Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

157

 

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

 

РЕЗОЛЮЦИЯ VI ВСЕСОЮЗНОГО СЪЕЗДА ОБЩЕСТВА ПСИХОЛОГОВ СССР1

 

За отчетный период психологическая наука в СССР успешно развивалась на основе исторических решений XXV и XXVI съездов КПСС и последующих Пленумов ЦК КПСС.

Новые большие задачи встают перед советской психологией в свете решений июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС и программной речи на этом Пленуме Генерального секретаря ЦК КПСС Ю. В. Андропова, а также его статьи «Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР».

Июньский Пленум ЦК КПСС подчеркнул, что формирование: нового человека — не только важнейшая цель, но и непременное условие коммунистического строительства. Главная задача — это воспитание у каждого человека потребности в труде, ясного сознания необходимости добросовестной работы на общее благо. Поэтому идеологическая, воспитательная работа все больше выдвигается на первый план. Как отметил Генеральный секретарь ЦК КПСС Ю. В. Андропов, сейчас идет борьба за умы и сердца миллиардов людей на планете. И будущее человечества зависит в немалой степени от исхода этой идеологической борьбы.

Новый этап идеологической борьбы предъявляет новые, повышенные требования ко всей советской науке, и в частности к советской психологии. Ю. В. Андропов подчеркнул, что теперь Должен быть обеспечен значительно более высокий уровень идейно-теоретической работы в области общественных наук, работы наших учебных заведений и каждого ученого в отдельности; необходим решительный поворот к реальным, практическим задачам, которые ставит жизнь перед нашим обществом.

В решениях июньского Пленума ЦК КПСС записано, что партия и государство ждут от психологов, как и других ученых, разработок надежных путей повышения эффективности производства, исследований закономерностей становления бесклассовой структуры общества, интернационализации социальной жизни, развития социалистического народовластия, общественного сознания, проблем коммунистического воспитания. Научные разработки должны выливаться в практические рекомендации, давать обоснованные социальные прогнозы.

Непременным условием успешного развития общественных наук, отмечалось на Пленуме ЦК КПСС, является мировоззренческая четкость, методологическая дисциплина мысли. Общественные науки обязаны неуклонно руководствоваться революционной теорией, умело применять испытанную марксистско-ленинскую методологию научного поиска.

В материалах июньского Пленума ЦК КПСС сформулированы также и многие другие ответственные задачи, тоже прямо и непосредственно относящиеся к психологической науке. Это в первую очередь большой комплекс теоретических и прикладных проблем, связанных с подготовкой реформы школы. К ним относятся прежде всего требования все более последовательного соединения обучения с производительным трудом. Это, далее, требования повысить в школе роль эстетического и физического воспитания, значительно улучшить подготовку в техникумах и вузах специалистов для ведущих отраслей народного хозяйства, идейно-политическую закалку специалистов, их ориентированность на решение практических задач. Необходимо и в дальнейшем внимательно изучать особенности национальной психологии и культуры свыше ста наций и народностей, населяющих нашу страну.

Поставлена задача глубоко и планомерно разрабатывать социологические, психологические и педагогические проблемы пропагандистской работы, воспитательной работы в целом.

Все советские психологи целиком и полностью одобряют исторические решения июньского Пленума ЦК КПСС и руководствуются ими в своей научной, пропагандистской, преподавательской, практической работе.

В период между V и VI съездами Общества психологов СССР продолжалась активная разработка философских, методологических, теоретических и прикладных проблем психологии.

Продолжена систематическая разработка методологических проблем, имеющих наиболее существенное значение для развития психологической науки. Тем самым углубились диалектико-материалистические основания советской психологии. Расширены творческие контакты советских психологов со специалистами смежных отраслей знания — философами, социологами, биологами, юристами, педагогами, медиками, математиками, инженерами и т. д.

Более систематическими и последовательными становятся исследования фундаментальных для психологии проблем психического, его активной отражательной природы, субъекта, личности, коллектива, деятельности, общения, детерминации психики, психического развития и т. д. Разрабатываются методологические вопросы единства психологической теории и психологической практики. Большое внимание уделяется

 

158

 

вопросам использования математики в психологии. Продолжается работа по систематическому анализу современной психологической науки, развивающейся в капиталистических странах, и по изучению истории отечественной психологии. Ширятся контакты с психологами других социалистических стран.

Исследовались психологические и социально-психологические аспекты формирования нового человека, повышения эффективности и качества трудовой деятельности, совершенствования управления народным хозяйством, изучались социально-психологические проблемы коллективов. Получили дальнейшее развитие исследования проблем специальной психологии, посвященные детям с нарушениями в психофизическом развитии.

Осуществлялось исследование системного строения психики человека и основных закономерностей ее исторического и онтогенетического развития в единстве различных психических функций и реализующих их процессов на разных уровнях их системной интеграции.

Изучалась активная роль психического отражения в организации и регуляции целенаправленной деятельности человека; дальнейшее развитие и конкретизацию получил принцип изучения человека как активного субъекта деятельности.

Исследовалось соотношение сознательных и бессознательных уровней психики в детерминации различных форм активности и поведения человека. Изучались психологические механизмы творческих процессов.

Исследовались общетеоретические и более конкретные, в том числе возрастные, динамические и содержательные аспекты развития личности, взаимозависимости между актуальной и потенциальной сферами личности на разных этапах ее развития. Осуществлялось исследование структурного и уровневого строения самосознания.

Исследовались теоретические и практические аспекты социальной психологии общения, субъект-субъектных отношений людей, закономерности развития коллективов и роль доминирующих в них отношений в становлении и воспитании личности.

Продолжались исследования процессов обучения и поиск оптимальных путей и принципов его организации, наиболее соответствующих закономерностям психического развития

Продвинута разработка таких проблем, как соотношение физиологического и психического в антропо- и социогенезе, разрабатывались проблемы сравнительной психологии. Получены значительные результаты в изучении нейрофизиологических основ психики. Исследовались психофизиологические, в том числе индивидуально-типологические, предпосылки психического развития человека, изучалось диалектическое соотношение генетического и средового, исторического и индивидуально-онтогенетического аспектов психического развития человека. Разрабатывались общие принципы анализа и проектирования трудовой деятельности, проблемы и методы профессиональной ориентации, профессионального отбора и профессиональной адаптации, в том числе к экстремальным условиям.

Значительные исследования проведены в русле инженерной психологии, медицинской, пато- и нейропсихологии, психологии спорта и других отраслях психологической науки. Продолжала развиваться психологическая служба в системе советского здравоохранения, служба семьи и брака и др.

Велась разработка научных основ психологической службы в развитом социалистическом обществе, исследовались принципы и методы использования психологических знаний в разных видах общественной практики.

Вместе с тем достигнутый уровень в развитии психологической методологии и теории нельзя признать достаточным. Необходима дальнейшая целенаправленная разработка методологических и философских проблем советской психологической науки. Следует усилить роль методологических семинаров в научно-исследовательских институтах и вузах. Необходимо разработать целостную системную теорию психического развития человека на протяжении всей его жизни.

Еще не до конца преодолены, с одной стороны, эмпиризм ряда экспериментальных и прикладных исследований и, с другой стороны, чрезмерная абстрактность некоторых методологических и теоретических изысканий. Нужно добиваться все более органического единства методологии, теории, эксперимента и методических разработок прикладных исследований. Еще не достигнуто достаточно широкое и тесное творческое сотрудничество отдельных психологических школ и психологов различных специализаций в решении системных общетеоретических проблем и конкретных практических задач. Не изжита до конца излишняя замкнутость и ограниченность отдельных исследований теоретическими рамками и экспериментальным опытом какой-либо одной научной школы. В отношениях между разными советскими психологическими направлениями и школами необходимо более глубокое взаимопонимание; научные дискуссии между ними должны быть конструктивными и корректными. Необходимо более полно изучать и шире использовать богатое историческое наследие отечественной психологической науки, особенно советского периода.

Позитивную разработку научных проблем надо еще в большей мере сочетать с научной критикой буржуазных психологических концепций, постоянно повышая уровень идеологической борьбы против буржуазной философии и методологии в психологической науке. Следует активнее разоблачать использование концепций буржуазной психологии для проповеди и оправдания агрессивных войн, для разжигания национальной розни, для маскировки антагонистических классовых противоречий, для идеологической борьбы против социалистического лагеря.

Следует активизировать дальнейшее изучение проблем социалистического образа жизни, психологических проблем идеологической работы, психологии личности, проблем ее мировоззренческого становления, психологических механизмов регуляции деятельности и поведения, проблем сознания и бессознательного, проблем волевой, эмоциональной и мотивационно-потребностной сфер психики человека на разных этапах его жизненного пути (детство, юность, взрослость). Необходимо интенсивно изучать проблемы структуры и динамики психических процессов и их системного взаимодействия

 

159

 

осуществлении разных видов и форм произвольной активности, в том числе трудовой деятельности.

Следует усилить исследование совместной трудовой деятельности, развития и становления трудовых коллективов, стимулирования их производственной, социальной и идейно-воспитательной деятельности. Большую роль играют психологические аспекты совершенствования социально-психологического климата в трудовых коллективах, развития социальной активности масс.

Необходимо интенсифицировать исследования психологических аспектов роста производительности труда, профессиональной ориентации, профессионального отбора, совершенствования управления, сознательной трудовой дисциплины.

Актуальными остаются задачи, стоящие перед детской, возрастной и педагогической психологией, касающиеся как теоретических вопросов психического развития ребенка, возрастной периодизации, общих проблем обучения и т. п., так и конкретных задач современного обучения и воспитания подрастающего поколения. Особую важность и социальную значимость приобрели связанные с реформой школы психологические аспекты профессиональной ориентации, трудового и профессионального обучения, системного трудового воспитания, предусматривающего обязательное участие в реальном общественно полезном труде, формирование не только конкретных трудовых навыков и умений, но и таких общих черт личности, как трудолюбие и потребность в труде, ответственность за свою трудовую деятельность и др. Необходимо составить профессиографическую энциклопедию, разработать специальные исследовательские программы «Человек — профессия», «Призвание»; в планах социального развития предприятия предусмотреть раздел психологической работы в массах.

На основе активно формирующейся медико-психологической службы следует научно-методически и организационно закрепить процесс внедрения психологии в систему практического здравоохранения.

Одной из актуальных задач остается развитие теоретических основ, научных методов и конкретных методик психологической диагностики. По-прежнему нужно расширять и совершенствовать использование математических методов на разных этапах психологических исследований. Существенной остается задача разработки психологических методов исследований, конструирования и производства аппаратуры для психологических исследований.

В период между съездами целесообразно проводить симпозиумы, посвященные актуальным проблемам психологической науки.

Июньский (1983 г.) Пленум ЦК КПСС поставил новые большие задачи перед советской наукой: активизировать исследовательский поиск, обеспечить решительный поворот научных учреждений, всех ученых к ключевым проблемам совершенствования развитого социализма, к решению практических задач, стоящих перед страной.

Для решения этих задач советская психология должна подняться на новую ступень в своем развитии, обеспечить возможности использования законов психологической науки в каждой конкретной области нашей жизни. Наиболее общими из этих глобальных задач являются задачи формирования нового человека; разработки психологических проблем соединения преимуществ социализма с достижениями научно-технической революции; коренного улучшения и психологического обоснования эффективности всей идеологической, пропагандистской, воспитательной работы; психологического обеспечения подготовки кадров на всех участках социалистического производства, психологического обоснования конкретных путей повышения эффективности и качества труда; психологических разработок, обеспечивающих совершенствование системы управления и информационного обеспечения во всех звеньях народного хозяйства; создания психологической службы в стране для решения конкретных задач психологического обслуживания во всех сферах нашей жизни: на производстве и в общественной жизни, в системе обучения и воспитания, в сфере управления. Необходимо расширить использование психологии в подготовке специалистов, разработать специальные учебники и учебные программы, в том числе новый учебник по возрастной и педагогической психологии для педвузов. Предусмотреть на VII. съезде Общества психологов СССР секцию «Психология учителя». Необходимо создать «Психологическую энциклопедию». В связи с этими общими задачами каждая отрасль психологической науки — общая психология, социальная психология, детская, возрастная и педагогическая психология, психология труда и инженерная психология, медицинская психология, психология управления и др.— должна определить и поставить те конкретные задачи, решение которых обеспечит возможность в самое ближайшее время внедрить результаты психологических исследований в практику. Необходимо поставить вопросы о создании новых психологических журналов, например: «Психология и жизнь», «Психологическая служба».

Решение новых задач, поставленных перед психологией, потребует подъема теоретических исследований, достижения новых теоретических обобщений, экспериментальной обоснованности практических выводов и рекомендаций. Для решения поставленных задач необходимо преодолеть, как это отмечалось на июньском Пленуме ЦК КПСС, серьезные недостатки в организации исследований: замыкание в собственных «диссертационных» и групповых интересах, мелкотемье, абстрактность в постановке исследовательских задач и др. В оценке эффективности той или иной психологической концепции необходимо исходить также и из ее практической эффективности.

Важнейшим средством повышения практической значимости психологических исследований и пригодности их результатов для практического применения является дальнейшее развитие творческого сотрудничества психологов с представителями других отраслей науки и различных сфер общественной практики в рамках единых целевых программ, в том числе продовольственной, энергетической и др., предусматривающих комплексное решение практических, задач. При этом психологические исследования должны все больше исходно ориентироваться не только на раскрытие определенных закономерностей, но и на их практическое использование. В Обществе психологов СССР необходимо

 

160

 

создать Научно-координационный совет психологической службы.

Поручить Центральному Совету Общества психологов СССР организовать разработку 5-летнего координационного плана психологических исследований в СССР, предусматривающего внедрение их результатов в практику, а также региональных координационных планов участия психологических цензоров в комплексных региональных программах научно-технического прогресса.

Для успешного решения стоящих перед психологией задач необходимо коренным образом улучшить подготовку кадров психологов, совершенствуя учебные программы с целью подготовки специалистов, способных ставить и решать не только коренные теоретические проблемы современной психологической науки, но и практические, прикладные задачи. Усилить внимание к разработке научных основ специального психологического образования, и прежде всего подготовки психологов-практиков. Обсудить возможность введения психологии в качестве учебного предмета в школе, а также ПТУ, техникумах, вузах. Решение практических задач требует не только повышения профессиональной компетенции психологов, но и высочайшей ответственности за предлагаемые психологами рекомендации, ибо каждая психологическая рекомендация предназначена для человека, от ее научной обоснованности зависят не только непосредственные, но и отдаленные последствия, связанные с судьбами людей. Эту высокую ответственность психолога необходимо воспитывать уже в процессе его подготовки на студенческой скамье.

Перестройка советской психологической науки в связи с решением поставленных практических задач позволит не только сблизить психологию с жизнью, но и поднять ее на новый теоретический уровень. Все советские психологи заверяют ЦК КПСС, что они готовы выполнить поставленные перед ними новые насущные задачи.



1 Принята на заключительном заседании VI Всесоюзного съезда Общества психологов СССР, проходившего в Москве с 18 по 22 августа 1983 г.