Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

168

 

К 60-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Н. Ф. ТАЛЫЗИНОЙ

 

Нине Федоровне Талызиной, доктору психологических наук, члену-корреспонденту АПН СССР, профессору факультета психологии МГУ, 28 декабря 1983 г. исполняется 60 лет. Научная деятельность Н. Ф. Талызиной началась с поступления в аспирантуру Института психологии АПН РСФСР в 1947 г. После защиты диссертации на тему «Особенности умозаключений при решении геометрических задач» в 1950 г. Н. Ф. Талызина приступила к работе в отделении психологии философского факультета МГУ. С 1963 г. она заведует кафедрой педагогики и педагогической психологии на факультете психологии МГУ.

Научную работу в университете Н. Ф. Талызина начала под непосредственным руководством П. Я. Гальперина, который в то время выдвинул гипотезу поэтапного формирования

 

169

 

умственных действий. Для разработки этой гипотезы Н. Ф. Талызина провела цикл экспериментальных исследований, которые позволили вскрыть психологические механизмы становления и функционирования научных понятий. Позже был сделан переход к изучению умственных действий, обеспечивающих корректное выполнение таких логических операций, как доказательство (в том числе методом от противного), классификация и др. В целом все эти исследования позволили разработать метод моделирования различных видов познавательной деятельности, сформировать принципы управления процессом их формирования и, кроме того, понять соотношение психологического и логического подходов к изучению мышления.

Продолжением этого цикла были исследования возрастных возможностей формирования логического мышления у детей и особенностей функционирования логических приемов мышления у взрослых. Было установлено, что управление процессом усвоения умственных действий, лежащих за логическими знаниями и операциями, позволяет формировать полноценные понятия уже у детей пяти — шести лет. Наоборот, стихийный ход становления логического мышления приводит к тому, что оно функционирует с серьезными дефектами даже у взрослых образованных людей. Таким образом было показано, что возраст не может служить критерием развитости логического мышления, которая зависит от условий усвоения социального опыта. Этот вывод стал еще одним доказательством социальной природы человеческой психики.

Следующий цикл исследований, проведенных Н. Ф. Талызиной, был посвящен психологическим механизмам обобщения, при изучении которых был реализован деятельностный подход. Эксперименты, выполненные на нормальных детях и детях с задержками в психическом развитии, показали, что обобщение не определяется непосредственно самой общностью свойств в предметах, а зависит от содержания ориентировочной основы деятельности. Это открыло путь к управлению обобщением, дало возможность планировать свойства, по которым надо обобщить предметы и явления.

В 60-х гг. Н. Ф. Талызина занялась выявлением соотношения общей теории управления (кибернетики) и психологической теории учения для разработки принципов программированного обучения. В результате была сформулирована деятельностная концепция программированного обучения, принципиально отличающаяся от американского варианта, построенного на бихевиоризме.

В 70-е гг. Нина Федоровна приступила к изучению психолого-педагогических основ применения обучающих машин, функций учебника в учебном процессе, функций контроля при усвоении знаний, соотношения наглядности и материализации в обучении, к созданию методики составления обучающих программ.

С середины 70-х гг. Н. Ф. Талызина ведет исследования по психологическим основам психодиагностики; в частности, ею разработан деятельностный подход к психодиагностике познавательной деятельности учащихся. Результатом этих исследований явились принципы составления диагностических методик и метод оценки зарубежных тестов, позволяющих определять их истинную валидность.

У Н. Ф. Талызиной свыше 200 публикаций, около половины их опубликовано за рубежом.

Все годы работы в университете Н. Ф. Талызина участвует в учебном процессе; несколько лет читала курс общей психологии, последнее десятилетие читает курс педагогической психологии и ряд спецкурсов. Под ее руководством выполнено свыше 20 кандидатских диссертаций.

Более 20 лет Н. Ф. Талызина ведет передачу для учителей и родителей по Центральному телевидению, почти столько же времени ежегодно читает циклы лекций в Политехническом музее, систематически выступает с лекциями перед преподавателями средней школы и высшей школы, перед пропагандистами.

За научную, педагогическую, организаторскую и общественную работу Н. Ф. Талызина удостоена медали им. Н. К. Крупской, медали «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина», значка «Отличник высшего образования», двух медалей ВДНХ.

Поздравляем Нину Федоровну с юбилеем, желаем ей доброго здоровья и больших творческих успехов в ее плодотворной и многогранной научной, педагогической и общественной деятельности.