Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

157

 

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

 

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

 

Л. И. АНЦЫФЕРОВА, Т. Б. КАРЦЕВА, В. М. РУСАЛОВ

Москва

 

Анастази А. Психологическое тестирование. Т. 1, 2. — М.: Педагогика, 1982.

 

Дефицит научной психологической литературы методического характера постоянно ощущается отечественными психологами. Книг и статей, вышедших у нас на эту тему, явно недостаточно. Они быстро становятся библиографической редкостью. В то же время в зарубежной психологической литературе появляются все новые и новые справочники, указатели, учебники, руководства, которые нередко фактически повторяют друг друга в наборе и описании методов и методик. Исследователю, мало знакомому с проблемой тестирования, довольно трудно ориентироваться в этом мире литературы. С этой точки зрения выбор книги А. Анастази «Психологическое тестирование» для издания на русском языке нужно признать удачным. Профессор А. Анастази принадлежит к числу наиболее компетентных тестологов США. В течение длительного времени она была в этой стране председателем ежегодных конференций по тестам.

Советские психологи хорошо знают рецензируемую книгу по предыдущим американским изданиям. Теперь они могут читать на родном языке новое, переработанное издание этой книги, которую К. М. Гуревич и В. И. Лубовский в своем редакторском предисловии справедливо называют «энциклопедией западной тестгии».

Первое отличие этой работы от многих других руководств — широкий комплекс охватываемых автором проблем тестирования и психометрии, объем анализируемых исследований, затрагивающих эти проблемы, разнообразие рассматриваемых тестов, ясное представление об их возможностях как инструментария, о последствиях их применения.

Советский читатель, конечно, отдаст должное пронизывающей весь труд А. Анастази культуре тестирования. Показывая во множестве частных вопросов, затрагиваемых в тексте, значение культуры тестирования, автор вновь и вновь напоминает своим читателям, насколько велика роль в психологических испытаниях так называемых мелочей, в число которых входит даже интонация психолога-экспериментатора, проводящего тестовое испытание.

Среди проблем, рассматриваемых в работе, функции и происхождение тестов, принципы их построения, вопросы нормы, интерпретации, надежности и валидности, социальные и этические вопросы применения тестов; подробно рассматриваются тесты общего интеллектуального развития, тесты отдельных способностей, тесты достижений, личностные тесты.

А. Анастази ставит перед собой цель не только дать адекватную оценку психологическим тестам, но также способствовать верному пониманию и использованию их результатов, не столько анализируя при этом конкретные методики, сколько используя их в качестве примера того или иного типа тестирования. С одинаковой обстоятельностью автор рассматривает как индивидуальное, так и групповое тестирование. (Именно в разработке шкал, нормативов и самой процедуры группового тестирования наши педагоги испытывают сейчас весьма острую нужду). При этом автор подчеркивает недостаточность формального подхода к оценке успешности или неуспешности выполнения теста, основанного только на подсчете полученных баллов. А. Анастази призывает исследователей использовать при интерпретации результатов тестирования всю совокупность данных об испытуемом, получаемых в процессе наблюдения за поведением индивида во время эксперимента. От внимания экспериментатора не должны ускользать такие особенности, как уровень мотивации испытуемого, его функциональное состояние, отношение к экспериментатору и т. д.

При анализе функций тестирования, природы и применения тестов автор справедливо толкует тесты как срезы, предназначенные для того, чтобы показать не то, что «вообще» может человек, а то, что «может делать индивид в данный момент времени» с данным материалом. При этом автор особо отмечает, что все психологические тесты отражают влияние прошлого обучения, жизненного опыта обследуемого. Для выявления причин, которые привели к результату, зафиксированному тестом, «нам необходимо исследовать условия его [индивида] развития, мотивацию и другие существенные условия» (т. 1, с. 64).

Особый интерес вызывает глава, посвященная социально-этическим аспектам тестирования. Отмечая, что «каждый тест неявно задевает престиж индивида», Анастази касается вопроса квалификации тестирующего, указывая при этом, что если можно допустить использование неспециалистами в исследовательских целях тестов достижений, отдельных способностей, то с тестами на интеллект и тем более личностными тестами могут работать лишь квалифицированные и опытные психологи. В этой же главе она затрагивает этические проблемы тестирования, касающиеся соблюдения тайны личности, доступа к тестовым материалам и их хранения,

 

158

 

сообщения результатов теста испытуемым, их родителям, педагогам и т. п.

Психологи нашей многонациональной страны с интересом ознакомятся с размышлениями автора по проблеме межкультурных различий, к которой Анастази обращается на протяжении всей книги. Она придерживается той точки зрения, что при сопоставлении хотя бы двух культур объективно нельзя говорить о неразвитости какой-либо из них в определенном аспекте, так как в каждой культуре вырабатываются наиболее приспособленные к ней типы поведения (т. 1, с. 306). Яркой иллюстрацией этому служит пример, показывающий роль и смысл скоростных показателей в тестировании и различия по этому параметру в различных культурах: «Не только темп ежедневной жизни, но мотивация и ценность быстрого выполнения заданий весьма заметно разнятся в разных национальных культурах» (т. 1, с. 254).

С этим вопросом связана чрезвычайно актуальная для нас проблема применимости теста в иной культуре, перевода тесте. Сама А. Анастази считает, что тест применим только в той культуре, в которой он создавался, что при переводе он становится, по существу, другим тестом. Это высказывание опытного тестолога не должно пройти мимо внимания советских психологов. Перевод и использование тестов, созданных в общественной среде, совершенно непохожей на нашу, требует большой осторожности. В первую очередь при переводах заимствуются форма теста, общая, его направленность по логико-психологическому содержанию. Для того чтобы тест выполнял свою задачу, должна быть проведена немалая работа по его адаптации, и не исключено, что некоторые или даже все получаемые при его применении данные должны оцениваться по другим критериям.

Большим достоинством книги является подробный анализ критериально-ориентированных тестов. Их основное свойство — это обращение к конечному результату, ради которого и разрабатывается методика, к так называемому критерию. При этом снимаются многие общие проблемы психометрии, которые зачастую являются ее уязвимыми местами: проблема норм, стандартизации, ориентированности на средне-статистические показатели выборки поведения. Эти тесты стали применяться лишь около двадцати лет назад. Суть их в том, что они состоят из заданий, прямо соотнесенных с конкретными целями обучения. Результаты применения критериально-ориентированных методик позволяют судить о доступных субъекту практических задачах или о его поведении в определенной ситуации. Другими словами, тест должен показать, владеет ли испытуемый навыками, необходимыми для выполнения учебного задания или для работы в определенной профессиональной области. В отличие от критериально-ориентированных тестов методики, ориентированные на норматив, показывают лишь, что субъект находится на какой-то точке кривой распределения результатов популяции. В тестах, ориентированных на критерий, основной упор «делается на то, что индивид может делать и что он знает, а не на то, как он выглядит на фоне других» (т. 1, с. 93).

Сведения о многих тестах, описанных в рецензируемой книге, впервые публикуются на русском языке; в их числе различные тесты на способности, среди личностных — ситуационные тесты, тест ролевых конструктов Келли. Советским психологам полезно ознакомиться с применяемыми в нем относительно новыми принципами тестирования. В то же время возможности многих тестов, которые довольно часто и отнюдь не всегда оправданно используются нашими психологами, оцениваются А. Анастази с осторожностью (речь идет о 16-факторном личностном опроснике, методике Роршаха). Недостаток литературы по методам психологического исследования порой приводит к некомпетентному использованию методик, некритическому принятию теоретических представлений, проникающих через интерпретацию данных.

Следует отметить, что используемая в книге терминология кажется несколько утяжеленной. Отчасти это происходит из-за того, что в русском языке отсутствует ряд адекватных терминов, многие понятия и принципы психологического тестирования не разработаны (например, специальные виды и условия измерения надежности, валидности).

В книге также весьма заметно преобладание формально-математического подхода над качественным. Бросается в глаза чрезвычайная изощренность методов математической интерпретации данных. В то же время автор в своих первых главах предостерегает психологов против увлечения количественным подходом в ущерб качественному анализу, либо в результате оказывается, что специалисты по психометрии нередко упускают ту психологическую реальность, измерять которую они призваны, а психологи не в состоянии выполнять в своих исследованиях все требования «чистого», высоконадежного и валидного психологического исследования. Сама А. Анастази в ситуации, когда по результатам тестирования предполагается сделать особо ответственные выводы, когда ошибка в нем влечет за собой серьезные последствия, явно отдает предпочтение клиническому тестированию, понимая его не как исследование в клинике на материале патологии, но как тщательное качественное исследование, где важнейшим принципом является всесторонний учет субъективных суждений испытуемого и высокая квалификация экспериментатора.

Для книги характерен деловой, конструктивный анализ организации исследования, формулирования исходных гипотез, различных методических средств обеспечения непредвзятости, объективности данных исследования, разумной избирательности использования методов в зависимости от задачи (фундаментальное исследование; прикладное; практическое применение тестов в отборе и т. д.). Большое внимание уделяется специфике функций различных стадий исследования: поисковая стадия, пилотаж, основная, заключительная.

Отмечая ряд несомненных достоинств рецензируемой работы, следует в то же время подчеркнуть, что в ней — в силу столь распространенной в западной психологии позитивистско-эмпирической направленности — отсутствуют важнейшие методологические разделы, в которых рассматривались бы проблемы связи исходных теоретических оснований с принципами построения тестов и со способами интерпретации получаемых данных, исследовался бы вопрос

 

159

 

о правомерности использования тестов за пределами породившей их теоретической системы. Книга заставляет со всей остротой поставить вопрос о возможности применения в системе методологических и теоретических координат советской психологии личности ряда личностных тестов, созданных в рамках патопсихологических западных концепций.

Работа Анастази должна способствовать не прямому (и потому малополезному) заимствованию, скоропалительному переводу и сомнительной адаптации конкретных методик, против чего предостерегает автор, но введению в многообразие и сложность задач, стоящих перед современной психодиагностикой, повышению общей культуры психологического тестирования, психологического эксперимента.

Следует отметить ту большую работу, которую провели по научному редактированию книги К. М. Гуревич и В. И. Лубовский. Подготовленные ими содержательные, примечания значительно облегчают читателю возможность разобраться во многих сложных вопросах тестологии, рассматриваемых автором. Самостоятельную научную ценность представляет предисловие редакторов, которое не просто вводит читателя в круг обсуждаемых в книге проблем, но и содержит принципиальную оценку позиции автора относительно возможностей и границ применения тестов разного типа.

В заключение хотелось бы отметить, что рецензируемая книга по охвату проблем и тщательности их проработки в наибольшей степени отражает современные проблемы тестологии, ее сильные и слабые стороны, ее возможности и ограничения.

Критическое осмысливание этой работы должно стать обязательным этапом для всех специалистов, которые выбрали для себя в качестве основной сферы приложения сил ту или иную область психологической диагностики.