Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

11

 

В ПРЕЗИДИУМЕ АКАДЕМИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК СССР

 

ОБ ИЗУЧЕНИИ И ПРИМЕНЕНИИ В СРЕДНИХ ШКОЛАХ ЭЛЕКТРОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ, МИКРОПРОЦЕССОРНОЙ ТЕХНИКИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ

 

С. Г. ШАПОВАЛЕНКО

 

Одной из государственно важных и неотложных проблем дальнейшего развития средней общеобразовательной школы является изучение и применение в ней электронно-вычислительной (ЭВ), микропроцессорной техники (МПТ) и программирования. Возникновение и необходимость теоретического и практического решения этой проблемы обусловлены рядом причин.

Как известно, основными технико-экономическими направлениями развития материального производства развитого социалистического общества являются электрификация, комплексная механизация, комплексная автоматизация, химизация, малоотходная и безотходная технология, специализация, кооперирование, интенсификация и как конечная цель — повышение производительности труда, достижение изобилия продуктов, рост благосостояния народа. Каждое из этих направлений имеет свое непреходящее значение, реализуется во взаимной связи с другими, будет развиваться впредь.

В настоящее время особенно большое значение приобретает комплексная автоматизация. Материальное производство развитого социалистического общества, перерастающего в коммунистическое, будет постепенно становиться комплексно-автоматизированным. Быстрыми темпами будут создаваться роботы, автоматы, автоматизированные цехи и заводы, так как в комплексно-автоматизированном производстве повышаются производительность и эффективность труда, качество продукции, высвобождаются труженики на одних участках, вследствие чего восполняется их недостаток на других.

Комплексная автоматизация материального производства сдерживалась до сих пор отсутствием адекватной ее природе технической управленческой базы. Автоматизация производства на механической, пневматической, гидравлической основе, на основе первых поколений ЭВМ была малогибкой, требовала громоздких технических устройств, затраты больших средств, часто не оправдывала себя в экономическом отношении по сравнению с применявшимися ранее техническими способами производства. Благодаря современным достижениям научно-технического прогресса, а именно — электронно-вычислительной и микропроцессорной технике, базирующихся на больших и сверхбольших интегральных схемах, комплексная автоматизация приобрела соответствующую своей природе дешевую, малогабаритную, быстродействующую, надежную, прогрессирующую техническую управляющую основу, открывающую путь быстрого развития не только комплексной автоматизации материального производства, но и всех видов деятельности советских людей.

Комплексная автоматизация, осуществляемая на базе электронно-вычислительной, в том числе микропроцессорной, техники, нашла применение в развитии всего народного хозяйства, особенно управления им. Именно это побудило социалистические страны принять на XXXVI заседании СЭВ широкую программу разработки и внедрения микропроцессорной техники во все сферы народного

 

12

 

хозяйства, в том числе и в область просвещения.

Комплексная автоматизация резко изменяет характер труда человека. Управленческие функции, которые ранее выполнялись им, теперь осуществляются автоматами, создаваемыми на базе ЭВ и МПТ. В настоящее время от человека требуется знание не только принципов устройства и действия рабочей части машины, двигателя, передаточного механизма, но и управляющей части машины, т.е. знание принципов устройства и действия ЭВМ, микропроцессоров и микроЭВМ, умение общаться с ними, правильно ими пользоваться.

Обучение учащихся ЭВТ и программированию в средних общеобразовательных школах началось 20 лет назад, когда в IXXI классах ряда школ проводилась подготовка учащихся к овладению профессией программистов-вычислителей. Эта подготовка велась на базе создававшихся в то время вычислительных центров при учреждениях и предприятиях. Она проводится и сейчас в УПК и спецшколах и дает положительные результаты. Так, в УПК № 1 Октябрьского района Москвы уже 10 лет проводится подготовка учащихся IXX классов к работе в качестве программистов, операторов перфорационной техники, операторов ЭВМ, электромехаников по ремонту внешних устройств ЭВМ, наладчиков электронных блоков, операторов настольной вычислительной техники. По окончании УПК учащиеся поступают на работу по избранной специальности и в высшие учебные заведения по электронике.

В течение 10 лет ВЦ СО АН СССР в г. Новосибирске проводит большую работу в области школьной информатики и обучения школьников начиная с начальных классов программированию. Группой школьной информатики ВЦ СО АН СССР обоснованы, разработаны и экспериментально апробированы специальные учебные системы программирования: учебные языки «Робик», «Рапира» и графическая система «Шпага»; начата разработка средств учебно-методического обеспечения — программ, учебников, пособий и методических рекомендаций; разрабатываются вопросы технического обеспечения учебного процесса на базе персональных микроЭВМ «Агат», которые по своим функциональным педагогическим возможностям и техническим параметрам в наибольшей мере отвечают требованиям учебного процесса.

В педагогических институтах (г. Свердловск, Армавир, Одесса, Тбилиси и др.) ведется работа по использованию ЭВМ в обучении студентов и учащихся средних школ.

Однако широкого распространения изучение ЭВ и тем более МПТ и программирования в средних школах пока еще не получило.

На основании имеющегося отечественного и зарубежного опыта (где ЭВ и МПТ получили широкое распространение) можно выдвинуть достаточно обоснованную гипотезу о том, что внедрение в средние общеобразовательные школы изучения и применения ЭВ, МПТ и программирования будет содействовать повышению качества и эффективности обучения и воспитания, подготовки учащихся к жизни и труду во всех сферах народного хозяйства, и прежде всего в сфере материального производства.

Таким образом перед общеобразовательной средней трудовой политехнической школой и педагогической наукой стоят в настоящее время следующие две большие общественно-политические и педагогические задачи.

Первая задача: ввести в средних школах изучение электронно-вычислительной техники и методов программирования в целях подведения учащихся к овладению автоматизированными системами управления и микропроцессорными средствами.

Средняя школа должна разъяснить учащимся значение комплексной автоматизации народного хозяйства, познакомить с принципами устройства и действия ЭВМ, с основами программирования, подвести к пониманию принципов микропроцессорной техники и к общению с ней, познакомить с разнообразными ее применениями, подготовить сознание и мышление школьников к труду в сфере комплексно-автоматизированного народного

 

13

 

хозяйства. Обучение учащихся ЭВ и МПТ становится одной из составных частей общего политехнического образования и общественно-политического воспитания учащихся.

Так как в старших классах средних школ (IXX) проводится предпрофессиональная подготовка, то, давая всем учащимся элементарные познания и навыки общения с ЭВ и МПТ, школа должна часть учеников этих классов ориентировать на работу в качестве программистов, операторов, механиков, ремонтников электронно-вычислительной и микропроцессорной техники, дать им соответствующую предпрофессиональную подготовку.

Вторая задача: разработать вопросы применения ЭВ, МПТ и программирования в преподавании учебных предметов (предъявление учащимся отдельных материалов учебных программ, закрепление изучаемого, упражнения в решении задач, моделирование отдельных процессов и явлений, учет, контроль, коррекция усвоения и пр.).

Для реализации этих задач предстоит выбрать и экспериментально проверить в школе микрокалькуляторы, микроЭВМ, создать для использования их соответствующие обучающие программы (программное обеспечение), методики и учебно-методические материалы для учителей, проверить машины и обучающие программы в опыте школ, оснастить МПТ кабинеты школ по общеобразовательным предметам, создать специальные кабинеты вычислительной техники в ряде базовых школ, выяснить значение автоматизированных систем обучения для дальнейшего совершенствования педагогического процесса, повышения эффективности его по сравнению с применявшимися до этого традиционными способами проведения учебно-воспитательной работы в школе. Пристальное внимание при этом должно быть уделено исследованию психофизиологической стороны обучения, разработке эргономических, эстетических, технических и экономических вопросов.

Микропроцессорная техника может успешно решать эти задачи в соединении с другими техническими средствами, выработанными в ходе научно-технического прогресса в области приборостроения, радио, телевидения, лазерной техники и т. д. В этом случае на базе микропроцессорной техники можно создать устройства, которые окажут неоценимую помощь учителю в предъявлении учащимся натурных, графических, символических, статичных, динамичных изображений в соединении с речью, что повысит уровень управления учебно-воспитательным процессом, послужит развитию восприятия, мышления и речи учащихся, качества знаний, творческого применения их, формированию умений и навыков.

Поэтому следовало бы завершить разработку технических средств, сочетающих микропроцессорную технику с другими видами техники. Это следующие средства:

установка для безотлагательного контроля достижений учащихся по овладению учебным материалом, умениями и навыками на уроке с передачей полученной об этом информации через микроЭВМ на дисплей или печатающее устройство. Такая установка хорошее средство и для повышения уровня НИР по дидактике и методикам учебных предметов;

лингафонные беспроволочные устройства с программным управлением на базе МПТ;

взаимозаменяемые видеокассеты и видеомагнитофоны, обеспечивающие фиксацию и воспроизведение зрительной и речевой информации по разным вопросам содержания учебных предметов;

аппараты с лазерным устройством для считывания нанесенной на видеодиски зрительной и речевой информации и цифровым микропроцессорным поисковым устройством требуемых кадров или фрагментов записи;

учебные телевизоры простого устройства, без дорогого оформления корпусов, с приемом информации по одному каналу, но с большой диагональю, чтобы заменить школьный экран;

различные технические устройства по трудовому обучению (инструменты, машины, станки, приспособления), физические, химические и биологические

 

14

 

приборы с микропроцессорами;

кабинеты электронно-вычислительной техники с персональными обучающими микроЭВМ и дисплеями и кабинеты по общеобразовательным предметам с микроЭВМ, работающие в режиме «учитель — ЭВМ — класс». Разумеется, разработка этих новых средств обучения, проверка их в опыте школ, постепенный отбор и внедрение в массовую школу должны осуществляться на основе неопровержимых фактов достигаемого с их помощью повышения эффективности обучения и воспитания при экономной затрате финансов, материалов, времени и сил ученика и учителя. Замена ныне применяемой учебной техники должна проводиться с учетом объемов производства, наличия средств и кадров.

На основании ранее выполненных теоретических, и экспериментально-педагогических исследований нами составлена комплексно-целевая программа НИОКР (научно-исследовательская и опытно-конструкторская разработка), в которой предусмотрены теоретические, конструкторские, экспериментальные и практические исследования.

Комплексная программа включает 7 заданий. Среди заданий, предусмотренных в ней, большое значение придано разработке следующих проблем:

цели, задачи и конечные результаты обучения учащихся средних школ и ПТУ ЭВ, МПТ и программированию;

создание учебных программ, учебников и учебно-методических материалов для обучения ЭВ, МПТ и программированию всех учащихся средних школ, а также учащихся, проходящих предпрофессиональное обучение по ЭВ и МПТ в УПК и средних школах, чтобы по окончании их специализироваться и работать по профессиям, обслуживающим ЭВ и МПТ;

выбор и экспериментальная проверка микроЭВМ, предназначенных к использованию в педагогическом процессе школ; разработка методологии и методики разработки обучающих программ (программное обеспечение), методик и учебно-методических

материалов для проведения с помощью микроЭВМ отдельных структурных элементов уроков, а также изучения отдельных тем школьных учебных программ по предметам; разработка и экспериментальная проверка обучающих программ и учебно-методических материалов;

разработка различных технических средств, использующих микропроцессорную технику в сочетании с другими видами техники — радио, телевидением, лазерной техникой и т. д. — и предназначенных для оптимизации обучения и воспитания учащихся средних школ;

разработка и применение экспериментальных методов проверки пригодности микроЭВМ, программ (программного обеспечения), методик и учебно-методических материалов, намеченных к использованию в процессе обучения учащихся с помощью микропроцессорной техники, в том числе методов педагогического, физиологического, психологического, эргономического, технического и экономического исследования;

исследование физиологических, гигиенических и психологических особенностей учебной деятельности учащихся при использовании МПТ;

составление программ, учебников и методик для подготовки и совершенствования педкадров в области ЭВ, МПТ и программирования и проверка их на практике;

разработка вопросов поэтапного внедрения новых средств обучения в практику работы школ и реализация его (отбор объектов, коррекция производственных образцов, организация производства первых серий, проверка их в школах).

Принципы организации и проведения всех вышеуказанных исследований должны включать:

всесторонний учет реализации роли комплексной автоматизации на базе электронно-вычислительной и микропроцессорной техники;

реализацию мероприятий по ознакомлению учащихся с ЭВ, МПТ и программированием, формированию соответствующих умений и навыков в пределах 10-летнего срока обучения без перегрузки учащихся, но при некотором совершенствовании учебных

 

15

 

программ и учебников по математике, физике, химии, трудовому обучению, и использовании для этой цели факультативов в массовых школах; введение спецпредметов в учебный план IXX классов за счет уроков трудового обучения и факультативов, где учащиеся приобретают предпрофессиональную подготовку по ЭВ, МПТ и программированию;

учет и последовательную реализацию всех прогрессивных принципов, форм и методов обучения, выработанных до настоящего времени: ведущая роль учителя (микроЭВМ — только помощник учителя), единство обучения и воспитания, осуществление комплексного подхода в воспитании учащихся, формирование у них научного мировоззрения и современной картины мира, соединение коллективной и индивидуальной форм работы учащихся на уроке, применение уроков как основной формы учебно-воспитательной работы в сочетании с различными видами самостоятельных, практических, экспериментальных, вычислительных, графических и других работ, формирование умения самостоятельно приобретать научные знания и применять их на практике;

всесторонний учет и внедрение достижений научно-технического прогресса, опыта применения их в советских школах и школах социалистических стран; критический анализ опыта капиталистических стран при одновременном использовании всего ценного в техническом отношении;

применение комплексного подхода в исследованиях и разработках — взаимосвязь педагогических, физиологических, психологических, эргономических, технических и экономических исследований;

всестороннюю экспериментальную проверку всех новых средств обучения, выпущенных малыми сериями, до внедрения их в массовую школу при обязательном определении места новых СО, способов комплексного использования их и изучение эффективности применения в педагогическом процессе, внедрение в производство и практику школ только тщательно проверенных и надежно работающих технических средств.

Выполнение НИОКР по изучению, применению и внедрению в школы ЭВ, МПТ и программирования — это работа на перспективу. Она крайне необходима для того, чтобы в отношении учебной техники советская общеобразовательная школа была на уровне мирового опыта и даже превосходила его по педагогической целесообразности, эргономичности, техничности, долговечности, массовости применения, эффективности. То, что будет сделано в 1983—1985 гг., станет основой для развертывания НИОКР и внедрения ее результатов в школы в двенадцатой пятилетке.

Конечные цели этой работы включают следующее:

дальнейшее улучшение подготовки учащихся средних школ к труду в народном хозяйстве;

дальнейшее развитие теории педагогических наук; подъем обучения на новую современную техническую ступень, соответствующую развитию народного хозяйства; коренное усовершенствование учебного оборудования школ и дальнейшее революционное, с точки зрения научно-технического прогресса, развитие их УМБ; повышение эффективности обучения и воспитания учащихся в школе; усиление уровня политехнического образования, развитие у них современного научно-технического мышления, современных способов отражения мира и деятельности по его преобразованию; повышение престижа советской педагогической науки в нашем обществе и за рубежом;

подъем методики и техники педагогических НИОКР на уровень современных достижений науки и техники.

 

Поступила в редакцию 25.IV. 1983 г.