139
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
ТРЕНИНГ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Ю. Н. ЕМЕЛЬЯНОВ, Ленинград |
Ю. М. ЖУКОВ Москва |
Петровская Л. А.
Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. —
М.: Изд-во МГУ, 1982.—168 с.
Социально-психологический
тренинг, понимаемый одновременно и как комплекс активных групповых методов, и
как процесс преобразующего воздействия на личность участников тренинговой группы, чрезвычайно сложен для описания
средствами традиционного научного языка. Тем отраднее отметить, что автору
рецензируемой работы удалось доходчиво и без утраты научности изложить существо
проблемы.
Настоящая монография — первое в нашей стране достаточно
полное описание теоретических принципов и технических приемов психологического
воздействия с целью оптимизации коммуникативных возможностей человека,
практикуемых различными зарубежными школами тренинга, а также итогов работы
автора по разработке собственной теоретико-методической модели социального
обучения на основе принципов марксистско-ленинской педагогики и обобщения
исследований советских психологов.
Краткое предисловие знакомит читателя с общей структурой
изложения проблематики социально-психологического тренинга. Автор ставит задачу
осмыслить накопленный в этой сравнительно новой области опыт с позиций
методологических принципов советской психологии.
В первой главе монографии проводится критический анализ
разработки проблем социально-психологического тренинга в зарубежной, главным
образом американской, психологии. После краткой характеристики основных
теоретических ориентации (подходов) к тренингу — психоаналитического,
бихевиористского и экзистенциально-гуманистического — автор подробно
останавливается на концепциях «гуманистической психологии», которая в настоящее
время является ведущей в области применения групповых форм коррекционной работы
среди как психически больных, так и здоровых людей. Анализируя связь
«гуманистической психологии» с философией экзистенциализма, автор выделяет и
сходные черты этих двух подходов, и определенные различия, в частности
отрицание в концепциях «гуманистической психологии» пессимистической позиции
экзистенциализма. Специальный параграф главы отводится изложению и критической
оценке взглядов К. Роджерса, одного из признанных
лидеров данного направления, разработавшего ряд методов психологического
воздействия (недирективная психотерапия, рефлективная
терапия, терапия «переживания опыта»). Два последних параграфа главы знакомят с
основными формами группового тренинга, практикуемыми зарубежными психологами, —
«группами встреч» и тренингом социальной сензитивности. Указывая на слабость
философских и социально-политических позиций современного «гуманистического
подхода», автор одновременно отмечает наличие отдельных конструктивных
элементов, включенных в практику разработанного в рамках этого подхода
социально-психологического тренинга. Такой глубокий анализ проблематики
«гуманистического направления» с позиций советской социальной психологии
проведен в отечественной литературе впервые и может служить хорошей основой для
дальнейшего освоения этой области критической работы.
Вторая глава посвящена изложению взглядов В. А.
Сухомлинского на проблему психологического воздействия. В тексте монографии
основное внимание уделяется освещению трех принципов педагогической системы
Сухомлинского. Во-первых, автор монографии подчеркивает, что педагогическое
воздействие в педагогике Сухомлинского основывается на перестройке отношений
воспитуемого с окружающими его людьми. Особое значение придается второму
принципу, реализация которого способствует развитию в человеке эмоциональной
чуткости, отзывчивости и сопереживания, — созданию соответствующих
эмоциональных отношений между воспитателем и воспитуемым. Еще один принцип
автор видит в придании В. А. Сухомлинским диалогического характера
педагогическому общению, что выражается в создании условий проявления
активности воспитуемого, подчеркивании важности самопознания и взаимопознания для духовного развития личности. Автор
убедительно показывает, что обучающий и воспитывающий эффект группы (т. е.
основная социально-психологическая закономерность, используемая в тренинге)
впервые был научно применен отечественной педагогикой в теории и практике
формирующего воздействия коллектива на личность. Единство принципов
коллективизма и гуманизма, достигшее окончательной завершенности в
педагогической системе В. А. Сухомлинского, несомненно, может служить базой для
обоснования и совершенствования методов социально-психологического тренинга.
140
В третьей, последней главе обсуждаются вопросы организации
и проведения социально-психологического тренинга, выделяются его основные
компоненты, описываются различные подходы к пониманию задач тренинга. Социально-психологический
тренинг рассматривается «как один из способов повышения компетентности человека
в сфере общения» (с. 111). Особое внимание уделяется описанию воздействия тренинга
на социально-перцептивную составляющую общения, так
как автор считает перцептивные изменения показателями эффективности, наиболее пригодными
для диагностики. В связи с этим рассматриваются имеющиеся в литературе данные о
связи характеристик социально-перцептивной сферы с
компетентностью человека в различных сферах деятельности. Специальный параграф посвящен
анализу обратной связи, являющейся важной составляющей социально-психологического
тренинга. Здесь автор сочетает теоретическое рассмотрение вопроса с разбором
результатов ряда эмпирических исследований, проведенных под ее руководством. Это
позволяет сформулировать систему правил организации эффективной обратной связи,
что является весомым вкладом автора в разработку практических процедур тренинговой работы. В третьем параграфе главы описываются конкретные
моменты организации и проведения занятий, характерные в основном для тренинга
сензитивности.
Необходимо подчеркнуть, что занятия групп
социально-психологического тренинга плохо поддаются методической регламентации
и во многом зависят от личностных особенностей и уровня морального развития
руководителя тренинговой группы. Автор рецензируемой
монографии предстает не только как теоретик, но и практический специалист в
области групповой работы: лишь наличие конкретного опыта учебно-тренировочного
взаимодействия с людьми позволяет сформулировать ряд обоснованных замечаний по
проведению тренинга. В частности, говоря о процедурных аспектах группы
интенсивного общения, автор обнаруживает тонкую осведомленность о характере и
особенностях протекания групподинамических процессов
в зависимости от различных ситуационных переменных.
В заключении автор акцентирует внимание на практическом значении
работы по развитию и совершенствованию методов психологического воздействия.
Указываются границы применения социально-психологического тренинга как частного
метода, релевантного определенному набору психологических задач. Книга содержит
приложения, в которых помещены некоторые бланковые методики, используемые при
оценке эффективности тренинга, а также примеры самоотчетов участников тренинга
сензитивности.
Не принято предъявлять претензии по поводу того, чего в
книге нет, и все же хотелось бы видеть более подробный анализ пусть делающей лишь
первые шаги, но тем не менее весьма интересной работы
по изучению воздействия группы на личность, ведущейся отечественными психологами
в последнее время. В целом можно с полным основанием считать вышедшую монографию
ценным вкладом в развитие методов социально-психологического воздействия. Книга
уже нашла своего читателя и активно используется в практической работе.