133
КОРОТКО О КНИГАХ
ИСТОКИ ЛОГИКИ
(ОТ 6 ДО 12 МЕСЯЦЕВ)
Langer
J. The origins of logic (six to
twelve months). — N. Y. —
Автор
книги американский психолог Лангер, профессор Университета Беркли, известен
специалистам по работам: "Theories of development" (1969), "Interactional aspects of mental structures" (1974), а также по
многочисленным статьям. Уникальность рецензируемой работы состоит в проведении
экспериментального исследования логических структур у детей от шести до
двенадцати месяцев.
Монография состоит из четырех частей и 16 глав.
Теоретическая часть работы посвящена анализу литературы и формулировке
концепции автора. В экспериментальной части описаны опыты с детьми каждой
возрастной группы, а также анализ результатов эксперимента. Заключает книгу
обобщение полученных данных.
Традиционные представления о развитии логических операций
полностью связывают их с языковыми и символическими структурами. Автор задает
вопрос, есть ли у ребенка зачатки логики, если он еще не успел овладеть языком
и культурными символами. По данным Лангера, ребенок первого года жизни обладает
не только предметной логикой, но и способностью совершать элементарные
логические операции без участия языка. Эта логика осуществляется не в языке и
символике, а в сфере конструктивных предметных действий. Она тесно связана с
тем, как ребенок взаимодействует с предметами. Такую примитивную детскую логику
Лангер назвал протологикой.
Автора волнуют вопросы, как экспериментально исследовать
протологику у младенцев, выявить ее закономерности на разных возрастных этапах,
а также понять, как протологика
134
детей
раннего возраста связана с логикой детей старших
возрастов.
По Лангеру, на ранних этапах развития ребенка протологика действует
не в сфере языка, а в сфере предметных взаимодействий. Взаимодействия бывают
трех видов: интегративные, координационные (взаимодействия между различными функциональными структурами, охватывающими
умственную сферу субъекта,— логические и физические структуры) и транзакционные
(взаимодействия между субъектом и объектом).
Испытуемыми в эксперименте Лангера были 46 детей в возрасте
от шести до двенадцати месяцев, распределенные по четырем возрастным группам:
каждая состояла из шести мальчиков и шести девочек в возрасте соответственно
шести, восьми, десяти и двенадцати месяцев. Детям предлагали различные
геометрические (объемные и плоские) объекты из разных материалов с изменяющейся
и неизменной формой, а также несколько объектов повседневной жизни (ложки,
фигурки людей и т. п.) и наблюдали, как дети взаимодействуют с предметами. В
книге описаны спонтанные и специально организованные действия детей с
предметами. При этом велись как непосредственное наблюдение за детьми, так и
видеозапись с целью дальнейшего анализа данных. При анализе учитывались
трансформативные взаимодействия ребенка с объектами, т. е. такие, при которых
происходят пространственные перемещения объектов. Анализировалось то, что
принималось за центральное в транзакциях детей, а также логические и.
математические построения с «дискретными» и «квазипротяженными» объектами.
Автор показывает развитие
транзакций от единичных, когда действие производится с одним объектом (на
шестом месяце жизни), до двойных и тройных (три действия с более чем тремя
объектами) в последующие периоды. Описано развитие комбинационных и композиционных
способностей детей первого года жизни.
Можно соглашаться или не соглашаться с автором, но нет
сомнения, что книга Лангера «Истоки логики» формулирует один из самобытных
подходов к исследованию когнитивной сферы детей раннего возраста.
В. М. Слуцкий
Москва