Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

116

 

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ И АППАРАТУРА

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ1

 

А. Г. ДРИЖИКА, А. В. АГРАНОВСКИЙ, И. В. СИМАНОВИЧ2

 

Изучение интегративных (общемозговых) и специально-типологических (частных) свойств нервной системы непосредственно связано с разработкой вопросов диагностики общих способностей к различным видам деятельности [3], [9], [10].

В настоящее время в силу методологических трудностей конструирования методик измерения параметров интегративной деятельности нервной системы их исследование только начинается. А широко распространенные измерительные процедуры показателей нейродинамики ориентированы в основном на изучение корковых функций [7] и потому не обладают предсказующей силой при решении вопросов профессиональной пригодности [10].

Предлагаемое нами техническое устройство (АИСРЧ — аппарат для измерения сложных реакций человека) для тестирования свойств нервной системы принципиально отличается от общепринятых тем, что позволяет снимать показатели, в большей мере отражающие процессы управления и регуляции мозговой деятельности, а не состояния готовности к реагированию на сигналы. Достигается это физиологически регламентированной процедурой выработки у испытуемых сложных систем двигательных реакций и скоростных двигательных навыков в условиях отсутствия сознательного контроля за совершаемыми действиями, так как, согласно данным М. Н. Ливанова [5], когерентность и синхронизация колебаний потенциалов (материальный субстрат общемозговых свойств нервной системы) наиболее выражена в динамике формирования стереотипа двигательных реакций.

Общемозговые параметры нейродинамики (скорость, степень и дискретность концентрированности нервных процессов) устанавливаются по быстроте автоматизации системы двигательных реакций, минимальному ее времени, коэффициенту ошибочности в действиях и, по всей видимости, характеризуют особенности формирования упорядоченного энергетического разряда на двигательные центры коры двумя

 

 

117

 

реципрокными активационными системами мозга (ретикуло-кортикальной и каудато-кортикальной) или взаимосвязи двух основных форм активации (импульсной, прерывистой, генерализованной и циклической, непрерывной, локальной) в стереотипизированном навыке реагирования [1], [2], [8], [11].

Специально-типологическое же свойство — скорость элективной (избирательной) иррадиации возбудительного процесса из первой сигнальной системы во вторую — определяется по быстроте сличения (распознавания) идентичности последовательно осваиваемой информации (порядка следования сигналов) двух комплексов на непосредственные и словесные сигналы и отражает, видимо, большую или меньшую склонность, тенденцию энергетического потенциала к концентрации в период образования временных связей.

Кроме этого, прибор может быть использован для изучения особенностей памяти и оперативного мышления, так как демонстрирует сигнальные комплексы различной сложности (световые и цифровые), сличает правильность воспроизведения их кодированной информации испытуемым, регистрирует время систем двигательных реакций и высвечивает допущенные ошибки. Все названные операции полностью автоматизированы.

Это портативное малогабаритное устройство (его вес до 6 кг), имеющее на одной стороне сигнальный щит (для испытуемого), а на другой — пульт регистрации и сличения ответных реакций (для экспериментатора). Воспроизведение информации сигнальных комплексов осуществляется путем поочередного нажатия на соответствующие клавиши четырьмя конечностями. Регистрация суммарного времени сложных систем двигательных реакций производится посредством электронного секундомера с точностью до 0,001 с. Работает прибор от сети с напряжением в 220 В.

На рисунке представлена схема предлагаемого устройства. Оно работает в следующих режимах.

Режим 1: запись информации.

По сигналу с пульта экспериментатора запускается генератор блока управления и синхронизации 3. После этого формируется разрешение на занесение информации — подготавливается режим записи: блокируется пульт 2 испытуемого, блок выделения ошибки 4, формирователи частной ошибки и ошибки за цикл и счетчик ошибок блока контроля формирования навыков 6. С клавиатуры занесения пульта 1 экспериментатора производится запись тестовой последовательности в блок оперативной памяти 5. При каждом занесении теста блок управления и синхронизации 3 добавляет (+1) в счетчик количества тестов блока контроля формирования навыков, фиксирующий количество введенных тестов. По окончании записи тестовой последовательности определенной длины с клавиатуры пульта 1 экспериментатора в блок оперативной памяти заносится код символа, определяющего конец тестовой последовательности (код маркера). Затем по команде с пульта 1 экспериментатора блок управления и синхронизации 3 формирует серию управляющих (сдвигающих) импульсов для блока оперативной памяти 5, устанавливающих цепи контроля в рабочее состояние.

Режим 2: предъявление информации.

С пульта 1 экспериментатора формируются сигналы, обеспечивающие предъявление заданной тестовой последовательности испытуемому. Блок смысловой информации 11 содержит световое панно прямоугольной формы, по углам которого расположены плафоны с индикаторными лампами. Каждая индикаторная лампа предназначена для ответного действия соответствующей конечности (для каждой ноги и для каждой руки). Лампам присвоены фиксированные номера от 1 до 4. Плафон в левом верхнем углу панно имеет номер 1, в правом верхнем углу — 2, в левом нижнем углу — 3 и в правом нижнем углу — 4. В том случае, когда предъявляется цифровая индикация тестовой последовательности, номера указанных ламп последовательно высвечиваются на цифровом индикаторе, расположенном в центре панно. В блоке выбора типа раздражителя 13 выбирается тип раздражителя, в результате чего на панно блока смысловой информации 11 тест будет предъявляться в форме либо светового, либо цифрового раздражителя. Затем в блоке выбора режима 7 устанавливается режим «предъявление информации», которым запускается блок предупредительной информации 9, вырабатывающий сигналы определенной длительности (t1 и t2): «внимание» и «старт». По окончании индикации предупредительной информации запускается блок формирования времени раздражения 10, формирующий временные соотношения для индикатора 12, а блок управления и синхронизации 3 выдает сдвигающие импульсы, под действием которых очередной записанный тест из блока оперативной памяти 5 через шифратор 12 (к нему одновременно приходят и управляющие сигналы из блока 10) поступает в блок смысловой информации 11. При поступлении кода маркера блок анализа конца тестовой последовательности 8 через блок выбора режима 7 устанавливает блок оперативной памяти 5 в исходное состояние.

3. Одиночный режим ответа испытуемого

После предъявления тестовой последовательности испытуемому он получает возможность повторить ее — воспроизвести последовательно с помощью контактных датчиков конечностей. Для этого в блоке выбора режима 7 устанавливается режим «одиночный». Блок выбора режима 7 запускает блок предупредительной информации 9 и блокирует блок формирования времени раздражения 10. Блок 9 вырабатывает сигнал «внимание». По окончании сигнала «внимание» вместе с формированием сигнала «старт» запускается таймер блока контроля формирования навыков. При поступлении первого ответа счетчик количества тестов формирует сигнал гашения предупредительной информации. Ответная информация от контактных датчиков пульта 2 испытуемого поступает в блок выделения ошибки 4. В случае ошибочного ответа блок 4 формирует сигнал ошибки для блока 6 (в схеме формирователей частной ошибки и ошибки за цикл). При этом в счетчик ошибок добавляется единица. Сигнал наличия частной ошибки высвечивается на время выполнения одного сравнения поступившего ответа с записанным тестом и сбрасывается блоком 3 при поступлении каждого нового ответа. Сигнал о наличии ошибки за цикл формируется в конце тестовой последовательности

 

118

 

по коду маркера, а блок выбора режима 7 останавливает таймер и устанавливает блок оперативной памяти в исходное состояние. Для возобновления работы в режиме одиночного ответа необходимо снова инициировать работу устройства с клавиатуры пульта 1 экспериментатора.

4. Автоматический режим ответа испытуемого

В блоке выбора режима 7 устанавливается режим «автоматический». Соответственно запускается блок предупредительной информации, и испытуемый начинает воспроизводить последовательность сигналов. Все это время устройство функционирует аналогично описанному случаю одиночного режима. При поступлении кода маркера блок анализа конца тестовой последовательности 8 выдает сигнал в блок 7, который устанавливает блок оперативной памяти 5 в исходное состояние. После этого блок выбора режима вновь запускает блок предварительной информации с сигнала «старт», и испытуемый опять начинает воспроизводить информацию. На время установки в исходное состояние блока 5 и подачи предупредительной информации таймер останавливается. В случае наличия ошибки по завершении очередной серии ответов на тестовую последовательность (при поступлении кода маркера) блок 8 запускает формирователь ошибки за цикл, который выдает управляющий сигнал в блок выбора режима 7. Блок 7 останавливает таймер, устанавливает в исходное состояние блок оперативной памяти и прекращает работу всего устройства.

Разработанная методика исследования интегративных и региональных свойств нервной системы человека посредством АИСРЧ была апробирована в течение 10 лет в скоростно-силовых видах спорта (легкой атлетике, плавании, борьбе, боксе) и учебной деятельности студентов медицинского и педагогического вузов. В результате сопоставления измеряемых показателей нейродинамики с критериями учебной и спортивной успешности контингента испытуемых (свыше 500 человек) по методу частной и множественной корреляции на ЭВМ была установлена существенная зависимость последних от свойств концентрированности нервных процессов, а также выявлена связь темпа формирования и совершенствования двигательных навыков со скоростью элективной иррадиации возбудительного процесса из первой сигнальной системы во вторую. Идентичные зависимости были получены и при апробации данной методики на сборной олимпийской команде СССР по академической гребле (где было обследовано 80 мастеров спорта). Это послужило поводом считать концентрированность нервных процессов общим базальным типологическим свойством, лимитирующим границы развития общей способности к данным видам деятельности, а скорость элективной иррадиации возбудительного процесса из первой сигнальной системы во вторую — частным свойством, определяющим способ успешного обучения и способность совершенствовать двигательные скоростные навыки [5].

В свете экспериментальной апробации данной методики она имеет наибольшую практическую ценность в установлении одаренности к спортивной и профессиональной деятельности скоростно-силового характера и выбора индивидуального пути ее освоения.

 

1. Арушанян Э. Б., Оттелин В. А. Хвостатое ядро.— Л., 1976, с. 126—131.

2. Бехтерева Н. П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека.— Л., 1974, с. 38, 40—41. 115—116.

3. Голубева Э. А. Индивидуальные особенности памяти человека. — М., 1980.— 150 с.

4. Дрижика А. Г., Шевцова Л. Ф., Маримьян В. Л., Кононов Л. А. Зависимость скоростных способностей спортсменов и способности их к обучаемости от степени концентрированности нервных процессов. — Теория и практика физической культуры, 1979, № 3, с. 5—7.

5. Ливанов М. Н. Пространственная организация процессов головного мозга. — М., 1972, с. 131 — 133.

6. Линдоли Д. Б. Внимание, сознание, сон и бодрствование. — В кн.: Нейрофизиологические механизмы внимания / Под ред. Е. Д. Хомской. М., 1979, с. 22—39.

7. Небылицын В. Д. Основные свойства нервной системы человека. — М., 1966. — 383 с.

8. Небылицин В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. — М., 1976.— 335 с.

9. Русалов В. М. Биологические основы индивидуальных различий. — М., 1979. — 351 с.

10. Симонов П. В. Высшая нервная деятельность. Мотивационно-эмоциональные аспекты. — М., 1975, с. 54—69, 101.

11. Хомская Е. Д. К проблеме функциональных состояний мозга. — Вопросы психологии, № 5, 1977, с. 105—112.

 

Поступила в редакцию 7. VII. 1982 г.



1 Защищено авторским свидетельством об изобретении.

2 В разработке прибора также принимали участие Г. П. Кириллов — старший инженер ВЦ университета, г. Ростов н/Д, М. И. Малышев — старший инженер ВЦ университета, г. Ростов н/Д, Н. А. Худадов — зав. отделом спортивной психологии ВНИИФК, Москва