Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

88

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

 

ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЕМОВ ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

 

Н. Д. ТВОРОГОВА

 

Вся жизнь человека протекает в постоянном общении с другими людьми. Все стороны процесса общения: коммуникативная (обмен информацией между общающимися индивидами), интерактивная (организация взаимодействия) и перцептивная (восприятие друг друга партнерами по общению и установление взаимопонимания) — требуют наличия некоторой системы средств. В качестве таких средств общения выступают речь, оптико-кинетическая система знаков (жесты, мимика, пантомимика), паралингвистическая (качество голоса, его диапазон, тональность) и экстралингвистическая (включение в речь пауз, покашливаний, смеха и пр.) системы знаков, пространство и время организации коммуникативного процесса (проксемика), «контакт глаз» в визуальном общении, «раскрытие» себя в деятельности для восприятия другими людьми с целью организации совместных действий и многое другое. Набор коммуникативных действий и операций, приводящий к удовлетворению тех или иных социогенных потребностей (потребности в труде, познании, лидерстве, аффилиации и др.), мы назвали термином «техника общения».

В зависимости от характера деятельности, в процессе выполнения которой и по поводу которой осуществляется общение, а также в зависимости от сферы общественной жизни и от дистанции общения между общающимися может преобладать та или иная сторона общения — коммуникативная, интерактивная или перцептивная. Поскольку каждая из этих сторон общения характеризуется своим специфическим набором средств, при изучении техники общения в различных ситуациях (например, при изучении аффилиативного общения или общения в процессе сдачи студентом экзамена) на первый план будут выступать то одни, то другие элементы техники общения. Поэтому при организации мероприятий в рамках психологической службы вуза с целью выработки у студентов и преподавателей наиболее оптимальных приемов общения мы предлагаем формировать эти приемы дифференцированно (в зависимости от целей общения): для нерегламентированного свободного общения студентов в учебной группе, для научно-исследовательской работы студентов в студенческом научном обществе, для участия в общественной работе и т. д.

Понятно, однако, что существуют универсальные приемы общения, эффективные применительно к различным сферам жизнедеятельности человека: приветливость, тактичность, чувство юмора значимы для любого вида совместной деятельности и в группе любого уровня развития. Следовательно, социально-психологическая подготовка людей должна быть направлена в первую очередь на развитие именно этих составляющих общения. Однако указанные характеристики общения являются необходимым, но не достаточным условием эффективности конкретных приемов общения индивидов. С нашей точки зрения, задачей психологической службы является вычленение, определение значимости отдельных приемов общения для достижения тех или иных конкретных результатов деятельности, составление рекомендаций по усвоению специальных средств общения индивидом, организация направленного тренинга общения.

 

89

 

Актуальность и практическое значение формирования у студентов эффективных приемов общения с товарищами по группе, препятствующих их изоляции и способствующих профилактике невротических форм приспособления к учебной группе, не требует пояснения.

Нами выявлены взаимозависимости между уровнем развития техники общения студента и его мотивацией, адекватностью социального восприятия. Следовательно, изменяя мотивацию общения, а также статусные притязания личности, можно опосредствованно воздействовать и на ее технику общения. Таким образом, социально-психологическую подготовку с целью развития техники межличностного общения нельзя сводить только к формированию внешних поведенческих реакций. Наряду с прямым воздействием на эти внешние компоненты техники общения она должна направляться и на соответствующие мотивационные, перцептивные структуры личности, развитие которых будет оказывать опосредствованное влияние на общий уровень развития техники общения.

Затруднения в удовлетворении потребности общения из-за того, что человек не владеет в должной мере техникой общения, могут способствовать появлению вредных привычек, например курению, употреблению алкоголя, как средств, якобы снимающих напряжение в общении; избавлению же от этих привычек в большинстве случаев может помочь только врач-нарколог. Изоляция в группе при условии высокого показателя потребности в общении, недостаточная включенность в жизнь группы являются источником постоянного эмоционального напряжения, которое способствует возникновению некоторых болезней.

Адаптация к ситуации изоляции и снятие симптомов вегетативных и соматических расстройств возможны за счет включения механизмов интрапсихической защиты, одним из которых является неадекватная оценка студентом результатов своего общения в группе и своего положения в ней. Заметим, что в этом случае социально-психологический тренинг, направленный на формирование адекватной оценки, может привести к дезадаптации студента и тем самым к нервному срыву, если не будет сочетаться с выработкой эффективных приемов общения, которые помогут выйти из состояния изоляции. Таким образом, формирование приемов общения личности является не только фактором ее социальной адаптации, но и фактором здоровья.

Приемы, эффективные для нерегламентированного общения студентов между собой, могут оказаться неприемлемыми для общения студента с преподавателем. Например, в процессе сдачи экзамена создается определенная социально-психологическая ситуация, при которой преподаватель, оценивая специальные, предусмотренные учебной программой знания и умения студента, не может полностью отвлечься от его личностных качеств, в частности его техники общения. Результаты проведенного нами экспериментального исследования показали положительное влияние отработанной техники общения на высоту экзаменационного балла; и наоборот, если студент плохо или недостаточно владеет приемами общения с преподавателем, но при этом старается чаще включать эти приемы в процесс сдачи экзамена, его экзаменационная оценка снижается.

Однако не только ситуация экзамена, но и ситуация практических, семинарских занятий требует от студента определенной суммы коммуникативных умений и навыков в общении с преподавателем, формирование которых также должно быть предусмотрено психологической службой вуза.

Владение адекватными приемами общения имеет большое значение и для работы студентов в студенческом научном обществе, в научных кружках при кафедрах. Сопоставляя результаты этой работы с уровнем владения приемами общения, мы обнаружили прямую взаимосвязь между этими двумя характеристиками.

По нашим данным, эффективность приемов общения каждого студента зависит от уровня развития группы, внутри которой осуществляется это общение. Поэтому социально-психологическая подготовка индивида, направленная

 

90

 

на развитие этих приемов, должна сочетаться с групповыми формами работы, способствующими повышению уровня развития группы, в которую включен индивид. Выработка умения сообща выбирать социально значимые общегрупповые цели, сплачиваться для достижения этих целей, формировать в группе положительный эмоциональный климат, устранять всякого рода эмоциональные, коммуникативные барьеры на пути к достижению общегрупповых целей может рассматриваться как одна из специальных задач формирования приемов общения студентов.

Для повышения эффективности обучения студентов в вузе важно, чтобы и учащиеся и преподаватели хорошо владели приемами общения. Преподаватель должен не только хорошо знать ту дисциплину, которую он преподает, но и уметь передавать свои знания студентам. Действительно, передача профессиональных знаний и умений, организация познавательной деятельности студентов, направленной на усвоение знаний и умений, создание положительного эмоционального климата на занятии, проведение воспитательной работы со студентами в аудитории и вне ее требуют от преподавателя владения определенными приемами общения.

Специфическая техника общения нужна преподавателю и для установления взаимоотношений и организации взаимодействий со своими коллегами — преподавателями различного служебного положения и квалификации.

О важности овладения приемами общения говорит тот факт, что 41 % из числа опрошенных кураторов студенческих учебных групп 1-го ММИ им. И. М. Сеченова считают необходимым организацию специальных занятий, на которых бы их смогли научить установлению психологического контакта с группой, осуществлению индивидуального подхода к студентам, конструктивному разрешению возникших конфликтов.

Приемы общения могут развиваться стихийно в процессе активного взаимодействия с другими людьми. Большое влияние на этот процесс оказывают сложившиеся традиции, общий психологический климат организации, в которую включен индивид. Хорошие результаты дают самовоспитание и самообучение, а также целенаправленное воздействие со стороны окружающих (например, работников психологической службы).

Формирование техники общения должно проводиться в системе воспитательных мероприятий, направленных на гармоничное развитие личности (ее мировоззрения, ценностных ориентации, потребностно-мотивационной сферы и т. д.), на повышение адекватности социальной перцепции. Комплекс этих воздействий будет опосредствованно служить и достижению цели формирования эффективной техники общения.

С другой стороны, привлечение методов групповой работы, направленных на превращение группы в коллектив, также будет опосредствованно способствовать развитию индивидуальной техники общения входящих в эту группу индивидов.

Наряду с методами опосредствованного воздействия на технику общения могут быть использованы и методы прямого воздействия в рамках или алгоритмического обучения, или программированного обучения, или обучения управляющего типа, опирающегося на теорию поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин).

Для формирования техники общения могут использоваться лекционные, семинарские и практические занятия, а также различные формы индивидуальной работы, проводимые в рамках психологической службы вуза.

На лекционных занятиях формируется мотивация развивать свою технику общения, дается ориентировка в том, как это делать, сообщаются результаты специально организованных формирующих экспериментов, предлагаются образцы программ самовоспитания и самообучения и пр.

Семинарские занятия преследуют цель сформировать убежденность в выбранном пути самосовершенствования, а также уточнить неясные вопросы в индивидуальном плане работы, операциональные определения отдельных элементов техники общения,

 

91

 

обсудить «алгоритмы» общения в типичных ситуациях и пр.

Практические занятия служат для уточнения Я-образа, Я-концепции, формирования умения видеть себя глазами других, а также конкретных умений, входящих в состав техники общения. Занятия могут проходить в специальных группах типа «групп встреч», Т-групп, групп «организационного развития» (Л. А. Петровская, 1982).

Индивидуальные занятия (консультации) бывают необходимы для уточнения целей обучения и самообучения технике общения, для увязывания этих целей с общей целью гармоничного развития личности, для оказания помощи в диагностике наличного исходного состояния формируемых качеств, для корректировки программы обучения с учетом индивидуальных возможностей (временных, организационных, личностных и др.), для внесения необходимых корректив уже в процесс осуществления намеченной программы и пр.

Наряду с этим отработка техники общения может осуществляться в рамках вузовских учебных аудиторных занятий: на семинарах (отработка умения выступать перед людьми, участвовать в дискуссиях, отстаивать свое мнение, выступать против, умения принимать общегрупповые решения и пр.), на практических занятиях (формирование умения оказывать помощь в работе, принимать помощь, работать сообща, распределять функции в работе, брать на себя функции лидера или ведомого, защищать результаты общей работы и пр.). Отработке техники общения в процессе проведения аудиторных учебных занятий способствует использование методов деловых игр, анализа конкретных ситуаций, активного обучения.

Участие в общественной жизни вуза также может быть рассмотрено как одна из эффективных форм обучения технике общения.

В качестве задачи школы кураторов, которая проводится для преподавателей, работающих со студенческими учебными группами, может быть рассмотрена организация работы по развитию их техники общения.

 

Поступила в редакцию 26.V 1983 г.