней и заканчивается в школе или другом учреждении просвещения, подчеркивал особую значимость последней стадии. Именно школа, детское дошкольное или внешкольное учреждение являются теми объектами, для которых и ради которых организуется вся сложная, многоступенчатая система внедрения. Исследователи отмечали, что процесс внедрения заканчивается лишь тогда, когда оно становится органической частью жизни школы, а не инородным телом.

 

10

 

Ю.К. Бабанский писал, что важнейшим моментом на этой стадии работы следует признать «формирование у учителей потребности в овладении соответствующими достижениями науки» (Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. — М., 1982, с. 168). Ученый показывает, как должна проводиться эта работа. Особое внимание обращает он на умение, учителя в процессе внедрения того или иного достижения науки организовать наблюдение за учениками, изучать различного рода документацию, на умение собирать и осмысливать факты, объективно анализировать их, не преувеличивая роли внедряемого новшества, его положительных сторон, не замалчивая негативных фактов (что, к сожалению, еще часто встречается в ходе опытной проверки результатов исследований). Советы Ю.К. Бабанского крайне полезны для организации работы по внедрению в школе. Интересный опыт такой работы описан в ряде публикаций. Полезную работу в этом направлении проводит уже ряд лет НИИ педагогики Министерства просвещения Латвийской ССР (Я.Э. Рудзитис): здесь исследуются пути привития учителю вкуса к достижениям науки, к новинкам педагогики и психологии. Конечно, и на этом этапе работы по внедрению и использованию достижений науки в педагогическую практику еще много слабоисследованного, невыясненного. Все еще не разработаны критерии проверки эффективности внедрения. Этот вопрос является ключевым, однако ни педагогическая, ни психологическая науки не дали конкретного инструментария выявления эффективности практической ценности внедряемых и используемых материалов. Да и ряд других вопросов, связанных с внедрением результатов исследований на школьном уровне, требует своего более углубленного решения.

Словом, нерешенных проблем, связанных с внедрением и использованием в практической деятельности достижений педагогики и психологии, еще много. Не следует полагать, что с принятием «Положения о внедрении и использовании» все они разрешаются. Предстоит еще немалая работа по исследованию и практическому решению ряда проблем внедрения. К тому же «Положение», разработанное Министерством просвещения СССР, естественно, относится только к внедрению на всесоюзном уровне. Что же касается республиканского уровня системы внедрения (а к нему относятся работы по преподаванию предметов республиканского значения, исследования вопросов, специфических для союзной республики, и т.д.), то разработка соответствующего документа, регламентирующего эту деятельность, является компетенцией министерств просвещения союзных республик. Возможно и так называемое региональное (или частичное) внедрение и использование. Оно может охватывать регионы одной союзной республики (например, сибирский, дальневосточный и т.д.). В этом случае внедрение также организуется республиканским органом просвещения. Но если регион охватывает несколько республик (например, среднеазиатский, закавказский, прибалтийский регионы), то в этом случае, видно, потребуется специальное разрешение союзного министерства.

Нельзя не обратить внимания и на то, что введенная «Положением» система внедрения и использования будет охватывать, как правило, только часть результатов научных исследований в области педагогики и психологии, проводимых многотысячной армией исследователей. Неизбежно, что значительная часть изданных работ останется по тем или иным причинам за пределами перечней, утверждаемых Министерством просвещения СССР (или министерствами просвещения союзных республик, по мере создания на местах республиканской системы внедрения). Вместе с тем среди публикаций, не вошедших в эти списки, могут быть и такие, которые будут полезны отдельным учителям, воспитателям и другим практическим работникам. Возникает вопрос: как быть с такого рода публикациями? Видимо, есть резон прислушаться к мнению В.М. Полонского (см.: Советская педагогика, 1983, № 11, с. 52— 53), который предлагает организовать так называемое избирательное внедрение, а проще говоря, систематическую информацию учительства о всех психолого-педагогических

 

11

 

публикациях, широко используя в этих целях брошюры, издаваемые Отраслевым центром информации Министерства просвещения СССР, а также Отраслевую автоматизированную систему управления (ОАСУ) для создания банка информации по вопросам обучения и воспитания.

Но, конечно, главной, насущной задачей в настоящее время является повсеместная работа по введению в действие одобренного коллегией Министерства просвещения СССР «Положения о внедрении и использовании в педагогической практике результатов научных исследований». Ведь само по себе принятие этого документа, равно как и инструктивного письма о нем, еще не обеспечивает его действия. Только большая и напряженная организаторская работа на всех уровнях, во всех звеньях системы просвещения, участвующих во внедрении, может обеспечить «работу» принятого документа.

Успех внедрения прежде всего зависит от ученых, создателей работ, подлежащих внедрению и рекомендуемых к использованию. Думается, что введение в действие «Положения» должно мобилизовать ученых на создание работ, достойных быть внедренными или использованными в школьной практике.

Хотелось бы сказать и об участии ученых-психологов в этой работе. С сожалением приходится констатировать, что среди более 140 результатов научных исследований, принятых за последние три года Министерством просвещения СССР к внедрению и использованию, нет ни одной работы в области психологии. Конечно, говоря о психологических исследованиях (даже в области педагогической и возрастной психологии), нельзя не учитывать того, что многие из них не могут быть внедрены в практику непосредственно (при том понимании внедрения, которое нашло отражение в «Положении»), но могут влиять и действительно влияют на учебно-воспитательный процесс косвенно, опосредствованно. Можно было бы назвать имена многих наших ведущих психологов, фундаментальные работы которых оказывают влияние на школьную практику. И все-таки, думается, что едва ли было бы правильным освободить ученых-психологов от создания работ, прямо предназначенных для внедрения, даже от таких, как, например, школьные учебники. Стало принятым считать, что психолог может создавать лишь учебник экспериментальный, отличающийся от учебника стабильного. А такой учебник не может быть не только внедрен, но даже рекомендован к использованию (с учетом трактовки этого термина «Положением»). Настало время поставить вопрос об участии ученых-психологов в создании типовой и стабильной учебно-методической документации современной школы, что вовсе не отнимает у них права создавать свои собственные экспериментальные учебники на основе концепций, существенно отличающихся от тех, которые определяют учебно-воспитательный процесс в массовой школе. От этого выиграет и документация (программы, учебники, учебные и методические пособия и т.д.), и сами ученые-психологи. Назрела необходимость участия психологов в исследованиях, результаты которых будут внедрены в практику массовых школ, а также их участия в составе авторских коллективов стабильных учебников.

Ощущается острый дефицит в прикладных работах по вопросам психологии воспитания. Хочется надеяться, что результаты исследований психологов займут почетное место в перечнях работ, рекомендуемых и к использованию, и к внедрению.

Роль ученого в работе по внедрению и использованию не должна ограничиваться лишь проведением научного исследования и доведения его результата до нужной практике кондиции. Авторы рекомендуемых к внедрению и использованию работ могут и должны принимать участие как в пропаганде результатов проведенных ими исследований, разъясняя и популяризируя идеи внедряемой работы, так и в оказании методической помощи учителям по применению рекомендаций науки.

Внедрение результатов научных исследований в работу школ, дошкольных и внешкольных детских учреждений, педагогических учебных заведений, органов народного образования—

 

12

 

это та область педагогической деятельности, в которой теснейшим образом взаимодействуют психолого-педагогическая наука и педагогическая практика. Методологически и теоретически эта проблема разработана многими исследователями. «Положение о внедрении и использовании» призвано, опираясь на эти исследования, практически решить эту проблему. И это очень важно, ибо только в тесном содружестве науки и педагогической практики можно успешно выполнить грандиозные задачи, поставленные перед общеобразовательной школой и всей советской системой просвещения XXVI съездом партии и июньским (1983 г.) Пленумом ЦК КПСС.

 

Поступила в редакцию 21.IX 1983 г.