Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

119

 

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ

 

Т. Ш. ГАГОШИДЗЕ, Е. Д. ХОМСКАЯ

 

ПРОБЛЕМА

 

Исследование нарушений интеллектуальной деятельности, в том числе и наглядно-образного мышления, возникающих при локальных поражениях головного мозга, входит в общий контекст нейропсихологического изучения различных познавательных процессов.

Как известно, в современной психологии наглядно-образное мышление выделяется как специфическая форма мышления [1], [3], [4], [6], [7], [9], [13], причем важнейшей характеристикой этого мышления являются пространственные операции [4], [13].

В ряде нейропсихологических работ ([2], [7], [8], [10], [12] и др.) описываются нарушения отдельных звеньев наглядно-образного мышления и выдвигаются предположения об их мозговой организации. Однако, как отмечал А.Р. Лурия (1973), нейропсихологический анализ нарушений мыслительной деятельности в целом далеко не завершен, что относится и к наглядно-образному, конструктивному мышлению; в этой области имеется ряд нерешенных проблем, таких, как конкретные формы, латеральные особенности интеллектуальных нарушений, закономерности их сочетаний и др.

Наиболее характерными операциями наглядно-образного мышления являются: операция мысленного манипулирования с объемными объектами, перевертывания и вращения объектов «в уме», оперирование пространственными соотношениями их частей, операция мысленного конструирования объемной фигуры из определенных элементов. Данные операции были предметом специального психологического анализа в норме и у больных с локальными поражениями головного мозга. Они изучались как в процессе выполнения различных форм деятельности по конструированию объемных фигур, так и в «мысленном плане». Так, в работах [2], [10] исследовалось нарушение конструктивной деятельности у больных с поражением теменно-затылочных и лобных областей головного мозга. Анализировалось построение куба Линка и выполнение проб Коса. Изучая процесс решения конструктивных задач, авторы указывают, что такие операции, как правильная ориентировка в пространстве отдельных элементов конструкций, сохранение нужного пространственного образа конструируемой фигуры, которые обязательны для построения узора или куба, страдают у больных с поражением теменно-затылочных областей.

 

120

 

В отличие от них затруднение в построении куба или узора у больных с поражением лобных долей было вызвано нарушением ориентировочно-исследовательской деятельности. Такие больные не могли предварительно анализировать условия задачи, выработать программу и подчинить ей последующие действия. Нарушение собственно мысленного конструирования изучалось в исследованиях [12], [14], [15], [16]. В частности, согласно результатам исследования М. Шуаре, у больных с поражением задних отделов головного мозга страдает операциональная сторона решения наглядно-пространственных заданий из-за трудностей представления всей фигуры в целом при ее перемещении в пространстве, а также из-за невозможности установить соотношения между элементами фигуры. Такие же нарушения обнаружили у больных с поражением правого полушария [23], у таких больных проявлялись одновременно и затруднения в общей пространственной ориентации [17], [28]. В работе [22], выполненной на здоровых испытуемых, было установлено, что испытуемые, предпочитающие визуальную стратегию, выполняют тест на мысленное перевертывание и вращение объемных фигур лучше тех, которые прибегали к другой стратегии при решении задач, без визуализации объектов. Мысленное вращение визуальных образов исследовали многие авторы [26]. Они изучали выполнение задач на поворот одинаковых и неодинаковых пар фигур относительно друг друга на 0, 45, 90 градусов. Более успешное и быстрое выполнение задания обнаружилось у левшей [8]. При исследовании больных с артерио-венозными аневризмами теменной локализации правого и левого полушария головного мозга показано, что в пробах на копирование асимметричной фигуры с мысленным ее перевертыванием больные этих двух групп не обнаруживали существенных различий, отсутствовала и разница в результатах переворачивания фигур в вертикальной и горизонтальной плоскостях. У больных с правополушарными очагами поражения трудности расположения деталей относительно целого наблюдались в 2 раза чаще, чем у левополушарных больных. Нарушения копирования с перешифровкой чаще наблюдаются при поражении медиальных отделов теменной доли. Ряд авторов [18], исследуя вертикальное, горизонтальное и смешанное (одновременно в двух направлениях) вращение объектов у больных с поражением теменных долей, также отмечали, что успешность выполнения такого рода задания не зависит от осей пространства. По данным этих авторов, у больных с двусторонними поражениями теменных долей головного мозга и горизонтальное, и вертикальное вращение страдает в равной степени. Некоторые исследователи [25] попытались «развести» нарушения пространственной ориентации во внешнем мире, пространственную агнозию и так называемую топографическую дезориентацию. Они указывают, что топографическая дезориентация и пространственная агнозия связаны с билатеральным поражением задних отделов головного мозга и что эффекты двустороннего поражения этих отделов отличны от поражений только левого или только правого полушария. Некоторые исследователи [29] полагают, что в зрительно-пространственной ориентации и в конструктивной деятельности решающую роль играет правая заднетеменная область. Другие авторы [11], исследуя нарушение пространственных представлений у детей и у взрослых больных с очаговыми поражениями головного мозга, обнаружили, что при поражении правого полушария чаще, чем при поражении левого полушария, нарушаются топологические представления, как и представления о перемещении и трансформации объекта в пространстве; поражение левого полушария чаще приводит к нарушениям проекционных и координационных представлений. Тем самым авторы указывают на различный вклад правого и левого полушария в обеспечение различных классов пространственных представлений. В целом следует отметить, что в проблеме наглядно-образного мышления и его нарушений нерешенными остается ряд вопросов, такие, как связь операций мысленного манипулирования с другими зрительно-пространственными функциями; латеральные различия в выполнении этих операций у больных с поражением правого и левого полушария; связь операции мысленного перевертывания объемных объектов с операцией мысленного конструирования фигур.

Целью настоящего исследования являлось изучение нарушений наглядно-образного мышления у больных с поражением теменных отделов головного мозга с помощью заданий на мысленное конструирование и мысленное перевертывание объемного объекта.

Исследовались больные с поражением теменных отделов левого и правого полушария головного мозга; в качестве контрольной группы изучались здоровые испытуемые.

 

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Были проведены две серии опытов. Первая серия, направленная на изучение мысленного конструирования куба, включала два типа задач (рис. 1). Первый тип задач — развертка куба с различным расположением окрашенной стенки (9 задач). Испытуемый должен из развертки мысленно построить куб по заданному основанию (стенка развертки, находящаяся внизу) с учетом положения окрашенной стенки и нарисовать представляемый куб, обозначая основание и окрашенную сторону. Второй тип задач — развертка куба с двумя окрашенными стенками (6 задач), здесь предлагаются аналогичные требования. Во второй серии (исследование мысленного перевертывания куба) испытуемым предлагались 6 нарисованных кубиков с разным расположением окрашенной стенки (рис. 2); они должны были мысленно вращать каждый из них справа налево, слева направо, сверху вниз и снизу вверх по горизонтальной или по вертикальной плоскости на 90, 180, 270 градусов и нарисовать представляемое положение куба. Кроме того, давались специальные задания, где при вращении куба положение окрашенной стенки не меняется. Применялись также пробы на зрительно-пространственные функции — определение времени на часах без циферблата, ориентация в географической карте и представление схемы палаты больного или комнаты у нормальных испытуемых.

В двух сериях оценивались следующие показатели: время выполнения, количество и характер

 

121

 

ошибок; анализировалась возможность компенсации затруднений с помощью поэтапной подсказки, отчет испытуемых о способе решения задач и особенности рисунка.

 

Рис. 1

Рис. 2

 

 

Для обработки экспериментальных данных использовались стандартные статистические методы: среднее арифметическое и его доверительные интервалы; ошибка средней арифметической; достоверность различия между двумя средними; распределение χ2; корреляционный коэффициент Спирмена. Помимо перечисленных выше статистических методов обработки проводился качественный анализ результатов исследования.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Изучались 40 здоровых испытуемых (20 мужчин и 20 женщин), имеющих высшее и неполное высшее образование. По возрасту они делились на две группы: I — «младшая» (20— 40 лет) и II — «старшая» (40—60 лет). Все испытуемые правши, за исключением пяти человек с признаками скрытого левшества. Ведущая рука определялась с помощью опросника.

Результаты исследования показали, что в первой серии для выполнения первого типа задач здоровым испытуемым требовалось в среднем 2 мин 6 с, причем I группа выполняла задачи быстрее, чем II группа (табл. 1). «Младшая» группа допускала меньше ошибок, чем «старшая» (табл. 2). Для выполнения всех заданий II типа испытуемым требовалось в среднем 1 мин 9 с. «Старшая» группа, так же как и в первом случае, затрачивает больше времени на решение отдельной задачи, по сравнению с «младшей» (см. табл. 1). Кроме I того, I группа успешнее решает задачи. Среднее количество ошибок в этой группе 0,3, во II группе 1,4:Р>0,005 (см. табл. 2). При решении задач II типа наблюдается действие фактора обучения (Р>0,05). Дисперсия времени выполнения задач составила 1,35 и 1,20 для первого и второго типа задач.

Во второй серии опытов здоровые испытуемые не допускали ошибок, в том числе и в тех пробах, где при определенном вращении не меняется положение окрашенной стенки; не было значимой разницы между «младшей» и «старшей» группами по времени выполнения.

В первой серии опытов по количеству ошибок испытуемых можно разделить на три группы: испытуемые, которые не допускали ни одной ошибки (13 человек из I группы); испытуемые, которые допускали 1—2 ошибки (8 человек, по 4 из каждой группы); испытуемые, которые допускали больше двух ошибок (все из II группы).

Для характеристики ошибок в первой серии нужно иметь в виду, что решение задачи на мысленное конструирование требует от субъекта выполнения ряда последовательных действий: восприятия данной развертки как целостной фигуры; выделения основания фигуры и удержания образа в памяти; соотнесения с данным основанием остальных стенок куба и определения плоскости расположения окрашенной стенки; изображения представляемой объемной фигуры на двухмерной плоскости. При решении задач второго типа субъект должен учитывать взаимное расположение двух окрашенных сторон куба. При выполнении этих задач испытуемые допускали разнообразные ошибки, однако никогда не путали вертикальную ось с горизонтальной и ошибались только внутри одной плоскости. Выявилось, что в решении задач первой серии большое значение имеет нахождение принципа пространственного расположения стенок развертки для их правильного соотнесения с основанием. Успех зависел от способа решения, выбираемого испытуемым. В соответствии с отчетом, 13 человек, не допускавших ошибок, решали задачи одновременным мысленным «схватыванием» стенок вокруг основания или же «опоясыванием» стенок фигуры вокруг основания («я одновременно поднимаю все стенки и вижу, где черная» или «эти четыре стенки, как пояс, быстро становятся на свои места, а потом крышка»). Большинство же испытуемых из II группы и некоторые из I группы строили куб постепенно, пристраивая стенку

 

122

 

Таблица 1

 

№ задачи,

ср. время (в с)

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

I гр.

I тип задач

8

14

15

16

9

9

14

9

9

11

II гр.

I тип задач

8

31

35

46

31

34

38

24

23

30

№ задачи

ср. время (в с)

 

I

II

III

IV

V

VI

 

 

I гр.

II тип задач

 

11

7

10

12

10

11

 

 

II гр.

II тип задач

8

 

37

24

22

32

24

30

 

 

Уровень знач. различия

I тип задач

 

0,01

0,01

0,005

0,005

0,005

0,01

0,01

0,005

Уровень знач. различия

II тип задач

 

0,005

0,005

0,05

0,005

0,05

0,005

 

 

Среднее время выполнения первого и второго типа задач «младшей» (I) и «старшей» (II) группами на мысленное конструирование куба.

 

за стенкой. При таком способе решения испытуемые допускали больше ошибок и тратили больше времени для нахождения правильного ответа; в этом случае, очевидно, теряется целостный образ объекта. Как видно из отчета испытуемых, те, которые начинали строить куб постепенно, после 4—5 задач уже руководствовались следующим способом: определение положения первой стенки после основания фигуры и потом — окрашенной стенки; в то же время испытуемый не обращает внимания на положение других стенок. Постепенно происходит свертывание операций, нужных для достижения решения. Эта тенденция особенно выделяется при решении задач II типа, что и может объяснить обучаемость испытуемых в этих задачах. При решении задач II типа из всех испытуемых, кто строил куб постепенно (23 человека), способ решения меняли 12 человек.

Здоровые испытуемые успешно использовали подсказку (обращение их внимания на основание, на пространственное расположение окрашенной стенки по отношению к другим стенкам, в том числе и основания), но чаще всего они самостоятельно исправляли ошибки. Для них характерно было также то, что они пользовались вспомогательными средствами — громко проговаривали каждый шаг, рассуждали вслух, вербализуя свой способ решения. Испытуемые манипулировали руками, как бы строя зрительный образ объекта и фиксируя представляемые стенки куба вокруг основания.

Для правильного выполнения мысленного перевертывания куба также требуется ряд последовательных действий: восприятие объемной фигуры и выделение окрашенной стенки, определение, в какой плоскости она находится; при вращении куба справа налево или сверху вниз на 90 градусов требовалось определить направление вращения окрашенной стенки по отношению определенной оси координат пространства; если же переворачивание осуществляется на 180 и 270 градусов, то здесь последовательно нужно представить предполагаемые положения куба в определенном направлении до конечного результата. Здоровые испытуемые легко и безошибочно справляются с данными действиями и не выявляют особых затруднений в мысленном перевертывании куба.

Что касается переноса куба на плоскость, то почти все испытуемые без труда рисовали куб, обозначая соответствующие стенки — основание и окрашенную сторону. Из 40 человек только 7 испытуемых не могли самостоятельно

 

123

 

Таблица 3

 

№ задачи

Ср. время (в с)

I

II

Ш

IV

V

VI

VII

VIII

IX

I гр.

I тип задач

1.10

1.40

1.50

1.40

1.35

1.36

1.15

1.20

1.04

II гр.

I тип задач

1.04

1.47

1.44

1.32

1.02

1.29

1.28

1.01

1.03

Ср. вр. (в с) у нормы и дост. интервалы

31±12

35±20

46±18

31±10

34±14

39±16

24±8

23±9

30±12

Уровень знач. различия

I тип задач

 

0.01

0.01

0.005

0.005

0.005

0.01

0.01

0.005

№ задачи

Ср. время (в с)

 

I

II

III

IV

V

VI

 

 

I гр.

II тип задач

 

1.26

1.13

1.01

1.03

1.10

1.10

 

 

II гр.

II тип задач

 

1.12

1.08

1.05

1.05

1.15

1.02

 

 

Ср. вр. (в с) у нормы и дост. интервалы

 

37±15

24±10

22±12

32±8

24±8

30±10

 

 

Уровень знач. различия

II тип задач

 

0,005

0,005

0,05

0,005

0,05

0,005

 

 

Среднее время выполнения задач на мысленное конструирование у больных с поражением правой (I) и левой (II) теменной области по сравнению с нормой.

нарисовать куб (все из II группы), но успешно перерисовали его.

Данные результаты послужили исходными при исследовании больных. Изучались 20 больных с локальными поражениями головного мозга: 10 с поражением правой и 10 с поражением левой теменной области. Локализация патологического очага была верифицирована на операции: у 8 больных была менингеома заднелобнотеменной области, у остальных — глиома или менингеома теменной области. Больные обследовались до операции. Все больные — правши, в возрасте от 35 до 60 лет, с высшим или со средним специальным образованием. Больные были ориентированы в месте и во времени, с сохранной эмоционально-личностной сферой, не имели афатических и четких зрительных гностических расстройств.

У них наблюдались негрубые нарушения вербальной и зрительной памяти, счета, а также трудности в координационно-пространственных и зрительно-пространственных пробах (определение времени на часах без циферблата, ориентация в географической карте, пробы на копирование с перешифровкой, рисование плана палаты больного и др.).

При решении задач на мысленное конструирование и мысленное перевертывание применялась поэтапная подсказка. В первой серии больному сначала сообщали о неправильном решении (первый этап) и давали возможность самостоятельного исправления; второй этап — обращалось внимание больного на расположение деталей (на основание, окрашенную стенку); третий этап — больному прямо указывалось на пространственное расположение

 

124

 

Таблица 4

 

Типы решения

I тип задач

II тип задач

I группа

II группа

I группа

II группа

Ошибочные решения с коррекцией

29

44

23

20

Ошибочные решения без коррекции

23

1

10

0

Правильные решения

8

23

5

18

Количество и тип ошибок у больных с поражением правой (I) и левой (II) теменной области на мысленном конструировании объемной фигуры.

 

стенок развертки, подряд разбиралось направление всех стенок при построении куба, подчеркивалось расстояние между основанием и окрашенной стенкой; четвертый этап — больному позволяли сделать реальный куб из развертки (хотя достигнутое решение на этом этапе следует считать безуспешным, ибо оно уже не предполагает мысленного конструирования).

 

Таблица 2

 

№ группы

Кол-во ошибок

I группа

II группа

№ группы

I группа

II группа

I

1

4

I

3

8

II

4

5

II

2

III

1

9

III

3

IV

3

5

IV

1

6

V

2

9

V

3

VI

7

VI

1

6

VII

6

 

 

 

VIII

1

3

 

 

 

IX

 

5

 

 

 

Общее количество ошибок, допущенных «младшей» (I) и «старшей» (II) группами при решении задач I и II типа

 

Во второй серии для исправления ошибок больным также предлагалась подсказка: первый этап — указание на ошибочное решение; второй этап — словесное объяснение, что вращение куба справа налево, слева направо, сверху вниз или снизу вверх предполагает определение поворачивания куба от правой стенки к левой стенке или наоборот, от «крышки» к основанию или наоборот; третий этап — расчерчивались горизонтальные и вертикальные линии на кубе и рисовались стрелки, определяющие направления вращения; на четвертом этапе больным на картонном кубике наглядно показали примеры вращения.

 

Рис. 3А. Рисунки больных с поражением правой теменной области

Рис. 3Б. Рисунок больного с поражением левой теменной области

 

При сопоставлении полученных данных с нормой анализировались особенности решения задач на мысленное конструирование и мысленное перевертывание объемной фигуры у больных с поражением правой теменной области (I группа) и у больных с поражением левой теменной области (II группа). В отличие от здоровых испытуемых больным требовалось гораздо больше времени для выполнения задач первой серии: среднее время выполнения у I группы — 5 мин 20 с, а у II группы — 5 мин 43 с. У них было значительно меньше правильных решений, наблюдались ошибочные решения, которые не исправлялись с помощью подсказки, и ошибки, скорригированные подсказкой (табл. 3, табл. 4). Не было выявлено определенных способов решений задач, в отличие от нормы, у больных обоих групп. Однако результаты решения задач на мысленное конструирование у больных с очаговым поражением правой и левой теменной области существенно отличаются. Правильные решения у больных II группы отмечались в 2,5 раза чаще, чем у больных I группы; у последних гораздо больше неправильных решений без коррекции (Р>0,001). Если сравнить результаты решений больных обеих групп в двух типах задач, можно заметить, что происходит улучшение результатов в процессе решения, но по-разному: у I группы больных сокращается число ошибочных решений, не исправленных с помощью подсказки (Р>0,01), а у II группы уменьшается число ошибок, исправленных

 

125

 

после подсказки (Р>0,01) (см. табл. 3).

Что касается характера ошибок, то у больных с поражением правой теменной области из большинства неправильных решений первого и второго типа задач, не поддающихся коррекции, наблюдались сходные ошибки — смешение вертикальной и горизонтальной плоскостей при определении положения окрашенной стенки. В случаях, когда больные достигали правильного решения с помощью подсказки, тоже отмечались ошибочные определения окрашенной стенки по отношению к осям координат, при этом преобладала недооценка расстояния между основанием и окрашенной стороной развертки. У больных с поражением левой теменной области среди ошибочных решений, исправленных с помощью подсказки, было довольно много отрицательных ответов «не знаю» [20]. Больные отмечали, что у них ничего не получается, но после подсказки, обычно на третьем этапе, находили правильное решение. Больные этой группы также теряли основание развертки (в 10 случаях), однако для исправления ошибочного решения им было достаточно подсказки на втором этапе. Остальные ошибки составляли как смешение вертикальной оси с горизонтальной, так и ошибки внутри одной плоскости, аналогичные с ошибками I группы. В отличие от I группы, у II группы значительно возрастает число самостоятельных решений во II типе задач (Р>0,01).

В мысленном перевертывании объемной фигуры больные с поражением правой теменной области затрудняются в большей мере, чем здоровые испытуемые и больные с поражением левой теменной области. У больных I группы время выполнения отдельных задач варьирует от 15 с до 3 мин. Им требовалось больше времени для вращения куба слева — направо на 180 градусов, чем справа — налево. Различие значимо между двумя средневременными показателями — М = 74 с и 32 с (Р>0,01). Кроме того, они смешивают горизонтальное вращение с вертикальным, допускают ошибки и тратят много времени на выполнение задач, где при определенном вращении куба не меняется положение окрашенной стенки (среднее время выполнения задач больными 1 мин 5 с, у нормы — 3 с). Наблюдалось значительное различие между временем выполнения операции вращения на 90 и 270 градусов. Например, переворачивание куба справа — налево на 90 градусов занимало в среднем 35 с, а на 270 градусов — 58 с; норма же затрачивала на эти операции 4—5 с в среднем и не обнаруживала различий в решении задач на перевертывание на 90 и 270 градусов.

Больные II группы во второй серии опытов тратили гораздо меньше времени по сравнению с I группой. Время выполнения отдельных задач было равно 5—1,55 с, что существенно меньше, чем у правосторонних больных (Р>0,05), и больше, чем у здоровых испытуемых. Больные II группы допускали меньше ошибок [6] по сравнению с больными I группы (из 60 ответов 38 ошибочных решений) (Р>0,01). У больных с поражением левой теменной области также наблюдались затруднения в тех задачах, где положение окрашенной стенки остается константным при определенном вращении, но это выражалось не в ошибках, а только в увеличении времени выполнения задач.

Как было указано выше, эксперимент предусматривал и анализ особенностей рисунков больных. Из 10 больных с поражением правой теменной области 7 человек испытывали значительные затруднения в рисовании куба Они рисовали лишние линии, не дорисовывали стенки куба, неправильно изображали перспективу. Из 7 больных только один все же смог правильно перерисовать готовый образец. Кроме того, больные этой группы не могли правильно обозначить на рисунке детали представляемого куба (основание, окрашенная сторона). После наглядного построения куба 4 больных из 7 в состоянии были правильно отметить расположение окрашенной стенки на рисунке (см. рис. 3 А). Затруднения в рисовании отмечались только у трех больных с поражением левой теменной области. Следует отметить, что даже у этих больных была сохранена перспектива, но они затруднялись в переносе деталей, терялись при обозначении окрашенной стороны; рисунки больных беспорядочно разбросаны по всему листу (см. рис. 3 Б).

Нужно отметить, что при сопоставлении результатов выполнения задач на мысленное конструирование и мысленное перевертывание оказалось, что у больных с поражением правой теменной области наблюдалась высокая положительная корреляция между трудностями выполнения этих двух операций (r = 0,534, уровень значимости — 0,01). Такая значительная корреляция не отмечалась ни у нормы, ни у больных с поражением левой теменной области.

Сопоставление результатов выполнения данных тестов с другими нейропсихологическими пробами на зрительно-пространственный анализ и синтез также выявило различие между двумя группами больных. Все больные с поражением правой теменной области (кроме одного) испытывали трудности в пространственных пробах (определение времени на часах без циферблата, ориентация в географической карте, рисование плана палаты больного). Из 10 больных с поражением левой теменной области только 5 человек обнаружили некоторые затруднения в пространственных пробах, из них у двух наблюдались трудности ориентировки во внешнем пространстве (представление плана комнаты).

 

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

 

Итак, в данной работе были получены три основных результата:

1. Больные с поражением правой (I группа) и левой (II группа) теменной области при решении задач на мысленное перевертывание объемного объекта по сравнению со здоровыми испытуемыми обнаруживают существенные затруднения, однако характер их различен. Эти различия проявляются по всем использованным показателям: времени решения задач, количеству и характеру ошибок, влиянию подсказки. Различия в характере затруднений у левосторонних и правосторонних больных выявляются и в тех случаях, когда больному дается подсказка. На роль подсказки в дифференциации характера нарушений психических функций указывал А.Р. Лурия [6].

 

126

 

В целом более грубые нарушения обнаруживались у больных с поражением правой теменной области. У них наблюдалось большее количество ошибок, которые не могли быть исправлены с помощью подсказки, и по сравнению с нормой (Р>0,001) и по сравнению с левосторонними больными (Р>0,01), соответственно было минимальное количество самостоятельных правильных решений. На мысленное перевертывание они тратят значительно больше времени (Р>0,01), чем больные с поражением левой теменной области. Больные I группы смешивают вертикальную и горизонтальную оси координат, ошибаются в определении расстояния между элементами фигуры как при мысленном конструировании, так и при мысленном перевертывании трехмерного объекта. Эти результаты согласуются с данными ряда исследователей [12], [15], [20], [29], которые также отмечают более грубые нарушения выполнения зрительно-пространственных задач разной степени сложности у больных с поражением правого полушария; особенно заметна роль теменных областей в выполнении такого рода задач. Можно предположить, что затруднения в решении задач на мысленное конструирование и перевертывание объектов являются результатом неспособности к симультанному объединению деталей фигуры в единое целое, трудностей перцептивной оценки элементов двухмерного и трехмерного изображения. Эту гипотезу высказывала Е.П. Кок (1967), говоря о нарушении «наглядного схватывания» при поражении правого полушария. Больные с поражением левой теменной области (II группа) обнаружили трудности иного характера: у них чаще наблюдается отказ от решения по сравнению с правосторонними больными, однако после подсказки решение оказывается возможным; отмечается и частая потеря заданного основания фигуры при мысленном конструировании, что не обнаруживается у больных I группы и у нормы. После повторения инструкции и акцентирования внимания на основание фигуры больные II группы, как правило, самостоятельно исправляют ошибки. У них реже отмечалось смешивание вертикальной и горизонтальной осей пространства по сравнению с I группой (Р>0,01). Вероятно, затруднения в мысленном конструировании и перевертывании куба у больных этой группы обусловлены иными по характеру зрительно-пространственными дефектами. Ошибки этих больных в выполнении данных тестов связаны также и с трудностями динамической организации интеллектуальной деятельности (в виде невозможности «интеллектуального напряжения», четкого планирования своей деятельности и т. п.). В работах ряда исследователей [21], [24], [27] также указывается, что конструирование и рисование по-разному нарушаются при поражениях правого и левого полушария и что для поражений правого полушария характерны трудности в интеграции пространственной информации, а для поражений левого полушария — трудности планирования.

2. Результаты исследования показали, что выполнение заданий на мысленное перевертывание и мысленное конструирование объемных фигур больными с поражением правой и левой теменной области различно: больные с поражением правой теменной области обнаруживали одинаково грубые нарушения в обоих тестах, в то время как больные с поражением левой теменной области более успешно выполняют мысленное перевертывание по сравнению с мысленным конструированием. Эти данные могут указывать на различную психологическую структуру заданий на мысленное перевертывание и мысленное конструирование.

3. Описанные нарушения у правосторонних и левосторонних больных коррелируют с разными нейропсихологическими симптомами нарушения зрительно-пространственных функций, отсутствующими у здоровых испытуемых. Эти нарушения встречаются у больных с поражением правой теменной области чаще, чем у левосторонних больных. У 9 больных из 10 отмечались определенные трудности ориентации в географической карте, в часах без циферблата, в представлении схемы своей палаты. У левосторонних больных наблюдались лишь отдельные симптомы нарушений зрительно-пространственных функций (только в «слепых» часах, или только в составлении плана палаты) и существенно реже, чем у правосторонних больных (у 5 из 10). Результаты настоящего исследования указывают на различие нейропсихологических синдромов, в которые входят нарушения мысленного конструирования и мысленного перевертывания объектов.

 

ВЫВОДЫ

 

1. Больные с поражением правой и левой теменной области значительно хуже решают задачи на мысленное перевертывание и конструирование объемного объекта по сравнению со здоровыми испытуемыми. У правосторонних больных эти затруднения связаны с трудностями перцептивной оценки элементов двухмерного и трехмерного изображения, а у левосторонних — с затруднениями в динамической организации интеллектуальной деятельности, в планировании собственной деятельности.

2. У больных с поражением правой и левой теменной области описанные нарушения в мысленном конструировании и в мысленном перевертывании коррелируют с различными симптомами нарушения зрительно-пространственных функций. Трудности ориентации в географической карте, в часах без циферблата и в представлении схемы своей палаты гораздо чаще встречались у правосторонних больных.

 

1. Арнхейм Р. Визуальное мышление.— В сб.: Зрительные образы. Феноменология и эксперимент. Душанбе, 1973.

2. Гаджиев Г. С. Нарушение наглядной интеллектуальной деятельности при поражении лобных долей мозга. — В сб.: Лобные доли и регуляция психических процессов. М., 1966, с. 618—640.

3. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий.— В кн.: Исследования мышления в советской психологии. М., 1966, с. 236— 277.

4. Гурова Л. Л. Осознаваемость мыслительных операций при решении пространственных задач. — В сб.: Мышление и речь. М., 1963. с. 66—90.

5. Кок Е. П. Зрительные агнозии. — Л., 1967.— 224 с.

 

127

 

6. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга.— 1-е изд. М., 1962: — 432 с; 2-е изд. — М., 1969. —504 с.

7. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. — М., 1973. — 374 с.

8. Московичюте Л. И., Орк Э. Г., Смирнов И. А., Умрихин А. К. Нейропсихологический анализ нарушений конструктивной деятельности у больных с артерио-венозными аневризмами теменной локализации. — Журнал невропатологии и психиатрии, 1978, № 12, с. 1794—1797.

9. Телегина Э. Я. Виды и функции гипотез в структуре мыслительной деятельности. — В кн.: Психологические исследования творческой деятельности / Под ред. О.К. Тихомирова. М., 1975, с. 23—49.

10. Цветкова Л. С. Нарушение конструктивной деятельности при поражениях лобных и теменно-затылочных отделов мозга. — В сб.: Лобные доли и регуляция психических процессов / Под ред. А. Р. Лурия, Е. Д. Хомской. М., 1966, с. 641—663.

11. Ченцов Н. Ю., Симерницкая Э. Г., Обухова Л. Ф. Нейропсихологический анализ нарушений пространственных представлений у детей и у взрослых с локальными поражениями головного мозга. — Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология, 1980, № 3, с. 63—71.

12. Шуаре М. Нарушение интеллектуальных процессов при локальных поражениях мозга: Автореф. канд. дис. — М., 1979. — 24 с.

13. Якиманская И. С. О природе пространственного образа. — В сб.: Проблемы деятельности в советской психологии. Тезисы докладов к V Всесоюзному съезду Общества психологов. Ч. 1. М., 1977, с. 70—71.

14. Benton A., Fogel N. Three demetional constructional praxis, a clinical test. — Arch, neurol., 1962, 7, p. 347—454.

15. Benton A. In: Handbook of clinical neurology. Amsterdam, 1969, v. 4, p. 291—327.

16. Benton A., Varney N., Hamsher K. Visuos-patial judgement: A clinical test. — Arch, neurol., 1978, 35, p. 364—367.

17. Benton A., Levin H., Allen M. Geographic orientation on patients with unilateral cerebral disease. — Neuropsychol., 1974, 12, p. 183— 192.

18. Butters N., Barton M. Effects of parietal lobe damage on the performance of reversible operations in space.— Neuropsychol., 1870, 4, p. 179—186.

19. Gaihotty G., Tiacci G. Patterns of draining disability in right and left hemisphere patients. — Neuropsychol., 1970, 8, p. 379—384.

20. Hecaen H., Assal G. A comparison of constructive deficits following right and left hemisphere lesions.Neuropsychol., 1970, 8, p. 289— 303.

21. Hecaen H., Piercy M. Constructional apraxis associated with unilateral cerebral lesions. — Brain, 1960, 83, p. 225--242.

22. McGee M. Effects of two problem solving strategies in mental retation test scores. — J. Psychol., 1978, 100, p. 83—85.

23. Newcombe F., Russell N. Dissociated visual perceptional and spatial deficits in focal lesions of the right hemisphere. — J. Neurol. Neurosurg. Psychiatry, 1969, 32, p. 73—81.

24. Piercy M., Smith N. Right hemisphere dominance for certain non-verbal intellectual skills.— Brain. 1962, 85, p. 775—990.

25. Ratcliff C., Neurombe F. Spatial orientation in man of left, right and bilateral posterior cerebral lesions. — J. Neurol. Neurosurg. Psychiatry, 1973, 36, p. 448—454.

26. Shaphard E., Matzler A. Mental rotation of three dementional objects. — Science, 1971, 171, p. 701—703.

27. Warrington E., Games M. Disorders of visual perception in patients with localised cerebral lesions. — Neuropsychol., 1967, 5, p. 253— 266.

28. Weinstein S., Semmes J., Teuber H., Ghent L. Correlates of impaired orientation in personal and extrapersonal space. — Brain, 1955, 86, p. 401—408.

29. Whitly G., Newcombe F. Disabilities associated with lesions in the posterior parietal region of the non-dominant hemisphere. — Neuropsychol., 1965, 3, p. 175—185.

 

Поступила в редакцию 14.VI.1982 г.