Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

172

 

ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ ЧЕЛОВЕКОМ

 

Я. РОСС

Таллин

 

22—24 ноября 1982 г. в Таллине в Институте языка и литературы АН Эстонской ССР проходил симпозиум «Общие аспекты обработки лингвистической и музыкальной информации человеком и машиной».

С двумя пленарными докладами выступил Э. Тарасти (Ювяскюля, Финляндия). Он говорил главным образом о применении некоторых семиотических моделей для описания музыкальных явлений как целостного текста. Наибольшее внимание Э. Тарасти уделил учению советского музыковеда Б. Асафьева (книга которого «Музыкальная форма как процесс» появилась в 1976 г. в английском переводе) об интонации как основном музыкальном элементе, а также правилам «логики изменений» современного видного финского философа Г.Г. фон Вригта. Затем докладчик остановился на современном состоянии музыкальной семиотики. Здесь он выделил два направления — структуралистские и иконические теории и на первый план выдвинул труды Пирса и Греймаса как попытку синтеза этих двух направлений.

На секции «Восприятие и обработка музыкальной информации» были заслушаны три доклада. А. Беляева, В. Носуленко и Ю. Забродин (Москва) рассказали о своем экспериментальном исследовании психических процессов через вербальную коммуникацию, исходным материалом в котором были даваемые испытуемыми описания визуальных и звуковых стимулов (в частности, слушатели должны были описать различия при воспроизведении моно- и стереомузыки).

Ж. Шошина и Ю. Ильченко (Тбилиси) проанализировали различия в рисунках, сделанных психически больными и здоровыми людьми под музыку. Доклад иллюстрировался многочисленными слайдами. Была установлена связь между рисунками и психическим состоянием человека. Результаты опыта могут быть использованы в лечении и диагностике.

В своем пленарном докладе А. Хоутсма (Эйндховен, Нидерланды) рассмотрел результаты эксперимента по восприятию основного тона. Известно, что в каждом звуке естественного происхождения одновременно имеется много различных «чистых» частот колебаний (синусоид). В одном случае слух человека редуцирует такой спектр частот в один звук определенной высоты — в основной тон (где, как показывают многие эксперименты, соответствующая основному тону частота колебания может на самом деле отсутствовать); в другом случае этот спектр воспринимается как шум. Хоутсма описал условия, при которых становится возможным восприятие основного тона.

Заседание секции физиологии и психоакустики открыл А.Р. Терепинг (Таллин). Как известно, интерауральный фазовый сдвиг является одним из параметров акустического сигнала, по которому человек локализует источники звука в пространстве. По данным Терепинга, интерауральная фазовая чувствительность примерно у 25 % людей ограничена узким диапазоном частот (около 500 Гц). Фазовая чувствительность, с одной стороны, связана с особенностями периферийной слуховой системы (базилярной мембраны) и с другой стороны, с развитостью музыкальных способностей человека (среди людей, активно занимающихся музыкой, фазовая нечувствительность, или интерауральная фазовая аномалия, встречается лишь у 5 %).

Я. Альтман, С. Вайтулевич и Л. Котеленко (Ленинград) представили результаты исследования поведения отдельных нервных клеток центральной слуховой системы. Оказалось существенным то, что некоторые параметры, характеризующие структуру акустических стимулов как во времени, так и в пространстве, остаются закодированными в импульсной активности нейрона достаточно длительное время (до секунд) после реального прекращения действия стимула.

В докладе В. Каменского (Москва) и Я Росса (Таллин) проверялась адекватность двух моделей восприятия консонанса с помощью техники многомерного шкалирования. Результаты показали, что для профессиональных музыкантов первичной является впервые предложенная Рамо синтетическая модель, в которой восприятие консонанса рассматривается как частный случай восприятия высоты звука. К этой тематике тесно примыкал второй пленарный доклад А. Хоутсма. Он продемонстрировал один синтезированный в ЭВМ хорал Баха, в котором были искусственно нарушены: в первом случае — частотные отношения между ступенями лада, во втором — частотная структура отдельных звуков и, наконец, в третьем — одновременно и то, и другое. Таким образом, слушатель непосредственно получил возможность оценить значение синтетической (Рамо) и аналитической (Гельмгольц) концепций восприятия консонанса в музыкальном контексте. Затем Хоутсма попытался пояснить, каким образом слух человека «догадывается», что, например, при нажатии на рояле двух клавиш мы имеем дело с двумя (не одним) звуками. Очевидно, что наряду с темпоральной (безусловно, первичной) информацией кое-что закодировано и в частотной структуре звука.

Работа симпозиума протекала, кроме того, еще на двух секциях — статистических методов, а также семантики и поэтики. О докладах, сделанных на этих секциях, см. сб. тезисов данного симпозиума: Symposium on common aspects of processing of linguistic and musical data (summaries).Tallinn, 1982. Сборник можно запросить по адресу: 200103 Таллин, ул. Лауристини, 6, Институт языка и литературы, сектор вычислительной лингвистики.