Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

140

 

ПСИХОЛОГИЯ И ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

 

К. К. ПЛАТОНОВ,

Москва

Б. М. ПЕТРОВ

Калуга

 

Иващенко Ф. И. Психология трудового воспитания: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. — Минск: Выш. школа, 1981. — 143 с.

 

Вышедшее в свет учебное пособие по психологии трудового воспитания школьников представляет несомненный интерес не только для студентов педвузов, кому она адресована, но и для каждого, кто сопричастен делу трудового воспитания школьников. Его стержневая идея состоит в утверждении необходимости соотносить навыки труда, т. е. трудового обучения, как с целями воспитания, так и с интересами и профессиональными намерениями школьников

Автор настаивает на том, что каждый школьник должен приобрести личный трудовой опыт, получить максимальную самостоятельность при выработке новых и конкретизации имеющихся трудовых целей и навыков, иметь возможность выполнять работы в трудовом обучении от начала до конца.

Убедительно доказывается автором, что личность успешно формируется лишь при опоре на коллективные трудовые мотивы. Однако при этом не должны быть забыты индивидуальные особенности личности школьника — конечного объекта воспитательных воздействий. В частности, следует изучать самооценки школьников; воздействуя на них, поднимать уровень притязаний в сфере труда, расширяя круг деятельностей, увеличивать возможности для проявления способностей и реализации потребностей школьников в реальных достижениях и положительных переживаниях. Опираясь на них, трудовое воспитание должно связать индивидуальные потребности, мотивы и цели с общественно значимыми. Последние, в частности, обнаруживают себя в социальной необходимости ориентации школьников на сферу производства, на выбор «дефицитных» для общества специальностей. Поэтому важнейшей функцией трудового воспитания является формирование у школьников

 

141

 

чувства долга, ответственности перед обществом.

Основная часть выпускников школ сразу попадает в сферу производства. В силу этого так важно еще в школе формировать учащихся не только в плане их трудового воспитания, но и трудового образования в целом, включающего обучение политехническим трудовым навыкам.

Рецензируемая работа — по существу первый опыт создания подобного спецкурса. Она является органическим продолжением ранее вышедшей книги того же автора (Иващенко Ф. И. Сельскохозяйственный труд старших школьников. — Минск, 1978.— 128 с). В ней рассматриваются предмет, задачи и методы психологического исследования трудового воспитания. Она успешно преодолевает некоторую односторонность указанной работы, где трудовое воспитание несколько оторвано от трудового обучения. В рецензируемом пособии это единство показано значительно более полно и убедительно.

Пособие состоит из пяти глав, объединенных единым замыслом: вскрыть содержательные характеристики функции, которую выполняет производительный труд в формировании школьника как субъекта трудового обучения и трудовой деятельности, психологические закономерности становления и закрепления у него социально значимых качеств личности советского рабочего человека. Реализуя этот замысел, автор в первой главе подробно рассматривает цели трудового воспитания.

Представляют интерес выделенные во второй главе пути, по которым достижения психологии могут быть внедрены в практику трудового образования. К ним относятся: использование психологических данных для объяснения механизмов связей между педагогическими воспитательными и образовательными воздействиями и их результатами; воссоздание в учебных и производственных ситуациях психологических условий, позволяющих обнаружить внутренние резервы человека; реконструкция на базе психологических данных существующих и проектирование новых приемов и методов; «компрессия» (укрупнение, совмещение) различных сторон труда как в целях, их изучения, так и в целях совершенствования практики трудового образования в целом. Такое компактное изложение вопроса имеет для студентов эвристический смысл и хорошо отвечает целям спецкурса.

Рассматривая проблему мотивов трудовой деятельности (третья глава), автор на первый план выдвигает изучение особенностей формирования чувства долга. Его содержание обычно связывается только с переживанием обязанностей перед окружающими людьми и обществом. Автор справедливо отмечает недостаточность такого определения и на экспериментальном материале показывает, что чувство долга связано также с переживанием глубокого удовлетворения от умелого исполнения своих обязанностей. Вопрос этот, будучи одним из центральных, не исчерпывает, разумеется, содержания главы. Здесь анализируются и все другие известные психологии побуждения школьников к трудовой деятельности.

Следующая глава начинается обсуждением понятия о субъекте трудовой деятельности, которое употребляется в литературе неоднозначно. С точки зрения автора, основными психологическими характеристиками личности как субъекта деятельности являются интересы, склонности, цели и, главное, ответственность за результаты своей деятельности, самооценка и притязания. Действительно, в этом вопросе существуют определенные терминологические разногласия (см., например, определение Б. Г. Ананьева). Но именно поэтому, предпринимая новое определение понятия, не следует игнорировать существующие. В частности, на наш взгляд, надо было бы сильнее разграничить свойства человека как организма и как личности — субъекта деятельности, четче показав роль не только трудовых установок, но и хорошо сформированных навыков для становления человека как субъекта деятельности.

В главе аргументированно проанализированы научные данные о склонности школьников к труду и условиях ее формирования, о самооценке и уровне притязаний в трудовой деятельности, о способах формирования и изменения самооценок и осознании школьниками трудовых целей (целеобразование). При этом автор не ограничивается изложением решенных проблем. Он ставит и новые вопросы, в частности об использовании в воспитательных целях завышенной самооценки, которая обычно рассматривается в негативном, плане, но может иметь и положительное значение. О формировании трудовых навыков и умений, к сожалению, здесь сказано меньше, чем следовало бы.

Завершающая книгу глава о профессиональном самоопределении школьников обобщает многочисленные данные о том, как школьники представляют себе те или иные профессии, об условиях сознательного и свободного выбора профессии, о мотивах этого выбора и значении самовоспитания для профессионального самоопределения.

Оценивая пособие в целом, следует подчеркнуть, что автор выполнил весьма трудоемкую работу по сбору, анализу и дидактической обработке относящегося к проблеме материал рассеянного по многочисленным источникам. При этом практически каждый параграф книги включает в себя исследования самого автора и его сотрудников. Пособие хорошо организовано методически. В каждой главе четко выделены ключевые научные понятия, и каждая из них завершается тщательно отобранным списком литературы. Книга удачно снабжена фотографиями, схемами и таблицами.

Не может не обратить на себя внимание совпадение содержащихся в рецензируемой книге оценок положения дел в области трудового образования и в ряде литературных произведений, в частности в статье писателя И. Синицына «Ученье и труд» (Наш современник, 1982, № 1, 2). Приведем некоторые из них. «При организации производительного труда в ученических бригадах почти все трудовые цели формируют и ставят перед учащимися взрослые. Вследствие этого обедняется развивающая роль труда», — пишет Ф. И. Иващенко (с. 40). «Труд, лишенный

 

142

 

ясной цели и видимого смысла, приказной, омертвляющий и обесцвеченный», — с горечью оценивает писатель факты, с которыми он сталкивается в школах (Наш современник, 1982, № 1, с. 146). «Организация производственного обучения и производительного труда в школах еще не удовлетворяет интереса школьников к технике», — констатирует Ф. И. Иващенко (с. 60); «...допуска к машинам у ребят нет», — говорит И. Синицын (там же; с. 143). Эти и многие другие недостатки в постановке трудового воспитания, пишет Ф. И. Иващенко (а правильнее было бы сказать, «трудового образования»), порождены тем, что «в течение многих лет наша школа, программы, учебники ориентировали молодежь главным образом на получение высшего образования. Хотя социальная ситуация в стране изменилась, школа продолжительное время по инерции решала главным образом только эту задачу» (с. 65). С этим объяснением автора нельзя не согласиться. Нельзя также не заметить, что хотя Ф. И. Иващенко нигде не упоминает о концепции «воспитывающего обучения», однако весь ход его анализа проблемы неизбежно приводит к выводу о том, что нельзя компенсировать плохую постановку трудового образования словами о необходимости «усиления воспитывающего обучения», не раскрывающими ни сущности, ни методического обеспечения этой их связи и, главное, полностью оторванными от все более и более забываемого принципа политехнического обучения.

Такое совпадение в оценках не случайно. Речь идет о действительно острых проблемах, поставленных жизнью.

Учитывая актуальность проблемы обучения школьников труду, стоящей в настоящее время перед работниками народного образования (а именно их готовят педагогические вузы страны, где обучение студентов включает, в частности, работу с рецензируемым учебным пособием), было бы желательно следующую книгу Ф. И. Иващенко (а возможно, исправленное и дополненное издание рецензируемой) так и назвать: «Психология трудового образования».