134
КАТАЛОГ ИГР ПО ИГРОТЕРАПИИ
Wendf H.,
Kummer R.-M., Tuchaseheerer G. Spieltherapiekafalog. — Leipzig: VEB
Georg Thieme, 1981. — 144 S.
Как
указывают авторы «Каталога», игротерапия является
наиболее релевантным «детским» методом устранения некоторых нарушений поведения
и симптомов, которые можно понимать как выражение неудачного преодоления
требований, поставленных перед детьми обстоятельствами их жизни. При этом речь
идет не только о том, чтобы в ходе терапии развить у детей общую способность к
игре: нацеленное лечение игрой требует выбора прежде
всего таких игр, которые необходимы для личностного и умственного развития
конкретного ребенка. Известно, что игра является необходимым элементом
человеческого досуга вообще: однако многие родители — и как раз родители детей
с нарушениями поведения — не играют сами и не играют со своими детьми. Авторы
всеми средствами подчеркивают, что для развития здорового ребенка игра не
только важна, но и совершенно необходима.
Задача книги заключается в том, чтобы облегчить родителям и
тем представителям системы здравоохранения и народного образования, которые
имеют дело с игротерапией, обоснованный выбор,
терапевтически действенных игр. (Использование каталога и рекомендаций авторов,
конечно, не может заменить специфические процедуры лечения детей с тяжелыми
нарушениями личности и поведения — это дело детских психотерапевтов и нейропсихиатров.)
Книга состоит из трех небольших вводных разделов и
обширного перечня рекомендуемых игр (122 игры), упорядоченных в соответствии с
введенными представлениями о четырех фазах игротерапии.
Первый, вводный раздел посвящен обсуждению значения игры
для развития личности детей. Немецкие авторы — как в прошлом, так и в настоящем
— внесли большой вклад в психологию и педагогику игры. Исходным для авторов
книги является предложенное Ш. Бюлер различение трех
форм детской игры: функциональная игра, игра-фантазия и конструктивная игра.
Игра как средство психотерапии детей с невротическим типом
развития рассматривается во втором разделе. Концепция терапии в таких случаях
исходит из предположения, что такие дети среди прочего не получают в привычной
для себя семейной среде достаточного игрового пространства и могут благоприятно
развиваться только в случае дополнительного предоставления им таких
возможностей.
Третий раздел содержит практические указания по
использованию каталога. По мнению авторов, представленные в
книге игры применимы в следующих случаях: 1) в детских учреждениях, где часто
определенные трудности взаимодействия детей в группе проявляются на фоне
отсутствия сколько-нибудь заметных тяжелых нарушений поведения отдельных детей:
в таких случаях воспитатель может проводить игротерапию
в целях выравнивания группы и профилактики отклонений в поведении: 2) для
профилактики отклонений игротерапию могут
использовать родители: 3) в психотерапевтических детских учреждениях
наблюдается значительное число детей с легкими нарушениями поведения, не
требующих широких психотерапевтических воздействий: на развитие таких детей
легко можно воздействовать с помощью игротерапии как
дополнения к специфическим методам лечения: 4) игротерапию
можно рекомендовать для лечения заикания в качестве поддерживающего средства
при других формах нарушения речи у детей.
Авторы дают общие указания по игротерапии,
например такое: в рамках соответствующей фазы терапии ребенок может выбирать
игры сам, а если уж выбором необходимо управлять, то надо делать это незаметно
для ребенка. Не обязательно проигрывать все игры
135
данной
фазы. Длительность фаз терапии не фиксируется жестко. Переход от одной фазы к
другой также весьма подвижен и осуществляется в соответствии с данными
наблюдения за состоянием детей.
Собственно каталог игр содержит краткое описание содержания
игры. Удачны иллюстрации, сделанные к каждой игре и фиксирующие ее существенные
моменты. Перечень игр содержит как хорошо знакомые и широко используемые в
Советском Союзе детские игры, например кошки-мышки, жмурки, мыльные пузыри, бег
наперегонки, прятки, борьба, игры с мячом, так и менее знакомые и редко
используемые игры, например игра в переодевание. Часть игр известна советским
психологам и. педагогам по их использованию в процедурах
социально-психологического тренинга сензитивности
общения на взрослых, например «восковая палочка», испытание доверия группе и
др. Данная книга — важное вспомогательное средство для работы с детьми,
имеющими некоторые нарушения психического развития.
А. Г. Лидерс
Москва