Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

139

 

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

 

Ю. Н. ЕМЕЛЬЯНОВ,

Ленинград

Ю. М. ЖУКОВ

Москва

 

Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. — М.: Изд-во МГУ, 1982.—168 с.

 

Социально-психологический тренинг, понимаемый одновременно и как комплекс активных групповых методов, и как процесс преобразующего воздействия на личность участников тренинговой группы, чрезвычайно сложен для описания средствами традиционного научного языка. Тем отраднее отметить, что автору рецензируемой работы удалось доходчиво и без утраты научности изложить существо проблемы.

Настоящая монография — первое в нашей стране достаточно полное описание теоретических принципов и технических приемов психологического воздействия с целью оптимизации коммуникативных возможностей человека, практикуемых различными зарубежными школами тренинга, а также итогов работы автора по разработке собственной теоретико-методической модели социального обучения на основе принципов марксистско-ленинской педагогики и обобщения исследований советских психологов.

Краткое предисловие знакомит читателя с общей структурой изложения проблематики социально-психологического тренинга. Автор ставит задачу осмыслить накопленный в этой сравнительно новой области опыт с позиций методологических принципов советской психологии.

В первой главе монографии проводится критический анализ разработки проблем социально-психологического тренинга в зарубежной, главным образом американской, психологии. После краткой характеристики основных теоретических ориентации (подходов) к тренингу — психоаналитического, бихевиористского и экзистенциально-гуманистического — автор подробно останавливается на концепциях «гуманистической психологии», которая в настоящее время является ведущей в области применения групповых форм коррекционной работы среди как психически больных, так и здоровых людей. Анализируя связь «гуманистической психологии» с философией экзистенциализма, автор выделяет и сходные черты этих двух подходов, и определенные различия, в частности отрицание в концепциях «гуманистической психологии» пессимистической позиции экзистенциализма. Специальный параграф главы отводится изложению и критической оценке взглядов К. Роджерса, одного из признанных лидеров данного направления, разработавшего ряд методов психологического воздействия (недирективная психотерапия, рефлективная терапия, терапия «переживания опыта»). Два последних параграфа главы знакомят с основными формами группового тренинга, практикуемыми зарубежными психологами, — «группами встреч» и тренингом социальной сензитивности. Указывая на слабость философских и социально-политических позиций современного «гуманистического подхода», автор одновременно отмечает наличие отдельных конструктивных элементов, включенных в практику разработанного в рамках этого подхода социально-психологического тренинга. Такой глубокий анализ проблематики «гуманистического направления» с позиций советской социальной психологии проведен в отечественной литературе впервые и может служить хорошей основой для дальнейшего освоения этой области критической работы.

Вторая глава посвящена изложению взглядов В. А. Сухомлинского на проблему психологического воздействия. В тексте монографии основное внимание уделяется освещению трех принципов педагогической системы Сухомлинского. Во-первых, автор монографии подчеркивает, что педагогическое воздействие в педагогике Сухомлинского основывается на перестройке отношений воспитуемого с окружающими его людьми. Особое значение придается второму принципу, реализация которого способствует развитию в человеке эмоциональной чуткости, отзывчивости и сопереживания, — созданию соответствующих эмоциональных отношений между воспитателем и воспитуемым. Еще один принцип автор видит в придании В. А. Сухомлинским диалогического характера педагогическому общению, что выражается в создании условий проявления активности воспитуемого, подчеркивании важности самопознания и взаимопознания для духовного развития личности. Автор убедительно показывает, что обучающий и воспитывающий эффект группы (т. е. основная социально-психологическая закономерность, используемая в тренинге) впервые был научно применен отечественной педагогикой в теории и практике формирующего воздействия коллектива на личность. Единство принципов коллективизма и гуманизма, достигшее окончательной завершенности в педагогической системе В. А. Сухомлинского, несомненно, может служить базой для обоснования и совершенствования методов социально-психологического тренинга.

 

140

 

В третьей, последней главе обсуждаются вопросы организации и проведения социально-психологического тренинга, выделяются его основные компоненты, описываются различные подходы к пониманию задач тренинга. Социально-психологический тренинг рассматривается «как один из способов повышения компетентности человека в сфере общения» (с. 111). Особое внимание уделяется описанию воздействия тренинга на социально-перцептивную составляющую общения, так как автор считает перцептивные изменения показателями эффективности, наиболее пригодными для диагностики. В связи с этим рассматриваются имеющиеся в литературе данные о связи характеристик социально-перцептивной сферы с компетентностью человека в различных сферах деятельности. Специальный параграф посвящен анализу обратной связи, являющейся важной составляющей социально-психологического тренинга. Здесь автор сочетает теоретическое рассмотрение вопроса с разбором результатов ряда эмпирических исследований, проведенных под ее руководством. Это позволяет сформулировать систему правил организации эффективной обратной связи, что является весомым вкладом автора в разработку практических процедур тренинговой работы. В третьем параграфе главы описываются конкретные моменты организации и проведения занятий, характерные в основном для тренинга сензитивности.

Необходимо подчеркнуть, что занятия групп социально-психологического тренинга плохо поддаются методической регламентации и во многом зависят от личностных особенностей и уровня морального развития руководителя тренинговой группы. Автор рецензируемой монографии предстает не только как теоретик, но и практический специалист в области групповой работы: лишь наличие конкретного опыта учебно-тренировочного взаимодействия с людьми позволяет сформулировать ряд обоснованных замечаний по проведению тренинга. В частности, говоря о процедурных аспектах группы интенсивного общения, автор обнаруживает тонкую осведомленность о характере и особенностях протекания групподинамических процессов в зависимости от различных ситуационных переменных.

В заключении автор акцентирует внимание на практическом значении работы по развитию и совершенствованию методов психологического воздействия. Указываются границы применения социально-психологического тренинга как частного метода, релевантного определенному набору психологических задач. Книга содержит приложения, в которых помещены некоторые бланковые методики, используемые при оценке эффективности тренинга, а также примеры самоотчетов участников тренинга сензитивности.

Не принято предъявлять претензии по поводу того, чего в книге нет, и все же хотелось бы видеть более подробный анализ пусть делающей лишь первые шаги, но тем не менее весьма интересной работы по изучению воздействия группы на личность, ведущейся отечественными психологами в последнее время. В целом можно с полным основанием считать вышедшую монографию ценным вкладом в развитие методов социально-психологического воздействия. Книга уже нашла своего читателя и активно используется в практической работе.