169
ПЕРВАЯ ШКОЛА МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ-МЕДИЦИНСКИХ ПСИХОЛОГОВ
Ю. В. МИКАДЗЕ
Москва
1—6
марта 1983 г. в Пущино проходила первая профилирующая
школа молодых специалистов — медицинских психологов «Медицинская психология и
охрана психического здоровья», организованная Министерством высшего и среднего
специального образования СССР и МГУ им. М. В. Ломоносова. В
работе школы принимали участие известные ученые, работающие в различных
областях медицинской психологии и медицины, а также свыше 120 молодых
специалистов из лечебных научно-исследовательских учреждений различных городов
РСФСР, Украины, Литвы, Латвии, Грузии, Армении, Эстонии.
Открыл школу ее научный куратор, заведующий
кафедры нейро- и патопсихологии факультета
психологии МГУ Ю.Ф. Поляков. Перед
молодыми специалистами выступили директор Всесоюзного центра психического
здоровья АМН СССР А.В. Снежневский, начальник Главного управления НИИ и
координации научных исследований Министерства здравоохранения РСФСР Б.Т. Величковский,
главный психиатр Министерства здравоохранения СССР А.А. Чуркин, председатель проблемной комиссии АМН СССР «Медицинская
психология» М.М. Кабанов,
представители факультета психологии МГУ: Б.В.
Зейгарник, В.А. Иванников, А.Г. Асмолов.
За время работы школы было прочитано 15 лекций, проведено 6
семинаров. Участники школы собирались за «круглым столом» по проблемам
методологии медицинской психологии.
Первый день был посвящен теме «Психологические проблемы реабилитации
больных». В лекции М.М. Кабанова
(Ленинград) анализировалась концепция реабилитации в современном ее понимании. Подчеркивалась
необходимость применения в реабилитации системного подхода, выражающегося в
направленном воздействии на больного биологических и психосоциальных методов, а
также введение в клинический понятийный аппарат описания таких психологических
феноменов, как психологическая защита, внутренняя картина болезни и др.
Б.Д. Карвасарский (Ленинград) выделил основные цели и задачи психотерапии,
рассмотрел роль психолога в психокоррекционной
работе. Критериями оценки, психотерапевтического эффекта являются
симптоматическое улучшение состояния больного, степень осознания больным своего
дефекта, степень реконструкции психической сферы пациента врачом и степень
восстановления больного. Первый из этих, критериев отражает биологические
изменения, последующие три — психосоциальные.
Обсуждая специфику реабилитации в неврологической клинике, Л.С. Цветкова (Москва) указала, что
одной из важнейших проблем нейропсихологии является разработка путей и методов
восстановления высших психических функций. Задача оптимизации
восстановительного обучения больных афазией требует изучения структуры дефекта
(патогенез, психофизиологические механизмы), связи речевого дефекта с другими
психическими процессами, изменения личности больного и роли этих изменений в
структуре дефекта, разработки научных основ восстановительного обучения,
принципов и форм его организации, разработки социально-психологических аспектов
афазии.
В.М. Шкловский подчеркнул большую социальную
значимость работы медицинских психологов в области восстановления речевой
деятельности. В своей лекции он рассказал об основных принципах практической и
научной работы в возглавляемом им Московском городском
170
центре патологии речи МЗ РСФСР. Были описаны различные методы
восстановительного обучения, применяемые в работе с больными логоневрозами, афазиями и другими расстройствами речи, в
частности метод групповой психотерапии, показавший высокую эффективность.
Анализ суггестивных методов коррекции логоневрозов
был продолжен В.М. Шкловским на семинарском занятии.
Тема психологической реабилитации
была включена также в семинары, проведенные преподавателями МГУ Н.Г. Калитой,
рассмотревшей вопросы групповой реабилитации больных афазией, и Н.М. Пылаевой, описавшей новые методы
восстановления и учета динамики речи при афазии.
Открывая тему «Вопросы диагностики и экспертизы в
медицинской психологии», Б.В. Зейгарник
отметила, что участие психолога в диагностике не сводится только к установлению
клинического диагноза. Без анализа структуры дефекта, степени нарушения
познавательной и эмоционально-личностного изменения больного невозможна психокоррекционная и экспертная работа психолога.
Е.Д. Хомская (Москва) подчеркнула, что
основной задачей школы является повышение профессионализма молодых
специалистов. В этой связи важное значение приобретает
освоение научного наследия А.Р. Лурия и развитие тех
практических методов, которые вытекают из его теории. Дальнейшее развитие этих
методов обусловлено дифференциацией нейропсихологии (на клиническую,
экспериментальную, реабилитационную, детскую, психофизиологическую) и
появлением новых задач, стоящих перед каждым направлением. Особое значение, в
частности, приобретает задача исследования нейропсихологических синдромов в
динамике послеоперационного протекания болезни.
Проблемы психодиагностики соматических больных были
проанализированы в лекции В.В. Николаевой
(Москва). В отличие от диагностики в психиатрической и неврологической клинике,
ориентированной на помощь врачу в установлении нозологического диагноза, в
соматической клинике на первый план выступает выявление всей совокупности
факторов и условий жизнедеятельности больного — биологических (болезнь), психосоциальных
(семья, профессиональная деятельность), личностных (направленность личности
вообще и в плане осознания болезни). Таким образом, диагностика и психокоррекция выступают как два этапа работы в
соматической клинике.
В.В. Лебединский (Москва) посвятил свою лекцию
специфике аномального развития детей и особенностям диагностики и экспертизы
разных вариантов патологии детского возраста. Была подчеркнута необходимость
большего использования фактологии, получаемой в
других областях психологии, в первую очередь в детской психологии и
дефектологии, в детской патопсихологии.
В.И. Лубовский (Москва) рассказал о проблемах отбора аномальных детей в
специальные школы. Трудность заключается в отсутствии унифицированного набора
методик такого отбора. В основу единого комплекса методик, построенных по
принципу обучающего эксперимента, должны быть положены идеи Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и о первичных и
вторичных нарушениях.
Практические вопросы диагностической и экспертной работы
психологов были обсуждены на семинарах «Психологические исследования в практике
судебно-психиатрической экспертизы (В.В. Гульдан, Москва), «Новое в нейро-психологической диагностике: задачи и методы» (Ю.В. Микадзе и
Л.И. Московичюте,
Москва), «Проективные методы исследования личности» (Е.Т. Соколова, Москва).
Один из дней работы школы был посвящен теме
«Медико-психологические службы охраны психического здоровья». Ю.Ф. Поляков рассмотрел общее состояние
медико-психологических служб в стране. Он отметил,
что, несмотря на небольшое количество психологов, работающих в учреждениях
здравоохранения, значение их работы возрастает и уже сейчас можно говорить о
наличии медико-психологической службы.
Была подчеркнута необходимость новых форм подготовки
медицинских психологов с большим акцентированием на проблемы реабилитации, психосоматики, медико-психологической коррекции в целях
профилактики.
В лекции Ж.М. Глозман и Н.К. Корсаковой (Москва) были сформулированы основные принципы,
определяющие понятие психологической службы, уровень ее развития и задачи в
нейрохирургической и неврологической клиниках. Показан рост потребности
нейрохирургов и. невропатологов в нейропсихологическом обследовании, расширение
круга задач, решаемых нейропсихологами в клинической
практике.
Б.С. Братусь (Москва) рассмотрел теоретические вопросы коррекции личности
больных алкоголизмом и рассказал о проблемах и задачах работы психолога в
системе наркологической службы. Подчеркивалась значимость разработки концепции
смысловых образований личности для повышения эффективности
медико-психологической коррекции больных.
Роль психологов в обеспечении работы лого-терапевтической
службы была освещена в лекции Т.Г. Визель (Москва), которая указала на необходимость
разработки методических приемов, направленных на установление невербальной
коммуникации у больных с необратимыми афатическими
расстройствами. Большой интерес вызвало описание методики групповой
реабилитации в процессе труда с художественным уклоном (художественная лепка,
выжигание и т. п.).
А.С. Спиваковская и В.В. Столин (Москва) рассказали о психологической работе с
семьей и конкретных психокоррекционных методах
профилактики невротических заболеваний у детей и подростков.
Перспективы приложения сил медицинских психологов были
рассмотрены в лекциях Г.Я. Авруцкого (Москва) и А.И.
Белкина (Москва). Г.Я. Авруцкий рассказал об изменениях в течении и характере
заболеваний, возникших в результате интенсивного внедрения новых
психофармакологических средств. Снятие эмоционального компонента синдрома в
острый период протекания заболевания сделало возможным амбулаторное лечение
больных и повысило роль психокоррекционной работы.
Другой аспект работы психолога в этой области — исследование избирательного
воздействия
171
психофармакологических
средств на локальные мозговые структуры.
А.И. Белкин привел много интересных фактов,
касающихся воздействия гормонального обмена на психику человека и возможности
психической регуляции гормональных процессов. Особо важное
значение приобретает участие психолога в лечебной работе, связанной с
изменением половой принадлежности пациента.
За «круглым столом» и на заключительном заседании,
посвященном обмену опытом, наибольший интерес вызвало обсуждение предмета
медицинской психологии и статуса медицинского психолога. Была отмечена
полезность в организации широких контактов медицинских психологов, работающих в
практических учреждениях, с ведущими специалистами в области медицинской и
патопсихологии.