Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

169

 

ПЕРВАЯ ШКОЛА МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ-МЕДИЦИНСКИХ ПСИХОЛОГОВ

 

Ю. В. МИКАДЗЕ

Москва

 

1—6 марта 1983 г. в Пущино проходила первая профилирующая школа молодых специалистов — медицинских психологов «Медицинская психология и охрана психического здоровья», организованная Министерством высшего и среднего специального образования СССР и МГУ им. М. В. Ломоносова. В работе школы принимали участие известные ученые, работающие в различных областях медицинской психологии и медицины, а также свыше 120 молодых специалистов из лечебных научно-исследовательских учреждений различных городов РСФСР, Украины, Литвы, Латвии, Грузии, Армении, Эстонии.

Открыл школу ее научный куратор, заведующий кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ Ю.Ф. Поляков. Перед молодыми специалистами выступили директор Всесоюзного центра психического здоровья АМН СССР А.В. Снежневский, начальник Главного управления НИИ и координации научных исследований Министерства здравоохранения РСФСР Б.Т. Величковский, главный психиатр Министерства здравоохранения СССР А.А. Чуркин, председатель проблемной комиссии АМН СССР «Медицинская психология» М.М. Кабанов, представители факультета психологии МГУ: Б.В. Зейгарник, В.А. Иванников, А.Г. Асмолов.

За время работы школы было прочитано 15 лекций, проведено 6 семинаров. Участники школы собирались за «круглым столом» по проблемам методологии медицинской психологии.

Первый день был посвящен теме «Психологические проблемы реабилитации больных». В лекции М.М. Кабанова (Ленинград) анализировалась концепция реабилитации в современном ее понимании. Подчеркивалась необходимость применения в реабилитации системного подхода, выражающегося в направленном воздействии на больного биологических и психосоциальных методов, а также введение в клинический понятийный аппарат описания таких психологических феноменов, как психологическая защита, внутренняя картина болезни и др.

Б.Д. Карвасарский (Ленинград) выделил основные цели и задачи психотерапии, рассмотрел роль психолога в психокоррекционной работе. Критериями оценки, психотерапевтического эффекта являются симптоматическое улучшение состояния больного, степень осознания больным своего дефекта, степень реконструкции психической сферы пациента врачом и степень восстановления больного. Первый из этих, критериев отражает биологические изменения, последующие три — психосоциальные.

Обсуждая специфику реабилитации в неврологической клинике, Л.С. Цветкова (Москва) указала, что одной из важнейших проблем нейропсихологии является разработка путей и методов восстановления высших психических функций. Задача оптимизации восстановительного обучения больных афазией требует изучения структуры дефекта (патогенез, психофизиологические механизмы), связи речевого дефекта с другими психическими процессами, изменения личности больного и роли этих изменений в структуре дефекта, разработки научных основ восстановительного обучения, принципов и форм его организации, разработки социально-психологических аспектов афазии.

В.М. Шкловский подчеркнул большую социальную значимость работы медицинских психологов в области восстановления речевой деятельности. В своей лекции он рассказал об основных принципах практической и научной работы в возглавляемом им Московском городском

 

170

 

центре патологии речи МЗ РСФСР. Были описаны различные методы восстановительного обучения, применяемые в работе с больными логоневрозами, афазиями и другими расстройствами речи, в частности метод групповой психотерапии, показавший высокую эффективность. Анализ суггестивных методов коррекции логоневрозов был продолжен В.М. Шкловским на семинарском занятии.

Тема психологической реабилитации была включена также в семинары, проведенные преподавателями МГУ Н.Г. Калитой, рассмотревшей вопросы групповой реабилитации больных афазией, и Н.М. Пылаевой, описавшей новые методы восстановления и учета динамики речи при афазии.

Открывая тему «Вопросы диагностики и экспертизы в медицинской психологии», Б.В. Зейгарник отметила, что участие психолога в диагностике не сводится только к установлению клинического диагноза. Без анализа структуры дефекта, степени нарушения познавательной и эмоционально-личностного изменения больного невозможна психокоррекционная и экспертная работа психолога.

Е.Д. Хомская (Москва) подчеркнула, что основной задачей школы является повышение профессионализма молодых специалистов. В этой связи важное значение приобретает освоение научного наследия А.Р. Лурия и развитие тех практических методов, которые вытекают из его теории. Дальнейшее развитие этих методов обусловлено дифференциацией нейропсихологии (на клиническую, экспериментальную, реабилитационную, детскую, психофизиологическую) и появлением новых задач, стоящих перед каждым направлением. Особое значение, в частности, приобретает задача исследования нейропсихологических синдромов в динамике послеоперационного протекания болезни.

Проблемы психодиагностики соматических больных были проанализированы в лекции В.В. Николаевой (Москва). В отличие от диагностики в психиатрической и неврологической клинике, ориентированной на помощь врачу в установлении нозологического диагноза, в соматической клинике на первый план выступает выявление всей совокупности факторов и условий жизнедеятельности больного — биологических (болезнь), психосоциальных (семья, профессиональная деятельность), личностных (направленность личности вообще и в плане осознания болезни). Таким образом, диагностика и психокоррекция выступают как два этапа работы в соматической клинике.

В.В. Лебединский (Москва) посвятил свою лекцию специфике аномального развития детей и особенностям диагностики и экспертизы разных вариантов патологии детского возраста. Была подчеркнута необходимость большего использования фактологии, получаемой в других областях психологии, в первую очередь в детской психологии и дефектологии, в детской патопсихологии.

В.И. Лубовский (Москва) рассказал о проблемах отбора аномальных детей в специальные школы. Трудность заключается в отсутствии унифицированного набора методик такого отбора. В основу единого комплекса методик, построенных по принципу обучающего эксперимента, должны быть положены идеи Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и о первичных и вторичных нарушениях.

Практические вопросы диагностической и экспертной работы психологов были обсуждены на семинарах «Психологические исследования в практике судебно-психиатрической экспертизы (В.В. Гульдан, Москва), «Новое в нейро-психологической диагностике: задачи и методы» (Ю.В. Микадзе и Л.И. Московичюте, Москва), «Проективные методы исследования личности» (Е.Т. Соколова, Москва).

Один из дней работы школы был посвящен теме «Медико-психологические службы охраны психического здоровья». Ю.Ф. Поляков рассмотрел общее состояние медико-психологических служб в стране. Он отметил, что, несмотря на небольшое количество психологов, работающих в учреждениях здравоохранения, значение их работы возрастает и уже сейчас можно говорить о наличии медико-психологической службы.

Была подчеркнута необходимость новых форм подготовки медицинских психологов с большим акцентированием на проблемы реабилитации, психосоматики, медико-психологической коррекции в целях профилактики.

В лекции Ж.М. Глозман и Н.К. Корсаковой (Москва) были сформулированы основные принципы, определяющие понятие психологической службы, уровень ее развития и задачи в нейрохирургической и неврологической клиниках. Показан рост потребности нейрохирургов и. невропатологов в нейропсихологическом обследовании, расширение круга задач, решаемых нейропсихологами в клинической практике.

Б.С. Братусь (Москва) рассмотрел теоретические вопросы коррекции личности больных алкоголизмом и рассказал о проблемах и задачах работы психолога в системе наркологической службы. Подчеркивалась значимость разработки концепции смысловых образований личности для повышения эффективности медико-психологической коррекции больных.

Роль психологов в обеспечении работы лого-терапевтической службы была освещена в лекции Т.Г. Визель (Москва), которая указала на необходимость разработки методических приемов, направленных на установление невербальной коммуникации у больных с необратимыми афатическими расстройствами. Большой интерес вызвало описание методики групповой реабилитации в процессе труда с художественным уклоном (художественная лепка, выжигание и т. п.).

А.С. Спиваковская и В.В. Столин (Москва) рассказали о психологической работе с семьей и конкретных психокоррекционных методах профилактики невротических заболеваний у детей и подростков.

Перспективы приложения сил медицинских психологов были рассмотрены в лекциях Г.Я. Авруцкого (Москва) и А.И. Белкина (Москва). Г.Я. Авруцкий рассказал об изменениях в течении и характере заболеваний, возникших в результате интенсивного внедрения новых психофармакологических средств. Снятие эмоционального компонента синдрома в острый период протекания заболевания сделало возможным амбулаторное лечение больных и повысило роль психокоррекционной работы. Другой аспект работы психолога в этой области — исследование избирательного воздействия

 

171

 

психофармакологических средств на локальные мозговые структуры.

А.И. Белкин привел много интересных фактов, касающихся воздействия гормонального обмена на психику человека и возможности психической регуляции гормональных процессов. Особо важное значение приобретает участие психолога в лечебной работе, связанной с изменением половой принадлежности пациента.

За «круглым столом» и на заключительном заседании, посвященном обмену опытом, наибольший интерес вызвало обсуждение предмета медицинской психологии и статуса медицинского психолога. Была отмечена полезность в организации широких контактов медицинских психологов, работающих в практических учреждениях, с ведущими специалистами в области медицинской и патопсихологии.