Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

166

 

О ПУТЯХ ВНЕДРЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ В ПРАКТИКУ (С СОВЕЩАНИЯ ГЛАВНЫХ РЕДАКТОРОВ)

 

Д. КОВАЧ

Братислава, ЧССР

 

Возникновение любой отрасли науки порождается объективно существующими потребностями общества. Однако результаты возникшей новой науки не всегда принимаются немедленно общественной практикой. В истории науки можно отметить много таких примеров, однако психология обладает специфическими особенностями. Связанные с ней отрасли научного познания — прежде всего человековедение — появились тогда, когда макроструктура науки начала стабилизироваться и приобрела современный вид и когда соответствующая ей профессионализация начала приобретать реальное обоснование. Поэтому в развитии мировой психологии отразилась не только борьба за свой научный статус, но также и за ее позиции в профессионально-практической деятельности, стремление к нахождению своего практического применения. И здесь психология столкнулась с рядом трудностей, прежде всего редукционизмом разного вида; трудности второго рода выразились в дискуссии с представителями других профессий о статусе психологии.

В Чехословакии развитие психологии как составной части научного познания достигло высокой стадии. Это, конечно, не значит, что специфика психологии как науки уже везде и в соответствующей мере признается и что психологию уже не нужно защищать от онтологического или методологического редукционизма. Однако в различных областях профессионально-практической деятельности предстоит проделать еще большую работу.

Задачу практически содействовать строительству социалистического общества чехословацкие психологи сформулировали перед собой уже на своей первой общегосударственной конференции в 1957 г. в Смоленицах. Позже проблема практической деятельности психологов обсуждалась на всех специальных психологических мероприятиях. Был подготовлен ряд документов, которые должны были обеспечить развитие профессионально-практической деятельности психологов. Сейчас можно констатировать, что не все из выдвинутых задач были реализованы. Поэтому использование психологических подходов и знаний в общественной практике стало в 1959 г. предметом международного совещания психологов социалистических стран.

В Чехословакии достигнут прогресс в использовании психологии в области здравоохранения, педагогической консультации, в различных областях производства, однако до сих пор еще существуют барьеры, мешающие полному применению профессиональных психологических решений в практике.

На съезде психологов ЧССР в 1980 г. в общем докладе проблематика эффективного применения психологии определялась как многоуровневая и многомерная. Приведем соответствующие примеры трудностей использования психологии в практике.

Существует еще противоречие между объективными потребностями использования специальных психологических подходов в различных областях общественной практики и субъективными взглядами администрации на создание специальной психологической службы в этих областях. Нет еще полного соответствия между традиционной структурой профессиональной подготовки психологов и возникающими общественными заявками на возможные-психологические службы. Увеличивается разрыв между фундаментальными и прикладными исследованиями в психологии, а между тем соответствующие психологические учреждения, через которые могла бы осуществляться эта связь, отсутствуют. Психологам, работающим в различных областях общественной практики, недостает компетентности, отсутствует юридическая ответственность за предоставляемые психологические рекомендации. Не созданы органы центрального управления всеми видами практической психологической деятельности, которые определяли бы главные направления развития практической психологии и координировали бы действия отдельных лиц или групп.

Перечисление всех этих трудностей делает очевидным, что проблему применения психологии в практике нельзя решать стихийно. Учитывая большую сложность этой проблемы, мы решили организовать общую дискуссию психологов ЧССР. Центральная тема этой дискуссии — «Каким образом наиболее эффективно использовать психологию в жизни». Для участников дискуссии мы сформулировали три следующих вопроса: 1. В чем вы видите главные причины медленного и недостаточно эффективного внедрения психологических знаний

 

167

 

в отдельные области нашей жизни со стороны психологии (психологов) и со стороны различных областей практики? 2. Что вы предлагаете, для того чтобы принималась, распространялась и стала более эффективной профессионально-практическая деятельность психологов в целом и в особенности в отдельных областях общественной, групповой и индивидуальной деятельности, но главным образом в той области, в которой Вы работаете или в которой вы лучше всего разбираетесь? 3. В каких областях общественной практики могли бы и должны, по вашему мнению работать психологи как специалисты?

Мы надеемся, что дискуссия привлечет внимание и будет способствовать уточнению подходов и решению конкретных задач практической психологии, внедрению психологических знаний в жизнь. Мы уверены, что психология является одной из самых практических наук.