Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

164

 

ПСИХОЛОГИЯ — ОБЩЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ (VI СЪЕЗД ОБЩЕСТВА ПСИХОЛОГОВ ГДР)

 

З. ХАНДЧУК, Д. НОАК

Берлин, ГДР

 

С 11 по 14 января 1983 г. 1200 ученых, собравшихся в Лейпциге на очередной съезд Общества психологов ГДР под девизом «Психология — общественной практике», обсуждали, какой вклад могут и должны внести психологи в дальнейшее построение развитого социалистического общества. Надо отметить, что эта тема была ведущей и на предыдущих съездах психологов ГДР.

На съезде присутствовали председатели или заместители председателей психологических обществ и главные редакторы психологических журналов из социалистических стран, а также председатель Общества психологов Финляндии и представитель из Никарагуа.

Во вступительном докладе заместителя министра высшего образования Г. Энгеля были детально охарактеризованы задачи психологии в теории и практике.

В докладе председателя Общества психологов профессора А. Коссаковского были подведены итоги работы всех отраслей психологии в ГДР, а также очерчены стоящие перед ней задачи коммунистического воспитания подрастающего поколения, сохранения и восстановления работоспособности и здоровья населения, дальнейшего укрепления обороноспособности страны, повышения эффективности управления социальными процессами.

Президент Международного союза психологической науки Ф. Кликс сделал доклад на тему «Исследование способности — новый путь в диагностике интеллекта». Исходя из дифференцированного подхода к структуре интеллекта, докладчик показал, что улучшение успеваемости основано на существенном изменении процесса активизации информации.

Участники съезда заслушали доклад представителя Национальной народной армии М. Ханда «Использование достижений психологии в практике авиации и космонавтики».

Большой интерес вызвал также пленарный доклад В. Хакера, посвященный рассмотрению цели как одной из основных психологических категорий. Было показано, что цель является не только предпосылкой деятельности, но и ее результатом. Ключевой признак «несовершенных» видов деятельности — невозможность их исполнителей ставить перед собой конкретные цели. Именно в этом основная причина нарушений деятельности, которые влекут за собой снижение работоспособности и ухудшение здоровья. Докладчик показал возможности развития личности путем специального построения целей различных видов деятельности.

На VI психологическом съезде особенно отчетливо выступила необходимость сотрудничества различных научных дисциплин. Это было видно по отдельным лекциям, например об интеграции психологических достижений в медицине

 

165

 

(М. Том), о значении вызванных потенциалов (Р. Хашке); эта же мысль была сквозной при проведении симпозиумов «Методологические проблемы и направления развития психодиагностики», «Проблемы психологического исследования стресса», «К психологии обучения, продолжающегося в течение всей жизни», «Психофизиологический анализ когнитивных процессов» и «Вклад психологии в повышение эффективности в материальном производстве». Программы различных симпозиумов были составлены таким образом, чтобы представители различных дисциплин могли в рамках одного и того же симпозиума представить свои точки зрения по поводу широких обобщающих тем.

О непосредственной обращенности психологии к нуждам практики свидетельствуют доклады, посвященные, например, исследованию взаимоотношения между абстрактными структурами памяти и процессами переработки информации, изучению значения общепсихологических выводов для автоматизации процедур познания, для моделирования систем, для оформления дисплеев, для оптимизации диалога между человеком и ЭВМ, для организации обучения, а также для дифференциальной диагностики. Эту сферу проблем дополнила лекция по теоретико-методологическим проблемам психологии (Г. Шпрунг. и Л. Шпрунг).

Большой интерес на съезде вызвало обсуждение проблемы периодизации психического развития и ее практического значения для воспитания.

Несколько докладов были посвящены внедрению и использованию высокопродуктивных технологий. Эта тема была отражена в лекции К. П. Тимпе «Психология и техника», а также в ряде симпозиумов. Преобладала тематика, связанная с оформлением рабочих мест при использовании дисплеев, а также с наиболее целесообразным разделением труда между человеком и машиной в связи с массовым применением промышленных роботов. Другие доклады были посвящены психологии учения, психологии труда и социальной психологии, данные которых используются для профотбора я разработки программ тренинга. Целесообразность применения психологических знаний была продемонстрирована на примере оформления монтажных процессов (конкретно при смене поточного монтажа «гнездовым» производительность труда повысилась почти на 50%), при проектировании новых видов автомашин.

При обсуждении психолого-педагогических тем основное внимание участников съезда было сосредоточено прежде всего на таких исследовательских подходах, которые позволяют повысить качество работы в области образования и воспитания, способствуют установлению благоприятных отношений между учителем и учеником, помогают предотвращать сбои в успеваемости и поведении. В центре внимания многих выступлений стояли проблемы мотивации и формирования способности к сознательному и самостоятельному действию. В основе всех этих докладов лежала деятельностная концепция марксистско-ленинской психологии.

Большое внимание на съезде было уделено клинической психологии, сфера деятельности которой уже вышла за рамки ее традиционных задач — диагностики и терапии неврозов. Возрастающему значению клинической психологии для сохранения и восстановления здоровья населения были посвящены лекция М. Тома и ряд докладов. Проблемы клинической психологии все более тесно переплетаются с проблемами психологии труда и социальной психологии.

Представленные на съезде доклады по социальной психологии показали, что, несмотря на обилие работ по социально-психологическому тренингу и формированию общественного мнения, социальная психология еще не отвечает в должной мере запросам общественной практики.

На заседаниях отдельной секции обсуждались перспективы психодиагностики и ее общественной эффективности в ГДР. Доклады отличались высоким научным уровнем и четкими теоретическими позициями. Часть материалов была отражена на специальной информационной доске.

На съезде было проведено несколько «круглых столов», посвященных следующим практически важным темам: «Об эффективности рабочих и инженерных психологов в промышленности», «О подготовке и использовании квалифицированных педагогических психологов» и «Пути повышения эффективности социальной психологии». В этих дискуссиях приняли участие компетентные представители центральных государственных учреждений, промышленных комбинатов и психологи-практики, работающие в области высшего образования.

Можно выразить уверенность в том, что VI съезд Общества психологов ГДР приведет к дальнейшему подъему психологии в Германской Демократической Республике.