96
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
КАК ОТНОСИТЬСЯ К ЖАЛОБАМ
ДОШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОМ САДУ
А. Г. РУЗСКАЯ, Л. Н. АБРАМОВА
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ЖАЛОБ ДОШКОЛЬНИКОВ
В изучении сложных
проявлений детей, вызывающих затруднения в осуществлении процесса воспитания,
не последнее место занимают жалобы. Всем, кто работает с дошкольниками, это
явление широко известно. И наверное, нет другой такой
особенности в поведении ребенка, к которой было бы столь противоречивое
отношение как у взрослых, так и у детей, как у педагогов-практиков, так и у
ученых-психологов и педагогов. Существует несколько точек зрения на детские
жалобы.
Но
все психологи и педагоги, положительно и отрицательно оценивающие детские
жалобы, сходны в понимании истоков возникновения жалоб. И те
и другие видят их в конфликтах, возникающих у ребенка с окружающими людьми.
В
основе данной статьи лежит проделанный авторами анализ естественных жалоб
дошкольников (1500 жалоб) и данных почти 600 естественных экспериментов, а
также анализ анкет, распространявшихся среди воспитателей детских садов и
родителей дошкольников.
Анализ
литературных источников и собственные исследования авторов позволяют выделить
несколько несогласованных между собой вариантов отношения к жалобам у
педагогов, психологов, родителей и воспитателей в детских учреждениях. Одни
считают, что детскими жалобами можно пренебречь, это не столь серьезный аспект
развития ребенка, чтобы им заниматься. Другие, видя в детских жалобах
проявление и путь к развитию нежелательных сторон в становлении личности
ребенка, например ябедничества, доносительства, несамостоятельности и пр.,
считают, что с ними следует бороться, например
запрещать (М.М. Рубинштейн, М.Н. Волокитина). Третьи
полагают, что в жалобах выражается «нужда ребенка в интимной помощи» взрослого и
что, следовательно, к ним следует прислушиваться (Я. Корчак, А.С. Макаренко).
Четвертые связывают жалобы с нравственно-этическим развитием ребенка, с
овладением им нормами поведения (Я. Корчак, А.С. Макаренко, В.А. Горбачева).
Из
этих противоположных суждений о детских жалобах проистекают столь же
противоположные воздействия взрослых на жалующихся детей.
Адекватная
оценка этого жизненного явления и соответствующая ей педагогическая тактика
возможны лишь на основе раскрытия его психологической природы. Последнее
означает отнесение жалоб к одной из известных в науке категорий психических
явлений, раскрытие условий, порождающих жалобы у детей, и рассмотрение их роли
в психическом развитии ребенка.
Исследование
психологической природы детских жалоб производилось нами в контексте общения
ребенка с окружающими людьми.
В
понимании общения мы исходили из концепции генезиса общения в
первые семь лет жизни ребенка, разрабатываемой М.И. Лисиной. Общение
рассматривается ею как особая коммуникативная деятельность, т. е.
взаимодействие людей, в ходе которого они обмениваются разнообразной
информацией с целью налаживания отношений и объединения усилий для достижения общего
результата. Чтобы совместное
97
действие было эффективным,
его участники должны достаточно хорошо знать и правильно оценивать как себя,
так и своих товарищей.
Предметом
коммуникативной деятельности является другой человек, выступающий как субъект, как
личность. Важнейшим результатом общения является формирование образа другого
человека и самого себя. С последним связана и природа
потребности человека в общении с другими людьми.
Потребность
в общении — особая, самостоятельная потребность ребенка, не сливающаяся с
другими его нуждами и стремлениями. Потребность в общении друг с другом
связывается со стремлением людей к самопознанию и к самооценке через познание и
оценку окружающих людей и с их помощью. Это понятие потребности в общении
согласуется с понятием коммуникативной деятельности и представлением о ее роли.
Поскольку знание о себе и других людях имеет интенсивную аффективную окраску и
тесно переплетается с формированием отношения к другому человеку и к себе,
можно сказать, что потребность в общении есть стремление к оценке (другого
человека и выяснению оценки этим человеком своей личности и поступков) и к
самооценке. М.И. Лисина пишет: «Сказанное не
означает, конечно, что люди переживают и отражают в своем сознании потребность
в общении как стремление к познанию. Факты свидетельствуют о том, что эта
потребность ощущается как страдание от одиночества, как интерес к другим людям,
как желание кому-то о себе рассказать» (см. сб.: Проблемы общей, возрастной и
педагогической психологии / Под ред. В.В. Давыдова. — М., 1978, с. 238). Потребность в общении достигает уровня
отчетливого осознания не всегда, при том чаще всего в трансформированном виде.
О
наличии потребности в общении можно судить на основании четырех критериев.
Первый из них — это внимание и интерес ребенка к партнеру. В этом критерии
обнаруживается направленность ребенка на познание партнера и тот факт, что
партнер становится объектом особой активности ребенка. Вторым критерием можно
считать эмоциональные проявления ребенка по отношению к партнеру. В них
обнаруживается оценка партнера ребенком. Третий критерий состоит в инициативных
действиях ребенка, направленных на то, чтобы проявить себя, показать партнеру
свои умения и способности. В этом обнаруживается стремление ребенка познакомить
взрослого с собой. Четвертым критерием служит реакция ребенка на отношение к
нему партнера, в которой
обнаруживается восприятие им его оценки и самооценки детей.
Особое
значение придается третьему критерию — инициативным действиям ребенка. Понятие
общения как взаимодействия, как деятельности изначально предполагает активность
партнеров.
На
протяжении первых семи лет жизни ребенка содержание потребности в общении детей
с взрослым видоизменяется в связи со сменой типа ведущей деятельности. Ведущая
деятельность определяет жизненно важные задачи ребенка, а они в свою очередь —
его преимущественную нужду во взрослом и его взаимодействие с ним. Маленький
ребенок удовлетворяет в общении с взрослым нужду в его внимании и
доброжелательности. Детям раннего возраста необходимо сотрудничество взрослого.
Ребенок младшего и среднего дошкольного возраста нуждается в уважительном отношении
взрослого. Старший дошкольник обнаруживает стремление к взаимопониманию и
сопереживанию взрослого.
Потребность
во взаимопонимании и сопереживании взрослого характерна для детей с внеситуативно-личностной формой общения. Основным
содержанием при этой форме общения является интерес у детей к миру людей и их
взаимоотношений.
В
коммуникативной деятельности ребенка выделяются две сферы: сфера общения со взрослым и со сверстником. Они имеют общую природу как
разные области единой по существу коммуникативной деятельности. Но они имеют и
различия, связанные с возрастом партнера. При этом общение дошкольников со взрослым и общение со сверстником тесно связаны
98
между собой и оказывают
влияние друг на друга.
Проведенные
нами исследования позволяют высказать ряд суждений о психологической природе
жалоб дошкольников.
Жалобы
дошкольников — сложное психологическое образование, возникающее и проявляющееся
в условиях общения ребенка со взрослыми и сверстниками
и являющееся как бы «пунктом встречи» или пересечения этих двух сфер
коммуникативной деятельности ребенка.
Жалоба
— одно из проявлений общения дошкольников со взрослым.
Это инициативное обращение ребенка к взрослому как к личности, в котором
выражается стремление поделиться с ним своими переживаниями.
Детская
жалоба является своеобразным проявлением потребности ребенка во взаимопонимании
и сопереживании взрослого. Она вызвана переживаниями ребенка и не является ни
проявлением его агрессивности, ни выражением эмоциональной разрядки, ни поиском
деловых контактов со взрослым. Жалоба, как правило,
более аффективно окрашена, чем обычный процесс общения ребенка со взрослым. Жалоба сигнализирует о дискомфортном состоянии
ребенка, о его отрицательных эмоциях, вызванных несовпадением позиций ребенка с
позицией других людей.
Потребность
во взаимопонимании взрослого, выражающаяся в жалобах дошкольников, порождается
условиями становления их общения со сверстниками, потребностью в деловом
сотрудничестве с ними и возникающими в связи с этим трудностями и конфликтами,
которые приводят к необходимости овладения нормами взаимоотношений между
людьми.
Становление
общения с партнером, равным дошкольнику по возрасту и опыту, делает для него
остро необходимым овладение с помощью взрослого нормами взаимоотношений между
людьми. В жалобах дошкольников выражается осуществляемый в своеобразной форме
процесс присвоения детьми одного из аспектов социального опыта. Своеобразие
этого присвоения состоит в том, что оно осуществляется в форме аффективно
окрашенных контактов ребенка со взрослым. Дошкольник
делится со взрослым своими переживаниями и ищет
согласования с ним оценок того, что вызвало эти переживания.
Так
как жалобы дошкольников возникают и проявляются в условиях общения, то они
неоднородны по содержанию и форме проявления. В основе этой неоднородности
лежат в первую очередь особенности общения и взаимоотношений ребенка со взрослым, сопровождающиеся гармонией или конфликтом между
возникающей у ребенка потребностью во взаимопонимании и сопереживании
взрослого, ее необходимостью и возможностью ее удовлетворения.
На
протяжении дошкольного возраста от трех до семи лет характер детских жалоб
видоизменяется в связи с изменением их коммуникативной деятельности в целом,
как со взрослым, так и со сверстником, а также под
влиянием особенностей взаимоотношений со взрослым.
ТИПЫ ЖАЛОБ ДОШКОЛЬНИКОВ
Анализ
естественных жалоб детей и материалы экспериментального исследования позволили
нам выделить четыре типа жалоб у детей.
Первый тип жалоб мы назвали конкретно-эмоциональными жалобами. Содержанием
этих жалоб является огорчение, обида, вызванные
физической болью, причиненной сверстником или возникшей по другой причине
(например, душевный дискомфорт и пр.). Внешне эти жалобы сопровождаются яркими
аффектами (плачем, криком). Ребенок ищет у взрослого в одних случаях ласки и
внимания, в других — сочувствия себе, одинакового с ним отношения взрослого к
тому, что вызвало жалобу ребенка. Жалоба зарождается и разрешается в
конкретных, эмоционально окрашенных ситуациях.
Дошкольники
удовлетворяются тем, что взрослый так же, как и они, дети, относится к тому,
кто или что является причиной их огорчений. Это выражается в желании детей,
чтобы взрослый наказал обидчика и этим доказал, что он, взрослый, сочувствует
жалующемуся ребенку и так же, как и
99
он, порицает обидчика. При
этом следует отметить, что, хотя жалующийся ребенок довольно настойчиво требует
у взрослого наказания своего противника, тем не менее
для него не обязательно, чтобы это наказание было действительно реализовано,
главное для ребенка — неправота обидчика.
Часть
жалоб дошкольников, в которых они обнаруживают стремление к сочувствию
взрослого, вызвана душевным дискомфортом ребенка. На первый взгляд, эти жалобы
следовало бы отнести к группе, связанной с физической болью. Ребенок неотступно
ходит за взрослым и постоянно на что-нибудь жалуется: то у него пальчик болит,
то голова. Все проверки показывают, что ребенок здоров. Но стоит взрослому
погладить ребенка, обнять, прижав к себе, как он начинает рассказывать о своих близких. Иногда ребенок ищет
такого рода контактов с взрослым посредством жалоб на близких, за которыми
следуют все то же стремление к физическим контактам с воспитательницей и беседы
о близких взрослых. Дети любят показывать взрослому свои царапины, и
если взрослый обнаружит внимание к этому, то они начинают подробно рассказывать
о том, как это случилось, как ребенок терпеливо перенес смазывание царапины
зеленкой и йодом и т. д. Затем беседа переходит на близких,
по которым тоскует ребенок. И царапины являются как бы предлогом, чтобы
привлечь к себе внимание взрослого и завязать с ним общение. Чаще всего эти
жалобы наблюдаются у детей, впервые начавших посещать детский сад, тоскующих по
близким взрослым и интимно-личностным контактам с ними. Такие дети ищут у
воспитательницы согласия со своей оценкой близких взрослых.
Второй тип жалоб мы назвали практически-действенными жалобами. Они
возникают в ситуациях предметных действий и взаимодействий детей, в результате
столкновения интересов сверстников. Ребенок ищет реальной помощи взрослого в
устранении помех в манипулировании предметами или в другой деятельности, а
также во взаимодействии со сверстниками. Наиболее распространенным
эмоциональным оформлением жалоб этого типа является возбуждение и возмущение.
Плач и крик используются как средство «нажима» на взрослого.
С
такого рода жалобами дошкольники чаще всего обращаются к взрослому, когда
испытывают острую заинтересованность в предмете, устремляются к нему, желают им
обладать, но встречаются с препятствием; когда сами не могут устранить
сверстника, мешающего обладанию предметом или препятствующего осуществлению
какой-либо деятельности ребенка, когда дошкольник сопереживает другому ребенку,
терпящему какое-либо бедствие, но сам ему помочь не может, и т. д., т. е. во
всех случаях, когда дошкольнику нужны помощь и содействие взрослого.
Дети
побуждают взрослого к реальным и конкретным действиям по отношению к
сверстнику, действиям, которые обеспечивают ребенку некоторый практический и
материальный результат.
Третий тип жалоб у дошкольников мы назвали познавательно-этическими
жалобами. Возникают они в ситуациях нарушения сверстниками дошкольника
различного рода правил. Эти жалобы окрашены сравнительно спокойным тоном. От
взрослого ребенок ничего не требует. Косвенные данные свидетельствуют о том,
что ребенку нужна поддержка взрослого для утверждения себя в понимании им
правил общежития. Разрешается жалоба введением нарушителей в ситуацию,
соответствующую правилу.
К
этой категории относятся жалобы-информации дошкольника о других детях. В них
они сообщают взрослому о поступках и проступках своих сверстников, не
обнаруживая на первый взгляд в этом никакой личной заинтересованности. В них у
детей как бы нет никакой «корысти» («А он не ест кашу»; «А они брызгают водой в
туалете»; «А они не спят»; «А он рисует «каляки-маляки»;
«А они сели на сломанный стульчик» и т. п.). Сообщит ребенок нечто подобное,
подождет немного, как бы вопросительно глядя на взрослого, и удалится. Порой на
его лице возникает выражение удовлетворенности, особенно в том случае, если
взрослый даст ему распоряжение прекратить все «безобразия»
100
или скажет: «Хорошо, я
сейчас приду», или пойдет вместе с ребенком «наводить порядок».
У
ребенка нет личной корысти и нет желания принести вред сверстнику. На вопрос
взрослого, что же надо сделать с теми детьми, о которых сообщает ребенок,
дошкольник никогда не скажет в этом случае «наказать», а скажет «пусть так не
делает», «надо запретить так делать», «вы им
объясните, что так нельзя». И когда взрослый предлагает все-таки наказать тех,
кто нарушил порядок в жизни детей, ребенок, сообщивший об этом, запротестует:
«Не надо наказывать, надо сказать, чтобы больше так не делал». Основное
пожелание детей сводится к тому, чтобы запретить все, что делается не по
правилам.
Жалующийся
ребенок следует установленным взрослым правилам и не может относиться
безразлично к тому, что правило, исходящее от взрослого, нарушается. За
информацией ребенка о проступках сверстников стоит определенное понимание им
правил общежития в детском коллективе, которыми он впервые овладевает.
Столкновение с их открытым нарушением толкает ребенка к источнику этого правила
и арбитру во всех детских делах — взрослому — за поддержкой и разъяснением. В
этом и обнаруживается стремление детей к одинаковому со
взрослым пониманию правила.
Наблюдения
показали, что наиболее часто дети обращаются с подобными жалобами к взрослому,
к которому больше расположены, к авторитетному взрослому.
Четвертый тип жалоб у дошкольников мы назвали личностными жалобами. Они
возникают во взаимоотношениях дошкольников со
взрослыми и сверстниками и связаны с аффективно-оценочным аспектом этих
отношений, с оценкой нравственных аспектов личности сверстника и собственной
личности. Жалуясь на сверстников, дошкольник стремится показать себя взрослому
с лучшей стороны и получить его одобрение как в
познавательном, так и в нравственном плане. Он стремится добиться расположения
взрослого, выражения его положительного отношения к себе. В эмоциональном аккомпанементе
этих жалоб доминируют обида, тревога, возбуждение.
Эти
жалобы, как и только что рассмотренные выше, являются информациями детей о
проступках сверстников. Но анализ ситуаций показал, что, в отличие от
предшествующей группы жалоб, в рассматриваемых случаях за жалобой-информацией
стоит некоторая личная заинтересованность детей, таким жалобам присущ
личностный аспект. В одних случаях жалующиеся дети хотят избежать возможного
наказания и, сообщая о проступке сверстника, как бы отделяют себя от него, в
других — ребенок открыто стремится к похвале взрослого, к согласованию своих
оценок и позиций с оценками и позициями взрослого в сфере нравственности.
Но
есть еще один оттенок в жалобах этого рода. Случается, что у воспитателя в
группе есть нелюбимые дети. Они часто в силу различных причин получают
замечания, в то время как их положительное поведение остается незамеченным. Это
происходит на фоне похвал, которые адресуются другим детям. У такого ребенка
возникает гипертрофированное желание получить похвалу, быть, как другие, обратить
на себя внимание, заслужить расположение взрослого. И он, стремясь быть
полезным взрослому и этим заслужить его расположение, сосредоточивается на
отрицательном поведении сверстников, которое может ускользнуть от внимания
взрослого. Порой жалобы этого типа приобретают недоброкачественный оттенок,
форму «доносов» на сверстников.
Наши
наблюдения и эксперименты показали также, что частота такого рода жалоб зависит
от особенностей характера воспитателя. Их больше в группе авторитарных
взрослых.
Мы
рассмотрели разнообразные жалобы детей, отличающиеся содержанием их
переживаний, а также поводами и целями обращения к взрослому. Но при этом мы
могли заметить в них и нечто общее. Оно состоит в том, что, жалуясь, дети ищут
у взрослого одинакового с ним отношения к тем явлениям и событиям, которые так
или иначе значимы для них и волнуют их. Переживания ребенка (его эмоции) «связаны
с оценкой им
101
объектов или ситуаций и с
выражением его отношения к ним» (М.И. Лисина).
Стремление ребенка к соотнесению со взрослым своего
отношения или своей оценки происходящего вокруг мы понимаем как стремление
дошкольника к взаимопониманию и сопереживанию взрослого.
В
жалобах дошкольников их потребность во взаимопонимании и сопереживании
взрослого выражается по-разному. В одних случаях ребенок стремится к
взаимопониманию и сопереживанию взрослого в «чистом» виде. Мы имеем в виду те
случаи, когда он ищет у взрослого ласки, внимания, расположения, тоскуя по
близким взрослым, или когда стремится выразить свои сомнения в отношении понимания
им норм и правил общежития. В других случаях сопереживание взрослого
используется ребенком для того, чтобы побудить взрослого действовать. Это
происходит тогда, когда ребенок в общем знает, что
нужно сделать, чтобы изменить ситуацию, но сам оказывается беспомощным.
Сопереживание взрослого, его одинаковая с ребенком оценка происходящего служат
инструментом побуждения взрослого к действию.
Жалобы
«чистого» сопереживания также представляют собою сложную по составу группу. В
этой группе жалоб с возрастом происходят значительные изменения. Так, в одних
случаях (I тип) ребенок ищет у взрослого ласки и внимания. Ребенок
стремится к сочувствию и пониманию взрослого, к признанию им своих чувств. В
других случаях (II тип) утешением для младшего
дошкольника является одинаковое с ним, ребенком, отношение взрослого к
обидчику. Ребенку нужно, чтобы взрослый оценивал ситуации так же, как и он,
ребенок. Сопереживая ему, взрослый должен встать на точку зрения ребенка. С
возрастом стремление к сопереживанию такого рода у дошкольников уменьшается, но
сохраняется еще в большом количестве случаев. Старшие дошкольники стремятся, с
одной стороны, расположить к себе взрослого и заслужить его положительную
оценку. С другой стороны, взрослый для них является носителем всех норм и
источником всех знаний. В своих оценках явлений окружающего мира и людей, как
взрослых, так и сверстников, старшие дошкольники стараются соотнести свою точку
зрения (в оценках, в отношении, в понимании) с точкой зрения взрослого
человека, подтягивая свою позицию к позиции взрослого. Обращаясь к взрослому,
ребенок ищет уточнения своих точек зрения и поддержки взрослого (III тип).
Взрослый
служит основным источником сведений о том, что такое хорошо и что такое плохо,
как надо вести себя и что надо делать в разных случаях жизни, в отношениях с
людьми. Он же — самый компетентный судья, решающий, насколько самому ребенку и
другим детям удается воспроизвести показанный образец поведения, насколько
правильный выход они находят в трудной ситуации. Для этого ребенку мало, чтобы
взрослый просто выслушал его со вниманием и ответил со знанием дела: ему
необходимо достичь со взрослым единства, солидарности,
общности в мнениях и оценках. И не только потому, что усвоенное от взрослых
знание претворяется детьми в практику их социального поведения, служит
руководством к действию. Но детям также важно понять, правы ли они, оценить
себя с этой стороны через согласование со взрослым,
через сопоставление своей точки зрения с точкой зрения взрослого.
Таким
образом, в стремлении к сопереживанию взрослого у дошкольников происходит смена
тенденций от «эгоистической» (I и II типы) к социабельной (III тип) жалобе. Сначала ребенок испытывает
желание согласовать, отождествить чувство (отношения, оценки) взрослого со
своими переживаниями, позже стремится подтянуть, соотнести свои «аффективные
позиции» с позициями взрослого, чтобы уточнить, переконструировать собственные.
Потребность
дошкольников в сопереживании и взаимопонимании взрослого выражает их активность
в овладении социальным опытом предшествующих поколений. Этот процесс
противоположен тому, что принято называть в психологии конформизмом, понимаемом как некритическое стремление
102
соответствовать некоему
признанному стандарту. Направленность детей на взаимопонимание и сопереживание
взрослого выражается не в безоговорочном принятии позиции партнера (даже
взрослого), а в выработке своей точки зрения на воспринимаемые явления в ходе
сопоставления, согласования и уточнения позиций партнеров.
В
жалобе потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого выражается у
детей в своеобразной форме. Это своеобразие состоит в том, что, с одной
стороны, в жалобе отражается переживание ребенком несоответствия ситуации его
потребностям или устремлениям. А с другой — подразумевается желание ребенка
привести ситуацию в соответствие с его устремлением (иначе
зачем бы он обращался к взрослому). Первое имеет у детей характер отчетливого
переживания. Второе не всегда представляется ребенку ясным, не всегда им
осознается. Дети в жалобе часто не выражают того, что они хотят. Знание о том,
чего хочет жалующийся ребенок, приходится добывать различными окольными путями.
В жалобе ребенок обращен к взрослому по преимуществу своим переживанием, т. е.
аффективной стороной потребности во взаимопонимании и сопереживании.
Соединение
отчетливости переживания, «напряжения» потребности, обостряющейся в условиях
возникающих препятствий при попытке ее удовлетворить, и неясности относительно
того, как снять напряженность, порождают в некоторых случаях парадоксальность в
поведении ребенка. Так, испытывая острую потребность в положительной оценке
взрослого в условиях большого количества порицаний, исходящих от него в адрес
ребенка, дошкольник среднего и старшего возраста начинает подмечать все промахи
сверстников, аналогичные своим, и «доносить» о них взрослому. Переживая разлуку
с близкими взрослыми, младший дошкольник жалуется другому, не близкому
взрослому на несуществующие недомогания, стремясь таким образом привлечь к себе
внимание, и т. п.
КАК ОТНОСИТЬСЯ К ЖАЛОБАМ ДОШКОЛЬНИКОВ:
НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Рассмотрение
жалоб в контексте деятельности общения и анализ конкретных видов жалоб
позволяет коротко резюмировать наше представление об их психологической
природе.
Жалоба
взрослому у дошкольников является своеобразным проявлением их потребности в
общении со взрослым. В ней в аффективно-окрашенной
форме выражается потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого, т.
е. в соотнесении и согласовании своих оценок окружающего с оценками взрослого.
Жалоба у дошкольников является своеобразной формой присвоения опыта
взаимоотношений между людьми (социального опыта). Жалоба дошкольника — это
своеобразная (выраженная в аффективно-окрашенной форме) активность ребенка в
овладении социальным опытом предшествующих поколений. Потребность в соотнесении
и согласовании со взрослым отношения к окружающему
миру вызвана у детей становлением деятельности общения со сверстниками и
необходимостью овладения нормами человеческих взаимоотношений.
Особенности
психологической природы жалоб дошкольников диктуют и характер отношения к ним
взрослого.
В
жалобе выражаются, как правило, отрицательно эмоционально окрашенные
переживания ребенка, связанные с его оценкой тех или иных явлений окружающей
ребенка жизни. Уже одно это не позволяет оставить их без внимания, взрослого.
В
жалобах дошкольников находит выражение потребность во взаимопонимании и
сопереживании взрослого, т. е. в соотнесении своего отношения к вызвавшему
переживания ребенка событию, с отношением к нему взрослого. От этого зависит во
многом формирование отношения ребенка к окружающему его миру и
прежде всего к людям, формирование его точек зрения и позиций.
Потребность
дошкольников во взаимопонимании и сопереживании взрослого должна всегда по
возможности удовлетворяться. Особенно в том случае,
103
когда она выражается
жалобой. Последнее свидетельствует о том, что нечто имеет для ребенка особое
значение и вызывает его переживания. Взрослый должен всегда «принять участие» в
жалующемся ребенке.
В
жалобах детей в неотчетливой, а порой и в парадоксальной форме выражается то
содержание, которое вызывает у ребенка переживание и стремление поделиться со взрослым. Следовательно, взрослый не всегда может
ориентироваться на слова ребенка в оценке того, что стоит за детской жалобой.
От взрослого требуется более основательное изучение причин, породивших жалобу.
Характер
детских жалоб во многом зависит от особенностей отношений ребенка со взрослым. В жалобах в особой форме осуществляется
присвоение детьми социального опыта (правил общежития, норм взаимоотношений и
др.), поэтому они требуют к себе серьезного отношения взрослых. Только в
процессе присвоения социального опыта и происходит психическое развитие детей.
Но
так как содержание и цели жалоб, а следовательно, и
особенности общения детей с окружающими людьми, вызвавшие эти жалобы,
неодинаковы, то и отношение к ним взрослого человека должно варьироваться в
соответствии с их характером.
В
одних случаях достаточно приласкать ребенка, чтобы он перестал хныкать, жалуясь
на несуществующие боли, а на самом деле тоскуя по ласке близких. В других
следует удовлетворить потребность ребенка в положительной оценке, в
уважительном к себе отношении, предварительно дав образцы соответствующего
адекватного поведения и сняв таким образом тенденцию к
«доносам». В третьих — помочь организовать взаимодействие со сверстниками и т.
д.
Во
всех случаях участие взрослого поможет ребенку правильно ориентироваться в
действительности и овладевать системой человеческих взаимоотношений.
Поступила в редакцию 18.III. 1983 г.