Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

134

 

КАТАЛОГ ИГР ПО ИГРОТЕРАПИИ

 

Wendf H., Kummer R.-M., Tuchaseheerer G. Spieltherapiekafalog. — Leipzig: VEB Georg Thieme, 1981. — 144 S.

 

Как указывают авторы «Каталога», игротерапия является наиболее релевантным «детским» методом устранения некоторых нарушений поведения и симптомов, которые можно понимать как выражение неудачного преодоления требований, поставленных перед детьми обстоятельствами их жизни. При этом речь идет не только о том, чтобы в ходе терапии развить у детей общую способность к игре: нацеленное лечение игрой требует выбора прежде всего таких игр, которые необходимы для личностного и умственного развития конкретного ребенка. Известно, что игра является необходимым элементом человеческого досуга вообще: однако многие родители — и как раз родители детей с нарушениями поведения — не играют сами и не играют со своими детьми. Авторы всеми средствами подчеркивают, что для развития здорового ребенка игра не только важна, но и совершенно необходима.

Задача книги заключается в том, чтобы облегчить родителям и тем представителям системы здравоохранения и народного образования, которые имеют дело с игротерапией, обоснованный выбор, терапевтически действенных игр. (Использование каталога и рекомендаций авторов, конечно, не может заменить специфические процедуры лечения детей с тяжелыми нарушениями личности и поведения — это дело детских психотерапевтов и нейропсихиатров.)

Книга состоит из трех небольших вводных разделов и обширного перечня рекомендуемых игр (122 игры), упорядоченных в соответствии с введенными представлениями о четырех фазах игротерапии.

Первый, вводный раздел посвящен обсуждению значения игры для развития личности детей. Немецкие авторы — как в прошлом, так и в настоящем — внесли большой вклад в психологию и педагогику игры. Исходным для авторов книги является предложенное Ш. Бюлер различение трех форм детской игры: функциональная игра, игра-фантазия и конструктивная игра.

Игра как средство психотерапии детей с невротическим типом развития рассматривается во втором разделе. Концепция терапии в таких случаях исходит из предположения, что такие дети среди прочего не получают в привычной для себя семейной среде достаточного игрового пространства и могут благоприятно развиваться только в случае дополнительного предоставления им таких возможностей.

Третий раздел содержит практические указания по использованию каталога. По мнению авторов, представленные в книге игры применимы в следующих случаях: 1) в детских учреждениях, где часто определенные трудности взаимодействия детей в группе проявляются на фоне отсутствия сколько-нибудь заметных тяжелых нарушений поведения отдельных детей: в таких случаях воспитатель может проводить игротерапию в целях выравнивания группы и профилактики отклонений в поведении: 2) для профилактики отклонений игротерапию могут использовать родители: 3) в психотерапевтических детских учреждениях наблюдается значительное число детей с легкими нарушениями поведения, не требующих широких психотерапевтических воздействий: на развитие таких детей легко можно воздействовать с помощью игротерапии как дополнения к специфическим методам лечения: 4) игротерапию можно рекомендовать для лечения заикания в качестве поддерживающего средства при других формах нарушения речи у детей.

Авторы дают общие указания по игротерапии, например такое: в рамках соответствующей фазы терапии ребенок может выбирать игры сам, а если уж выбором необходимо управлять, то надо делать это незаметно для ребенка. Не обязательно проигрывать все игры

 

135

 

данной фазы. Длительность фаз терапии не фиксируется жестко. Переход от одной фазы к другой также весьма подвижен и осуществляется в соответствии с данными наблюдения за состоянием детей.

Собственно каталог игр содержит краткое описание содержания игры. Удачны иллюстрации, сделанные к каждой игре и фиксирующие ее существенные моменты. Перечень игр содержит как хорошо знакомые и широко используемые в Советском Союзе детские игры, например кошки-мышки, жмурки, мыльные пузыри, бег наперегонки, прятки, борьба, игры с мячом, так и менее знакомые и редко используемые игры, например игра в переодевание. Часть игр известна советским психологам и. педагогам по их использованию в процедурах социально-психологического тренинга сензитивности общения на взрослых, например «восковая палочка», испытание доверия группе и др. Данная книга — важное вспомогательное средство для работы с детьми, имеющими некоторые нарушения психического развития.

 

А. Г. Лидерс

Москва