Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

160

 

СОВЕТСКО-АМЕРИКАНСКИЙ СИМПОЗИУМ ПО ПРОБЛЕМАМ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

С Г. ЯКОБСОН, И. В. РАВИЧ-ЩЕРБО

Москва

 

В работе советско-американского симпозиума, проходившего с 14 по 17 июня 1983 г. в Москве, приняли участие специалисты по общей, детской, педагогической и социальной психологии, психофизиологии, психогенетике и социологии. Было заслушано и обсуждено 13 советских и 7 американских докладов. Психическое развитие человека было рассмотрено от рождения до зрелого возраста. Представленные на симпозиуме материалы касались всех основных областей психического развития.

Разностороннее рассмотрение широкого круга вопросов позволило выявить основные особенности современного подхода к проблеме психического развития человека. К числу таких особенностей следует отнести внимание, уделяемое детерминации психического развития, и появление новых идей в постановке данной проблемы. Так, в докладе Л. И. Анцыферовой подчеркивалось, что развитие личности, представляющее собой как бы вершину психического развития, является в то же время ведущим и определяющим для всего процесса психического развития. В отличие от биологического развития развитие личности — процесс бесконечный и незавершаемый, протекающий как скачкообразный переход с одного уровня на другой. Достижения предыдущих уровней при этом не снимаются, а входят в новую систему, подвергаясь переработке и переструктурированию. В докладе В. Г. Асеева было выдвинуто предположение о наличии двух типов детерминации человеческого поведения: содержательно-смыслового и динамического. Первый связан с фиксацией желательных состояний действительности, второй — с реальными возможностями деятельности и необходимыми затратами. Взаимодействуя, эти два типа детерминации могут сменять друг друга и даже вступать в противоречие, выражающееся в противоположной направленности ценностных ориентации и актуально-мотивирующих побуждений.

Роль социальной среды и ее влияние на психическое развитие анализировались в докладах ряда американских ученых. У. Бронфенбреннер отметил, что социальная среда, и в первую очередь семья, все больше рассматривается в психологическом плане, со стороны тех отношений, в которые включается ребенок. Изучаются реальное положение ребенка в семье, воспитательные цели родителей, задачи, которые они ставят перед ребенком, и их соответствие возрастным возможностям последнего. В докладе Д. Белски ребенок рассматривается как активный член семьи; начиная с рождения он определяет как отношение родителей к себе, так и их отношения между собой, которые в свою очередь влияют на отношение к ребенку. Автор приводил материалы, свидетельствующие о том, что система внешних воздействий, например поведение матери по отношению к младенцу, детерминирует характер его психического развития только на определенный ограниченный отрезок времени, после которого последнее может под влиянием других факторов принять новое направление.

В докладе Д. Мортимер и Ф. Фурстенберга по социологии американской семьи было показано влияние работы родителей, степени и характера их занятости на взаимоотношения в

 

161

 

семье и отношение к детям, рассмотрены данные об изменениях, которые претерпела американская семья за последние 50 лет, и их значение для психического развития подрастающего поколения.

Другой важной особенностью современных исследований в области психического развития является системный подход. В докладе А. М. Матюшкина развивалась идея, что центральным звеном познавательных процессов, обеспечивающим их интеграцию в единое целое, является продуктивное мышление. В качестве основной единицы последнего выступает создание и решение проблемных ситуаций. Было показано, что проблемная ситуация порождает специфическую познавательную мотивацию, активность человека направлена на обнаружение нового и детерминируется требованиями конечной ситуации. Были рассмотрены также особенности диалогического взаимодействия, влияющие на течение продуктивных процессов.

В докладе Ф. Кейла приводились материалы, свидетельствующие, что развитие формальных структур мышления находится в теснейшей зависимости от объема и содержания фактических знаний ребенка в определенной области. В частности, конвергенция знаний, накопленных в разных областях, приводит к скачкообразному появлению способности создавать метафоры. Н. Н. Поддьяков выдвинул положение, что основной линией умственного воспитания дошкольников должно быть знакомство с явлениями действительности в их связи с другими явлениями и во всей противоречивости их свойств и характеристик. Это позволяет формировать у детей способность вести анализ в нескольких взаимосвязанных аспектах.

Системная организация коррекционной работы, включающая организацию общения и деятельности широкого плана, позволяет, как было показано в докладе М. Коула, добиться больших успехов в обучении отстающих детей чтению.

Существенной чертой современного подхода является также тенденция к выявлению и анализу качественно своеобразных этапов психического развития. В докладе В. В Давыдова был дан анализ разных видов деятельности, в которых осуществляется психическое развитие в школьном возрасте. М. И. Лисина рассмотрела основные этапы развития общения детей со сверстниками в возрасте от года до семи лет. Было показано то общее, что характеризует общение ребенка со взрослым и со сверстником, а также специфические особенности общения со сверстниками и его роль в психическом развитии ребенка. В докладе Е. В. Субботского были выделены этапы нравственного развития ребенка: вербальное, прагматическое и бескорыстное моральное поведение. Первое характеризуется тем, что ребенок говорит о соблюдении нормы, на практике нарушая ее; второе тем, что норма соблюдается по прагматическим соображениям; третье тем, что норме следуют бескорыстно. В. В. Столин остановился на этапах развития самосознания и подчеркнул их качественное различие. Специальное внимание было уделено развитию самосознания личности.

Доклад В. Д. Шадрикова был посвящен взаимовлиянию успешности профессиональной трудовой деятельности и развития способностей. Е И. Степанова доложила обширный материал об особенностях умственного развития взрослых. В докладе С. Г. Якобсон была представлена попытка исследовать развитие, исходя из логико-психологического анализа усваиваемого ребенком человеческого опыта.

В докладах Р. Пломина и И. В. Равич-Щербо рассматривались возрастные аспекты генетики поведения. Р. Пломин отметил различия предметов исследований в двух направлениях науки, занимающихся развитием: нормативное, к которому относится большинство исследований, изучает общие закономерности развития или их групповые варианты (например, связанные с полом или возрастом, этнические и т.п.); другое направление занимается источниками формирования индивидуальных различий между людьми (это и есть предмет генетики поведения).

Отметив необходимость объединения двух указанных направлений в единую область — возрастную генетику поведения (или генетику психического развития), он проанализировал причины, по которым, с его точки зрения, сближение науки о развитии и генетики поведения происходит слишком медленно: неправильное представление о наследственном как неизменном; неверное предположение о том, что генетики поведения стремятся все индивидуальные различия вывести из наследственности; озабоченность возможными социальными и психологическими последствиями обнаружения генетически обусловленных различий между детьми. На последнем пункте Р. Пломин остановился более подробно, подчеркнув, что любые поведенческие «признаки» оказываются обусловлены не только генотипом, но и средой, более того, в сложных формах поведения генотипом детерминируется менее половины проявлений наблюдаемой изменчивости. Иначе говоря, генетика поведения документально подтверждает значение и среды, и наследственности, и, кроме того, она дает методы для изучения средовых факторов.

Доклад И. В. Равич-Щербо содержал несколько иной подход к той же проблеме. Основываясь на отечественной теории психического развития, идущей от Л. С. Выготского, подчеркивающей — в отличие от зарубежных концепций — нелинейность этого процесса, качественные изменения психических функций в онтогенезе, автор представила экспериментальный материал, подтверждающий сформулированную ранее А. Р. Лурия гипотезу о том, что происходящая в онтогенезе смена механизмов психических функций может приводить и к изменению природы их межиндивидуальной вариативности: в высших, социально опосредствованных функциях она должна меньше зависеть от генетической изменчивости, чем в элементарных. Материал докладчика позволяет предполагать, что генетический контроль вообще ниже в тех признаках (и психологических, и психофизиологических), которые формируются при непременном участии речи, слова.

В эту же группу докладов включается доклад В. М. Русалова, посвященный биологическим факторам формирования индивидуально психологических различий. В докладе было подчеркнуто принятое в отечественной дифференциальной

 

162

 

психофизиологии выделение содержательной и формально-динамической сторон психики; ко второй стороне относятся, согласно В. М. Русалову, те особенности, которые формируются в результате генерализации психологических характеристик деятельностей независимо от их мотивов, программ, способов реализации, т. е. за счет всех биологических компонент индивида. Тогда только эти формально-динамические особенности и могут стать предметом прямого сопоставления с биологическими свойствами человека. В качестве же основной характеристики здесь выделяется «динамическая напряженность» деятельности: ее темп, интенсивность и т. д.

В. М. Русалов изложил экспериментальный материал, показавший наличие высоких корреляций между индивидуально-устойчивыми интегральными характеристиками мозговой активности и формально-динамическими особенностями психики человека. Такие связи между свойствами двух уровней свидетельствуют, согласно В. М. Русалову, об их структурно-генетическом характере, т. е. о принадлежности к одному общему и генетически первичному фактору — общей конституции.

Работа симпозиума показала большую заинтересованность советских и американских психологов в совместном обсуждении актуальных проблем современной науки, в дальнейшей разработке экспериментальных методик и адекватной интерпретации полученных данных.