Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

5

 

НЕОТЛОЖНЫЕ ЗАДАЧИ ВОЗРАСТНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

VI съезду Общества психологов СССР)

 

А. А. БОДАЛЕВ

 

Идет серединный год одиннадцатой пятилетки. Советский народ активно и целеустремленно трудится над выполнением решений XXVI съезда Коммунистической партии Советского Союза и, опираясь на постановления ноябрьского (1982 г.) и июньского (1983 г.) Пленумов ЦК КПСС, находит новые резервы своей деятельности, чтобы более успешно, чем раньше, развивать экономику Советского государства, укреплять его оборонную мощь, повышать роль науки во всех сферах нашего общества, совершенствовать социалистический образ жизни советских людей и обогащать их духовную жизнь непреходящими по своему значению ценностями культуры, отвечающими высоким критериям идеалов коммунизма.

«Направляющая деятельность партии оказывает благотворное влияние на духовную жизнь советского общества. Завершен переход ко всеобщему среднему образованию молодежи, создана единая система высшего, среднего специального и профессионально-технического образования, которая в основном обеспечивает народное хозяйство квалифицированными кадрами специалистов и рабочих. Характерная черта нашего времени — опора на науку, укрепление ее связи с производством, превращение науки в непосредственную производительную силу» (постановление ЦК КПСС «О 80-летии Второго съезда РСДРП». — Правда, 1983, 5 апр.).

В самом тесном взаимодействии с работниками, представляющими все основные области жизни нашей страны — ее промышленность и сельское хозяйство, науку, искусство, народное образование, здравоохранение, обслуживание и др., над выполнением планов текущей пятилетки трудятся и советские психологи, которые летом этого года на очередном съезде Общества психологов СССР проанализировали все сделанное в советской психологической науке за последние годы, оценили достижения и недостатки в развитии теории психологии, в экспериментальных исследованиях и во внедрении получаемых в них результатов в практику.

На съезде обсуждено положение дел в таких важных для решения задач воспитания нового человека и организации его жизнедеятельности в соответствии с принципами коммунистической морали областях психологической науки, как возрастная и педагогическая психология.

Сейчас, когда в нашей стране развернута огромная работа, направленная на повышение эффективности деятельности всех институтов нашего общества — производственных и учебных коллективов, средств массовой информации, социально-культурных учреждений, советской семьи и др., участвующих в формировании коммунистического сознания и коммунистического поведения у всех поколений советских людей, характер требований к исследованиям, развертываемым в названных областях психологической науки, становится качественно иным, чем в предыдущие годы.

Генеральный секретарь ЦК КПСС Ю. В. Андропов, подчеркивая неодолимую революционную роль марксизма в преобразовании общества, указал, что одной из главных причин всепобеждающей силы этого учения является то, что оно возникло и развивалось как теория, направленная на революционное изменение мира (Андропов Ю. В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы

 

6

 

социалистического строительства в СССР. — Коммунист, 1983, № 3). И в настоящее время нужно, чтобы этот принцип — принцип развития науки для преобразования действительности в соответствии с коммунистическими идеалами — последовательно проводился в жизнь во всех научных разработках, осуществляемых в возрастной и педагогической психологии. При таком подходе к предмету своего исследования эти области психологической науки поднимутся на качественно новый уровень в своем развитии. Они избавятся от присущей многим исследованиям излишней академичности и абстрактности. Социальная ценность нарабатываемых учеными обобщений будет неуклонно возрастать, и сами эти обобщения будут все более широко использоваться во всех звеньях действующей в нашей стране системы формирования у каждого человека — гражданина нашей страны марксистско-ленинского мировоззрения, воспитания у него преданности идеалам коммунизма, развития чувства хозяина страны, высокой политической и нравственной культуры, непримиримости к буржуазной идеологии и морали. Поэтому планирование исследований по проблемам возрастной и педагогической психологии, определение конкретных тем и методики их экспериментальных разработок, процедуры научной интеграции получаемых данных, формулирование общих и частных выводов должны быть в конечном счете ориентированы на непрерывное накопление такого знания феноменологии, закономерностей и механизмов психического развития, которое дает возможность всем практическим работникам, непосредственно решающим задачи воспитания, совершенствовать свою деятельность.

Это означает, что в области возрастной психологии необходимо значительно усилить активность исследовательской работы, нацеленной на всестороннее раскрытие общих закономерностей и движущих сил психического развития советского человека на всем протяжении его жизни. Об этом приходится специально говорить потому, что решение этой проблемы, начатое на фундаменте марксистской философии в трудах Б. Г. Ананьева, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, К.Н. Корнилова, Г.С. Костюка, А.Н. Леонтьева, С.Я. Рубинштейна и других психологов старшего поколения, не находит соответствующего ее теоретическому и прикладному значению продолжения в работах, публикуемых психологами в последние годы.

Большего внимания, чем это наблюдается сейчас в отечественной психологии, требует и проблема возрастной периодизации психического развития, научного формулирования оснований этой периодизации, создания интегральных и одновременно многоуровневых характеристик психики людей, типичных для каждой из главных стадий проходимого ими возрастного развития и фиксирующих качественное своеобразие этих стадий.

Пока при освещении этого, также научно нелегко решаемого круга вопросов имеет место бросающаяся в глаза неравномерность: сравнительно много выполняется работ, раскрывающих специфику психического развития в дошкольном и младшем школьном возрастах, намного меньше — в подростковом и юношеском и ничтожно мало — на других, более старших ступенях возрастного развития.

Помимо прояснения общей картины развития психики на каждой возрастной ступени в теснейшей связи с факторами, которые вызывают это развитие, в настоящее время важно взять курс на создание целостного представления о функционировании основных сфер психики человека — интеллекта, чувств, воли — и их взаимосвязях и взаимообусловливании на каждой возрастной ступени, также в контексте условий и обстоятельств, которые определяют основные характеристики этого функционирования.

На необходимости безотлагательного решения указанной задачи приходится настаивать, поскольку все еще выполняется большое число исследований, прослеживающих отдельные частные особенности познавательных процессов, эмоций, волевой регуляции поведения человека, и почти нет работ, синтезирующих и обобщающих эти активно добываемые, но все же носящие парциальный характер знания в системные представления об особенностях

 

7

 

работы ума человека, актуализации у него эмоций, проявлений его воли, когда ему приходится решать более или менее субъективно значимые для него задачи, выдвигаемые действительностью, в которую он включен. Естественно, что при решении этой проблемы важно уберечься от ухода в дурную абстракцию. «Качественную узловатость», концентрированно выражающую специфику проявлений интеллекта, чувств и воли человека на каждой возрастной ступени, надо, конечно, прослеживать в тесном сопряжении с рассмотрением образа жизни людей с обязательным учетом характера его выражения в определенных содержании и форме времяпрепровождения — в деятельностях с их целями, операциональным составом, критериями выполнения, включенностью в различные социальные общности и в целом ряде других особенностей.

Столь же остро выступает в возрастной психологии необходимость интенсификации исследований и в области психологии личности. Здесь важно, имея в виду «длинник» ее развития, не только объективировать качественное своеобразие, выражающее общую личностную суть человека на каждом из возрастных ступеней этого развития, и выявить и описать основные вариации проявления этой сути, зависящие от конкретного своеобразия общественных условий, в которых происходит формирование личности, но и дать основанную на познанных закономерностях и механизмах реальную картину образования и развития таких структурно сложных блоков в личности, как ее убеждения, потребности и интересы, как ее склонности и способности и как ее характер.

Выявление во всей ее научно-проблемной многоаспектности динамики становления этих образований в личности, и особенно определение той «психологической логики» развития их, которая должна быть задана первыми общественными воздействиями на ребенка и продолжена во всех последующих воздействиях на него при его взрослении с целью формирования у него убеждений, потребностей и интересов, воспитания способностей и характера, должных быть у личности коммунистического типа, — это исследовательская задача громадного социального значения, и на решение ее должно быть направлено намного больше усилий со стороны специалистов по возрастной психологии, чем это было в последние годы.

Предельно актуальное значение для оптимизации процесса развития личности в условиях нашей сегодняшней действительности имеет также разработка системы диагностики сформированности как отдельных образований личности, так и личности в целом.

Ее появление и последующее внедрение позволят намного более успешно, чем сейчас, решать многие виды учебно-воспитательных задач, которые возникают в реальной практике работы с личностью. Например, не просто определять, какими знаниями, умениями и навыками она владеет (а именно на этом уровне останавливается в большинстве случаев оценивание личности в настоящее время), но с большей долей достоверности устанавливать составляющие ее структуру черты, прогнозировать перспективы ее обучаемости и воспитуемости в необходимых советскому обществу направлениях.

Обширный круг задач, требующих для своего решения тщательно продуманных и многоаспектных теоретических, экспериментальных и прикладных разработок, достаточно четко обозначается в последние годы и для педагогической психологии.

Одной из самых важных в ряду названных задач педагогической психологии стоит задача создания психологических основ воспитания.

Не упуская из виду необходимость освещения общих психологических параметров, в которых находит выражение всесторонность развития советского человека — его подготовленность к труду, политическая зрелость, умственная, нравственная и эстетическая воспитанность, физическое здоровье, сейчас важно обосновать и достаточно определенно конкретизировать эти параметры в приложении к каждому из промежуточных этапов их формирования, т. е. следует научно аргументированно и с оправданной мерой конкретности представлять себе, как должна выглядеть эта всесторонность в преддошкольном, дошкольном, младшем школьном и во всех последующих возрастах.

 

8

 

Другая, не менее трудная задача, встающая перед психологами в связи с только что изложенной, — выяснение характера системы объективных и субъективных условий, которые необходимы и достаточны для того, чтобы обеспечивать достижение этой всесторонности прежде всего в личностном развитии человека.

Вместе с тем надо подчеркнуть, что эту в социальном отношении крупномасштабную цель психологам не решить без самого тесного содружества с педагогами — теоретиками, методистами, практиками, представляющими различные звенья учебно-воспитательного процесса.

Опираясь на достижения всех наук о человеке и обществе, и в частности на постоянную связь с возрастной физиологией, при создании целостного психологического обоснования всей системы реальной работы с человеком, направленной на формирование его личности, психологи должны установить повседневные, многосторонние и по-настоящему глубокие контакты с семьей, детскими дошкольными учреждениями, школой, ПТУ, производственными коллективами, учреждениями, представляющими средства массовой информации, и другими, помогающими обеспечивать необходимые воздействия на личность.

Прочное творческое содружество с ними — важнейшее условие раскрытия целостной системы психологических закономерностей и механизмов формирования личности советского человека и одновременно — единственный путь превращения психологии воспитания в область знания, действительно помогающую совершенствовать на фундаментальном уровне процесс воспитания во всех основных его звеньях.

Развертывая исследования этого цикла, надо постоянно помнить, что результаты их будут представлять собой действительно реальный вклад психологов в создание научной основы осуществления эффективного единства идейно-политического, трудового и нравственного воспитания, улучшения координации средств идеологического воздействия, усилий общественных организаций, трудовых коллективов, семьи и школы, о чем как о важнейшем условии успешности всей воспитательной работы очень четко сказано в постановлении июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС.

При разделении глобальной задачи психологии воспитания на более частные вопросы, которые необходимо решить психологам, чтобы привести эту область науки в соответствие с современными требованиями, очевидно, надо обратить самое серьезное внимание на прослеживание психологических условий увеличения воспитывающей роли всех видов деятельности — общения, игры, учения, и, конечно, прежде всего труда — во всех их формах, в которых на протяжении жизни человек участвует.

Поскольку психика человека в деятельности, которой он оказывается занят, не только проявляется, но и развивается, специалисты по педагогической психологии, постоянно сотрудничая с методистами и вообще с практиками разных категорий, должны, с одной стороны, научиться замерять реальный психологический результат воздействия той или иной деятельности (или их сочетаний) на ее участников, а с другой — давать научно обоснованные рекомендации по изменению содержания деятельности и форм ее организации, чтобы повысить их воспитательный эффект.

Специалисты-психологи должны прояснять взаимозависимости, связывающие характеристики психики человека и характеристики его деятельности, и продолжать создавать психолого-педагогические основы направленного, т. е. необходимого советскому обществу, формирования у человека знаний, навыков, умений, видов эмоционального отклика на происходящее, способов поведения в социально значимых ситуациях.

Эта работа, проводимая в тесном сотрудничестве с педагогами, должна быть нацелена на успешное преодоление тех трудностей, с которыми сталкиваются в настоящее время воспитатели массовых детских садов и школ, на обеспечение организации обучения детей с шестилетнего возраста, на упорядочение их учебного труда, исключающее нервно-физические перегрузки, на поддерживание в течение всех лет обучения неизменно высокого интереса к приобретению знаний и выработку

 

9

 

устойчивой потребности в постоянном самообразовании и самовоспитании.

Помимо помощи педагогам-практикам в поисках психологически обоснованных путей успешного преодоления трудностей, возникающих в уже сложившейся системе обучения учащихся, перед педагогической психологией встают и новые задачи.

В последнее время, как известно, не только в высшей, но и в средней школе происходит компьютеризация обучения. Учащиеся под руководством педагогов должны научиться использовать компьютер как средство записи, хранения и переработки информации. Приобретенные ими умения обращения с компьютерами облегчат им в дальнейшем управление станками и роботами-манипуляторами, слежение за технологическими процессами, проведение расчетов при конструировании и выполнение ряда других работ. В связи с компьютеризацией у психологов возникают новые исследовательские проблемы, например прояснение возрастных аспектов компьютеризированного обучения, психологическое обоснование обучающих программ и стандартизированных учебников, рассчитанных на использование компьютеров при обучении, отработка совместно с педагогами-инженерами оптимальных вариантов включения разных типов компьютеров в учебный процесс и ряд других проблем.

На качественно новом уровне и при большом диапазоне проблематики, включающей теоретический, экспериментальный и прикладной аспекты, должны быть сейчас развернуты в педагогической психологии исследования, освещающие все главные этапы формирования человека как субъекта труда, воспитания у него устойчивой направленности на активный труд в нашем обществе и способностей для его успешного осуществления прежде всего в сфере материального производства.

Осуществляя эту работу, следует руководствоваться словами Ю.В. Андропова, сказанными им на июньском (1983 г.) Пленуме: «Надо твердо проводить курс на то, чтобы прививать школьнику привычку и любовь к полезному труду. Это может быть труд физический или умственный, но обязательно настоящий труд — производительный, нужный обществу» (Коммунист, 1983, № 9, с. 11 — 12).

Перечисление в общем виде задач, решение которых требует активизации работы педагогических психологов, было бы крайне односторонним, если бы был оставлен в стороне очень важный для понимания основных детерминант формирования личности советского человека фактор, а именно коллектив, в котором человек живет, учится, работает, отдыхает.

Как повысить позитивную воспитательную эффективность всех тех коллективов — семьи, группы детского сада, школьного класса, учебной группы ПТУ, производственной бригады и др., членом которых человек является, как сопрягать взаимодействия их друг с другом, чтобы каждый человек устойчиво проявлял себя в них как коллективист, как инициативный труженик, постоянно устремленный к деяниям, цель которых общее благо, как патриот своей великой Родины и вместе с тем как последовательный интернационалист, — для получения научно убедительных ответов на эти вопросы еще очень и очень многое должны сделать психологи.

Определяя программу конкретных разработок в названной области, они для успеха дела должны глубоко осмыслить материалы всенародного обсуждения «Закона о трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями», принятого на последней сессии Верховного Совета СССР.

Поиск и внедрение в реальный процесс подготовки будущего учителя улучшающих качество этой подготовки рекомендаций являются также очень важной проблемой. Психологи должны активно участвовать и в разработке профессиограмм труда учителя, и в обосновании характера психологических звеньев в общей системе его подготовки, и в формулировании критериев определения его профессиональной и личностной готовности к решению педагогических задач, и при освещении целого ряда других столь же значимых вопросов, относящихся к названной проблеме.

Можно было бы перечислять дальше

 

10

 

те «горячие точки» в различных звеньях действующей в нашей стране системы факторов, обеспечивающих осуществление целей обучения и воспитания, которые требуют обращения к ним исследовательской мысли со стороны педагогических психологов и которые одновременно являются точками роста для самой педагогической психологии. Но вряд ли это нужно. Гораздо более существенно здесь подчеркнуть другое.

Для того чтобы исследования по возрастной и педагогической психологии систематически и на всех уровнях своих разработок смогли отвечать предъявляемым им высоким требованиям, необходимо, во-первых, добиться планирования теоретических, экспериментальных и прикладных разработок таким образом, чтобы не только было выдержано оправданное интересами дела соотношение между ними, но, и это главное, чтобы они предельно полезно своими результатами способствовали укреплению научного фундамента, на который опирается организация процесса обучения и воспитания. Во-вторых, требуется также подчиненное интересам общего дела распределение труда между специалистами, разрабатывающими проблемы возрастной и педагогической психологии.

В нашей стране в 220 педагогических институтах, в 59 университетах, в НИИ педагогического профиля трудится большой отряд ученых, ориентирующих свою деятельность на развитие основных направлений возрастной и педагогической психологии. В настоящее время важно объединить силы этих ученых четко продуманным единым планом работы, определить содержание и форму научной продукции, которую должен наработать каждый Научный коллектив, наметить и опробовать эффективные пути обмена опытом в реализации научных замыслов, сближения теоретических подходов к интерпретации получаемых научных фактов и т. д.

Научным координатором этой работы может и должен стать Институт общей и педагогической психологии АПН СССР, за 70 лет существования накопивший богатые традиции в освещении труднейших проблем психологической науки, создавший целые научные школы и направления.

Помимо осуществления функции центра, возглавляющего проводимые в стране исследования в области возрастной и педагогической психологии, НИИ ОПП АПН СССР должен осуществлять необходимую интеграцию всего ценного из сделанного в возрастной и педагогической психологии в последние десятилетия.

Решению этой трудоемкой задачи следует подчинить работу над томами «Возрастная психология» и «Педагогическая психология», публикация которых заложена в план издательства «Педагогика» на ближайшие годы.

В заключение следует указать на еще одно направление деятельности психологов, которое, если его целеустремленно развивать, в сильнейшей степени будет способствовать одновременно и интенсивному расширению объяснительных возможностей возрастной и педагогической психологии, и увеличению ее роли в преобразовании той стороны действительности, в которой сильнее всего дает себя знать область обучения и воспитания. Этим направлением является развитие системы психологической службы, ориентированной на оказание повседневной практической помощи школе и семье. Первые шаги, которые сделали, организуя такую службу, ученые в ряде научных центров страны, убеждают в наличии в этой форме работы психологов сильных стимулов для активного развития тех областей психологической науки, которую они представляют.

XXVI съезд Коммунистической партии Советского Союза в своих решениях призвал советских ученых увеличивать свой вклад в выполнение грандиозной программы хозяйственного и культурного строительства в нашей стране. Советские психологи, хорошо понимая свой долг перед партией, перед народом, целеустремленно трудятся над тем, чтобы усилить роль науки, которую они представляют, в решении задач, поставленных XXVI съездом КПСС.

 

Поступила в редакцию 23.V.1983 г.